Внеклассное занятие по краеведению Бесценны родные края

Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бесценны родные края

Открытое занятие подготовила Кузнецова Е.В., объединение «Шапка Мономаха», 2 год обучения.ЦДТ «Мечта», село Частые, Пермский край

Цель - Формирование чувства принадлежности к Отечеству, любви и преданности к своей малой Родине

Задачи

  1. Формировать познавательного интереса к знаменитым землякам.

  2. Развитие исследовательских способностей, информационных компетенций воспитанников, развитие навыков работы по подготовке проектов, с библиографическими материалами, навыков группового сотрудничества.

  3. Воспитание интереса к истории родного края.

Оборудование: экспонаты музея, видеопроектор.

Введение.

Представленная работа отражает творческий поиск ПДО в реализации задач изучения истории родного края через использование методов проектов для работы с воспитанниками, активизирующих их познавательный интерес, самостоятельный поиск в области краеведения.

Проекты, выполненные воспитанниками, направлены на активизацию гражданского становления, на воспитание любви к своей малой Родине, на понимании ими исторических и культурных ценностей своего края и своего народа.

Учить учащихся культуре этнического общения, уважения к языку, быту, традициям, религии народов, населяющих наш край, гордости за трудолюбие - вот задача изучения истории родного края.

Пояснительная записка.

Родина начинается с родного края, где ты родился и вырос, где многие века живет твой народ. Понятия родина и родная земля неразрывно связаны и священны для каждого человека. Вопросы истории родного края включены в школьные программы. Этот материал позволяет усилить воспитательную роль занятий, сделать для ребят ближе и понятней малую Родину, дела дедов и отцов. Но за пределами круга обязательных знаний, определенного учебными программами, остается немало ярких и увлекательных страниц истории родного края. Знакомство с ними является бесценным источником духовного обогащения подростков. Велик интерес у воспитанников к истории. Большие возможности формирования интереса к истории заложены во внеклассной работе. В данной работе представлен опыт проведения краеведческих мероприятий в занимательной форме. Предложенные вопросы выходят на выявление хронологических, картографических умений воспитанников, требуют дополнительного поиска, исследования по объяснению происхождений названий, терминов, понятий, анализа источников, произведений литературы и искусства.

Ход занятия.

  1. Введение. Через года доносятся до нас голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной стране, родной земле! Из чего же вырастает человеческая любовь ко всему. Что умещается в одном слове - "РОДИНА"?

Любовь к Родине - важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие Отечество до границ всего государства. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается. Чувство малой Родины со своим особым обликом, со своей, пусть самой скромной и непритязательной красотой, появляется у человека в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребячьей души, и с нею, с этой отдаленной и личной Родиной, он приходит с годами к той большой Родине. Которая для всех одна: свет отчего дома и тепло родного очага согревает человека и освещает его путь всю жизнь. Конкурентноспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности - вот чему мы с вами учимся сегодня, работая над проектом «Наша малая Родина».

Сторона ты моя частиннская,

Необъятная ширь и даль

Загляделась ты в Каму синюю

Схоронилась в лесную шаль.

  1. Основная часть. Просмотр презентации «Бесценны родные края».

1 часть - Частые - столица моего детства

2 часть - И никогда не оборвется веков связующая нить..

3 часть - Бесценны родные края


  1. Просмотр фильма про Частые (Ермолаева Г.Г.)

Достойные заветы наших дедов

В столетьях нас в пути ведут.

Мотаем их на ус, строки не предав,

Века прошли - всё за душу берут.

Чтобы помнить заветы, нужно знать, конечно, и своих предков. Знаем ли мы, чем особенна наша семья, знаем ли мы свою родословную?

Есть народная мудрость «Тот род хорош - где старшим уваженье и почёт… и тот праздник славен, где им главное место».

  1. Выступления с проектом «Моя семья» Маши Пехтеревой

Родина - подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни - это то, чем мы жили вчера, гол назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами. Народ, не имеющий таких глубоких корней - бедный народ. Родина - это очень много. Это тропка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это большие города и маленькие деревеньки. Это имена людей. Это мои друзья, мама и папа. Это ты и я с нашим миром чувств, с нашими радостями и заботами. Чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках, зеленый косогор с березами. Это могла быть лесная опушка, яблоневый сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным родником. И на так уж сложно объяснить, почему все это нам дорого. Память людей связана с тем местом, где они родились, где прошло их детство, где они научились понимать жизнь! Это могучая сила памяти! Она влечет птиц из дальних краев к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым! Школа - это тоже детство, это тоже Родина!

Работа с памятками по проектам Цаплиной Регины, Казанцева Дмитрия, Казанцева Стаса.

  1. Викторины. А хорошо ли вы знаете уральский край?

  1. Что издавна называли каменным поясом России? (Уральские горы)

  2. Чем славится земля уральская? (полезными ископаемыми).

  3. А какие полезные ископаемые вы знаете? (уголь, руда, медь, золото)

  4. А какими самоцветами богат наш Урал?(рубины,топазы, малахит, яшма, горный хрусталь).

  5. Какое дерево называют символом Урала? (рябину)

  6. Какие животные обитают в уральских лесах? (лоси, волки, медведи. зайцы) Задания на карточках - убери лишнюю букву.

  7. Какое животное изображено на гербе Пермской области? (медведь).

Знаете ли вы, что обозначали эти слова (говоры) у старожилов нашего края?

Анбар (амбар) Баской (красивый) Катушка (ледяная горка)

А теперь отгадайте загадки старожилов:

Два убегают, два догоняют, а отдыхают вместе (четыре колеса у телеги).

Кину с блошку - выну с кошку (редька).

Мокрый теленок в подполье живет (язык).

По сеням ходит, а в избу не является (дверь).

Продолжите пословицы:

Родная деревня …. Краше Москвы.

На чужой стороне... и весна не красна.

100 рублей не деньги… 100 верст не расстояние.

То, что грязно изнутри… не сделаешь чистым снаружи.

Назовите предмет и объясните, как его использовали.

1. Сито. 2. Лучина. 3. Косоворотка. 4. Лапти. 5. Туесок. 6. Веретено.

7. Гребень. 8. Керосиновая лампа. 9. Серп. 10. Коса. 11. Ухват.

В музее хранятся не только предметы старины, но и различные документы, связанные с историей. Из архива музея можно узнать о многих событиях и датах, когда они происходили. Знание исторических дат, связанных с историей нашего района, мы проверим с помощью выданных листов, где напротив каждого события вы должны поставить дату. На эту работу вам дается 5 минут.

1646 г. - первое упоминание о селе Частые в переписи.

1839 год - в с.Частые основана школа.

1899 год - открыты первые ясли на период полевых работ, с.Ножовка.

24 декабря 1919 года - состоялся 1 съезд членов РКСМ Частинского района

Август 1914 - Открылось телефонное сообщение между Оханском и Нытвой, затем присоединились села Меркуши, Шлыки, Частые.

27 февраля 1924 года - Президиум Уральского областного исполнительного комитета утвердил образование Частинского района в составе Сарапульского округа.

1924 год - в районе появился первый трактор, в коммуне «Красный пахарь».

1939 год - первый выпуск учеников средней школы с.Частые.

15 сентября 1944 год - Первая гидроэлектростанция на речке Ножовка в с.Верх-Рождество. Пошел в дома электрический ток.

1959 год - установили первые телевизоры в конторах Бабкинской МТС и Куйбышевского леспромхоза.

1964 год - в д.Ерзовка построено первое в районе типовое кирпичное здание школы со спортивным залом.

1965 - построена новая Частинская школа.

1969 год - построен сырзавод в с. Частые, начал работать хлебозавод.

1974 год - образован районный краеведческий музей при РДК.

1974 - первые двухэтажные благоустроенные дома.

1979 год - построена Центральная больница.

1989 год - начали асфальтировать дороги в селе Частые.

Звери и птицы нашего края

1. Какой лесной зверек похож на белку, но почти в два раза меньше ее? Шубка серая, вдоль спины проходят пять темных полосок. (Бурундук)

2. Какое животное называют лесным великаном? (Лось)

3. Какой маленький пушной зверек селится под пнями, стогами сена, часто устраивает себе кров под жилищем человека? Охотится на мелких грызунов, иногда совершает набеги на курятники. (Хорек)

4.* Кто такой пестун? (Это медвежонок из прошлогоднего выводка. Он помогает медведице воспитывать (пестовать) медвежат).

5.* Говорят, что медведь в берлоге сосет лапу. Так ли это? (Он не сосет лапу, а лижет ее. Зимой у медведей на подошве отслаивается старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая нежная кожица зудит и мерзнет. Вот мишка и облизывает подошвы горячим языком да при этом причмокивает губами).

6.* Чьих детенышей, родившихся в разное время года, называют листопадничками, настовичками, травниками? (Зайчата, родившиеся летом -

травники, осенью - листопаднички, весной - настовички).

7. Какая птица высиживает птенцов зимой? (Клест)

2. Какая птица может передвигаться по стволу дерева вверх и вниз, как

акробат в цирке? (Поползень)

3. Какая птица помогает кедру расселяться в лесу? (Кедровка)

4.* За что глухарей так называют? (Ранней весной, подзывая самку, самцы по_особому движутся, поют, издают крики. В это время птицы становятся как бы глухими, ни на что не обращают внимания).

5.* Какая птица не боится мороза и падающей воды? (Оляпка мелкую речушку может перейти по дну. Гнездо часто строит за водопадом, так как не боится падающей воды, бесстрашно пролетая через струи).

6.* Кто поет, самец или самка жаворонка? (Поет только самец с ранней

весны до середины лета. А самки в это время сидят на гнездах и высиживают птенцов.)

7. Какие птицы возвращаются к нам с юга первыми? (Грачи)

8. Какие птицы прилетают раньше: ласточки или стрижи? (Ласточки, т.к.

они ловят насекомых у земли и в воздухе. Стрижи летают высоко в небе, насекомые там появляются позднее.)

В этом году юбилейный год - 70-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945).

1. Когда был открыт Обелиск Славы в нашем селе? ()

4. В каких школах нашего района есть музеи, связанные так или иначе с Великой Отечественной войной? (Меркуши, Ножовка)

5. В каком городе Пермской области выпускали солдатские каски? (Лысьва.)

6. Что делали на заводах Перми для нужд фронта? (Моторы для самолетов, бронекатер, пушечную гаубицу).

- Часто во время войны солдатам помогали смекалка, находчивость и логическое мышление.

- Проверим вашу логику. Вы получили шифровку, попробуйте расшифровать ее за 1 минуту.

В Т Е А О Е И К 9 А

С Р Ч У Б Л С А М Я (Встреча у обелиска 9 мая)

Шифровка для болельщиков

Павел Рома Ирина Коля Алеша Мила Ь Егор (Прикамье)

Выводы:

Мой друг! Что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая,

Прохладней легкий ветерок,

Душистее цветы, там холмы зеленее,

Там сладостней журчит поток,

Там соловей поет звучнее...

(Н.М. Языков)


Жизнь человека - только миг в безбрежном времени вселенной,

И только в памяти живых она становится нетленной.

Всё это так. Да вот беда, что забываем иногда,

Откуда мы, кто наши предки? Такие случаи нередки.

Заставить нас забыть о них не должен злой народа гений -

Уйдя из памяти живых, исчезнет много поколений.

Одной мы связаны судьбой, одной семьёй, единой кровью.

Потомки станут нам с тобой надеждой, верой и любовью.

И дух наш, продолжая жить, во внуков, правнуков вольётся,

И никогда не оборвётся веков связующая нить.




© 2010-2022