Занятие на тему Доброта

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия «Доброта»



Цель: формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках.

Задачи:

1.Расширять знания о роли доброты в жизни каждого человека.

2. Развивать у учащихся чувство сопереживания, милосердия, доброты, уважения.

3. Воспитывать у учащихся культуру человеческих отношений, взаимоуважение, отзывчивость, стремление помогать окружающим.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон, шаблоны сердечек, Дерево Добрых дел, раздаточные карточки, шаблоны листьев.























Ход мероприятия

I. Организационный момент

Учитель:Тема нашего мероприятия «Доброта» слайд 2

Сегодня мы с вами поговорим о доброте, добрых делах и легко ли быть добрым. В конце мероприятия вы должны ответить на следующие вопросы:

1.Что такое доброта?

2.Какой он - добрый человек?

3.Кому нужна доброта?

II. Вступительная часть

Учитель: - Что такое добро? Что такое зло? Во все времена люди пытаются ответить на этот вопрос.

Учитель:

В жизни по-разному можно жить -

Можно в беде, а можно - в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать шалости.

А можно так: слайд 3

На рассвете встать -

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.

- Почему солнце? (Ответы детей)

Да, правильно. Ведь солнце - это символ доброты, света, тепла и радости.

Не случайно народная мудрость гласит: «Доброта что солнышко» слайд 4

- А как вы думаете, что такое ДОБРОТА? ( Дети высказывают своё мнение)

III. Основная часть

слайд 5 (Понятие «Доброта»)

В толковом словаре С.И. Ожегова понятие «доброта» трактуется так: «Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим»

Учитель: Делать добро другим. А что же такое добро? (выступление детей на фоне музыки)

Ученик:слайд 6 Добро есть улыбка от сердца ко всем,

Чтоб было теплее, добрее нам всем.

Ученик:слайд 7 Добро есть стремленье другим помогать

И светом своим всех людей озарять!

Ученик: слайд 8Добро, когда нет обид у тебя,

Прощаешь душою других, как себя.

Ученик: слайд 9 Добро, когда кошке бездомной помог,

Пороки людские сломать в себе смог.

Ученик: слайд 10 Добро, когда ты благодарен за всё,

Когда нет гордыни и чувства « моё»

Ученик:слайд 11Добро, когда войны стремишься остановить,

Чтоб детям и взрослым не плакать - скорбить

Ученик: слайд 12 Добро есть единство во всем и всегда,

В единстве есть мир,

В разделении - тьма

Ученик: слайд 13 Добро, когда злые желания стер!

И счастье внутри ты навечно обрел!

Учитель: Значит, добро - это всё положительное и хорошее.

Учитель: Я предлагаю вам послушать притчу про двух волков.

Старый индеец рассказал своему внуку:( СЛАЙД 14)

- Внутри каждого человека идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк ( СЛАЙД 15) представляет зло - зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь.

Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.

Маленький индеец на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Учитель: А как думаете вы, дети? (ответы детей)

Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил.

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Как вы поняли эту причту?

- Как вы думаете, от кого зависит наличие добра и зла?

- Что нужно делать, чтобы быть добрым?

- А легко ли быть добрым?

Учитель: Добрым быть трудно. Чтобы быть достаточно добрым, нужно быть им чрезмерно. ( Просмотр ролика «Человек из очереди»)слайд 16

- Почему незнакомец купил торт для мальчика?(день рождения)

- Была ли у мальчика возможность отблагодарить незнакомца?

- Какой смысл имеет содержание записки? «Простой акт заботысоздаёт бесконечную цепочку»

Добро нужно делать не по принципу: «ты - мне, я - тебе», а по принципу: «ты - мне, я - другому и так далее», главное, чтобы эта цепочка не прерывалась. Научиться быть добрым сложно, но необходимо. Добро и зло идут всегда рядом, также как любовь и ненависть. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. Уметь быть благодарным людям, делающим вам добро. У человека нет возможности всем делать добро, ноу него есть возможность никому не причинять зла.

Групповая работа

Задание: зачеркнуть лишнее слово и назвать слова, которые остались.

  1. Честность, благородство,справедливость, зависть.

  2. Отзывчивость, жадность ,милосердие, щедрость.

  3. Сострадание, искренность, грубость,благодарность.

  4. Злопамятность, забота, уважение, чувственность.

Проверка задания: (взаимопроверка)

Словарная работа: (милосердие - готовность помочь кому - либо или простить из сострадания; злопамятность - не забывающий, не прощающий причиненного зла и обид )

Некоторые дети стесняются быть добрыми! Вот, например, Вовка из стихотворения А. Барто «Вовка - добрая душа»

Ученик:

На глазах растут ребята!

Жил в стихах моих когда-то

Вовка - добрая душа.

(Так прозвали малыша!)

А теперь он взрослый малый,

Лет двенадцати на вид,

И читателей, пожалуй,

Взрослый Вовка удивит.

С добротой покончил Вовка,

Он решил - ему неловко

В зрелом возрасте таком

Быть каким-то добряком!

Он краснел при этом слове,

Стал стесняться доброты,

Он, чтоб выглядеть суровей,

Дергал кошек за хвосты.

Дергал кошек за хвосты,

А дождавшись темноты,

Он просил у них прощенья

За плохое обращенье.

Знайте все, что он недобрый,

Злее волка! Злее кобры!

- Берегись, не то убью! -

Пригрозил он воробью.

Целый час ходил с рогаткой,

Но расстроился потом,

Закопал ее украдкой

В огороде под кустом.

Он теперь сидит на крыше,

Затаившись, не дыша,

Лишь бы только не услышать:

"Вовка - добрая душа!"

- Нужно ли бояться быть добрым? Чтобы вы посоветовали мальчику?

1 ученик:

Каждый знает, этот мир

Словно кто-то разделил:

На хорошее, плохое -

В нас живут вот эти двое.

2 ученик:

Они борются с годами

В сказках, фильмах и в нас с вами.

Каждый вправе выбирать

Кому в этом помогать.

3 ученик:

Если хочешь в мире темном

Обижать людей с порога

Драться, хмурить свои брови

В царство зла тебе дорога.

4 ученик:

Ну, а если ты с улыбкой

И хорошим делом тоже

Помогаешь всем на свете,

То добро всегда поможет.

5 ученик:

Помни истину простую:

Что от зла добра не ждут.

Только добрые поступки

И к тебе добром придут!

6 ученик:

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

То день не напрасно был прожит,

Значит, живёшь ты не зря.

Учитель: Да, дети. Вы дали Вовке правильный совет. Главное умение - научиться слушать себя и не давать волю злым чувствам, учиться их подавлять. Воспитывать твердый характер очень важно.

Физкультминутка (песня из м/ф «Фунтик»)

Столяр гулял в густом лесу

Среди больших стволов,

И, улыбнувшись, он сказал:

- Как много тут столов!

Охотник зайцев настрелял

Пять штук за шесть минут,

И, улыбнувшись, он сказал:

- Как много зайцев тут!

Шёл утром добрый человек.

Стряхнув с ветвей росу,

Он улыбнулся и сказал:

- Как хорошо в лесу!

Учитель:

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

-Доброе утро!

-Доброе утро! -

Солнцу и птицам!

-Доброе утро! -

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Учитель: - Отчего он становится добрым? (от добрых слов)

Учитель: ( слайд 17) Не зря говорится в пословице «Доброе слово и кошке приятно».

- Давайте вспомним слова и словосочетания в которых живет слово «добро» (групповая работа по карточкам)

Проверка задания:

доброта

добряк добросердечный

добросовестный добродетель

добродушный доброго здоровья

добропорядочный доброжелательный

добрый день

Учитель: Назовите основу всех этих слов (добро)

Учитель:

Доброта - это особое чувство. И как всякое чувство ее невозможно увидеть

глазами или исследовать приборами. А где же живет это чувство?

Инсценировка русской народной сказки «Белка и волк».

Ведущий: Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Вскочил волк и хотел её съесть.
Волк: Ах ты, негодница, сейчас я тебя съем!
Белка: Отпусти меня!
Волк: Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, от чего вы, белки, так веселы! Мне всегда скучно, а вы там вверху все играете и прыгаете.
Белка: Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк: Хорошо, иди.

Ведущий: Белка ускакала на ветку. Как вы считаете что же она ответит волку?

Белка: Тебе от того скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А в нашем сердце живет доброта от того нам и весело!

Учитель: - И где же живет доброта? (ответы детей)

Ученик читает стихотворение М.Садовского «Доброе сердце».

Я как-то в дом принёс щенка,

Бездомного бродягу,

Чтоб подкормить его слегка,

Голодного беднягу.

- Ну, что ж, - сказала мама, - пусть

он поживёт немножко,

в глазах его такая грусть!

Найдётся супа ложка…

Я во дворе нашёл потом

Котёнка чуть живого,

Его принёс я тоже в дом,

Сказала мама снова:

- Ну, что ж, - сказала мама, - пусть

он поживёт немножко,

в глазах его такая грусть!

Найдётся каши ложка…

Я под гнездом нашёл птенца,

Над ним вороны вились,

Я спрятал в шапку сорванца,


- Ну, что ж, - сказала мама, - пусть

он поживёт немножко,

в глазах его такая грусть!

Найдётся хлеба крошка…

Однажды я принёс ежа,

Ужа и черепаху,

И заяц в нашу дверь вбежал,

Наверное, со страху.

Сказала мама: - Пусть живут - в квартире так чудесно,

а если потесниться, тут

и нам найдётся место!

Учитель: - Какие добрые поступки совершил мальчик из этого стихотворения? (ответы детей )

Учитель:

Нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. С чуткостью и добротой мы должны относиться не только к людям, но и к животным. Ведь только к людям тянутся животные, и только он может оказать им помощь.

- О чем мы должны помнить, когда заводим дома животных? (об ответственности)

Учитель:

Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка».

- Значит, не только слова должны быть добрыми, но и дела.

Творческое задание «Дерево Добрых Дел».

Учитель:

- Каждый из вас волшебник, который может творить добрые дела.

- Перед вами Дерево Добрых Дел, которое поможет вспомнить о ваших добрых делах. Давайте расскажем о них. (В результате на дереве появится столько сердечек, сколько добрых дел вспомнят дети.)

- Каждый из вас может «посадить» (нарисовать на листе) Дерево Добрых Дел у себя дома и время от времени добавлять к нему новые сердечки - плоды.

Каждое доброе слово должно поддерживаться добрым поступком. Ещё наши предки учили своих детей с малых лет делиться последним куском хлеба с нищими и убогими. Дать приют путнику заплутавшему в дороге. Считалось, что подать милостыню, помочь больному и бедному - дело необходимое и богоугодное. Оказывать помощь всем, кто нуждается. НЕ нужно бояться быть добрым и милосердным. Милосердие - это милость сердца(любовь, нежность, мягкость). Чужая боль, несчастье, потеря - вот на что обращено милосердие.

Первые шаги к воспитанию у себя чувства милосердия вы уже сделали,

слайд 18посетив учреждение «Центр социального обслуживания Ленинского района г. Могилева» отделение реабилитации инвалидов с детства.

- Давайте расскажем, что мы там увидели? С кем познакомились?

слайд 19

- Они отличаются от нас? Они убедили нас, что они такие же талантливые, любят музыку, читают стихи?

- В чём нуждаются эти люди? (в общении и внимании)

- Какую помощь мы можем оказать?

- Какой урок мы извлекли?

Заключительная часть

Учитель:

- Сегодня я хочу рассказать вам об одной замечательной женщине, о доброте которой знает весь мир. Люди её называют Мать Тереза. слайд 20

А звали Агнесса Гонджа. Она родилась в семье албанского торговца в 1910 году. Её родители были людьми очень религиозными. Мать научила детей молиться, любить и помогать другим людям. Это были первые уроки доброты для маленькой девочки. Но когда девочке было 9 лет, их отец умер. Но мать Агнессы не сдавалась, открыла собственное дело и, потихоньку, их семейный бизнес наладился. Это был второй жизненный урок, полученный от матери: пусть жизнь трудна - ты должен по ней карабкаться вверх, к вершине. 12-летняя девочка твердо знала, что ее служение Богу будет связано со служением бедным.слайд 21

Её деятельность была направлена на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей, независимо от их национальности и вероисповедания. Великая радость заключена в том, чтобы посвятить себя служению другим людям.слайд 22

- Однажды она сказала: «Я знаю наверняка лишь одно: если бы люди сильнее любили друг друга, наша жизнь стала бы значительно лучше». Умерла Мать Тереза в 1997 году. Её «Благотворительная Миссия» действует до сих пор, потому что нуждающихся в помощи вокруг не становится меньше.

Подведение итогов. Рефлексия слайд 23

- Что такое доброта?

- Какой он - добрый человек?

- Кому нужна доброта? ( Ответы детей)

Давайте подумаем, что может каждый из вас сделать доброго своим близким, или тем кто нуждается в вашей помощи. Начнем наш путь прямо сейчас. У вас на партах листочки, на которых вы напишите что вы можете сделать доброго.

(Листочки со словами закрепить на дерево)

Доброта есть в каждом из нас, возьмите её и научитесь пользоваться, а научившись, научите других. А делая добро, никогда не надо ожидать благодарности.

Наше мероприятие подходит к завершению и хотелось бы его завершить музыкальной нотой.

Песня о доброте (дети исполняют песню)



© 2010-2022