Планирование работы классного руководителя

Методические рекомендации по разработке планирования работы классного руководителя содержат подробное описаниние плана воспитательной работы, который включает следующие разделы: анализ работы за предыдущий год, характеристику классного коллектива, цель и задачи на учебный год, план мероприятий по основным направлениям, работа с отдельными группами обучающихся и индивидуальная работа, работа с родителями. Каждый раздел плана содержит рекомендации составления и образец оформления. Также указано к...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации

«Планирование работы классного руководителя»

В истории развития российской школы классному руководству всегда отводилось важнейшее место, т.к. именно классному руководству принадлежит ведущая роль в формировании и становлении личности ребёнка, раскрытии его способностей и потенциальных возможностей, в защите его интересов. А поскольку главным содержанием деятельности классного руководителя является воспитание, то необходимым элементом проектирования собственной деятельности становится разработка и составление плана воспитательной работы.

Приступая к составлению плана необходимо изучить следующие нормативные документы:

  • «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности и гражданина России»

  • Примерные программы воспитания: Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Программа воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования.

  • Целевые федеральные, региональные, муниципальные программы образования и воспитания:

-Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» на 2011 - 2015 годы,

-Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.

-Долгосрочная целевая программа Архангельской области «Патриотическое воспитание граждан РФ и допризывная подготовка молодежи в Архангельской области (2012-2014 годы)

-Муниципальная программа развития образования и воспитания в Пинежском районе на 2011-2013,

-Долгосрочная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2013-2015 годы» (муниципальная программа)

- Воспитательная программа вашего ОУ

Кроме того, учитываются:

  • текущие и ожидаемые события в мире, стране, области, районе

  • пожелания родителей и учеников класса

План воспитательной работы может включать следующие разделы:

1. анализ работы за предыдущий год;

2. характеристику классного коллектива;

3. цель и задачи на учебный год;

4. план мероприятий по основным направлениям;

5 .работа с отдельными группами учащихся и индивидуальная работа;

  1. работа с родителями.

1.Начать составление плана воспитательной работы необходимо с анализа воспитательной работы классного руководителя за предыдущий год, ответив на следующие вопросы:

-Какие задачи ставились в прошлом учебном году?

-Какие из задач были реализованы успешно? Почему?

-Какие задачи не были реализованы? Почему?

-Какие проблемы в работе с классным коллективом возникли при решении поставленных задач?

Например: В прошлом учебном году одна из основных задач была: Формирование доброжелательных отношений между одноклассниками. В связи с этим проведены индивидуальные беседы при всех проявлениях недоброжелательных отношений, поощрялось проявление взаимопомощи и сопереживания; проведена система классных часов, на которых большинство учеников класса смогли показать свои положительные стороны…. В результате класс стал более сплоченным.

Для формирования здорового образа жизни ежемесячно проводились часы здоровья, система классных часов по профилактике курения, были организованы встречи с медработником по профилактике заболеваний… По результатам наблюдения дети стали реже болеть, снизилось число курящих в классе, увеличилась посещаемость спортивных секций. И т.д.

2. Необходимо включить характеристику классного коллектива по следующему плану:

-характеристика социального состава учащихся;

-характеристика класса по его физическому здоровью;

-результаты учебных достижений по итогам года;

-анализ проблем в обучении учащихся класса;

-дисциплина в классном коллективе;

-проблемные учащиеся;

-роль родительского коллектива класса в воспитании учащихся

Например:

В классе 13 человек : 8 мальчиков и 5 девочек.

Подавляющее большинство детей воспитываются в полных семьях, в доброжелательной атмосфере. Особого внимания требуют две семьи, где иногда случаются конфликты, которые, естественно, отражаются на детях.

Данный коллектив существует уже 4 год, второгодников нет. На «4» и «5» успевают: (ФИО учеников). Неуспевающих учеников нет. Класс в целом очень серьезно настроен на учебу. Добросовестно выполняют домашние задания, внимательно слушают на уроках. Но есть и слабоуспевающие ученики. Это (ФИО учеников). Они заслуживают особого внимания. Им необходима постоянная помощь.

Иногда некоторые дети шумно ведут себя на уроках, быстро отвлекаются. И это мешает другим детям заниматься. Над отвлекающимися детьми нужен постоянный контроль.

В классе действуют органы самоуправления, но им нужна помощь и контроль классного руководителя. Актив класса пользуется авторитетом.

Класс активно участвует в классных и внеклассных мероприятиях. Особо выделяется большая группа учеников, которые умеют вовлечь весь класс в подготовку и к участию в мероприятии. Активно участвуют каждый год в международных конкурсах : « Русский медвежонок», « Кенгуру».

Но есть ученики, которых очень сложно приобщить к масштабным мероприятиям. Они охотнее всего работают отдельно. Например: в оформлении стенгазеты, уголка здоровья -- они с удовольствием показывают свое умение.

В целом класс дружный, между мальчиками и девочками нет больших конфликтов. А если и случаются, то тут же разрешаются.

Все ребята класса дополнительно занимаются в кружках, выступают на сцене.

В воспитательной работе класса участвуют и родители (ФИО). В классе хорошо отлажена работа родительского комитета. Они помогают организовать мероприятия. Оказывают посильную помощью в работе со слабоуспевающими детьми, в ремонте класса, активно посещают открытые уроки, различные внеклассные мероприятия.

3. Из анализа работы за прошлый год следуют основные цель и задачи на следующий год.

Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования.

В Концепции такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель - создание условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

или

Воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и духовно-нравственного развития личности младшего школьника.

Задачи воспитательной деятельности могут быть следующие:

1. Формирование патриотических ценностей, способности к духовному развитию на основе нравственных установок и моральных норм.

2. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств учащихся.

3.Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата, реализации творческого потенциала.

4. Воспитание экологической культуры.

5. Развитие коммуникативных навыков, навыков саморегуляции.

6. Расширение кругозора, развития общей культуры.

или

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

4. План мероприятий составляется в соответствии с общешкольным планом воспитательной работы по направлениям. Организация воспитания и социализации учащихся в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

  • Гражданско-патриотическое

  • Духовно-нравственное

  • Трудовое

  • Спортивно- оздоровительное

  • Экологическое

  • Эстетическое

Для удобства можно сделать план-сетку, он компактен, информативен, позволяет производить неоднократный анализ данных, дополнять его другими данными. Предлагаем некоторые формы плана-сетки:

№1 СЕНТЯБРЬ

Направления

Классные мероприятия

Общешкольн.

мероприятия

Связь с социумом

Патриотическое

Нравственное

Трудовое

Оздоровительное

Экологическое

Эстетическое


№2

Дата

Направление

Мероприятие

Ответственные


Рекомендуется проводить:

  • классные часы (1раз в неделю);

  • родительские собрания (1 раз в четверть);

  • классные мероприятия (1 раз в месяц)

Классный час - это прямое общение воспитателя - педагога со своими воспитанниками. Возможны самые различные виды классных часов:

  1. Наиболее распространённым является организационный кл. час как способ коллективного обсуждения общешкольных дел;

  2. Классный час для подведения итогов четверти, учебного года;

  3. Иногда классный руководитель использует собрание класса для разрешения возникшего конфликта;

  4. Но чаще время кл.часов используется для решения конкретных воспитательных, развивающих задач.

Рекомендуется на классных часах реализация таких программ «Полезные привычки-навыки- выбор», «Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья», «Формула правильного питания»

5. При планировании работы с классным коллективом необходимо учитывать индивидуальные особенности учеников. Для этого необходимо продумать индивидуальную работу с детьми.

  • Работа с трудными детьми: ФИО, проблема, пути решения.

  • Работа с сильными учащимися, талантливыми детьми: ФИО, специальные умения, мероприятия по развитию умений (занятия в кружках, подготовка к олимпиаде)

6. И учителя, и родители объединены единой целью: обучить и воспитать детей. Достичь каких-либо успехов в этом возможно при установившемся взаимопонимании между семьёй и школой. Поэтому кл. руководителю необходимо серьёзно продумать направления, формы, возможные приёмы работы с родителями своих воспитанников. Помните, родители будут стремиться к сотрудничеству и последующим контактам, только видя заинтересованность кл. руководителя судьбой их детей. Работа с родителями может включать следующие формы:

Традиционные

Нетрадиционные

  • Родительские собрания

  • Индивидуальные консультации педагога


  • Родительские конференции

  • Тематические консультации

  • Родительские чтения

  • Родительские вечера

О некоторых из них подробнее:

Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание. Приводим некоторые рекомендации по проведению родительских собраний:

  1. Родительское собрание должно просвещать родителей, расширять их кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе;

  2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;

  3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.;

  4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственных взглядов. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

На тематические консультации приглашаются родители со схожими проблемами. Например: «Трудности адаптации ребенка»

Родительские чтения - форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. В начале учебного года родители определяют вопросы, которые их наиболее волнуют. Классный руководитель с помощью библиотекаря подбирает книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях.

Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей. Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

При планировании работы рекомендуем пользоваться следующими периодическими изданиями:

  1. Журнал «Воспитание школьников»

  2. Журнал «Классный руководитель»

  3. Журнал «Справочник классного руководителя»

  4. Научно-методический журнал для заместителя директора по воспитательной работе

  5. Приложение к газете «Первое сентября» - «Классное руководство»


Планирование работы классного руководителя

© 2010-2022