Концепция и программа воспитательной работы

Содержание программы включает перечень мероприятий по всем интегрированным направлениям воспитания: профессионально-трудовому, гражданско-правовому и культурно-нравственному. Мероприятия скомпонованы в два блока: воспитание в ходе учебного процесса и воспитание во внеучебное время. Специфика подготовки будущих специалистов состоит в том, что на младших курсах особое внимание уделяется гражданско-правовому и культурно-нравственному воспитанию, а на старших курсах главенствует профессионально-труд...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Курский автотехнический колледж»
















ПРОГРАММА И КОНЦЕПЦИЯ

ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ГР. ЧС - 11



















Составитель:


Самохвалова Ольга Александровна

куратор гр. ЧС 11

ОБОУ СПО «КАТК»



Курск 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1. Цели, задачи и принципы воспитания студентов

4

2. Основные направления воспитания

5

2.1. Профессионально-трудовое воспитание

6

2.2. Гражданско-правовое, патриотическое воспитание студентов

7

2.3. Культурно-нравственное воспитание

9

3. Главные условия совершенствования воспитательного процесса

14

3.1. Развитие системы внеурочной работы со студентами

14

3.1.1. Научно-исследовательская работа студентов

14

3.1.2. Организация досуга студентов. Проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий

16

3.1.3. Адаптация студентов младших курсов к учебному процессу

18

3.1.4. Воспитательная работа в общежитии

21

3.1.5. Патриотическое воспитание

22

3.1.6. Развитие студенческого самоуправления

24

4. Показатели эффективности воспитательной работы в группе чс-11

25

Заключение

30




























ВВЕДЕНИЕ

Новое социальное время, новая социальная среда, новые социальные реалии, новая идеология общества ставят перед образованием новые задачи в подготовке специалистов. В настоящее время имеется ряд государственных документов, определяющих цели и задачи развития образования. К их числу следует отнести федеральные законы «Об образовании», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», и др. В этих документах поставлена задача воспитания нового поколения специалистов, которая вытекает из потребностей настоящего и будущего развития России. Образование не является рыночным благом. В основе российского образования лежат принципы преемственности, системности, фундаментальности, доступности и др. Основными составляющими его элементами являются обучение и воспитание.

Эффективность и качество образования зависят от взаимодействия процессов обучения и воспитания и, в свою очередь, от их эффективности и качества. Процесс воспитания в группе идет по двум направлениям:

через учебный процесс - во время аудиторных занятий;

через внеурочную деятельность - в свободное от учебных занятий время студента и куратора.

Цель этих направлений должна быть единой - воспитание современного высококвалифицированного специалиста. Для этого необходимо иметь представление о том, каким должен быть современный специалист. Как должны соотноситься его личностные и профессиональные качества, как их формировать и кто их должен формировать, т.е. нужна новая современная система воспитания студента, новая концепция. Опираясь на фундаментальные ценности, наш колледж формирует воспитательную среду и становится для будущих специалистов культурным, учебным, научным, профессиональным, молодежным центром. Центральным направлением здесь является не деидеологизация, а новая идеология - на какие ценности ориентировать молодежь, на каких достижениях своей страны их воспитывать.



















1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

СТУДЕНТОВ


Под воспитанием студентов мы понимаем целенаправленную деятельность куратора, ориентированную на создание условий для развития духовности студентов на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.

Целью воспитания студентов необходимо считать разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота своей страны.

Основной задачей в своей воспитательной работе со студентами считаю создание условий для раскрытия и развития творческих способностей, гражданского самоопределения и самореализации, гармонизации потребностей студентов в интеллектуальном, нравственном, культурном и физическом развитии.

Наиболее актуальными являются следующие задачи воспитания:

  1. формирование у студентов высокой нравственной культуры;

  2. формирование активной гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры;

  3. формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;

  4. привитие умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления;

  5. сохранение и приумножение историко-культурных традиций колледжа, преемственность в воспитании студенческой молодежи;

  6. укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к табакокурению, наркотикам, алкоголизму, антиобщественному поведению.

Для того чтобы решить эти задачи в своей работе я руководствуюсь следующими принципами:

  • гуманизма к субъектам воспитания;

  • демократизма, предполагающего реализацию системы воспитания, основанной на взаимодействии, на педагогике сотрудничества куратора и студента;

  • уважения к общечеловеческим отечественным ценностям, правам и свободам граждан, корректности, толерантности, соблюдения этических норм;

  • преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры, воспитания уважительного отношения, любви к России, родной природе, чувства сопричастности и ответственности за дела в родном колледже.

Срок реализации программы - 4 года, ориентирована она на студентов 1 - 4 курсов и включает в себя три интегрированных направления.





2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ

В соответствии с основной целью воспитания студентов в ОБОУ СПО «КАТК» в качестве основных приняты три интегрированных направления: профессионально-трудовое, гражданско-правовое и культурно-нравственное воспитание.

Эти направления отражены в моем индивидуальном плане воспитательной работы, во всех воспитательных мероприятиях в группе как в учебное, так и внеурочное время.

2.1. Профессионально-трудовое воспитание


В этом направлении интегрированы профессионально-творческое, трудовое, экологическое воспитание, формирование современного научного мировоззрения и системы базовых ценностей.

В процессе формирования личности конкурентоспособного специалиста-профессионала для меня как куратора важнейшую роль играет профессионально-трудовое воспитание студентов, сущность которого заключается в приобщении человека к профессионально-трудовой деятельности и связанным с нею социальным функциям в соответствии со специальностью и уровнем квалификации. Профессионально-трудовое воспитание моих студентов является специально организованным и контролируемым процессом приобщения к профессиональному труду в ходе становления их в качестве субъектов этой деятельности, увязанным с экономическим, экологическим воспитанием и воспитанием профессиональной этики.

В ходе профессионально-трудового воспитания, по мере приобщения к профессии, студенты должны знать о многогранности своей специальности техника-спасателя, а так же о том, что случайных людей в профессии «Защита в чрезвычайных ситуациях» не бывает. И люди, пришедшие в МЧС, порой даже не осознавая, ощущают в себе это внутреннее призвание - предотвратить, уберечь, спасти - помочь людям. Это одна большая, сплочённая семья, где каждый ощущает поддержку и плечо своего товарища, а по-другому в такой профессии и нельзя. И для этого решается целый ряд взаимосвязанных задач:

  • формирование сознательного отношения к профессии техник-спасатель;

  • воспитание чести, гордости, любви к профессии, сознательного отношения к профессиональному долгу, понимаемому как личная ответственность и обязанность;

  • развитие профессиональной психологии специалиста-профессионала как свободно определяющегося в данной области труда;

  • формирование профессиональной культуры, этики профессионального общения.

Для решения задач профессионально-трудового воспитания своих студентов необходимо:

  • формировать личность студента в процессе включения его в трудовую деятельность;

  • стимулировать активность студента, сочетая уважение к личности с требовательностью к ней;

  • открывать перспективу роста студента, опираясь на положительные качества его личности;

  • учитывать индивидуальные и возрастные особенности студента;

  • воспитывать студента профессионально в учебном коллективе и через коллектив в единстве и согласованности педагогических усилий.

Важнейшее значение имеет специально-профессиональный аспект профессионально-трудового воспитания. Основным содержанием его является следующее:

  • ознакомление студентов с профессиограммой, включающей характеристику содержания, условий, режима и организации труда, профессионально-квалификационные и психофизиологические требования в целях осознания каждым студентом своего соответствия им и осмысления социальных аспектов профессионального труда;

  • сообщение историко-технических сведений о профессии техник - спасатель;

  • ознакомление с имеющимся профессиональным опытом и традициями в области МЧС;

  • раскрытие экономического, экологического, нравственного и эстетического аспектов профессионального труда;

  • приобщение студентов к профессиональным ролям.

При воспитании конкурентоспособного выпускника колледж должен сформировать у каждого студента:

  • систему глубоких знаний в соответствии со стандартом образования;

  • высокую нравственность и этику трудовой деятельности;

  • высокий уровень интеллектуального профессионального развития личности;

  • осознанное отношение к своим профессиональным достижениям;

  • индивидуальную и коллективную ответственность за выполнение учебно-производственных заданий;

  • экологическую ответственность;

  • активный интерес к своей профессии;

  • организаторские и управленческие умения и навыки работы в учебном и трудовом коллективах.

Мероприятия по реализации данного направления работы.

№п/п

Название мероприятия

Форма проведения

Ответственные

Дата проведения

«ГО России - 82 года»

Классный час

Куратор, группа

3.10.2014

«День автомобилиста»

внеклассных мероприятий,

Куратор

Октябрь 2014

«Посвящение в кадеты»

Торжественная церемония

Администрация колледжа, куратор

29.10.2014

«МЧС-25 лет»

Классный час

куратор

03.12.2014

«День защитника Отечества»

Торжественное мероприятие и праздничный концерт

Администрация колледжа, куратор

Февраль2015

Торжественная линейка, посвященная Дню Победы

Администрация колледжа, куратор

9.05.2015

Встреча кадетов с сотрудниками ПСФСБ России в честь «Дня пограничника»

Администрация колледжа, куратор

22.05.2015

Участие в Областном конкурсе, посвящённом государственной символике

куратор

Май 2015

2.2. Гражданско-правовое, патриотическое воспитание студентов


В этом виде воспитания интегрированы гражданское, правовое, патриотическое, семейно-бытовое направления воспитания.

Гражданско-патриотическое воспитание в нашем колледже является важнейшим направлением воспитания и развития у студентов гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, патриотического и национального самосознания, и обеспечивает тесную взаимосвязь высшего профессионального образования с социально-экономическими и духовными преобразованиями в стране и мире.

К числу эффективных методов формирования гражданственности, патриотического и национального самосознания следует отнести целенаправленное развитие у студентов в ходе обучения лучших черт и качеств, такие как доброта, любовь к Родине, коллективизм, высокая нравственность, упорство в достижении цели, дух дерзания, готовность к сочувствию и сопереживанию, доброжелательность к людям независимо от расы, национальности, вероисповедания, чувство собственного достоинства, справедливость, высокие нравственные нормы поведения в семье и в обществе.

Критериями эффективности воспитательной работы по формированию гражданственности у студенческой молодежи являются факты проявления ими гражданского мужества, порядочности, убежденности, терпимости и внимания к другому мнению, соблюдение законов и норм поведения.

Показателями уровня патриотического воспитания студентов являются их желание участвовать в патриотических мероприятиях, знание и выполнение социокультурных традиций, уважение к историческому прошлому своей страны и деятельности предшествующих поколений, желание защищать свою страну, желание работать не только для удовлетворения своих потребностей, но и для процветания Отечества.

Активная жизненная позиция студента, говорящая о его социальной зрелости, отражает, прежде всего, чувство ответственности и тревоги за дела общества. Гражданский долг проявляется в отношении человека к своим правам и обязанностям.

В условиях демократизации российского общества большое значение имеет формирование внутрисемейных отношений демократического типа, ориентированных на тип поведения и жизненные цели, отвечающие интересам всех членов семьи и целям развития общества. Особое внимание необходимо уделять проблеме взаимодействия и преемственности поколений.

Критериями уровня воспитанности в данной сфере может выступать сформированная установка на создание крепкой жизнеспособной семьи, установка на демократические отношения в семье и уважительное отношение к старшим родственникам, преемственность социокультурных традиций.

В результате гражданско-патриотического воспитания у студентов должны быть сформированы такие качества личности, как гражданственность, патриотизм, политическая культура, социальная активность, коллективизм, уважительное отношение к старшим, любовь к семье и др.

Мероприятия по реализации данного направления работы.

№п/п

Название мероприятия

Форма проведения

Ответственные

Дата проведения

«Терроризм - угроза обществу (памяти жертвам Беслана)»

Классный час

Куратор

1.09.2014

«Кадетский колледж - кузница настоящих мужчин. Историческая справка колледжа».

Беседа со студентами

Куратор

8.09.2014

Посещение Краеведческого музея

Администрация колледжа, куратор

15.09.2014

«Ответственность несовершеннолетних за совершение преступлений и правонарушений»

Классный час

Куратор

28.10.2014

«Посвящение в кадеты»

Торжественная церемония

Администрация колледжа, куратор

29.10.2014

«День Народного Единства»

Участие в празднике на Красной площади

Администрация колледжа, куратор

4.11.2015

«Курская битва»

Тематический Классный час

Куратор, актив группы

28.11.2014

«Служба в армии - почетная обязанность гражданина России»

Классный час

Куратор, актив группы

29.12.2014

Встреча с представителями ОП г.Курска

Администрация колледжа

Декабрь 2014

Участие в конкурсе рисунков по правилам дорожного движения «Детству - безопасные дороги»

Куратор


«Освобождение Курска от фашистских оккупантов»

Посещение экспозиции Курского краеведческого музея

Администрация колледжа, куратор

Февраль2015

Выставка военной техники ВОВ

Посещение музея

Администрация колледжа, куратор


«День защитника Отечества»

Торжественное мероприятие и праздничный концерт

Куратор

Февраль2015

«Крым. Путь домой»

Открытое внеклассное мероприятие

Куратор

Март 2015

«Как готовить своего сына к армии?»

Родительский лекторий

Куратор

1.04.2015

«Ответственность подростков за мелкое хулиганство, кражи, угон автотранспорта, порчу общественного имущества разбойные нападения» - встреча с работниками полиции и прокуратуры

Беседа

Куратор, актив группы


Торжественная линейка, посвященная Дню Победы

Администрация колледжа, куратор

9.05.2015

Возложение венков павшим войнам

Администрация колледжа, куратор

9.05.2015

Участие в конкурсе на разработку эскизов, символов в рамках программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы»

Куратор


Участие в Областном конкурсе, посвящённом государственной символике

Администрация колледжа, куратор

Май 2015


2.3. Культурно-нравственное воспитание

Воспитание и развитие у студентов высокой нравственной культуры российского интеллигента является самой важной задачей в процессе становления личности. Культурно-нравственное воспитание включает в себя духовно-нравственное, эстетическое и физическое воспитание.

Интеллигентность как показатель нравственной и социальной зрелости человека проявляется в его образовании и культуре, честности и порядочности, неравнодушии к боли и страданиям окружающих. Подлинную российскую интеллигенцию всегда отличало высокое осознание гражданского долга и гражданского достоинства, ответственности перед народом и высокая личная культура.

Интеллигентность является мерой культуры и воспитанности человека. Подлинно культурный человек - это свободная, гуманная, духовная, творческая и практичная личность, которой присущ эстетический вкус, хорошие манеры, умение творить повседневную жизнь по законам красоты, создавать и приумножать материальное благополучие семьи и богатство страны.

В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают: уровень знаний, убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях. В целом это можно определить как уровень нравственной культуры личности, которая должна проявляться во всех сферах жизнедеятельности каждого человека.

Эстетическое воспитание предполагает, прежде всего, формирование устойчивой потребности постоянного восприятия и понимания произведений искусства, проявления интереса ко всему кругу проблем, которые решаются средствами художественного творчества.

Физическое воспитание нацелено не только на формирование телесного здоровья, но и на ведение здорового образа жизни, на становление личностных качеств, которые обеспечат молодым людям психическую устойчивость в нестабильном обществе.

В развитии личности студента большое место занимает работа над собой. Физическое воспитание дает результаты только при активном стремлении студента к самовоспитанию и совершенствованию. Самовоспитание интенсифицирует процесс физического воспитания, закрепляет, расширяет и самосовершенствует практические умения и навыки. Регулярное участие в спортивно-массовых мероприятиях внутриколледжного, регионального и всероссийского масштабов в течение всего периода обучения способствует формированию и совершенствованию таких важных профессиональных качеств, как общая выносливость, оперативное мышление, эмоциональная устойчивость, смелость, решительность, инициативность, коммуникабельность. Личностные свойства, приобретенные на спортивных соревнованиях, интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные и спортивно значимые качества влияют на формирование эстетических представлений и потребностей студента.

Мероприятия по реализации данного направления работы.


№п/п

Название мероприятия

Форма проведения

Ответственные

Дата проведения

Торжественная линейка, посвященная Дню знаний

Администрация колледжа, куратор

1.09.2014

«Устав колледжа. Правила поведения студентов»

Классный час

Куратор, актив группы

8.09.2014

Подготовка и участие в спортивном празднике «День здоровья»

Куратор

18.09.2014

Работа по изучению особенностей характера и психологической направленности студентов

анкетирование

Куратор

Сентябрь 2014

Участие в Областной спартакиаде «Юность России»: легкоатлетическая эстафета

Администрация колледжа, куратор

Сентябрь 2014

Посещение Краеведческого музея

Администрация колледжа, куратор

15.09.2014

Участие в научных студенческих конференциях

Куратор, преподаватели

В течение года

Выпуск открыток, плакатов, посвященных «Дню учителя».

Куратор

Октябрь 2014

Участие в соревнованиях на первенство колледжа по волейболу, баскетболу и легкой атлетике

Куратор

10.10.2014

Участие в конкурсе-смотре художественной самодеятельности 1 курса

Куратор

16.10.2014

Участие в областном легкоатлетическом кроссе

Куратор

28.10.2014

«Посвящение в кадеты»

Торжественная церемония

Администрация колледжа, куратор

29.10.2014

Встреча с врачом-гинекологом, врачом-наркологом, врачом Центра АНТИ-СПИД

Администрация колледжа, куратор

3.11.2014

Встреча - беседа со священнослужителем

Администрация колледжа, куратор

7.11.2014

Анкетирование студентов для выявления основных затруднений в общении со сверстниками

Тестирование

Куратор

12.11.2014

«Особенности формирования характера подростка в период ранней юности»

Родительский лекторий

Куратор

14.11.2014

«День Народного Единства»

Участие в празднике на Красной площади

Администрация колледжа, куратор

4.11.2015

Участие в празднике, посвященном Дню матери. Выпуск открыток.

Куратор

Ноябрь 2014

Всемирный день борьбы со СПИДом.

Классный час

Куратор, актив группы

03.12.2014

Участие в конкурсе открыток «Победа под Москвой - моими глазами»

Куратор, актив группы

Декабрь 2014

Участие в военно-спортивной эстафете среди студентов образовательных учреждений Сеймского округа г.Курска

Администрация колледжа, куратор

Декабрь 2014

Участие в областном конкурсе «Рождественская открытка» среди обучающихся образовательных учреждений Курской области

Администрация колледжа, куратор

Декабрь 2014

«Особенности формирования психики подростков, агрессивность»

Родительский лекторий. Беседа

Куратор

23.12.2014

Участие в окружной спартакиаде «Молодецкие забавы»

Администрация колледжа, куратор

Декабрь 2014

Итоги успеваемости за первое полугодие учебного года

Классный час

Куратор

12.01.2015

«Рождественская встреча»

Открытое внеклассное мероприятие

Куратор

19.01.2015

Участие в празднике «Татьянин день. Праздник всех студентов. Студенческие песни».

Куратор

23.01.2015

Работа актива по подготовке к месячнику оборонно-спортивной работы, посвященной «Дню защитника Отечества»

Актив группы

Февраль 2015

«Что делать, если Ваш ребенок стал замкнут, раздражителен?»

Родительский лекторий

Куратор

11.02.2015

Участие в областном фотоконкурсе, областном конкурсе изобразительного искусства

Администрация колледжа, куратор

Февраль 2015

Участие в торжественном мероприятие и праздничном концерте, посвященном Дню защитника Отечества

Куратор

24.02.2015

Участие в конкурсе открыток, посвященных «Дню защитника Отечества»

Куратор

Февраль 2015

Участие в Спортивной эстафете «А ну-ка, парни!», посвященной Дню защитника Отечества

Куратор

24.02.2015

Участие в конкурсе «А ну-ка, девушки!»

Куратор

6.03.2015

Участие в праздничном концерте, посвященный Женскому дню, конкурсе открыток

Куратор

6.03.2015

Участие в конкурсе технического и декоративно-прикладного творчества

Куратор, родительский комитет

Март 2015

Участие в спартакиаде среди учащихся 1-2 курсов по настольному теннису

Куратор

Март 2015

«Неделя этики». «Светское общение»

Классный час

Куратор, актив группы

18.03.2015

«Мы против наркотиков!»

Классный час

Куратор, актив группы

25.03.2015

«Хорошие родители. Какие они?»

Родительский лекторий

Куратор

30.03.2015

Участие в конкурсе открыток «Юмор в нашей жизни»

Куратор

Апрель 2015

Посещение Знаменского кафедрального собора г. Курска

Администрация колледжа, куратор

13.04.2015

Участие в легкоатлетическом кроссе

Куратор

Апрель 2015

Торжественная линейка, посвященная Дню Победы

Администрация колледжа, куратор

9.05.2015

Возложение венков павшим войнам

Администрация колледжа, куратор

9.05.2015

Участие в конкурсе на разработку эскизов, символов в рамках программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы»

Администрация колледжа, куратор

Май 2015

Участие в Областном конкурсе, посвящённом государственной символике

Администрация колледжа, куратор

Май 2015

Беседа о правилах и нормах поведения на экзаменах.

беседа

Куратор

15.06.2015

«Правила и нормы поведения в период летних каникул»

беседа

Куратор

30.06.2015







































3. ГЛАВНЫЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Воспитание в колледже - целенаправленный процесс, представляющий собой неразрывное единство объективных условий и субъективных факторов воспитательного воздействия и взаимодействия участников этого процесса. Процесс воспитания осуществляется непрерывно как во время учебных занятий, так и во внеучебное время.

Средствами воспитания выступают личный пример и авторитет куратора, сила наших традиций, гуманистический характер атмосферы в нашем учебном заведении. Кроме того, в воспитательном процессе участвуют специальные психологические и социальные структуры через систему соответствующих мероприятий.


3.1. Развитие системы внеурочной работы со студентами


Участие студентов во внеучебной деятельности в колледже создает оптимальные условия для раскрытия их творческих способностей, разностороннего развития и самореализации личности, приобретения организаторских и управленческих навыков.

Развитие такой воспитательной работы в группе осуществляется по следующим основным направлениям:

  • привлечение студентов к научно-исследовательской работе;

  • организация досуга студентов, проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий;

  • адаптация студентов первого курса к учебному процессу;

  • воспитательная работа в общежитиях;

  • формирование здорового образа жизни, профилактика девиантного поведения в молодежной среде;

  • патриотическое воспитание.



3.1.1. Научно-исследовательская работа студентов


Одной из важнейших задач подготовки специалистов является развитие у них познавательной активности, творческих способностей, которые проявляются в стремлении к получению новых знаний, культуре познавательной деятельности.

Современный высококвалифицированный специалист - это, прежде всего, исследователь, поскольку ему профессионально необходимо не только до тонкостей разбираться в своем деле, но и обладать высокой профессиональной мобильностью, уметь самостоятельно ориентироваться в обширной научно-технической информации. Всего этого невозможно достичь без активного участия в научно-исследовательской работе уже на этапе профессиональной подготовки.

Эффективность научно-исследовательской работы студентов (НИРС) обусловлена, с одной стороны, мерой ее взаимодействия со всеми компонентами учебного процесса, с другой - ее организацей как системы, обладающей спецификой целей, результатов и логикой развертывания во времени. Научно-исследовательская работа студентов осуществляется как система усложняющихся задач, решение которых приводит к неуклонному обогащению исследовательского опыта, личностного и профессионального самоопределения студентов.

Основные задачи НИРС в колледже:

  • развитие у студентов склонностей к научно-исследовательской деятельности, осуществление органичного единства обучения и подготовки студентов к творческому труду;

  • создание предпосылок для воспитания, формирования и самореализации личностных творческих способностей студентов;

  • расширение теоретического кругозора и научной эрудиции студентов;

  • обеспечение наиболее эффективного профессионального отбора способной, одаренной и талантливой молодежи для дальнейшего обучения в высших учебных заведениях, пополнения научных и технических кадров;

  • популяризация научных знаний и достижений среди студентов.

Основной базой для организации и проведения НИРС являются:

  • кабинет куратора - лаборатория ЭВМ (с доступом к интернет - ресурсам),

  • библиотека,

  • тематические форумы,

  • официальные документы,

  • архивы и т.д.

Во всех случаях научная работа студентов строится в соответствии с основными направлениями научных исследований названных подразделений и является важным показателем качества их работы.

К основным формам научно-исследовательской работы студентов относятся следующие:

  • работа студенческих научно-исследовательских кружков, исследовательских творческих групп, выполняющих исследования по проблемам, связанным с научными интересами.

  • участие в научных студенческих конференциях, выступление с докладами и сообщениями по материалам исследований;

  • представление материалов научно-исследовательской деятельности на конкурсы различного уровня (внутриколледжный, региональный, всероссийский и т.д.);

  • исследовательская работа, проводимая по индивидуальному плану.

Развитию основных форм НИРС способствуют проводимые организационно-массовые мероприятия: научные семинары и конференции, конкурсы научных работ, олимпиады по дисциплинам и специальностям. В нашем колледже ежегодно проводятся студенческие конференции и конкурсы, областные олимпиады, выставки. Мои студенты принимают активное участие в международных, всероссийских, региональных конкурсах, олимпиадах, выставках и конференциях, по итогам мероприятий награждаются дипломами и грамотами. Студенческие работы публикуются в местной и центральной печати.






3.1.2. Организация досуга студентов. Проведение

культурно-массовых и спортивных мероприятий


Основными средствами культурно-нравственного воспитания являются широкое привлечение студентов к активным занятиям художественной самодеятельностью, знакомство с различными видами и жанрами искусств.

В колледже регулярно проводятся краеведческие экскурсии по местам боевой славы, разным историческим местам. Интересные, содержательные экскурсии проводят преподаватели географии, истории. Все экскурсии проводятся бесплатно, на транспорте колледжа.
Ежегодный спортивный праздник стал традицией нашего колледжа. Культурно-массовые мероприятия по этому поводу отличаются особым размахом. А для моих студентов каждый день является культурно-массовым мероприятием: постоянные встречи с военными, офицерами, строевая подготовка, соревнования, а затем, как правило, награждения. Также у нас работают кружки художественной самодеятельности (вокальное пение, танцевальный). Студенты, которые занимаются в этих кружках, периодически приятно удивляют гостей и других студентов на показательных выступлениях и конкурсах.

Одной из самых замечательных традиций в нашем колледже является смотр художественной самодеятельности, который ежегодно проводится администрацией колледжа среди студентов 1 курса. Я со своими студентами готовилась к этому конкурсу с полной отдачей. Какое увлекательное занятие выявлять творческие способности совсем еще не раскрывшихся ребят! Очень интересно наблюдать как в процессе подготовки они, не смотря на смущение, скромность, пытаются вместе со мной придумать разноплановые номера, разработать сценарий, проявить свои способности, превозмогая стеснение перед одногруппниками.

В процессе подготовки к конкурсу большим достоинством является и то, что студенты открывают не только свои творческие способности, но и организаторские способности, а так же личные черты характера. Эта подготовка хорошо сближает ребят потому, что они объединены одной целью. Но я выявила для себя и недостатки - в бурной подготовке к смотру, ребята иногда позволяют себе некоторые вольности в поведении, в общении между собой, и мне как организатору иногда приходится по ситуации позволять им эти проявления, так как в спорах между собой, отстаивая каждый свою точку зрения, они прислушиваются друг к другу и приходят к единому мнению. Недостаток состоит в том, что после итогового выступления приходится подавлять студентов слишком активных и позволяющих себе сказать что-то лишнее. Но делать это необходимо, так как дисциплина и проявление уважения друг к другу, тем более в смешанных группах - основа успеха.

Дорогого стоит увидеть неподдельную радость на их лицах - когда наш плодотворный труд приносит отличный результат - призовое место и награду!

И только после этого конкурса, выявляются организаторские, лидерские, возможно у некоторых ребят и агрессивные черты характера. Так же смотр-конкурс выявляет ребят, на которых в любой ситуации можно положиться (в основном они и представляют в дальнейшем актив группы), а также тех, которые не желают нигде участвовать или обладают интересными способностями, но стесняются.

После длительных тренировок в различных спортивных и патриотических клубах наши кадеты представляют свои умения на торжественных мероприятиях.

Начинается парад - демонстрация всего того, что умеют кадеты. Торжественное построение, вынос знамени (как прекрасно маршируют наши ребята!), затем - показательные выступления: элементы рукопашного боя (Внутренние войска), обезвреживание и «захват» террористов (Погранвойска), показательные выступления инспекторов дорожного движения (Госавтоинспекция МВД России), строевые приёмы владения оружием, комплекс упражнений с элементами рукопашного боя, показ действий группы наркополицейских при обнаружении наркотиков (Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков), показательные выступления команды спасателей - действия по тушению пожара (войска МЧС). Со всеми этими структурами дружит наш колледж, опирается на их поддержку в воспитательной и учебной работе.

Для организации досуговой деятельности студентов активно работает творческий сектор студенческого самоуправления, под руководством которого регулярно проходят традиционные концертные мероприятия. Для организации досуга в колледже функционируют 6 кружков художественно-эстетического развития и 2 военно-патриотических клуба.

Привитие своим студентам навыков ведения здорового образа жизни реализуется через внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, организацию входного контроля состояния здоровья первокурсников. Разработаны и внедрены алгоритмы взаимодействия с социальными партнерами по профилактике наркомании и работе со студентами «группы риска» через советы профилактики с привлечением сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, центра помощи семье, наркологической и медицинской службы.

В связи с участием колледжа в программе развития кадетского движения для занятий по программам начальной военной подготовки оборудована полоса препятствий, специальная полоса МЧС, тир. В колледже действуют семь спортивных секций: волейбола, баскетбола, футбола, настольного тенниса, легкой атлетики (лыжные гонки), бокса, атлетической гимнастики.

Помимо сохранения и укрепления физического здоровья студентов, активно реализуется направление сохранения и поддержания их положительного психологического состояния. Для этого мы тесно сотрудничаем с психологической службой колледжа, организующей как групповые (подготовка к публичным выступлениям, антистрессовые сессии), так и индивидуальные (беседы, консультации) формы работы. Наш дружный педагогический коллектив постоянно использует в своей работе психолого-педагогическую программу по предотвращению случаев суицида, распространения наркомании, табакокурения, алкоголизма среди студентов.

В рамках волонтёрского движения осуществляется взаимодействие с Новопоселёновской школой - интернатом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также волонтёрское движение осуществляется в рамках антинаркотической программы «Мы за жизнь» (совместная работа с УФСКН по Курской области).

Воспитательную работу я рассматриваю не как самоцель, а как важную и необходимую составляющую образовательного процесса. Результаты воспитательной работы оцениваются по личностному, ценностно-нормативному, образовательному и профессиональному критериям.

Участвуя в жизни колледжа, выстраивая вместе с педагогами и социальными партнерами образовательное пространство, студенты дополнительно осваивают профессиональные компетенции, формируется гражданское достоинство, развиваются личностные качества, повышается уровень успеваемости.

Главной целью моей воспитательной деятельности является организация и координация воспитательной и внеучебной работы, направленной на формирование сознательной гражданской позиции студента; формирование компетенций, сопровождающихся констатацией достижения студентом установленных государством образовательных уровней; конкурентоспособного специалиста, носителя общечеловеческих и национальных ценностей, воспитание социально активной, всесторонне и гармонично развитой личности, способной самостоятельно и ответственно строить общественную жизнь.

3.1.3. Адаптация студентов младших курсов к учебному процессу

Важная и ответственная роль в воспитании студентов отводится мне как куратору, задачей которого является формирование студенческого коллектива, обеспечение эффективной адаптации студентов в колледже, условий реализации моральной и материальной защищенности студентов, соблюдения их прав и выполнения ими своих обязанностей.

Содержание моей работы и обязанности формируются на основе профессиональной, духовно-нравственной и культурно-творческой направленности обучения и воспитания, индивидуального подхода, демократического и гуманистического стиля общения и включают:

  • изучение и анализ социологических и психологических данных о студентах, определение уровня воспитанности, способностей и индивидуальных особенностей;

  • планирование программы воспитательных мероприятий, формирование организаторских умений и навыков студентов, помощь студентам в избрании актива группы;

  • изучение социально-психологического климата в студенческой группе, выявление и анализ причин возникновения той или иной ситуации, создание условий для стимулирования комфортности, взаимопомощи и сотрудничества в учебной группе;

  • обеспечение воспитательной деятельности посредством участия в групповых, внутриколледжных воспитательных мероприятиях.

Формирование молодого человека XXI века, разносторонне образованного, нестандартно мыслящего, обладающего широким кругозором профессионала, граждански активного, духовно, нравственно и профессионально подготовленного к работе по избранной специальности является важнейшей задачей, которая сегодня стоит перед учреждениями образования.

Почему надо уделять внимание этому вопросу? Новоиспеченным студентам нужно привыкнуть, адаптироваться как к новой группе, где им придется находиться в течение нескольких лет, так и к новым правилам и нормам колледжа. Психолого-возрастные особенности студенчества характеризуются эмоциональной незрелостью, открытостью, внушаемостью. В этот период студентам важно именно окружение, в котором они находятся. В моем случае в одну группу попали и юноши и девушки с разным социальным уровнем. Исходя из вышесказанного, можно считать, что процесс адаптации студентов-первокурсников очень значимый, сложный и долгий.

Будет ли студент овладевать знаниями с радостью и желанием и будет ли тем самым обеспечена высокая успеваемость, не в последнюю очередь зависит от того, как сложатся отношения внутри учебных коллективов, между студентами и преподавательским составом, между студенчеством и администрацией колледжа на начальном этапе обучения.

Важную роль по адаптации первокурсников играют кураторы. Опрос, проведенный в колледже, показал: 98% студентов считают, что куратор необходим группе и его главная задача - помочь адаптироваться к новым условиям; 87% считают куратора не только помощником, но и наставником, другом. Поэтому в своей работе куратора я уделяю особое внимание следующим моментам:

  1. Знакомство с учебным заведением. С первого дня и в течении месяца учебы первокурсников в колледже я проводила экскурсию по территории. Экскурсия начинается с посещения музея. Здесь первокурсники знакомятся с историей колледжа, с его достижениями. Затем показываю учебные кабинеты, мастерские, библиотеку, столовую. Это необходимо для того, чтобы ребята с первых дней чувствовали себя комфортно в учебном заведении.

  2. Выявление у студентов качеств, способностей, умений, которые могут получить положительную оценку в коллективе, и всяческое их развитие. Много таких случаев, когда ребята по-новому открывают себя именно в новом коллективе, т.к многим проще показать себя на сцене или спортивном состязании в еще малознакомом коллективе, нежели в школьном, где их хорошо знали и где существовало определенное отношение к ним.

  3. Проведение в коллективе студентов разъяснительной работы о недопустимости насмешек или других форм третирования, если у ребенка есть какие-либо внешние недостатки (например, полнота, веснушки, близорукость и т.п.), решительная борьба с подобными проявлениями. Чаще всего насмешки, прозвища и т.п. тянутся вслед за подростком из школы. С этим можно и нужно бороться в колледже, так как в новом коллективе преодолеть устоявшиеся стереотипы проще.

  4. Строгий контроль за соблюдением режима, выполнением требований педагогов, общественных заданий с соответствующей оценкой и систематическое поощрение за успехи. А также постепенное приучение к правильному отношению к критике.
    Этот момент очень важен. Подростки болезненно реагируют на любую критику. Они могут замкнуться в себе или, напротив, стать агрессивными. Чтобы этого не произошло важно объяснить студенту, что критика - это дружеское участие старшего, более опытного человека в его жизни, а не отрицательное отношение к студенту.

  5. Значительное место в нашем колледже занимает эстетическое воспитание при особом внимании к эстетике одежды и поведения. Уже при первом знакомстве с первокурсниками и их родителями на собеседовании мы говорим им, что внешний вид и дисциплина помогают в формировании таких черт как организованность, дисциплинированность в одежде, воспитанность. Тем более, так как наш колледж кадетский, мои студенты группы МЧС обязаны носить кадетскую форму соответствующего образца.

  6. Здоровый образ жизни и физическое воспитание также играют важную роль в адаптации первокурсников. Традиционные мероприятия, проводимые в колледже, такие как «А ну-ка, парни», «День здоровья» и их подготовка, позволяют сплотить коллектив, помогают новичкам влиться в сообщество студентов колледжа.


Успех воспитательной деятельности зависит от знания куратором личностных особенностей, лидерских качеств, интересов, ценностей, потребностей учащихся, их состояния здоровья, взаимоотношений в учебной группе, микроклимата в семье, ближайшего окружения вне стен учебного заведения. Чтобы побольше узнать о своих подопечных я работаю не только с документами (соц. паспорт, собеседование, личные дела учащихся), но и использую такие методы как анкетирование, тестирование, коллективные и индивидуальные беседы с учащимися, родителями, педагогами. Это позволяет лучше узнать ребят, а также помогает скоординировать индивидуальную работу с каждым из них.

Важную функцию в работе куратора выполняют классные часы. Именно на классных часах, во время общих обсуждений насущных проблем, ребята лучше узнают друг друга и раскрываются сами. Такие темы, обсуждаемые с подростками, как «СПИД - проблема всего человечества», «Наркомания - знак беды», «Что я значу для себя - кто значим для меня?» заставляют их задуматься о будущем, о своей роли в жизни и своей значимости для себя и других.

В конце учебного года на классных часах планирую провести тренинги по формированию у воспитанников позитивного отношения к себе и коллективу, выявлению для студента динамики его личностного роста посредством сравнения "Я"- сегодняшнего с "Я"- вчерашним. При использовании этих методов нельзя забывать о педагогическом такте и конфиденциальности: любые методы сбора информации должны проводиться с соблюдением уважения к личности; любое исследование должно проводиться с согласия студента, результаты анализа не подлежат разглашению.
Работа куратора не может проводиться в отрыве от общих задач и системы воспитания колледжа. Важным условием эффективности адаптационного периода и воспитательного процесса в целом является единство инженерно-педагогического коллектива, под которым понимается:

  • наличие воспитательных целей и задач колледжа, над которыми совместно работает коллектив преподавателей и мастеров производственного обучения;

  • единомнение в понимании концепции, методов и организации воспитательной системы, подкрепленной решением педсовета;

  • согласованность действий.

Главная задача куратора - привить первокурснику положительное отношение к профессии. Некоторые студенты, столкнувшись с неожиданными трудностями обучения, начинают сомневаться в правильности сделанного профессионального выбора. У большинства из них сомнения порождает недостаток неосведомленности о своей будущей профессии, что, в свою очередь, меняет их установки, вызывает потерю интереса к учебе, снижение успеваемости. Поэтому при общении с первокурсниками усилия куратора должны быть направлены на всемерное повышение информированности студентов о специфике их будущей профессии. Это поддерживает желание учиться, повышает успеваемость, стимулирует интерес к общественной работе.
Для решения всех этих задач, куратору требуется умение общаться, быть открытым, расположенным, способным к сопереживанию, тактичным, вежливым, приветливым. Однако тактичность и вежливость не исключают требовательности. Главное - вовремя помочь молодым людям в трудных жизненных ситуациях. Ведь многое зависит от того, какую помощь оказывает он своим воспитанникам.

Итогом и показателем успешной моей деятельности как куратора является дружная группа, которая успешно сдает сессии, активно ведет общественную деятельность, побеждает в конкурсах, спортивных мероприятиях.


3.1.4. Воспитательная работа в общежитии


Наиболее сложно адаптация происходит у студентов, проживающих в общежитиях. Ведь эти молодые люди вынуждены адаптироваться не только к новым условиям обучения, но и к новым жилищно-бытовым условиям.

Исторически сложившийся институт воспитателей общежитий обеспечивает реализацию воспитательных задач по всем направлениям воспитательной деятельности, а именно:

- развитие творческих способностей студентов, организация досуга;

  • формирование студенческого актива общежития, органов студенческого самоуправления;

  • координация работы студенческого совета общежития;

  • помощь студенческому активу общежития в проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий;

  • воспитание бережного отношения к имуществу, воспитание чистоплотности;

  • содействие выполнению студентами правил внутреннего распорядка общежития, правил техники безопасности;

  • воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни;

  • изучение и анализ психологической атмосферы в общежитии, выявление причин неблагополучия морального климата, стимулирование духа взаимопомощи и сотрудничества;

  • изучение и распространение положительного опыта по организации воспитательной работы в общежитиях.

Большое внимание в общежитиях уделяется культурно-нравственному воспитанию студентов. В течение учебного года проводятся творческие мероприятия, посвященные праздничным датам, памятным событиям в истории России, колледжа.

Развитие системы студенческого самоуправления в общежитиях способствует воспитанию у студентов лидерских качеств, творческих способностей, умению работать в команде. Студенческий совет общежития, являясь общественным органом самоуправления, создается для широкого привлечения студентов к подготовке и проведению мероприятий, направленных на улучшение воспитательной, культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы, организации досуга, утверждения нравственных норм и правил, здорового образа жизни, оказания помощи руководству общежития в улучшении жилищных условий и бытового обслуживания.

В каждой комнате, где проживают мои студенты, обязательно назначен староста, который следит за:

  • ответственным исполнением дежурства;

  • порядком в комнате;

  • психологическим микроклиматом среди проживающих в данной комнате;

  • организацией совместного или раздельного питания;

  • решением бытовых проблем;

  • объективным разрешением конфликтных ситуаций.

Я как куратор часто посещаю своих студентов для контроля дисциплины и правил порядка проживания в общежитии. В случае нарушения - совместно с воспитателями, представителями администрации колледжа объективно разбираем каждый факт, выясняем причины нарушения, а также принимаем соответствующие меры.

Для того чтобы исключить многие негативные явления: ссоры, недовольство, жалобы проживающих в общежитии студентов - расселение по комнатам проходит с учетом курса, отделения, пожелания студентов и их психологической совместимости. В течение последнего времени основными направлениями воспитательной работы в общежитии были организация студенческого самоуправления; повышение гражданской ответственности студентов; досуговая, творческая деятельность; психологическая адаптация и сопровождение. В настоящий момент в общежитии работает Совет общежития, главной задачей которого является создание условий, обеспечивающих участие студентов в жизни общежития, обсуждении проблем и принятии решений.

Таким образом, потенциально перед каждым студентом открывается возможность быть услышанным и понятым и, прежде всего, - своими товарищами, которые, в свою очередь, вовлекаются в процесс сотворчества, конструктивного и плодотворного человеческого общения. Стимулируется внимание к личности друг друга. Все это закладывает основы для формирования здорового коллективизма, способствует социальной адаптации человека, попавшего после средней школы в совершенно непривычную для себя среду и столкнувшегося с необходимостью осознать себя в новом общественном статусе.

3.1.5. Патриотическое воспитание

Наш Курский автотехнический колледж является кадетским учебным заведением. Глядя на наших ребят, понимаешь, что у России есть настоящие защитники, у России есть будущее.

Кадетство - это дополнительная мотивация студентов к обучению в этом замечательном учебном заведении, не случайно конкурс в колледже - три человека на место.

Кто такие кадеты? Кадет (Cadet) - во Франции так назывались молодые дворяне в военной службе до производства их в офицеры. В России впервые слово это явилось в указе 20 июля 1731 года об учреждении «корпуса кадетского из 200 шляхетских детей». С тех пор кадетами называются воспитанники кадетских корпусов. Это учащиеся, которые ходят в военной форме, изучают, помимо общеобразовательных предметов, военное дело, усиленно занимаются строевой подготовкой и спортом, танцуют, рисуют, поют. Жизнь требует от человека разностороннего развития, овладения навыками самообразования, профессионализма, мобильности, коммуникабельности, терпимости. Этому и многому другому обучают в наших кадетских группах. В кадетских группах готовят пожарных, спасателей для МЧС РФ, водителей категорий «В» и «С» для службы в Российской Армии. Учится в них престижно и почётно: это уважение сверстников, форма, которая делает человека подтянутым, строгим, дисциплинированным, физическая сила и выносливость, твёрдость духа и решительность, умение находить выход в любой ситуации, принимать нужные решения и быстро реагировать на сложные обстоятельства. Наши кадетские группы (а в них входят, по существу, все студенты колледжа) регулярно выступают в городских и областных соревнованиях и, как провило, занимают призовые места.

Ядром патриотического, гражданско-правового воспитания является обучение по кадетским программам, которые нацелены на формирование у подростков сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, практических навыков и умений, поведения в экстремальных ситуациях, стремления к здоровому образу жизни, совершенствование морально-психологических качеств и физического развития, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству.

Военно-патриотическое воспитание студентов колледжа основывается на «Концепции военно-патриотического воспитания молодежи», которая была рассмотрена и одобрена Координационным Советом при Президенте РФ 6 марта 1998 года; Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан России на годы» - утвержденной постановлением Правительства РФ от 5.10.2010г № 000; Стратегии государственной молодежной политики в РФ; Концепции Федеральной программы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020г.

Цель программы:

  • воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и её государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества; личностных качеств, необходимых гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации;

  • воспитание духовно, нравственно и физически здорового юношества на основе исторических традиций России, родного края;

  • восстановление традиции служения Отечеству, способности и готовности защитить и отстоять интересы Родины;

  • формирование уважения к законам, нравственным нормам общества и необходимости выполнения их в жизни;

  • выработка устойчивости в преодолении трудностей, способности действовать в условиях, близких к экстремальным;

  • воспитание доброты, милосердия, взаимоуважения, бережного отношения к окружающему миру,

  • развитие инициативы, самостоятельности, коллективизма, смелости в принятии решений и настойчивости в их выполнении

В колледже разработаны и действуют:

- программа развития кадетского движения «Воспитываем кадета - растим патриота Отечества»;

- программа подготовки кадетов к службе в ВС РФ.

Всесторонняя, всеобъемлющая военно-патриотическая, духовно-нравственная, правовая и профилактическая работа среди кадетов дает положительные результаты. Число правонарушений за три года снизилось, авторитет колледжа вышел далеко за пределы Курской области. У нас учатся студенты из самых далеких уголков нашей страны и за ее пределами.

В колледже работает военно-патриотический клуб «Сармат», который поддерживает тесное сотрудничество с историческими клубами г. Курска и Комитетом по делам молодежи и туризму Курской области. Большое место уделяется подготовке и проведению военно-спортивных соревнований, военных игр, полевых выходов, а также показательным выступлениям по рукопашному бою, строевой, огневой и тактической подготовке.

Формированию гражданско-патриотических качеств студенчества способствуют мероприятия, ежегодно организуемые в колледже: торжественное посвящение в кадеты, празднование Дня Победы в Великой Отечественной войне, Дня защитника Отечества, встречи с ветеранами, классные часы, посещение тематических экспозиций и выставок.

Важнейшим инструментом воспитания гражданственности и патриотизма остается воспитание историей. В колледже проводятся конференции, смотры-конкурсы студенческих работ, олимпиады по истории Отечества, родного края, науки и техники, а также посвященные празднованию Дня Победы, других памятных дат. Ежегодно проводится массовый военно-спортивный праздник, посвященный Дню Победы.


3.1.6. Развитие студенческого самоуправления


Формирование студенческого самоуправления является одним из методов подготовки будущих руководителей подразделений, предприятий и организаций.

Студенческое самоуправление - инициативная, самостоятельная и ответственная деятельность студентов по решению жизненно важных вопросов по организации обучения, быта, досуга. Студенческое самоуправление является элементом общей системы управления учебно-воспитательным процессом в колледже и предполагает максимальный учет интересов, потребностей студентов на основе изучения их общественного мнения.

Под системой студенческого самоуправления в колледже понимается целостный механизм, позволяющий студентам участвовать в организации своей жизнедеятельности в нем через коллегиальные взаимодействующие органы студенческого самоуправления групп, общежитий, студенческих организаций по интересам, кружков, секций и т.д.

Сегодня самоуправление студентов в силу самых объективных обстоятельств социальной жизни - это выражение интересов самоорганизации студентов - интересы, которые нуждаются в адекватном статусном определении и социально-правовой защите.

Для повышения эффективности воспитательной работы действует система соуправления педагогического и студенческого коллективов. В колледже система соуправления осуществляется на трех уровнях: в коллективах групп, на уровне учебного заведения и в общежитиях, представители которых принимают участие в областных форумах самоуправления, и в конкурсах лидеров студенческого самоуправления, делятся практическим опытом, обсуждают проблемы развития региона, трудоустройства, формирование в молодёжной среде здорового образа жизни, активной гражданской позиции. Налаживается система взаимодействия органов самоуправления с общественными объединениями и управлением по делам молодежи.

Совместная воспитательная работа методического объединения педагогов наставников с органами студенческого самоуправления проводится по основным направлениям:

- патриотическое, гражданско-правовое воспитание;

- спортивно-оздоровительная и профилактическая работа;

- работа в общежитии;

- трудовое воспитание, волонтерство.

Студенческое самоуправление - один из путей подготовки активных граждан к жизни в правовом и демократическом обществе, поэтому развитое студенческое самоуправление в группе имеет огромное общественное значение, помогающее становлению личности.

4. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ В ГРУППЕ ЧС-11

При оценке результатов состояния воспитательной работы целесообразно рассматривать следующие показатели:

  • глубокое и прочное усвоение знаний и умение применять эти знания, принципы и убеждения в повседневной учебной, научно-исследовательской, общественно-политической и трудовой деятельности;

  • показатели учебной и трудовой дисциплины в группе;

  • степень участия студентов в научных исследованиях и разработках;

  • уровень нравственной культуры студентов;

  • уровень морально-психологической атмосферы в студенческом коллективе, отсутствие правонарушений и аморальных поступков.

Показателями эффективности социального развития личности студента являются:

  • инициативное и творческое стремление к достижению общественно значимого результата в профессиональной и гражданской активности;

  • умение подходить к оценке общественных явлений с четких гуманистических и демократических позиций;

  • определение личностью своих перспектив, выработка собственной долгосрочной, стратегической жизненной программы, выбор конкретного идеала, жизненной цели, основных путей и нравственных принципов ее достижения;

  • степень осознания единства с реальным общественным бытием, сопричастность к созиданию нового российского общества;

  • деловые качества: единство слова и дела; система познавательных и творческих способностей, самостоятельность и продуктивность; гармоническое единство в проявлении профессионального мастерства, научно-исследовательских, педагогических и организаторских способностей, умения доводить до конца начатое дело; умение устанавливать нормальные взаимоотношения с членами коллектива; способность отстаивать до конца принципиальную общественно значимую позицию; способность к критике и самокритике;

  • активность личности в основных позициях: общественно-политических, профессионально-трудовых и нравственно-культурных, степень активности и результативность;

  • уровень самовоспитания, характеризуемый самопознанием и самооценкой, самоорганизацией, самоконтролем и саморегуляцией, самодеятельностью и самоутверждением.

Все перечисленные показатели эффективности развития личности каждого студента позволяют определить эффективность воспитательной работы в группе.

Считаю достойными показателями эффективности своей воспитательной работы свои грамоты, благодарственные письма муниципального, регионального (федерального) уровней:

  • Сертификат участника III педагогической научно-практической конференции «Грани сотрудничества», «Использование современных педагогических технологий в учебном процессе (из опыта работы)», 2014г.

  • Сертификат участника конкурса педагогической и методической продукции «Ярмарка педагогических достижений - 2014», 2014г.

  • Грамота за большой вклад в развитие исследовательских и творческих способностей молодежи, за участие в IV студенческой конференции «Творчество молодежи - путь созидания России», ОБОУ СПО «КАТК», 2014г.

  • Диплом победителя за подготовку победителей в X Международном литературно-художественном конкурсе для детей и юношества «Гренадеры, вперед!» «За веру и Отечество», Всемирный Русский Народный Собор, Союз писателей России, Москва, 2014г.

  • Грамота за значительные успехи в организации и совершенствовании учебно-воспитательного процесса, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой вклад в создание и укрепление учебно-материальной базы, ОБОУ СПО «КАТК», 2014г.

  • Благодарственное письмо за активный вклад в развитие кадетского движения, участие в мероприятиях по патриотическому воспитанию, ОБОУ СПО «КАТК», 2014г.

А также не менее важными показателями является участие моих студентов

гр. ЧС-11 в олимпиадах, конкурсах и других состязательных мероприятиях:

  • 2014г. - IV студенческая научная конференция «Творчество молодежи - путь созидания России». Милютин Александр. Сертификат участника.

  • 2014г., спортивный праздник «День Здоровья», команда девушек группы ЧС-11, 1 место, Диплом.

  • 2014г., спортивный праздник «День Здоровья», команда юношей группы ЧС-11, 1 место, Диплом.

  • 2014г., спортивный праздник «День Здоровья», Ковалев Кирилл, группа ЧС-11, 3 место по толканию ядра.

  • 2014г., спортивный праздник «День Здоровья», Филиппова Ирина, группа ЧС-11, 1 место по подниманию туловища, Диплом.

  • 2014г., спортивный праздник «День Здоровья», Чалых Денис, группа ЧС-11, 2 место по стрельбе из пневматической винтовки, Диплом.

  • 2014г., спортивный праздник «День Здоровья», группа ЧС-11, 2 место в перетягивании каната, Диплом.

  • 2014г., спортивный праздник «День Здоровья», группа ЧС-11, 1 место в соревнованиях среди команд 1 курса, Грамота.

  • 2014г., смотр-конкурс художественной самодеятельности, группа ЧС-11, Почетная грамота в номинации «Юмористический танец».

  • 2014г., смотр-конкурс художественной самодеятельности, группа ЧС-11, Почетная грамота в номинации «Театральное творчество».

  • 2014г., смотр-конкурс художественной самодеятельности, группа ЧС-11, Почетная грамота в номинации «Вальс».

  • 2014г., смотр-конкурс художественной самодеятельности, группа ЧС-11, 2 место среди групп 1 курса.

  • 2014г., конкурс открыток, посвященный Дню учителя, группа ЧС-11, 1 место в номинации «Декоративно-прикладное творчество».

  • 2014г., конкурс - соревнование между группами, группа ЧС-11, 2 место, Сентябрь.

  • 2014г., конкурс - соревнование между группами, группа ЧС-11, 3 место, Октябрь.

  • 2015г.,конкурс декоративно - прикладного искусства, группа ЧС-11, 1 место.

  • 2014г., Милютин Александр, студент группы ЧС-11, награжден Почетной грамотой за активное участие в общественной жизни колледжа, активную гражданскую позицию.

  • 2014г., Шульгин Евгений, студент группы ЧС-11, награжден Почетной грамотой за активное участие в общественной жизни колледжа, активную гражданскую позицию.

Я регулярно провожу родительские собрания с целью ознакомления родителей с итогами деятельности студентов в конце каждого семестра и задачами на предстоящий учебный год, советы по профилактике нарушений, тестирование студентов на восприимчивость к воспитательной работе, родительский лекторий с целью расширения знаний родителей в области воспитания подростков, а так же индивидуальные встречи и беседы с родителями.

Для совершенствования продуктивного взаимодействия куратора и студента, я провела анкетирование студентов.

Результаты анкетирования свидетельствуют: студенты старших курсов (82%) ответили, что куратор нужен и необходим студенческой учебной группе. Студенты первого курса считают продолжить взаимодействие с куратором в активных формах, в том числе неформальных. 67% студентов оценили вовлеченность во внеучебную деятельность по максимальной шкале оценивания.
Положительным моментом своей работы как куратора учебной группы, считаю, участие группы во всех мероприятиях колледжа.

Таким образом, куратор для студентов является как информатором, организатором, модератором, психотерапевтом, наставником и помощником в учебном процессе.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитание личности будущего специалиста является наряду с обучением важнейшей функцией системы образования.

Ведущая роль в воспитании студентов принадлежит куратору и преподавателям.

К важнейшим условиям реализации данной концепции воспитания можно отнести следующие:

  • ориентацию на конкретный конечный результат воспитательных усилий;

  • оптимальное планирование воспитательной работы в группе;

  • эффективное использование гибкой системы стимулирования, поощрений и порицаний в воспитательном процессе;

  • опору на творческую активность студенческих коллективов.

В современных условиях видятся следующие пути совершенствования воспитательной работы в колледже:

  • создание системы повышения квалификации организаторов воспитательной работы;

  • разработка планов, программ, проектов по отдельным направлениям воспитательной деятельности;

  • информационное обеспечение воспитательной деятельности: организация выставок, проведение тематических радио и телевизионных программ, размещение информации на Интернет-сайтах;

  • изучение состояния социально-психологического климата в студенческих коллективах, анализ статистики антисоциальных явлений в студенческой среде, правонарушений и других антигуманных явлений;

  • изучение, обобщение и распространение положительного опыта, разработка рекомендаций по совершенствованию воспитательной работы со студентами.

В соответствии со стратегической целью воспитания разносторонне развитого конкурентоспособного специалиста, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота, программа и концепция определяет содержание воспитательной работы со студентами.

Содержание программы включает перечень мероприятий по всем интегрированным направлениям воспитания: профессионально-трудовому, гражданско-правовому и культурно-нравственному. Мероприятия скомпонованы в два блока: воспитание в ходе учебного процесса и воспитание во внеучебное время. Специфика подготовки будущих специалистов состоит в том, что на младших курсах особое внимание уделяется гражданско-правовому и культурно-нравственному воспитанию, а на старших курсах главенствует профессионально-трудовое воспитание будущего выпускника.

Данная программа призвана обеспечить взаимосвязь организационных, учебно-методических, научных и информационных условий для развития и совершенствования различных форм и методов воспитания студентов.

Программа является обязательной для исполнения куратора группы ЧС-11. Контроль за ходом её выполнения осуществляют заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по безопасности и развитию
кадетского движения, заведующий отделением «Защита в ЧС», органы студенческого самоуправления.


28


© 2010-2022