- Преподавателю
- Классному руководителю
- Планирование работы классного руководителя
Планирование работы классного руководителя
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лыбашева Л.Н. |
Дата | 09.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Методические рекомендации
«Планирование работы классного руководителя»
В истории развития российской школы классному руководству всегда отводилось важнейшее место, т.к. именно классному руководству принадлежит ведущая роль в формировании и становлении личности ребёнка, раскрытии его способностей и потенциальных возможностей, в защите его интересов. А поскольку главным содержанием деятельности классного руководителя является воспитание, то необходимым элементом проектирования собственной деятельности становится разработка и составление плана воспитательной работы.
Приступая к составлению плана необходимо изучить следующие нормативные документы:
-
«Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности и гражданина России»
-
Примерные программы воспитания: Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Программа воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования.
-
Целевые федеральные, региональные, муниципальные программы образования и воспитания:
-Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» на 2011 - 2015 годы,
-Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.
-Долгосрочная целевая программа Архангельской области «Патриотическое воспитание граждан РФ и допризывная подготовка молодежи в Архангельской области (2012-2014 годы)
-Муниципальная программа развития образования и воспитания в Пинежском районе на 2011-2013,
-Долгосрочная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2013-2015 годы» (муниципальная программа)
- Воспитательная программа вашего ОУ
Кроме того, учитываются:
-
текущие и ожидаемые события в мире, стране, области, районе
-
пожелания родителей и учеников класса
План воспитательной работы может включать следующие разделы:
1. анализ работы за предыдущий год;
2. характеристику классного коллектива;
3. цель и задачи на учебный год;
4. план мероприятий по основным направлениям;
5 .работа с отдельными группами учащихся и индивидуальная работа;
-
работа с родителями.
1.Начать составление плана воспитательной работы необходимо с анализа воспитательной работы классного руководителя за предыдущий год, ответив на следующие вопросы:
-Какие задачи ставились в прошлом учебном году?
-Какие из задач были реализованы успешно? Почему?
-Какие задачи не были реализованы? Почему?
-Какие проблемы в работе с классным коллективом возникли при решении поставленных задач?
Например: В прошлом учебном году одна из основных задач была: Формирование доброжелательных отношений между одноклассниками. В связи с этим проведены индивидуальные беседы при всех проявлениях недоброжелательных отношений, поощрялось проявление взаимопомощи и сопереживания; проведена система классных часов, на которых большинство учеников класса смогли показать свои положительные стороны…. В результате класс стал более сплоченным.
Для формирования здорового образа жизни ежемесячно проводились часы здоровья, система классных часов по профилактике курения, были организованы встречи с медработником по профилактике заболеваний… По результатам наблюдения дети стали реже болеть, снизилось число курящих в классе, увеличилась посещаемость спортивных секций. И т.д.
2. Необходимо включить характеристику классного коллектива по следующему плану:
-характеристика социального состава учащихся;
-характеристика класса по его физическому здоровью;
-результаты учебных достижений по итогам года;
-анализ проблем в обучении учащихся класса;
-дисциплина в классном коллективе;
-проблемные учащиеся;
-роль родительского коллектива класса в воспитании учащихся
Например:
В классе 13 человек : 8 мальчиков и 5 девочек.
Подавляющее большинство детей воспитываются в полных семьях, в доброжелательной атмосфере. Особого внимания требуют две семьи, где иногда случаются конфликты, которые, естественно, отражаются на детях.
Данный коллектив существует уже 4 год, второгодников нет. На «4» и «5» успевают: (ФИО учеников). Неуспевающих учеников нет. Класс в целом очень серьезно настроен на учебу. Добросовестно выполняют домашние задания, внимательно слушают на уроках. Но есть и слабоуспевающие ученики. Это (ФИО учеников). Они заслуживают особого внимания. Им необходима постоянная помощь.
Иногда некоторые дети шумно ведут себя на уроках, быстро отвлекаются. И это мешает другим детям заниматься. Над отвлекающимися детьми нужен постоянный контроль.
В классе действуют органы самоуправления, но им нужна помощь и контроль классного руководителя. Актив класса пользуется авторитетом.
Класс активно участвует в классных и внеклассных мероприятиях. Особо выделяется большая группа учеников, которые умеют вовлечь весь класс в подготовку и к участию в мероприятии. Активно участвуют каждый год в международных конкурсах : « Русский медвежонок», « Кенгуру».
Но есть ученики, которых очень сложно приобщить к масштабным мероприятиям. Они охотнее всего работают отдельно. Например: в оформлении стенгазеты, уголка здоровья -- они с удовольствием показывают свое умение.
В целом класс дружный, между мальчиками и девочками нет больших конфликтов. А если и случаются, то тут же разрешаются.
Все ребята класса дополнительно занимаются в кружках, выступают на сцене.
В воспитательной работе класса участвуют и родители (ФИО). В классе хорошо отлажена работа родительского комитета. Они помогают организовать мероприятия. Оказывают посильную помощью в работе со слабоуспевающими детьми, в ремонте класса, активно посещают открытые уроки, различные внеклассные мероприятия.
3. Из анализа работы за прошлый год следуют основные цель и задачи на следующий год.
Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования.
В Концепции такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель - создание условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
или
Воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и духовно-нравственного развития личности младшего школьника.
Задачи воспитательной деятельности могут быть следующие:
1. Формирование патриотических ценностей, способности к духовному развитию на основе нравственных установок и моральных норм.
2. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств учащихся.
3.Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата, реализации творческого потенциала.
4. Воспитание экологической культуры.
5. Развитие коммуникативных навыков, навыков саморегуляции.
6. Расширение кругозора, развития общей культуры.
или
-
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
-
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
-
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
-
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
-
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
-
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
4. План мероприятий составляется в соответствии с общешкольным планом воспитательной работы по направлениям. Организация воспитания и социализации учащихся в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
-
Гражданско-патриотическое
-
Духовно-нравственное
-
Трудовое
-
Спортивно- оздоровительное
-
Экологическое
-
Эстетическое
Для удобства можно сделать план-сетку, он компактен, информативен, позволяет производить неоднократный анализ данных, дополнять его другими данными. Предлагаем некоторые формы плана-сетки:
№1 СЕНТЯБРЬ
Направления
Классные мероприятия
Общешкольн.
мероприятия
Связь с социумом
Патриотическое
Нравственное
Трудовое
Оздоровительное
Экологическое
Эстетическое
№2
Дата
Направление
Мероприятие
Ответственные
Рекомендуется проводить:
-
классные часы (1раз в неделю);
-
родительские собрания (1 раз в четверть);
-
классные мероприятия (1 раз в месяц)
Классный час - это прямое общение воспитателя - педагога со своими воспитанниками. Возможны самые различные виды классных часов:
-
Наиболее распространённым является организационный кл. час как способ коллективного обсуждения общешкольных дел;
-
Классный час для подведения итогов четверти, учебного года;
-
Иногда классный руководитель использует собрание класса для разрешения возникшего конфликта;
-
Но чаще время кл.часов используется для решения конкретных воспитательных, развивающих задач.
Рекомендуется на классных часах реализация таких программ «Полезные привычки-навыки- выбор», «Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья», «Формула правильного питания»
5. При планировании работы с классным коллективом необходимо учитывать индивидуальные особенности учеников. Для этого необходимо продумать индивидуальную работу с детьми.
-
Работа с трудными детьми: ФИО, проблема, пути решения.
-
Работа с сильными учащимися, талантливыми детьми: ФИО, специальные умения, мероприятия по развитию умений (занятия в кружках, подготовка к олимпиаде)
6. И учителя, и родители объединены единой целью: обучить и воспитать детей. Достичь каких-либо успехов в этом возможно при установившемся взаимопонимании между семьёй и школой. Поэтому кл. руководителю необходимо серьёзно продумать направления, формы, возможные приёмы работы с родителями своих воспитанников. Помните, родители будут стремиться к сотрудничеству и последующим контактам, только видя заинтересованность кл. руководителя судьбой их детей. Работа с родителями может включать следующие формы:
Традиционные
Нетрадиционные
-
Родительские собрания
-
Индивидуальные консультации педагога
-
Родительские конференции
-
Тематические консультации
-
Родительские чтения
-
Родительские вечера
О некоторых из них подробнее:
Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание. Приводим некоторые рекомендации по проведению родительских собраний:
-
Родительское собрание должно просвещать родителей, расширять их кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе;
-
Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
-
Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.;
-
Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственных взглядов. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
На тематические консультации приглашаются родители со схожими проблемами. Например: «Трудности адаптации ребенка»
Родительские чтения - форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. В начале учебного года родители определяют вопросы, которые их наиболее волнуют. Классный руководитель с помощью библиотекаря подбирает книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях.
Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей. Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.
При планировании работы рекомендуем пользоваться следующими периодическими изданиями:
-
Журнал «Воспитание школьников»
-
Журнал «Классный руководитель»
-
Журнал «Справочник классного руководителя»
-
Научно-методический журнал для заместителя директора по воспитательной работе
-
Приложение к газете «Первое сентября» - «Классное руководство»