- Преподавателю
- Классному руководителю
- Занятие на тему Доброта
Занятие на тему Доброта
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Емельянова Л.И. |
Дата | 10.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект занятия «Доброта»
Цель: формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках.
Задачи:
1.Расширять знания о роли доброты в жизни каждого человека.
2. Развивать у учащихся чувство сопереживания, милосердия, доброты, уважения.
3. Воспитывать у учащихся культуру человеческих отношений, взаимоуважение, отзывчивость, стремление помогать окружающим.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон, шаблоны сердечек, Дерево Добрых дел, раздаточные карточки, шаблоны листьев.
Ход мероприятия
I. Организационный момент
Учитель:Тема нашего мероприятия «Доброта» слайд 2
Сегодня мы с вами поговорим о доброте, добрых делах и легко ли быть добрым. В конце мероприятия вы должны ответить на следующие вопросы:
1.Что такое доброта?
2.Какой он - добрый человек?
3.Кому нужна доброта?
II. Вступительная часть
Учитель: - Что такое добро? Что такое зло? Во все времена люди пытаются ответить на этот вопрос.
Учитель:
В жизни по-разному можно жить -
Можно в беде, а можно - в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать шалости.
А можно так: слайд 3
На рассвете встать -
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
- Почему солнце? (Ответы детей)
Да, правильно. Ведь солнце - это символ доброты, света, тепла и радости.
Не случайно народная мудрость гласит: «Доброта что солнышко» слайд 4
- А как вы думаете, что такое ДОБРОТА? ( Дети высказывают своё мнение)
III. Основная часть
слайд 5 (Понятие «Доброта»)
В толковом словаре С.И. Ожегова понятие «доброта» трактуется так: «Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим»
Учитель: Делать добро другим. А что же такое добро? (выступление детей на фоне музыки)
Ученик:слайд 6 Добро есть улыбка от сердца ко всем,
Чтоб было теплее, добрее нам всем.
Ученик:слайд 7 Добро есть стремленье другим помогать
И светом своим всех людей озарять!
Ученик: слайд 8Добро, когда нет обид у тебя,
Прощаешь душою других, как себя.
Ученик: слайд 9 Добро, когда кошке бездомной помог,
Пороки людские сломать в себе смог.
Ученик: слайд 10 Добро, когда ты благодарен за всё,
Когда нет гордыни и чувства « моё»
Ученик:слайд 11Добро, когда войны стремишься остановить,
Чтоб детям и взрослым не плакать - скорбить
Ученик: слайд 12 Добро есть единство во всем и всегда,
В единстве есть мир,
В разделении - тьма
Ученик: слайд 13 Добро, когда злые желания стер!
И счастье внутри ты навечно обрел!
Учитель: Значит, добро - это всё положительное и хорошее.
Учитель: Я предлагаю вам послушать притчу про двух волков.
Старый индеец рассказал своему внуку:( СЛАЙД 14)
- Внутри каждого человека идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк ( СЛАЙД 15) представляет зло - зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь.
Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.
Маленький индеец на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Учитель: А как думаете вы, дети? (ответы детей)
Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил.
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Как вы поняли эту причту?
- Как вы думаете, от кого зависит наличие добра и зла?
- Что нужно делать, чтобы быть добрым?
- А легко ли быть добрым?
Учитель: Добрым быть трудно. Чтобы быть достаточно добрым, нужно быть им чрезмерно. ( Просмотр ролика «Человек из очереди»)слайд 16
- Почему незнакомец купил торт для мальчика?(день рождения)
- Была ли у мальчика возможность отблагодарить незнакомца?
- Какой смысл имеет содержание записки? «Простой акт заботысоздаёт бесконечную цепочку»
Добро нужно делать не по принципу: «ты - мне, я - тебе», а по принципу: «ты - мне, я - другому и так далее», главное, чтобы эта цепочка не прерывалась. Научиться быть добрым сложно, но необходимо. Добро и зло идут всегда рядом, также как любовь и ненависть. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. Уметь быть благодарным людям, делающим вам добро. У человека нет возможности всем делать добро, ноу него есть возможность никому не причинять зла.
Групповая работа
Задание: зачеркнуть лишнее слово и назвать слова, которые остались.
-
Честность, благородство,справедливость, зависть.
-
Отзывчивость, жадность ,милосердие, щедрость.
-
Сострадание, искренность, грубость,благодарность.
-
Злопамятность, забота, уважение, чувственность.
Проверка задания: (взаимопроверка)
Словарная работа: (милосердие - готовность помочь кому - либо или простить из сострадания; злопамятность - не забывающий, не прощающий причиненного зла и обид )
Некоторые дети стесняются быть добрыми! Вот, например, Вовка из стихотворения А. Барто «Вовка - добрая душа»
Ученик:
На глазах растут ребята!
Жил в стихах моих когда-то
Вовка - добрая душа.
(Так прозвали малыша!)
А теперь он взрослый малый,
Лет двенадцати на вид,
И читателей, пожалуй,
Взрослый Вовка удивит.
С добротой покончил Вовка,
Он решил - ему неловко
В зрелом возрасте таком
Быть каким-то добряком!
Он краснел при этом слове,
Стал стесняться доброты,
Он, чтоб выглядеть суровей,
Дергал кошек за хвосты.
Дергал кошек за хвосты,
А дождавшись темноты,
Он просил у них прощенья
За плохое обращенье.
Знайте все, что он недобрый,
Злее волка! Злее кобры!
- Берегись, не то убью! -
Пригрозил он воробью.
Целый час ходил с рогаткой,
Но расстроился потом,
Закопал ее украдкой
В огороде под кустом.
Он теперь сидит на крыше,
Затаившись, не дыша,
Лишь бы только не услышать:
"Вовка - добрая душа!"
- Нужно ли бояться быть добрым? Чтобы вы посоветовали мальчику?
1 ученик:
Каждый знает, этот мир
Словно кто-то разделил:
На хорошее, плохое -
В нас живут вот эти двое.
2 ученик:
Они борются с годами
В сказках, фильмах и в нас с вами.
Каждый вправе выбирать
Кому в этом помогать.
3 ученик:
Если хочешь в мире темном
Обижать людей с порога
Драться, хмурить свои брови
В царство зла тебе дорога.
4 ученик:
Ну, а если ты с улыбкой
И хорошим делом тоже
Помогаешь всем на свете,
То добро всегда поможет.
5 ученик:
Помни истину простую:
Что от зла добра не ждут.
Только добрые поступки
И к тебе добром придут!
6 ученик:
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит,
Значит, живёшь ты не зря.
Учитель: Да, дети. Вы дали Вовке правильный совет. Главное умение - научиться слушать себя и не давать волю злым чувствам, учиться их подавлять. Воспитывать твердый характер очень важно.
Физкультминутка (песня из м/ф «Фунтик»)
Столяр гулял в густом лесу
Среди больших стволов,
И, улыбнувшись, он сказал:
- Как много тут столов!
Охотник зайцев настрелял
Пять штук за шесть минут,
И, улыбнувшись, он сказал:
- Как много зайцев тут!
Шёл утром добрый человек.
Стряхнув с ветвей росу,
Он улыбнулся и сказал:
- Как хорошо в лесу!
Учитель:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро!
-Доброе утро! -
Солнцу и птицам!
-Доброе утро! -
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Учитель: - Отчего он становится добрым? (от добрых слов)
Учитель: ( слайд 17) Не зря говорится в пословице «Доброе слово и кошке приятно».
- Давайте вспомним слова и словосочетания в которых живет слово «добро» (групповая работа по карточкам)
Проверка задания:
доброта
добряк добросердечный
добросовестный добродетель
добродушный доброго здоровья
добропорядочный доброжелательный
добрый день
Учитель: Назовите основу всех этих слов (добро)
Учитель:
Доброта - это особое чувство. И как всякое чувство ее невозможно увидеть
глазами или исследовать приборами. А где же живет это чувство?
Инсценировка русской народной сказки «Белка и волк».
Ведущий: Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Вскочил волк и хотел её съесть.
Волк: Ах ты, негодница, сейчас я тебя съем!
Белка: Отпусти меня!
Волк: Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, от чего вы, белки, так веселы! Мне всегда скучно, а вы там вверху все играете и прыгаете.
Белка: Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк: Хорошо, иди.
Ведущий: Белка ускакала на ветку. Как вы считаете что же она ответит волку?
Белка: Тебе от того скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А в нашем сердце живет доброта от того нам и весело!
Учитель: - И где же живет доброта? (ответы детей)
Ученик читает стихотворение М.Садовского «Доброе сердце».
Я как-то в дом принёс щенка,
Бездомного бродягу,
Чтоб подкормить его слегка,
Голодного беднягу.
- Ну, что ж, - сказала мама, - пусть
он поживёт немножко,
в глазах его такая грусть!
Найдётся супа ложка…
Я во дворе нашёл потом
Котёнка чуть живого,
Его принёс я тоже в дом,
Сказала мама снова:
- Ну, что ж, - сказала мама, - пусть
он поживёт немножко,
в глазах его такая грусть!
Найдётся каши ложка…
Я под гнездом нашёл птенца,
Над ним вороны вились,
Я спрятал в шапку сорванца,
- Ну, что ж, - сказала мама, - пусть
он поживёт немножко,
в глазах его такая грусть!
Найдётся хлеба крошка…
Однажды я принёс ежа,
Ужа и черепаху,
И заяц в нашу дверь вбежал,
Наверное, со страху.
Сказала мама: - Пусть живут - в квартире так чудесно,
а если потесниться, тут
и нам найдётся место!
Учитель: - Какие добрые поступки совершил мальчик из этого стихотворения? (ответы детей )
Учитель:
Нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. С чуткостью и добротой мы должны относиться не только к людям, но и к животным. Ведь только к людям тянутся животные, и только он может оказать им помощь.
- О чем мы должны помнить, когда заводим дома животных? (об ответственности)
Учитель:
Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка».
- Значит, не только слова должны быть добрыми, но и дела.
Творческое задание «Дерево Добрых Дел».
Учитель:
- Каждый из вас волшебник, который может творить добрые дела.
- Перед вами Дерево Добрых Дел, которое поможет вспомнить о ваших добрых делах. Давайте расскажем о них. (В результате на дереве появится столько сердечек, сколько добрых дел вспомнят дети.)
- Каждый из вас может «посадить» (нарисовать на листе) Дерево Добрых Дел у себя дома и время от времени добавлять к нему новые сердечки - плоды.
Каждое доброе слово должно поддерживаться добрым поступком. Ещё наши предки учили своих детей с малых лет делиться последним куском хлеба с нищими и убогими. Дать приют путнику заплутавшему в дороге. Считалось, что подать милостыню, помочь больному и бедному - дело необходимое и богоугодное. Оказывать помощь всем, кто нуждается. НЕ нужно бояться быть добрым и милосердным. Милосердие - это милость сердца(любовь, нежность, мягкость). Чужая боль, несчастье, потеря - вот на что обращено милосердие.
Первые шаги к воспитанию у себя чувства милосердия вы уже сделали,
слайд 18посетив учреждение «Центр социального обслуживания Ленинского района г. Могилева» отделение реабилитации инвалидов с детства.
- Давайте расскажем, что мы там увидели? С кем познакомились?
слайд 19
- Они отличаются от нас? Они убедили нас, что они такие же талантливые, любят музыку, читают стихи?
- В чём нуждаются эти люди? (в общении и внимании)
- Какую помощь мы можем оказать?
- Какой урок мы извлекли?
Заключительная часть
Учитель:
- Сегодня я хочу рассказать вам об одной замечательной женщине, о доброте которой знает весь мир. Люди её называют Мать Тереза. слайд 20
А звали Агнесса Гонджа. Она родилась в семье албанского торговца в 1910 году. Её родители были людьми очень религиозными. Мать научила детей молиться, любить и помогать другим людям. Это были первые уроки доброты для маленькой девочки. Но когда девочке было 9 лет, их отец умер. Но мать Агнессы не сдавалась, открыла собственное дело и, потихоньку, их семейный бизнес наладился. Это был второй жизненный урок, полученный от матери: пусть жизнь трудна - ты должен по ней карабкаться вверх, к вершине. 12-летняя девочка твердо знала, что ее служение Богу будет связано со служением бедным.слайд 21
Её деятельность была направлена на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей, независимо от их национальности и вероисповедания. Великая радость заключена в том, чтобы посвятить себя служению другим людям.слайд 22
- Однажды она сказала: «Я знаю наверняка лишь одно: если бы люди сильнее любили друг друга, наша жизнь стала бы значительно лучше». Умерла Мать Тереза в 1997 году. Её «Благотворительная Миссия» действует до сих пор, потому что нуждающихся в помощи вокруг не становится меньше.
Подведение итогов. Рефлексия слайд 23
- Что такое доброта?
- Какой он - добрый человек?
- Кому нужна доброта? ( Ответы детей)
Давайте подумаем, что может каждый из вас сделать доброго своим близким, или тем кто нуждается в вашей помощи. Начнем наш путь прямо сейчас. У вас на партах листочки, на которых вы напишите что вы можете сделать доброго.
(Листочки со словами закрепить на дерево)
Доброта есть в каждом из нас, возьмите её и научитесь пользоваться, а научившись, научите других. А делая добро, никогда не надо ожидать благодарности.
Наше мероприятие подходит к завершению и хотелось бы его завершить музыкальной нотой.
Песня о доброте (дети исполняют песню)