- Преподавателю
- Классному руководителю
- Внеклассное мероприятие Как не стать жертвой преступления и что такое виктимное поведение
Внеклассное мероприятие Как не стать жертвой преступления и что такое виктимное поведение
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ефремова Л.А. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Горловский УВК «Общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 22 - многопрофильный лицей»
Разработка классного часа на тему
«Как не стать жертвой преступления и что такое виктимное поведение»
Подготовила классный руководитель 7-Б класса
Ефремова Л.А.
2012-2013 н.р.
Лифт, подъезд, темный переулок... Потенциально
опасных зон много. Защищаясь от агрессии, часто
приходится рассчитывать только на себя!
Цели мероприятия:
-
Обсудить с учащимися проблему личной безопасности подростка, познакомить учащихся с понятиями «виктимное поведение», «жертва», обучать детей находить выход из экстремальных ситуаций, предвидеть и по возможности избегать их,;
-
Развивать умение видеть опасность и быстро реагировать на нее;
практические умения вести себя в экстремальных ситуациях.
-
Воспитывать самоконтроль, самообладание в сложных жизненных
ситуациях.
Оборудование: медиапроектор, мультимедийная презентация, памятки
Термины и понятия: виктимология, виктимность, жертва, насилие.
Ход мероприятия
Классный руководитель:
Сегодня мы проводим деловую игру, в ходе которой обсудим проблему личной безопасности подростка, получим новые и углубим имеющиеся знания и навыки в области правового воспитания. А полученные теоретические знания будем учиться применять в конкретных жизненных ситуациях.
-
Мотивация учащихся
Во время одной из перемен во время игры ученик Сергей Л. говорил обидные слова Данилу Т. В ответ Данил применил силу и Сергей получил травму лица. Учитель вынужден был вмешаться в эту ситуацию.
Кто же виноват в том, что возник конфликт между одноклассниками? (ответы учеников)
Учитель:
Поведение Сергея в криминалистике называется виктимным.
Виктимное поведение - такие действия и поступки человека, которые провоцируют желание на него напасть.
Термин «виктимология» производная от него происходят от латинского слова - жертва, и греческого - учение, применительно к теории и практики предупреждения преступности, речь идет не о жертвах вообще, а только о жертвах преступлений. (лат. - victima, англ. - viktim, франц. - viktime, откуда и название самой науки).
Виктимность (лат. victima - жертва) - свойство личности, заключающееся в предрасположенности быть жертвой обстоятельств или воздействия других людей. Определение Ежи Бафия: «Часть криминологии, занимающаяся участием физического лица-жертвы в формировании криминогенной ситуации (преступности)».
Актуален ли разговор о виктимном поведении?
-
Новые понятия
Учитель:
Сегодня мы с вами должны выработать правила, которые позволят избежать преступлений, сохранить жизнь и здоровье. Выполнять задания будем по группам, каждой группе за 3 минуты необходимо дать определение понятия «жертва преступления».
1 задание. Работа в группе (2 минуты).
Всем учащимся в группах даётся задание дать определение понятию «жертва». Метод мозгового штурма, принимаются все варианты ответов, затем анализ, ответ группы.Затем все ответы обобщаются, и даётся общее понятие «жертва».
Учитель: (обобщая ответы, дает определение)
Жертва преступления - это физическое или юридическое лицо, подвергшееся преступному посягательству.
Криминологическое понятие жертвы преступления охватывает также возможную, потенциальную его жертву.
Потенциальная жертва преступления - это лицо, обладающее такими свойствами, которые повышают вероятность преступного посягательства на него в сравнении с другими однородными с ним социальными субъектами. Жертва преступления может быть реальной или потенциальной, невыявленной или скрытой от учета, прямой или косвенной. Способность индивидуальных свойств повышать криминальную уязвимость объекта преступного посягательства именуется виктимностью, а способность снижать эту уязвимость - анти-виктимностью. Наша цель - выработка анти-виктимности.
Известный специалист по выживанию человека Яцек Палкевич сформулировал принципы безопасности следующим образом:
-
предвидеть опасность;
-
по возможности избегать её;
-
при необходимости действовать.
-
Анализируй ситуацию
О виктимном поведении и их последствиях рассказывают русские народные сказки.
2 задание.
Посмотрите отрывок из сказки и ответьте на вопрос: « В чем заключается виктимное поведение персонажа?»
(учащиеся просматривают отрывки из мультфильмов «Гламурная Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», анализируют поведение персонажей)
-
Деловая игра
Учащиеся класса объединилась в три команды «Фемида», «Безопасность», «Стоп, опасность!» Каждой команде было предложено домашнее задание: подготовить инсценировки ситуаций о виктимном поведении подростков.
Команда «Фемида» подготовила инсценировку ситуации «Встреча в подъезде с подозрительными личностями». Команда «Безопасность» - инсценировку ситуации «На улице». Команда «Стоп, опасность!» - инсценировку ситуации «Ребенок дома один».
По каждой инсценировке команды подготовили проблемные вопросы противникам
5. Ответы команд на вопросы учителя ( игра что? где? когда?)
-
Что делать, если дверь твоей квартиры пытаются открыть силой?
-
Какой номер на мобильном телефоне нужно набрать, чтобы вызвать милицию?
-
Вам нужно на 2 минуты зайти к однокласснику, который живет в вашем подъезде этажом выше, чтобы узнать домашнее задание по математике. Обязательно ли запереть на ключ дверь собственной квартиры? Почему?
-
Мама забыла свои ключи у бабушки, которая живет в центре города. По дороге домой в автобусе она это обнаружила. Ключи есть только у вас, но вы не можете дождаться маму, так как спешите в школу. В каком месте подъезда можно устроить тайник для ключей?
-
Какие действия вы должны предпринять, выходя из квартиры, чтобы не привлечь к ней внимание воров?
-
Какой должна быть дорога из школы домой?
-
Где можно задержаться, идя из школы домой?
-
Вас приглашают покататься на машине или на мотоцикле, и за рулем знакомый парень из соседнего дома. Как поступить?
-
Как поступить, если за тобой в подъезд заходит подозрительный человек?
-
Анализ видеоситуаций «Как не стать жертвой преступления»
-
Подведение итогов
Вручение учащимся памяток для школьников о правилах поведения «Особиста безпека школярів».
Домашнее задание: вместе с родителями рассмотреть материал памяток, доповнить их своими материалами и рисунками.
-
Рефлексия
Микрофон
Учащимся предлагается ответить на вопрос «Что полезного для себя узнал на уроке сегодня?»