- Преподавателю
- Классному руководителю
- Методическая разработка на тему: «Профилактическая работа по борьбе с курением у несовершеннолетних в возрасте от 12 до 14 лет»
Методическая разработка на тему: «Профилактическая работа по борьбе с курением у несовершеннолетних в возрасте от 12 до 14 лет»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Цыганок Е.А. |
Дата | 27.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методическая разработка
на тему: «Профилактические работы по борьбе с курением у несовершеннолетних в возрасте от 14 до 17 лет»
Автор: Цыганок Елена Анатольевна,
учитель биологии и географии
МКОУ «Благодаровская СШ»
Курение несовершеннолетних - это один из основных периодов курения, с которым необходимо активно вести борьбу. Главной причиной, по которой несовершеннолетние начинают курить, является заблуждение о том, что эта губительная привычка является символом зрелости и мужественности. Подростки, насмотревшись различных телевизионных программ, компьютерных игр, боевиков, фильмов, клипов и другое, заходят слишком далеко в желании подражать своим героям. Так, например, несовершеннолетние часто формируют свои небольшие кружки по интересам. Где желание выделиться из толпы приводит их в различные субкультуры, в которых курение является одним из важных атрибутов принадлежности к такой сформированной группе. К сожалению, вступая в общение с представителями этих кружков, школьники, которые пытаются сбежать из серой толпы обезличенного общества, попадают в ловушку и становятся ведомыми членами коллектива.
Следует также отметить то, что Россия в последнее время стали активно бороться с этой вредной привычкой, так, например, появились запреты на рекламу табачных изделий, курение в общественных местах и другие ограничения. Однако, все эти воспрещения не дают положительных результатов. Так как Российская Федерация по-прежнему остаётся лидером среди государств по количеству курящих. В настоящее время курящих несовершеннолетних 68 %, но всё-таки данный процент постоянно варьируется. Данное изменение в первую очередь будет зависит от проведения с подростками и их родителями профилактической работы, которая строится на основе индивидуально-личностного подхода.
Я как классный руководитель уделяю огромное внимание в работе со своим классом, а также с учащимися других классов на уроках биологии по формированию у них способности противостоять и бороться с пагубной привычкой курения. Первым этапом в моей работе по борьбе с курением, я стараюсь сформировать у несовершеннолетних негативное отношение к этой вредной привычке. Вторым этапом является проведение внеклассных мероприятий, которые направлены на демонстрацию последствий для организма подростка. Для этого использую многие формы работы, например, просмотр видеофильмов с последующими комментариями, провожу встречи со специалистами, викторины, дискуссии, конкурсы, конференции по этой теме и многое другое.
В данной работе будет представлена методическая разработка по проведению профилактических работ по борьбе с курением у несовершеннолетних в возрасте от 14 до 17 лет.
Цель методической разработки: профилактика потребления несовершеннолетними табачных изделий.
Задачи:
-
определить количество курящих и некурящих несовершеннолетних в возрасте от 14 до 17 лет.
-
провести профилактическую деятельность среди некурящих и курящих подростков;
-
провести профилактическую работу с родителями несовершеннолетних;
-
воспитание активной жизненной позиции.
Для реализации первой задачи, необходимо провести анкетирование с несовершеннолетними в возрасте от 14 до 17 лет. Подросткам предлагается ответить на следующие вопросы:
-
Ваш пол (мужской/женский)?
-
Пробовали ли Вы курить?
-
Будите ли Вы курить в будущем?
-
Курите ли Вы в настоящее время?
-
Если Вы курите или пробовали курить, понравилось вам или не понравилось курить?
-
Почему люди, а именно подростки начинают курить?
-
Что Вы знаете о вреде курения?
Учащимся может быть предложена анкета, для выявления отношения к курению. В ней будут представлены различные высказывания молодых по поводу курения. В этой анкете нет «правильных» или «неправильных» ответов, в ней подростки полагаются на свою точку зрения. Им необходимо будет обвести цифру, которая обозначает степень согласия с каждым утверждением. Анкета представлена в табл. 1.
Таблица 1 - Анкета «Ваше отношение к курению?»
.
Утверждения
Полностью согласен
Скорее согласен
Затрудняюсь
ответить
Скорее не согласен
Полностью не согласен
Курение успокаивает нервы
5
4
3
2
1
Курение способствует похудению
5
4
3
2
1
Курение - это интересное времяпрепровождение
5
4
3
2
1
В курении есть особый шик
5
4
3
2
1
Курение - это круто
5
4
3
2
1
Курение делает подростков более интересными
5
4
3
2
1
Курение дает возможность собраться с мыслями
5
4
3
2
1
Курение - это приятные ощущения
5
4
3
2
1
Курение позволяет людям чувствовать себя более комфортно среди других людей
5
4
3
2
1
Курение повышает собственную значимость в глазах других
5
4
3
2
1
Курение позволяет скоротать время ожидания
5
4
3
2
1
Курение повышает авторитет среди товарищей
5
4
3
2
1
Курение - это символ преуспевания в делах и жизни
5
4
3
2
1
Курить - это модно и современно
5
4
3
2
1
Мне нравится реклама курения
5
4
3
2
1
Курят многие люди и с их здоровьем ничего не происходит
5
4
3
2
1
Если родители курят, то и мне можно начать курить
5
4
3
2
1
Я уже взрослый и могу попробовать курить
5
4
3
2
1
Я бы значительно возвысился в глазах сверстников, если бы начал курить
5
4
3
2
1
Я не стану по-настоящему взрослым, если не отведаю вкус табака
5
4
3
2
1
Результаты по данной анкете (табл. 1) подсчитываются в зависимости от выбранной цифры учащегося по каждому утверждению. Все цифры суммируются (цифра 5 означает 5 баллов, 4 - 4 балла и т.д.). Полученный результат необходимо сопоставить со следующей шкалой:
Результат до 90 баллов - нет предрасположенности к курению, сам процесс курения не одобряется.
От 91 - 120 баллов - нейтральное отношение к курению, возможно приобщение к нему при случае.
От 121 и выше - положительное отношение к курению, возможно, подросток уже приобщился к нему
Перед началом проведения анкетирования несовершеннолетних следует попросить о том, чтобы они отвечали на вопросы честно. По желанию подростки могут подписать свои анкеты. После проведения анкетирование, анкеты обрабатываются. Затем полученные результаты анализируются.
Для реализации второй задачи учащимся, во-первых, предложена проблемная ситуация: Вам неожиданно предложили покурить. Вы не соглашаетесь, но вам говорят следующие фразы: «Боишься? Слабо? Маменькин сынок!». Что вы ответите своим знакомым? Как вы поступите в такой ситуации? Учащихся можно поделить на несколько групп, одна - инсценирует данную ситуацию, другая - проводить пропаганду о вреде курения, третья - придумывает как можно больше вариантов сказать НЕТ в данной ситуации и т.д.
Во-вторых, учащимся предлагаются несколько неоконченных предложений, которые они должны продолжить, сказать свою точку зрения по данному вопросу. Эти предложения написаны на листочках, разложенные в виде ромашки. Каждый подросток по очереди выбирает себе листочек и продолжает выбранное предложение. Неоконченные предложения представлены в табл. 2.
Таблица 2
Подростки курят, потому что …
Чтобы бросить курить нужно …
Как курение влияет на здоровье …
Продолжительность жизни курильщиков меньше, так как …
Курение - это зависимость, болезнь или привычка …
Основные физиологические признаки курящих и некурящих людей …
Влияет ли курение на успеваемость учащихся …
Помощь при никотиновой зависимости …
Пачка сигарет в руке - это …
Чем пахнет курильщик …
После высказанных точек зрения у учащихся возникает дискуссия об их будущем, где они должны найти ответ на вопрос: почему в их будущем не должно быть места курению.
Чтобы получить представление о впечатлениях подростков после проведенной работы классный руководитель просит дать оценку словесную или в виде жетончиков. Где каждый из учащихся выбирает зелёный (понравилось, поучительно) или красный (не понравилось, остаюсь при своём мнении) жетон.
И наконец, для реализации второй задачи классный руководитель раздаёт каждому учащемуся памятку о влияние курения на здоровье (Рис.1)
Рисунок 1 - Памятка «Влияние курения на здоровье человека»
ПАМЯТКА
-
Курение - один из главных факторов риска развития атеросклероза, инфарктов, инсультов, рака лёгких.
-
При курение у курильщиков возникают хронический бронхит, туберкулёз и другие лёгочные заболевания.
-
У курящего человека кожа стареет на 20 лет раньше нормы.
-
У курильщиков продолжительность жизни в среднем сокращается на 10 - 15 лет.
-
Курение повреждает слизистую оболочку, изменяет вкусовую чувствительность, приводит к кашлю, к неприятному запаху изо рта, способствует инфекциям полости рта.
-
У курильщиков сосуды изнашиваются на 10 - 15 лет раньше, чем у некурящих людей.
-
Во время курения может возникать головокружение, тошнота и уменьшение аппетита.
-
Следует задуматься о будущем, ведь курение родителей негативно влияет на здоровье ребёнка, вызывая при этом врождённые физические эффекты, генетические заболевания и детские раковые болезни.
Для успешной положительной работы классного руководителя по профилактике курения следует осуществлять тесное сотрудничество с родителя несовершеннолетних. Для этого необходимо провести родительское собрание, с целью актуальности проблемы вреда курению и определения роли родителей в профилактике курения. Собрание проводится в форме круглого стола и беседы-диалога. За круглым столом классный руководитель говорит родителям о том, что можно сделать, чтобы ребёнок, войдя в бунтарский возраст не начал курить. Следует отметить, что в таком случае читать лекции о вреде курения, стращать болезнями, запрещать общаться с курящими ровесниками родителям не стоит. Родителям в этом случае необходимо дать подростку силу противостоять вредным соблазнам курения. Родители должны давать советы, но не давить советами, чаще задавать вопросы, а также научить подростка говорить «спасибо, нет».
Подводя итоги представленной профилактической работы по борьбе с курением у несовершеннолетних в возрасте от 14 до 17 лет, хотелось бы обратиться к подросткам со следующими словами: «Как бы ни сложилась ваша жизнь, мне бы хотелось, чтобы вашим жизненным кредо стали слова:
Я выбираю жизнь!
Я выбираю свет!
Я выбираю путь,
Где сигарет нет!»