Стендовый доклад Профилактика отклоняющего поведения школьников

Стендовый доклад "Профилактика отклоняющего поведения школьников" содержит информацию, полезную всем участникам образовательного процесса: педагоги найдут информацию для проведения классных часов и родительских собраний; родители получат сведения о коррекцию поведения своих детей при любом отклонении от нормы ( воровство, нецензурная брань, мнимые болезни, детская агрессивность и тому подобное), детям будет интересно услышать о себе что-то новое и соотнести со своим поведением.
Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бранные слова в речи ребенка: что делать?

Бранные слова используются:

 для повышения эмоциональности речи;

 эмоциональной разрядки;

 оскорбления, унижения адресата речи;

 демонстрации агрессии;

 демонстрации отсутствия страха;

 демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов;

 демонстрации принадлежности к взрослым, к «своим».

Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего и неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Что делать педагогам и родителям

Бесполезно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать их произносить. Это сделает ругательства более привлекательными в глазах ребенка, он будет их употреблять, но постарается, чтобы вы не слышали. Тогда о «достижениях» своего ребенка в этой области родители будут узнавать от учителей. Во избежание раннего появления ругательств в лексиконе ребенка взрослым необходимо следить за собственной речью. Если же ребенок спрашивает вас о значении того или иного бранного слова, не уходите от ответа. Дайте понять ему значение этого слова ( или купите словарь ненормативной лексики) , но подчеркните, что вам эти слова не нравятся. Надо объяснять, что хоть ругать и является неотъемлемой частью нашего языка, не стоит навязывать её окружающим, тем самым оскорбляя и унижая их. И употреблять такие слова просто неприлично.

Рассеянный ребенок: что делать?

Неловкость за поведение ребенка-не единственное, что беспокоит родителей. Рассеянность и невнимательность бывают поводом и для более серьезных переживаний.

Во-первых, за безопасность. Вдруг, переходя улицу, он не посмотрит на светофор? Вдруг не закроет за собой дверь? Вдруг… Родители невнимательных детей могли бы продолжать этот список бесконечно- быть спокойным за своего ребенка они не могут практически никогда.

Во-вторых, за учебу. Внимание, умение сосредоточиться играют огромную роль в обучении независимо от возраста и того, чему именно обучать. Успех только наполовину зависит от способностей, вторая половинка - это труд. Занятия, расписания, книги, тетрадки и прочие мелочи- все это для рассеянного человека может быть большой проблемой.

В-третьих, за отношения с окружающими. Хорошо, если в будущем у ребенка будут совершенно необидные, все прощающие и снисходительные друзья. Иначе конфликтов , ссор и недоразумений не избежать. Внимательность ведь и в личных отношениях оказывается ценным качеством.

В-четвертых, за собственные методы воспитания. Когда каждое утро начинается с поисков одежды, потом- дневника, затем выяснения, какой сегодня день недели…

Рассеянность-это нарушение внимания, неумение должным образом сосредоточиться. В крайних случаях- когда ребенок вообще не способен усвоить инструкцию, и это затрудняет любую его деятельность-причинами могут быть серьезные нервные и психичнские заболевания. Когда же рассеянность выражена не столь сильно и проявляется не постоянно, то причины, скорее, в следующем.

1.Возраст. До 7 лет дети вообще не могут сосредоточиться на одном объекте. А отвлекаемость- способность быстро переключиться на другой объект, забыв о том, чем занимался,-сохраняется и позже, до подросткового возраста. Поэтому многие родительские претензии просто неоправданны. Запомнить расписание, самостоятельно собраться, сделать все уроки, ничего не забыть- большинству первоклассников это не под силу.

Что делать? Помогайте, проверяйте и напоминайте, снижая степень своего участия медленно и постепенно.

2.Усталость. Жизнь современных детей почти не отличается от жизни взрослых. Они также активны, динамичны и заняты. Только устают ещё больше и при таком ритме иногда просто перестают воспринимать происходящее. Психика сама защищается от перегрузок- ведь её возможности не безграничны.

Что делать? Дозируйте нагрузки и занятость, обращая внимание на самочувствие ребенка и его поведение. Научив ребенка трудиться, научите его…ничего не делать, праздно проводить время. Отдых также важен, как и работа. Эту установку ребенок должен понять на вашем примере.

3.Увлеченность. Иногда мы так много думаем о чем-то или о ком-то, что это полностью вытесняет все другие мысли. В состоянии влюбленности, например, человек может не замечать вообще ничего вокруг. В состоянии гнева, обидыц, тяжелых воспоминаний, ревности- тоже. Быть внимательными и сосредоточенными в таком состоянии невозможно.

Что делать? Единственный способ снизить влияние эмоций- дать возможность выразить их словами. Не ставьте никаких запретов. Относитесь к любым чувствам спокойно и с пониманием, выслушивайте все, что говорит ребенок, сопереживайте и поддерживайте.

4.Характер. А вот это- навсегда. Большая часть особенностей личности определяется свойствами нервной системы, а она- врожденная, передается по наследству и изменениям не подлежит. Так что одни дети в раннем возрасте могут быть внимательнее, чем другие. Тихие, впечатлительные и ранимые мальчики и девочки, как правило, бывают более рассеянными- как бы мы не призывали их к собранности.

Что делать? Учитывайте особенности характера в том, что касается учебы и дополнительных занятий. Не выбирайте в педагогических целях виды деятельности, где требуется повышенное внимание. Это ещё больше будет тревожить и дезориентировать ребенка.

 Не ставьте условий- даже если они, на ваш взгляд, очень привлекательны. «Купим тебе телефон, но отберем, если ты что-то забудешь». Страх сделать что-то не так приведет к ещё большей невнимательности.

 Научите ребенка приемам организованности (записи, пометки на полях, напоминания в телефоне или компьютере )и подавайте пример внимательности- дети похожи на мам и пап.

Мнимые болезни

Нередко для привлечения к себе дополнительного внимания демонстративные дети «эксплуатируют» имеющиеся у них заболевания(ведут себя так, как будто их болезнь значительно тяжелее, чем в действительности) или даже «создают «себе болезни. Для этого достаточно особо внимательно прислушиваться к своему организму. «Не болит ли у меня голова? Кажется, нет. А горло? Тоже нет. А живот? О, кажется, меня немного тошнит!». Внутренние органы «не любят» слишком пристального контроля за своей работой. Такое прислушивание к себе нарушает нормальную автоматическую регуляцию телесных процессов- и действительно могут возникнуть тошнота, боли, спазмы.

Чрезмерные волнения окружающих по поводу самочувствия ребенка побуждают его все чаще прибегать к этому способу привлечения к себе внимания. Затем тот же механизм начинает использоваться и для более практических целей- например для увиливания от предстоящей контрольной, к которой ребенок недостаточно готов.

Лень и ленивые дети

Есть дети, которым трудно учиться в группах с преимущественно фронтальными методами обучения. Есть дети, которые в силу возрастных особенностей и особенностей психики не могут овладеть программным материалом. Наконец, есть дети, которые плохо учатся только из-за своей лености, отсутствия воли. Мы таких детей чаще всего ругаем, критикуем, забывая при этом, что леность ученика рождается не на пустом месте. Лень любого человека имеет свои причины и является не только виной, но и бедой ребенка. Бедой, в которой ему часто нужно помочь.

Первый этап- установление причин лени. Без знания их невозможно заниматься формированием волевых усилий детей.

Лень и её причины

Усталость

Многие замыслы ученика были бы осуществлены и начинания завершены, если бы не усталость и нехватка сил, преследующие его постоянно

Отсутствие смысла работы

С годами у взрослого человека это может нести более широкое толкование, отсутствие смысла жизни, а значит, и смысла чего-либо добиваться, к чему-то стремиться и доводить до конца

Отсутствие умения работать

Речь идет о ряде умений, в первую очередь, интеллектуальных, что не дает ученику нормально учиться

Непосиль-ность работы

Многие учебные задачи трудны для ученика из-за несоответствия его возрастным и психологическим особенностям и поэтому несоизмеримы с его возможностями

Отсутствие интереса к работе

Такие дети не могут что-то делать без удовольствия, не могут долго терпеть напряжение, дискомфорт

Лень как проявле-ние страхов

Кажется, что ребенок ленится, а на самом деле он боится низкой оценки результатов своей работы другими или собственной низкой оценки. Страх предстоящих усилий- физических, умственных или душевных, при высоком уровне притязаний может вылиться в отказ от любой работы вообще

Особенности душевного состояния

В жизни каждого человека, в том числе ребенка, может быть пробоина, в которую понапрасну уходит энергия. Это может быть конфликт, неудовлетворенность, скверное воспоминание, ревность, зависть, двусмысленное положение, ложь…

Отсутствие уверенности в себе

Во всем, за что не берется ребенок, он предвидит неудачу, на всяком пути препятствия кажутся ему неодолимыми, поэтому он легко отступает

Астетичес-кий тип личности

Слабое чувство жизни. Внутри такого человека что-то непрестанно сопротивляется всякой обязанности, всякому «надо»

Гедоническая лень

Попросту говоря-сибаритство. Желание праздности распространяется у такого человека на любую работу

Второй этап-создание учителем и родителями условий, побуждающих ребенка заниматься воспитанием волевых усилий и формированием у него желания и потребности этим заниматься. Для этого ребенку нужно показать существующую у него проблему, убедить его в нужности ею заниматься и в возможности её решения. Образно выражаясь, надо чтобы лошадь не только подошла к воде, но и захотела её пить. В этой работе важно соблюсти баланс между критическими замечаниями и поддержкой у ребенка уверенности в успешности его усилий похвалой и моральной поддержкой.

Третий этап-связан с формированием у ребенка волевых привычек, волевых способностей. Многие из перечисленных причин лени сами по себе диктуют и соответствующие способы её преодоления. Если лень связана с отсутствием у ученика необходимых интеллектуальных умений, то их надо развивать. Если нежелание выполнять учебные задания продиктовано их несоответствием реальным возможностям ребенка, то такие задания необходимо пересмотреть и т.д.

Астетический тип личности переживает лень как физическое препятствие жизни- будто гири внутри. Только бы отдыхать! Такое состояние может быть признаком надвигающейся болезни или её осложнениями, результатом гипотонии. Коварное свойство астетической лени-саморазвивающаяся инерция .Помочь здесь можно правильным режимом, питанием, движением (можно посмотреть правила в книге В.Леви «Лекарство от лени»)

Гедоническая лень от избалованности, от привычки жить в свое удовольствие. Помощь возможна при едином подходе в воспитании, смысл которого заложен в словах «ДОЛЖЕН» и «НАДО»

Детская агрессивность

Агрессия-это разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования в обществе, наносящее людям физический и психический вред.

Причины агрессивности у детей:

1 место -негативная обстановка в семье: невнимательность взрослых, недостаток любви и понимания, воспитание, при котором шкала истинных ценностей искажена до неузнаваемости (Что такое хорошо, а что такое плохо???),а также агрессия со стороны взрослых.

2 место- влияние средств массовой информации.

3 место-общество, окружающая ребенка среда общения.

Среди прочих причин можно отметить неблагоприятные условия жизни ребенка ,рост насилия в стране и мире, комплексы из-за каких- либо недостатков, например, физических , некоторые соматические заболевания головного мозга.

Агрессивность ребенка проявляется, если:

ребенка бьют;

над ребенком издеваются;

 над ним зло шутят;

 ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

 родители заведомо лгут;

 родители пьют и устраивают дебоши;

 родители нетребовательны и неавторитетны для ребенка;

 родители не умеют любить своих детей одинакова;

 родители не общаются со своими детьми;

 вход в дом закрыт для друзей ребенка;

 родители живут своей жизнью, где нет места ребенку.

Если ребенок агрессивен…

 Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.

 Помните, что ребенок всегда подражает тому, за кем (чем) привык наблюдать, поэтому ни вы, ни другие родные и близкие ребенка не должны проявлять агрессию.

 Предъявляя ребенку требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.

 Гасите конфликт, направляя интерес ребенка в другое русло.

 Учите ребенка правильному общению со сверстниками и взрослыми.

 Игнорируйте легкие проявления агрессивности ребенка, не фиксируйте на этом внимание окружающих.

Расширяйте кругозор ребенка.

 Включайте ребенка в совместную деятельность , подчеркивая его значимость.

Бороться с агрессивностью нужно…

 Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.

Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратким.

 Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать.

 Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка- сделайте это только если поступок повторится.

 Наградами. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение- это пробудит в нем желание еще раз услышать ваши добрые слова.

Памятка для родителей: профилактика детской агрессивности

 Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.

 Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.

 Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

 Не изменяйте своих требований по отношению к ребенку в угоду чему-либо.

 Проследите, чтобы агрессивное поведение ребенка не поощрялось окружающими, чтобы он не получал видимой выгоды от агрессии.

 Не допускайте бесконтрольного просмотра телепередач, видеофильмов, т.к. даже некоторые мультфильмы имеют высокий уровень агрессии.

 Не допускайте чрезмерного увлечения играми на компьютере, выбирайте видеоигры без элементов насилия и агрессии.

Объясняйте ребенку, что есть множество способов разрешения любых конфликтов ( рассказы подкрепляйте собственным поведением).

 Старайтесь сохранять в своей семье атмосферу открытости и доверия.

 Не давайте своему ребенку нереальных обещаний.

 Будьте тактичны, применяя меры воздействия к ребенку.

 Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.

В момент проявления агрессии не стоит анализировать её причины, а попытаться снизить уровень агрессии, проявляя заинтересованность и доброжелательность. Об этом стоит задуматься, когда все успокоятся. Поможет пауза, позволяющая ребенку успокоиться, и , конечно, чувство юмора. Ребенок очень тяжело переживает публичное осуждение и всячески старается его избегать. Чтобы не испортить ребенку репутацию в коллективе, можно «на людях» свести к минимуму его вину, но в личной беседе дать объективную оценку случившемуся.

Асоциальное поведение

Формирование личности ребенка начинается в семье. От психологического климата и методов семейного воспитания зависит то, каким он станет, когда вырастет. Но, бывает, что у внешне благополучных родителей появляются проблемы, связанные с асоциальным поведением ребенка. Сложно- сохранить равновесие между жесткими и мягкими мерами, положительными и отрицательными стимулами.

Понимая значимость семейного воспитания в формировании положительных качеств личности, отмечу причины, приводящие к асоциальному поведению ребенка:

-педагогическая безграмотность родителей, их неспособность оказывать правильное воздействие на детей;

-занятость родителей на работе, недостаток времени для общения с детьми;

-несогласованность родителей в воспитательных подходах к ребенку, дискредитация родителями друг друга;

-утрата родителями авторитета, а следовательно, взаимное отчуждение детей и родителей;

-безразличное отношение родителей к детям,

- родители не поддерживают контакта с педагогами, родителями друзей;

-неумение родителей переключаться со своих проблем, и срыв негативных эмоций на ребенка;

-попустительство, вседозволенность либо, наоборот, гиперопека, грубое обращение с ребенком;

-отрицательный пример родителей- проявление жестокости, черствости, агрессивности, жадности, нравственной нечистоплотности…

Нужно помнить, что один из инструментов семейной педагогики- постоянное изучение личности ребенка и применение этих знаний на практике. Обеспечение нормальных условий развития и воспитания- это основная обязанность родителей. Семья обладает колоссальными возможностями удержания ребенка от преступной среды. Следующие советы сформированы от лица детей, испытывающих трудности при социализации. Возможно, они помогут родителям грамотно подойти к процессу воспитания, а следовательно, к снижению негативных факторов, воздействующих на формирование личности.

  1. Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это поможет мне определить свое место в жизни.

  2. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам.

  3. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

  4. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня по мелочам. Если вы будете это делать , то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

  5. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы, постоянно говоря: «Вот я в твоем возрасте…».Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

  6. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить- это подорвет мою веру в вас.

  7. Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки- смертный грех. Я имею право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки.

  8. Не поправляйте меня в присутствии посторонних . Я обращу гораздо больше внимания на замечание, если вы скажете мне все спокойно, с глазу на глаз.

  9. Я хочу быть уверенным, что родился от вашей любви друг к другу. Ссоры между вами подрывают мою веру в это.

  10. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю вам откровенные вопросы. Если вы не будете мне отвечать, то я буду искать ответы где-то на стороне.

  11. Мне интересен противоположный пол. Если вы это будете игнорировать, то сверстники и старшие ребята все расскажут про ЭТО. Будет ли вам от этого спокойнее?

  12. Я чувствую, когда вам тяжело. Дайте мне это пережить вместе с вами. Если вы доверяете мне, то и я буду доверять вам.

  13. Не вымещайте на мне обиды.

  14. Не относитесь ко мне свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будьте уверены, мне она тяжела не меньше, чем вам, а может быть и больше, поскольку у меня нет опыта.

  15. Не унижайте! Иначе я затаю такую обиду, которую не смогу простить вам никогда.

  16. Будьте внимательны, когда в моей жизни наступает период большей ориентации на сверстников и старших ребят. В это время их мнение может быть важнее вашего. В этот период я отношусь к вам критически и сравниваю ваши слова с поступками.

  17. Если я вижу, что вы любите больше брата или сестру, я вам не буду жаловаться. Я буду просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимания и любви.

  18. Не ждите, что я буду таким, как вы, или таким, как вы хотите. Помогите мне стать не вами, а собой!

Ошибки семейного воспитания приводят к асоциальному поведению, и, чтобы совершение этих ошибок свести к минимуму, нужно знать, что:

-если ребенка часто критиковать - то он научится ненавидеть;

-если высмеивать - станет замкнутым, подозрительным, недоверчивым;

-невежливость и несправедливость сделают его грубым и нечестным.

Важным направлением профилактики отрицательного влияния на ребенка является собственное нравственное совершенствование лиц, занимающихся воспитанием, ориентация на чувство любви, ведь родительская любовь- великая ценность, которая не отрицает строгости и требовательности.

Социально запущенные дети отчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно-нормативные представления и перенимают криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.



© 2010-2022