- Преподавателю
- Классному руководителю
- Портрет будущего первоклассника. К семинару учителей начальных классов
Портрет будущего первоклассника. К семинару учителей начальных классов
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мигранова Ф.Ф. |
Дата | 30.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
-
Первый раз в первый класс - по новому стандарту
-
Федеральные государственные общеобразовательные стандарты представляют собой общественный договор между семьей, обществом, государством.
Набор требований стандарта предъявляется не к ученику, а к системе образования.
Стандарт - то, что система обязана обеспечить, предоставить. В том числе "стандартная" обязанность школы - чтобы ученикам хотелось в ней учиться.
-
Портрет будущего первоклассника
«Первый раз в первый класс, или что нужно знать и уметь будущему первокласснику»
Еще совсем недавно родители мечтали о том времени, когда их ребенок пойдет в школу. И вот он пришел этот день. Каким стал ребенок, что нового появилось в его внутреннем мире, чему он научился, с каким багажом знаний и умений он переступит порог школы, готов ли он к успешному овладению школьной программой? Теперь все зависит от общей готовности ребенка. И это своего рода экзамен для всех взрослых, окружавших малыша в дошкольном возрасте.
Для дошкольника представления о школе связаны не только с учением. Для него школа - символ взрослости. К этому его готовит все дошкольное детство, в котором познание окружающего мира приходит через игру. Уже к шести годам у большинства детей появляется желание стать школьниками. Ребенок не только готов принять новую социальную позицию первоклассника, но и начинает стремиться к ней. У него возникает состояние, которое называется обучаемостью. Но необходимо, чтобы в первую очередь ребенок пошел в школу физически здоровым и развитым. Ведь в значительной степени его успехи в школе будут зависеть от физической готовности к ней.
Требует внимания развитие всех физических качеств будущего первоклассника - ловкости, выносливости, гибкости, скорости. Выносливость теснейшим образом связана с работоспособностью - качеством, без которого невозможен успех в любом деле. Необходима она и нашему будущему школьнику.
Оценивая физические возможности детей, мы должны учитывать, что имеем дело с растущим детским организмом, сформированность которого еще не завершена, функциональные способности которого еще не сложились. В период подготовки ребенка к школе необходимо предусматривать не только то, что ребенок может и должен воспринять, но и каких нервно-психических затрат будет ему это стоить. Поэтому укрепление здоровья будущих школьников, охрана зрения, формирование правильной осанки должно стать важной заботой родителей и специалистов.
Успешность нашего будущего ученика будет зависеть и от его психологической готовности к школе. Ведь чтобы адаптироваться к новой жизни, необходимо приложить специальные усилия, которые представляют собой целую систему личностных качеств, умений и навыков. Стремление стать первоклассником естественно, и оно связано с новыми моментами в развитии ребенка 6-7 лет. Ему уже недостаточно лишь в игре приобщаться к жизни взрослых. А вот быть школьником - совсем другое дело. Это уже сознаваемая ребенком ступенька вверх, к взрослости, да и учеба в школе воспринимается им как ответственное дело. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.
Серьезного внимания требует формирование и волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобится умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует школьный режим, программа. А это не так-то просто, когда у тебя в портфеле новенький значок и хочется поделиться с товарищем важными новостями. И вот тут-то нужно проявить волевое усилие, способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью, вниманием, мышлением. К концу дошкольного возраста происходит оформление основных структурных элементов волевого действия - ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его, проявить усилие в преодолении препятствия, оценить результаты своего волевого действия.
Воспитание мотивов достижения цели формирует у детей способность не бояться трудностей, стремление не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели.
Если мы хотим, чтобы наш малыш успешно учился в школе, мы должны развивать в нем познавательную потребность, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, дать необходимую систему знаний об окружающем мире. Важно, чтобы ребенок был умственно развит. В понятие интеллектуальной готовности входит как запас знаний и представлений ребенка об окружающем, так и сформированность его мыслительных навыков. Однако главное - это, пожалуй, то, как ребенок ориентирован в окружающем и как он осмысляет полученные им сведения.
К семи годам ребенок должен хорошо знать свой адрес, название города, где он живет, название нашей страны, ее столицы. При правильном воспитании дети знают не только имена, но и отчества своих родителей, где и кем они работают, и понимают, что их бабушка - это мама отца или матери. Они ориентируются во временах года, их последовательности и основных признаках. Знают месяцы, дни недели, текущий год. Знают основные виды деревьев, цветов, дифференцируют домашних и диких животных, т.е., ориентируются во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении. Наблюдая природу, события окружающей их жизни, дети уже могут находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать и делать выводы. Итак, как ребенок будет учиться, станет ли радостным и счастливым этот период жизни, зависит от общей готовности будущего школьника к новым условиям, и от того, насколько мы, взрослые будем внимательны к ребенку в период адаптации в его социальной роли ученика.
Подготовка к обучению в школе требует больше всего организации специфической деятельности: ребенок должен уметь воспринимать и понимать инструкцию, работать по определенному плану, сохранять в течение определенного времени высокий уровень работоспособности, т.е. работать без отвлечений .
Кроме того, ребенок должен быть способен принимать помощь, правильно ее использовать, адекватно реагировать на неудачи. В противном случае неизбежны серьезные нарушения психологической и физиологической адаптации в школе.
Таким образом, уделив внимание особенностям функционального развития детей на этапе дошкольного развития, мы поможем им избежать трудностей в период обучения в школе.
Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.
-
Портрет будущего первоклассника
-
1.Педагогическая готовность:
-
Знает буквы.
-
Различает звуки на слух.
Хорошо, если ребенок к походу в школу уже выговаривает все звуки. Это существенно в плане адаптации - у других будет меньше поводов его дразнить. Еще это важно для обучения письму: дети, не выговаривающие все звуки или неправильно употребляющие слова, будут допускать множество ошибок в письменных работах.
-
Большой запас слов.
-
Считает в пределах 20.
-
Имеет элементарный запас знаний по математике.
-
Умеет обращаться со школьными принадлежностями.
-
Умеет готовиться к уроку.
-
С хорошо подготовленной к письму рукой.
-
Умеет правильно держать ручку, карандаш.
-
Обладает навыком рисования карандашом.
Развитие мелкой моторики тесно связано с речевым развитием ребенка. Слово идет вслед за движением и чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше и быстрее будет протекать речевое развитие.
Кроме того, развитие мелкой моторики и графических умений влияет на процесс овладения письменной речью ребенка. От того, насколько хорошо ребенок держит ручку, умеет ли правильно, четко и ровно проводить горизонтальные и вертикальные линии, зависит скорость и качество овладения письмом.
-
2. Интеллектуальная готовность:
-
Устойчивое внимание.
Бывает, учитель говорит: «Сядьте, откройте учебники, достаньте тетради, возьмите ручки» - а ребенок не способен выполнить эти простые действия последовательно и целиком, потому что у него недостаточно развито внимание и память. Чтобы их развить, давайте малышу обыденные домашние поручения, расписывая их пошагово, и внимательно смотрите, сколько пунктов вашей инструкции ребенок способен запомнить. Если мало, то, скорее всего, задание не соответствует возможностям малыша. Тогда разбейте поручение на несколько частей, сделайте его проще.
-
Умеющий думать.
-
Умеющий делать выводы.
-
Умеющий фантазировать.
-
Умеющий ориентироваться на листе бумаги.
-
Наблюдательный.
-
Хорошо развита речь, умение выразить свои мысли.
Большое внимание, при подготовке детей к школе, следует уделять компонентам, характеризующим речевое развитие: умение подбирать соответствующую лексику, модифицировать слова, грамматически правильно строить предложения, правильно произносить построенное высказывание.
Для подобной деятельности необходимо хорошо развитое вербально-логическое мышление, позволяющее выполнять операции синтеза и анализа, которые потребуются ребенку в его дальнейшей учебной деятельности.
Кроме того, следует уделять внимание и развитию фонетико-фонематического восприятия. От развития этой функции зависит эффективность овладения звуко-буквенным анализом и синтезом, на основе которого построено обучение русскому языку.
-
3. Мотивационная готовность:
-
Настроен на обучение.
-
Готов к серьёзной работе.
-
Учится с интересом.
-
Хочет узнавать новое.
-
Любит думать.
-
Аккуратный, бережно обращается со школьными принадлежностями.
-
Проявляет интерес к самым разнообразным вопросам жизни
-
4. Эмоционально-волевая готовность:
-
Способен управлять своим поведением.
-
Собранный.
-
Сосредоточен на выполнении задания не очень интересного, но очень нужного.
-
Умеет выдерживать напряжение в работе.
-
Способен сделать усилие воли.
-
Способен поставить «надо» выше желания «хочу».
-
Способен слушать и выполнять требования учителя.
-
Исполнительный.
-
Усидчивый.
-
Умеющий настроиться на работу, когда это необходимо.
-
5. Коммуникативная готовность:
-
Не боится вступать в новый коллектив.
-
Не боится обращаться с вопросами к учителю.
-
Понимает мимику учителя.
-
Умеет слышать интонацию голоса учителя.
-
Дорожит отношением к нему учителя.
-
Общается с чувством дистанции ко взрослым.
Сегодня распространено мнение, что ребенок может общаться со взрослыми запросто, как с равными. Малыша, воспитанного в таком ключе, в школе поджидают трудности: ведь с учителем нельзя вести себя с привычной свободой. Поэтому ребенка надо научить принимать на себя роль ученика, понимающего дистанцию между собой и учителем, требования которого надо безоговорочно выполнять. На то, чтобы выстроить такие отношения, у детей уходит немало сил. Нужно, чтобы ребенок умел подчиняться правилам и действовать по инструкции. На первых порах это основа школьного успеха.
-
Ответственный за свои поступки.
-
Соблюдающий необходимые нормы приличия.
-
Умеет говорить свободно, не стесняясь.
-
Общительный.
-
Скромный в общении.
-
Эмоционально отзывчивый.
Очень важна степень эмоционального развития будущего первоклашки. Может он описать словами свое настроение? Способен определить, почему ему грустно, чего он боится, из-за чего волнуется? Умеет понимать эмоциональное состояние собеседника по выражению лица? Это способствует развитию речи, позволяет хорошо ладить с людьми и подразумевает некий, пусть минимальный, уровень владения собой.
Эмпатию, или сочувствие к окружающим, нужно развивать у самых маленьких - иначе дети рискуют превратиться в «сухарей», с которыми никто не захочет общаться. Не смейтесь над ребенком, когда он плачет над грустной сказкой или раненой птичкой. Лучше подтолкните к тому, чтобы он приучался выражать свои чувства в словах, а не только в слезах.
-
Уважающий себя, товарищей, родителей.
-
Умеющий слушать.
-
Добрый.
-
Отзывчивый к просьбам товарищей.
-
Доброжелательный.
-
6. Прочее:
-
Хорошее состояние здоровья.
Если ребенок недостаточно здоров или отстает по росту от сверстников, не спешите отдавать его в школу.
-
Обладает элементарными навыками самообслуживания ( умеет самостоятельно переодеваться, знает, где его вещи).
-
Аккуратен в одежде.
-
Воспитанный.
-
Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе - значит, быть готовым всему этому научиться.