- Преподавателю
- Классному руководителю
- Сообщение на МО Правовое воспитание школьников
Сообщение на МО Правовое воспитание школьников
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Андреева Т.А. |
Дата | 25.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Правовое воспитание школьников.
Построение правового государства немыслимо без воспитания у подрастающего поколения гражданских качеств личности. Поэтому воспитание правосознания у школьников становится одной из задач школы и воспитателей. Право представляет собой совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах, постановлениях государственных органов и регулирующих взаимоотношения людей юридическими лицами и гражданами конкретного государства. Правовое воспитание в совокупности с нормами нравственного поведения формирует социальную зрелость школьников. Правовой нигилизм, низкая правовая культура, несоблюдение и нарушение законов - вот что показали исследования среди несовершеннолетних граждан России. Растет число преступлений, совершенных подростками (темп прироста - около 100 - 150 процентов в год!). Не менее огромную цифру составляет количество административных правонарушений, а дисциплинарные вообще не поддаются учету. Основные причины сложившееся ситуации известны. На одной из них - слабое правовое обучение и воспитание, необходимо остановиться более подробно потому, что она тесно связана с деятельностью общеобразовательной школы, где, как известно, и закладываются основы гражданственности. Поэтому, важнейшими задачами школы и каждого воспитателя являются:
ознакомление учащихся с правовыми актами государства;
воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения;
привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке;
усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания.
Цель: приобщить учащуюся молодежь к правовой и политической культуре, целенаправленно ориентируя личность на усвоение всех 4-х её составляющих - знаний, умений, опыта творческой деятельности, а также опыта эмоционально - ценностного отношения.
Средства и формы: правового и политического воспитания школьников, основные приоритетные направления деятельности:
-
изменение управленческой парадигмы в отношении сотрудничества учителя с учащимися;
-
преодоление авторитарных методов в педагогическом взаимодействии с учеником;
-
технология педагогики ненасилия;
-
создание в образовательном учреждении атмосферы, способствующей свободной дискуссии;
-
формирование гражданской позиции педагога;
-
формирование высокой коммуникативной культуры, предполагающей вовлеченность как в систему жизненных отношений (социальная деятельность), так и участие в моделировании образовательного процесса.
Выстраивание школьной жизни на основе идеи "Школа - демократическое общество в миниатюре" по следующим направлениям:
-
расширение участия членов школьного коллектива, а также представителей общественности в управлении школой;
-
расширение свободы выбора в учебном процессе;
-
осуществление законотворческой деятельности педагогов и учащихся как основа создания правового пространства школы;
-
создание органов самоуправления школьным коллективом; становление и распространение опыта правового поведения.
Правовое просвещение начинается с раннего возраста: игровые ситуации с элементами правовых знаний, практические мероприятия, направленные на знакомство с деятельностью правоохранительных и судебных органов, органов социальной защиты; игры, профилактические беседы на правовые темы для детей, разбор проблемных ситуаций, в которые могут попасть дети, совместная выработка правил поведения в школе.
С целью повышения правовой культуры учащихся, прав личности ребенка в школе могут быть созданы традиционные правовые уроки, викторины, встречи с представителями правоохранительных органов. Детские арбитражи, юридические консультации, деловые игры с правовым содержанием, активные формы пропаганды юридических знаний- все это действительные формы повышения правовой культуры детей. Поэтому приоритетными видами деятельности, формами и методами правового воспитания являются:
-
игровые ситуации с элементами правовых знаний, знакомство с деятельностью судебных и правоохранительных органов, факультативы "Правоведение", "Закон и ты", Закон и право";
-
школы и лектории правовых знаний, философские часы, беседы, диспуты, дискуссии, конференции, вечера вопросов и ответов, правовые лабиринты на темы: "Общество и дети", " Что значит быть гражданином", "Право в нашей жизни", "Подросток и закон".;
-
встречи с работниками прокуратуры, судебных и правоохранительных органов.
-
сюжетно-ролевые игры, разбор проблемных ситуаций, клубные встречи "
В содержание правового воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Каждый выпускник школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов. В школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые им адресован, имеется ввиду Конституция России, законодательство об ответственности несовершеннолетних за нарушение правопорядка. Эти правила переплетаются со следующими требованиями нравственного поведения: выполнять советы и распоряжения родителей, беречь и охранять природу, государственное, общественное и личное имущество, заботиться о своем здоровье, не пользоваться запрещенными предметами.
Школа и другие типы учебных заведений могут и должны стать первым опытом участия молодежи в общественной жизни, целенаправленно включать своих воспитанников в систему общественных отношений, формируя у них чувство гражданственности, потребность иметь свою жизненную позицию, умение и желание ее выражать, заботясь не только о собственном благополучии, но и о процветании своего Отечества. Найти гармонию между уникальностью собственного "Я" и универсальностью общественных требований личность сможет лишь в том случае, если с детских лет ребенок осознает важность таких отношений, как отношения взаимной требовательности, деловой зависимости, самодисциплины, руководства, подчинения. Гражданская направленность всего учебно - воспитательного процесса - это и цель, и средство правового и политического воспитания учащейся молодежи, призванных формировать у личности активную жизненную позицию.