Формирование компетентности здоровьесбережения учащихся в системе работы классного руководителя

Сейчас в современной школе огромное внимание уделяется  проблеме формирования здорового образа жизни  и укреплению здоровья обучающихся.  В данном выступлении рассказывается, как сохранить и укрепить здоровье школьника на примере моего класса, по каким направлениям я осуществляю данную работу и какие задачи ставлю перед собой. Большое внимание я уделила двигательной активности детей, которая складывается из ежедневной и периодической. Здоровьесберегающие минутки, игра, правильное и рациональное ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей №5» г. Губкина Белгородской области




Доклад на тему:


«Формирование компетентности

здоровьесбережения учащихся в системе работы классного руководителя»



Учитель начальных классов

Комаревцева Е.А.




г.Губкин 2014г.

Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями и готовой к созидательной творческой деятельности. Все это согласуется с основными направлениями проекта реформы общеобразовательной школы, в котором на одном из первых мест стоит здоровье школьников.

Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей.

Здоровый образ жизни является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей и подростков. Современная концепция ЗОЖ определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья.

Для младших школьников основными составляющими элементами ЗОЖ являются рациональное питание, двигательная активность, общеукрепляющие и антистрессовые мероприятия, полноценный отдых, высокая медицинская активность. В современных сложных социально - экономических условиях отсутствие этих элементов в поведении значительной части школьников является фактором риска возникновения заболеваний.

Сохранение и укрепление здоровья школьников моего класса осуществляется по нескольким направлениям:

- обеспечение психологической безопасности ребенка;

- оздоровительная направленность воспитательного процесса;

- формирование культуры младших школьников.

Начиная работу с детьми по обучению здоровому образу жизни, я ставила перед собой следующие задачи:

- охрана и укрепление здоровья детей;

- определение эффективности работы по созданию ценности здоровья как основы дальнейших успехов в формировании личности ребенка;

- анализ уровня знаний и представлений детей о здоровом образе жизни;

- работа с детьми по воспитанию сознательных установок на ведение здорового образа жизни;

- обеспечение физического и психического благополучия.

Основными моментами рациональной организации педагогической деятельности младших школьников являются: нормирование нагрузки; регламентация длительности уроков; разумное чередование работы и отдыха.

Двигательная активность - один из основных факторов, который влияет на рост и развитие детского организма, его адаптационные возможности. Двигательная активность детей складывается из ежедневной (утренняя зарядка, подвижные игры и паузы в режиме дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. Главной составляющей двигательной активности является игра. Игра - неизменный спутник детства. В игре находит свое выражение присущая ребенку с самого раннего возраста жажда деятельности, соревнования, потребность проявить в каких - либо действиях свою творческую энергию, свои физические и умственные силы. Требуя от детей активности, игра развивает в них многие ценные качества, такие, как настойчивость в преодолении трудностей, смелость, умение ориентироваться в сложной обстановке.

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного ни умственного, ни физического развития. Игра - это огромное светлое окно в здоровый образ жизни детей».

Здоровьесберегающие минутки - это обязательный компонент уроков, что приводит к улучшению психо - эмоционального состояния детей, к изменению отношения к себе и своему здоровью, к пониманию взрослыми необходимости сохранения здоровья ребенка не на словах, а на деле.

Правильное и рациональное питание также является залогом здорового образа жизни. Соблюдение режима питания, приём пищи в одно и то же установленное время благоприятно сказываются на состоянии организма.
В этом учебном году я со своим учеником - Цыганковым Михаилом - провела исследовательскую работу, которая называлась «Нужны ли нам школьные завтраки?». В ходе работы были проведены беседы с фельдшером Мишустиной Е.Н. и зав.столовой Солошенко Г.И., где мы выяснили, что повседневная пища в нашем учреждении содержит в достаточном количестве и оптимальном соотношении все необходимые организму вещества. Овощи и фрукты - важный источник витаминов, калия, железа, а рыба и мясопродукты - полноценных белков. Все они включены в рацион ребёнка в достаточном количестве.

Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребенка. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Родителям необходимо ежедневно и неуклонно вести воспитание своего ребенка, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству. Чтобы успешно справиться с этой задачей, родители должны иметь определенную теоретическую и практическую подготовку в этих вопросах.

Основной целью работы с родителями я поставила просвещение в вопросе по воспитанию ЗОЖ у детей в семье, переориентировать родителей из сторонних наблюдателей в активных участников здоровьетворчества. Поэтому в тематику родительских собраний я включила такие темы, как «ЗОЖ. Воспитание примером», «Разговор о правильном питании», «Здоровый образ жизни в семье». Было проведено анкетирование учащихся, где было выявлено, что многие дети не гуляют на свежем воздухе после уроков, а сразу приступают к выполнению домашнего задания. Соблюдают режим дня в основном те дети, которые посещают ГПД.

Анкета представлена на слайде.

1.Часто ли ты болеешь?

2.Что было причиной твоих болезней? ______________________________________________

3. У тебя есть постоянный режим дня?______________________________________________

4.Ты ежедневно выполняешь утреннюю зарядку?_____________________________________

5.Ты ежедневно 1,5-2 часа проводишь на свежем воздухе?______________________________

6.Ты 2-3 раза в день употребляешь фрукты и овощи?_________________________________

7.Ты уважаешь окружающих людей и не споришь по пустякам?_________________________

8.Ты регулярно закаляешься?______________________________________________________

9.Ты всегда одеваешься по погоде?________________________________________________

10. Ты занимаешься в спортивной секции, бальными танцами или другими видами двигательной активности не менее 1 часа в день (помимо уроков физкультуры)?_____________

11. У тебя дома есть книги о здоровье и здоровом образе жизни?_____________________________

Помимо этой работы, не менее важной целью считаю необходимость формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Ребенок должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей. Для этого я провожу различные спортивные праздники, беседы с элементами игр, встречи с интересными людьми.

Эффективность решения оздоровительных задач здоровьеформирующего воспитания можно определить по динамике физического состояния ребенка, по уменьшению заболеваемости, по формированию его умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми, по проявлению сострадания, стремления помочь окружающим, по снижению уровня тревожности и агрессивности, по отношению к собственному здоровью.

Осуществление здорового образа жизни предполагает формирование не только интеллектуального потенциала, но и формирование зрелой личности, которая характеризуется дисциплиной ума, эмоций и поступков.


© 2010-2022