Методическая разработка на тему: «Профилактическая работа по борьбе с курением у несовершеннолетних в возрасте от 12 до 14 лет»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Методическая разработка

на тему: «Профилактические работы по борьбе с курением у несовершеннолетних в возрасте от 14 до 17 лет»











Автор: Цыганок Елена Анатольевна,

учитель биологии и географии

МКОУ «Благодаровская СШ»





Курение несовершеннолетних - это один из основных периодов курения, с которым необходимо активно вести борьбу. Главной причиной, по которой несовершеннолетние начинают курить, является заблуждение о том, что эта губительная привычка является символом зрелости и мужественности. Подростки, насмотревшись различных телевизионных программ, компьютерных игр, боевиков, фильмов, клипов и другое, заходят слишком далеко в желании подражать своим героям. Так, например, несовершеннолетние часто формируют свои небольшие кружки по интересам. Где желание выделиться из толпы приводит их в различные субкультуры, в которых курение является одним из важных атрибутов принадлежности к такой сформированной группе. К сожалению, вступая в общение с представителями этих кружков, школьники, которые пытаются сбежать из серой толпы обезличенного общества, попадают в ловушку и становятся ведомыми членами коллектива.

Следует также отметить то, что Россия в последнее время стали активно бороться с этой вредной привычкой, так, например, появились запреты на рекламу табачных изделий, курение в общественных местах и другие ограничения. Однако, все эти воспрещения не дают положительных результатов. Так как Российская Федерация по-прежнему остаётся лидером среди государств по количеству курящих. В настоящее время курящих несовершеннолетних 68 %, но всё-таки данный процент постоянно варьируется. Данное изменение в первую очередь будет зависит от проведения с подростками и их родителями профилактической работы, которая строится на основе индивидуально-личностного подхода.

Я как классный руководитель уделяю огромное внимание в работе со своим классом, а также с учащимися других классов на уроках биологии по формированию у них способности противостоять и бороться с пагубной привычкой курения. Первым этапом в моей работе по борьбе с курением, я стараюсь сформировать у несовершеннолетних негативное отношение к этой вредной привычке. Вторым этапом является проведение внеклассных мероприятий, которые направлены на демонстрацию последствий для организма подростка. Для этого использую многие формы работы, например, просмотр видеофильмов с последующими комментариями, провожу встречи со специалистами, викторины, дискуссии, конкурсы, конференции по этой теме и многое другое.

В данной работе будет представлена методическая разработка по проведению профилактических работ по борьбе с курением у несовершеннолетних в возрасте от 14 до 17 лет.

Цель методической разработки: профилактика потребления несовершеннолетними табачных изделий.

Задачи:

  1. определить количество курящих и некурящих несовершеннолетних в возрасте от 14 до 17 лет.

  2. провести профилактическую деятельность среди некурящих и курящих подростков;

  3. провести профилактическую работу с родителями несовершеннолетних;

  4. воспитание активной жизненной позиции.

Для реализации первой задачи, необходимо провести анкетирование с несовершеннолетними в возрасте от 14 до 17 лет. Подросткам предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Ваш пол (мужской/женский)?

  2. Пробовали ли Вы курить?

  3. Будите ли Вы курить в будущем?

  4. Курите ли Вы в настоящее время?

  5. Если Вы курите или пробовали курить, понравилось вам или не понравилось курить?

  6. Почему люди, а именно подростки начинают курить?

  7. Что Вы знаете о вреде курения?

Учащимся может быть предложена анкета, для выявления отношения к курению. В ней будут представлены различные высказывания молодых по поводу курения. В этой анкете нет «правильных» или «неправильных» ответов, в ней подростки полагаются на свою точку зрения. Им необходимо будет обвести цифру, которая обозначает степень согласия с каждым утверждением. Анкета представлена в табл. 1.

Таблица 1 - Анкета «Ваше отношение к курению?»

.

Утверждения

Полностью согласен

Скорее согласен

Затрудняюсь

ответить

Скорее не согласен

Полностью не согласен

Курение успокаивает нервы

5

4

3

2

1

Курение способствует похудению

5

4

3

2

1

Курение - это интересное времяпрепровождение

5

4

3

2

1

В курении есть особый шик

5

4

3

2

1

Курение - это круто

5

4

3

2

1

Курение делает подростков более интересными

5

4

3

2

1

Курение дает возможность собраться с мыслями

5

4

3

2

1

Курение - это приятные ощущения

5

4

3

2

1

Курение позволяет людям чувствовать себя более комфортно среди других людей

5

4

3

2

1

Курение повышает собственную значимость в глазах других

5

4

3

2

1

Курение позволяет скоротать время ожидания

5

4

3

2

1

Курение повышает авторитет среди товарищей

5

4

3

2

1

Курение - это символ преуспевания в делах и жизни

5

4

3

2

1

Курить - это модно и современно

5

4

3

2

1

Мне нравится реклама курения

5

4

3

2

1

Курят многие люди и с их здоровьем ничего не происходит

5

4

3

2

1

Если родители курят, то и мне можно начать курить

5

4

3

2

1

Я уже взрослый и могу попробовать курить

5

4

3

2

1

Я бы значительно возвысился в глазах сверстников, если бы начал курить

5

4

3

2

1

Я не стану по-настоящему взрослым, если не отведаю вкус табака

5

4

3

2

1

Результаты по данной анкете (табл. 1) подсчитываются в зависимости от выбранной цифры учащегося по каждому утверждению. Все цифры суммируются (цифра 5 означает 5 баллов, 4 - 4 балла и т.д.). Полученный результат необходимо сопоставить со следующей шкалой:

Результат до 90 баллов - нет предрасположенности к курению, сам процесс курения не одобряется.

От 91 - 120 баллов - нейтральное отношение к курению, возможно приобщение к нему при случае.

От 121 и выше - положительное отношение к курению, возможно, подросток уже приобщился к нему

Перед началом проведения анкетирования несовершеннолетних следует попросить о том, чтобы они отвечали на вопросы честно. По желанию подростки могут подписать свои анкеты. После проведения анкетирование, анкеты обрабатываются. Затем полученные результаты анализируются.

Для реализации второй задачи учащимся, во-первых, предложена проблемная ситуация: Вам неожиданно предложили покурить. Вы не соглашаетесь, но вам говорят следующие фразы: «Боишься? Слабо? Маменькин сынок!». Что вы ответите своим знакомым? Как вы поступите в такой ситуации? Учащихся можно поделить на несколько групп, одна - инсценирует данную ситуацию, другая - проводить пропаганду о вреде курения, третья - придумывает как можно больше вариантов сказать НЕТ в данной ситуации и т.д.

Во-вторых, учащимся предлагаются несколько неоконченных предложений, которые они должны продолжить, сказать свою точку зрения по данному вопросу. Эти предложения написаны на листочках, разложенные в виде ромашки. Каждый подросток по очереди выбирает себе листочек и продолжает выбранное предложение. Неоконченные предложения представлены в табл. 2.

Таблица 2

Подростки курят, потому что …

Чтобы бросить курить нужно …

Как курение влияет на здоровье …

Продолжительность жизни курильщиков меньше, так как …

Курение - это зависимость, болезнь или привычка …

Основные физиологические признаки курящих и некурящих людей …

Влияет ли курение на успеваемость учащихся …

Помощь при никотиновой зависимости …

Пачка сигарет в руке - это …

Чем пахнет курильщик …

После высказанных точек зрения у учащихся возникает дискуссия об их будущем, где они должны найти ответ на вопрос: почему в их будущем не должно быть места курению.

Чтобы получить представление о впечатлениях подростков после проведенной работы классный руководитель просит дать оценку словесную или в виде жетончиков. Где каждый из учащихся выбирает зелёный (понравилось, поучительно) или красный (не понравилось, остаюсь при своём мнении) жетон.

И наконец, для реализации второй задачи классный руководитель раздаёт каждому учащемуся памятку о влияние курения на здоровье (Рис.1)

Рисунок 1 - Памятка «Влияние курения на здоровье человека»

ПАМЯТКА

  • Курение - один из главных факторов риска развития атеросклероза, инфарктов, инсультов, рака лёгких.

  • При курение у курильщиков возникают хронический бронхит, туберкулёз и другие лёгочные заболевания.

  • У курящего человека кожа стареет на 20 лет раньше нормы.

  • У курильщиков продолжительность жизни в среднем сокращается на 10 - 15 лет.

  • Курение повреждает слизистую оболочку, изменяет вкусовую чувствительность, приводит к кашлю, к неприятному запаху изо рта, способствует инфекциям полости рта.

  • У курильщиков сосуды изнашиваются на 10 - 15 лет раньше, чем у некурящих людей.

  • Во время курения может возникать головокружение, тошнота и уменьшение аппетита.

  • Следует задуматься о будущем, ведь курение родителей негативно влияет на здоровье ребёнка, вызывая при этом врождённые физические эффекты, генетические заболевания и детские раковые болезни.

Для успешной положительной работы классного руководителя по профилактике курения следует осуществлять тесное сотрудничество с родителя несовершеннолетних. Для этого необходимо провести родительское собрание, с целью актуальности проблемы вреда курению и определения роли родителей в профилактике курения. Собрание проводится в форме круглого стола и беседы-диалога. За круглым столом классный руководитель говорит родителям о том, что можно сделать, чтобы ребёнок, войдя в бунтарский возраст не начал курить. Следует отметить, что в таком случае читать лекции о вреде курения, стращать болезнями, запрещать общаться с курящими ровесниками родителям не стоит. Родителям в этом случае необходимо дать подростку силу противостоять вредным соблазнам курения. Родители должны давать советы, но не давить советами, чаще задавать вопросы, а также научить подростка говорить «спасибо, нет».

Подводя итоги представленной профилактической работы по борьбе с курением у несовершеннолетних в возрасте от 14 до 17 лет, хотелось бы обратиться к подросткам со следующими словами: «Как бы ни сложилась ваша жизнь, мне бы хотелось, чтобы вашим жизненным кредо стали слова:

Я выбираю жизнь!

Я выбираю свет!

Я выбираю путь,

Где сигарет нет!»




© 2010-2022