Портрет будущего первоклассника. К семинару учителей начальных классов

ØПортрет будущего первоклассника «Первый раз в первый класс, или что нужно знать и уметь будущему первокласснику» Еще совсем недавно родители мечтали о том времени, когда их ребенок пойдет в школу. И вот он пришел этот день. Каким стал ребенок, что нового появилось в его внутреннем мире, чему он научился, с каким багажом знаний и умений он переступит порог школы, готов ли он к успешному овладению школьной программой? Теперь все зависит от общей готовности ребенка. И это своего рода экзамен для в...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  • Первый раз в первый класс - по новому стандарту

  • Федеральные государственные общеобразовательные стандарты представляют собой общественный договор между семьей, обществом, государством.

Набор требований стандарта предъявляется не к ученику, а к системе образования.

Стандарт - то, что система обязана обеспечить, предоставить. В том числе "стандартная" обязанность школы - чтобы ученикам хотелось в ней учиться.

  • Портрет будущего первоклассника

«Первый раз в первый класс, или что нужно знать и уметь будущему первокласснику»

Еще совсем недавно родители мечтали о том времени, когда их ребенок пойдет в школу. И вот он пришел этот день. Каким стал ребенок, что нового появилось в его внутреннем мире, чему он научился, с каким багажом знаний и умений он переступит порог школы, готов ли он к успешному овладению школьной программой? Теперь все зависит от общей готовности ребенка. И это своего рода экзамен для всех взрослых, окружавших малыша в дошкольном возрасте.

Для дошкольника представления о школе связаны не только с учением. Для него школа - символ взрослости. К этому его готовит все дошкольное детство, в котором познание окружающего мира приходит через игру. Уже к шести годам у большинства детей появляется желание стать школьниками. Ребенок не только готов принять новую социальную позицию первоклассника, но и начинает стремиться к ней. У него возникает состояние, которое называется обучаемостью. Но необходимо, чтобы в первую очередь ребенок пошел в школу физически здоровым и развитым. Ведь в значительной степени его успехи в школе будут зависеть от физической готовности к ней.

Требует внимания развитие всех физических качеств будущего первоклассника - ловкости, выносливости, гибкости, скорости. Выносливость теснейшим образом связана с работоспособностью - качеством, без которого невозможен успех в любом деле. Необходима она и нашему будущему школьнику.

Оценивая физические возможности детей, мы должны учитывать, что имеем дело с растущим детским организмом, сформированность которого еще не завершена, функциональные способности которого еще не сложились. В период подготовки ребенка к школе необходимо предусматривать не только то, что ребенок может и должен воспринять, но и каких нервно-психических затрат будет ему это стоить. Поэтому укрепление здоровья будущих школьников, охрана зрения, формирование правильной осанки должно стать важной заботой родителей и специалистов.

Успешность нашего будущего ученика будет зависеть и от его психологической готовности к школе. Ведь чтобы адаптироваться к новой жизни, необходимо приложить специальные усилия, которые представляют собой целую систему личностных качеств, умений и навыков. Стремление стать первоклассником естественно, и оно связано с новыми моментами в развитии ребенка 6-7 лет. Ему уже недостаточно лишь в игре приобщаться к жизни взрослых. А вот быть школьником - совсем другое дело. Это уже сознаваемая ребенком ступенька вверх, к взрослости, да и учеба в школе воспринимается им как ответственное дело. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.

Серьезного внимания требует формирование и волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобится умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует школьный режим, программа. А это не так-то просто, когда у тебя в портфеле новенький значок и хочется поделиться с товарищем важными новостями. И вот тут-то нужно проявить волевое усилие, способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью, вниманием, мышлением. К концу дошкольного возраста происходит оформление основных структурных элементов волевого действия - ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его, проявить усилие в преодолении препятствия, оценить результаты своего волевого действия.

Воспитание мотивов достижения цели формирует у детей способность не бояться трудностей, стремление не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели.

Если мы хотим, чтобы наш малыш успешно учился в школе, мы должны развивать в нем познавательную потребность, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, дать необходимую систему знаний об окружающем мире. Важно, чтобы ребенок был умственно развит. В понятие интеллектуальной готовности входит как запас знаний и представлений ребенка об окружающем, так и сформированность его мыслительных навыков. Однако главное - это, пожалуй, то, как ребенок ориентирован в окружающем и как он осмысляет полученные им сведения.

К семи годам ребенок должен хорошо знать свой адрес, название города, где он живет, название нашей страны, ее столицы. При правильном воспитании дети знают не только имена, но и отчества своих родителей, где и кем они работают, и понимают, что их бабушка - это мама отца или матери. Они ориентируются во временах года, их последовательности и основных признаках. Знают месяцы, дни недели, текущий год. Знают основные виды деревьев, цветов, дифференцируют домашних и диких животных, т.е., ориентируются во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении. Наблюдая природу, события окружающей их жизни, дети уже могут находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать и делать выводы. Итак, как ребенок будет учиться, станет ли радостным и счастливым этот период жизни, зависит от общей готовности будущего школьника к новым условиям, и от того, насколько мы, взрослые будем внимательны к ребенку в период адаптации в его социальной роли ученика.

Подготовка к обучению в школе требует больше всего организации специфической деятельности: ребенок должен уметь воспринимать и понимать инструкцию, работать по определенному плану, сохранять в течение определенного времени высокий уровень работоспособности, т.е. работать без отвлечений .

Кроме того, ребенок должен быть способен принимать помощь, правильно ее использовать, адекватно реагировать на неудачи. В противном случае неизбежны серьезные нарушения психологической и физиологической адаптации в школе.

Таким образом, уделив внимание особенностям функционального развития детей на этапе дошкольного развития, мы поможем им избежать трудностей в период обучения в школе.

Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.

  • Портрет будущего первоклассника

  • 1.Педагогическая готовность:

  • Знает буквы.

  • Различает звуки на слух.

Хорошо, если ребенок к походу в школу уже выговаривает все звуки. Это существенно в плане адаптации - у других будет меньше поводов его дразнить. Еще это важно для обучения письму: дети, не выговаривающие все звуки или неправильно употребляющие слова, будут допускать множество ошибок в письменных работах.

  • Большой запас слов.

  • Считает в пределах 20.

  • Имеет элементарный запас знаний по математике.

  • Умеет обращаться со школьными принадлежностями.

  • Умеет готовиться к уроку.

  • С хорошо подготовленной к письму рукой.

  • Умеет правильно держать ручку, карандаш.

  • Обладает навыком рисования карандашом.

Развитие мелкой моторики тесно связано с речевым развитием ребенка. Слово идет вслед за движением и чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше и быстрее будет протекать речевое развитие.

Кроме того, развитие мелкой моторики и графических умений влияет на процесс овладения письменной речью ребенка. От того, насколько хорошо ребенок держит ручку, умеет ли правильно, четко и ровно проводить горизонтальные и вертикальные линии, зависит скорость и качество овладения письмом.


  • 2. Интеллектуальная готовность:

  • Устойчивое внимание.

Бывает, учитель говорит: «Сядьте, откройте учебники, достаньте тетради, возьмите ручки» - а ребенок не способен выполнить эти простые действия последовательно и целиком, потому что у него недостаточно развито внимание и память. Чтобы их развить, давайте малышу обыденные домашние поручения, расписывая их пошагово, и внимательно смотрите, сколько пунктов вашей инструкции ребенок способен запомнить. Если мало, то, скорее всего, задание не соответствует возможностям малыша. Тогда разбейте поручение на несколько частей, сделайте его проще.

  • Умеющий думать.

  • Умеющий делать выводы.

  • Умеющий фантазировать.

  • Умеющий ориентироваться на листе бумаги.

  • Наблюдательный.

  • Хорошо развита речь, умение выразить свои мысли.

Большое внимание, при подготовке детей к школе, следует уделять компонентам, характеризующим речевое развитие: умение подбирать соответствующую лексику, модифицировать слова, грамматически правильно строить предложения, правильно произносить построенное высказывание.

Для подобной деятельности необходимо хорошо развитое вербально-логическое мышление, позволяющее выполнять операции синтеза и анализа, которые потребуются ребенку в его дальнейшей учебной деятельности.

Кроме того, следует уделять внимание и развитию фонетико-фонематического восприятия. От развития этой функции зависит эффективность овладения звуко-буквенным анализом и синтезом, на основе которого построено обучение русскому языку.


  • 3. Мотивационная готовность:

  • Настроен на обучение.

  • Готов к серьёзной работе.

  • Учится с интересом.

  • Хочет узнавать новое.

  • Любит думать.

  • Аккуратный, бережно обращается со школьными принадлежностями.

  • Проявляет интерес к самым разнообразным вопросам жизни

  • 4. Эмоционально-волевая готовность:

  • Способен управлять своим поведением.

  • Собранный.

  • Сосредоточен на выполнении задания не очень интересного, но очень нужного.

  • Умеет выдерживать напряжение в работе.

  • Способен сделать усилие воли.

  • Способен поставить «надо» выше желания «хочу».

  • Способен слушать и выполнять требования учителя.

  • Исполнительный.

  • Усидчивый.

  • Умеющий настроиться на работу, когда это необходимо.

  • 5. Коммуникативная готовность:

  • Не боится вступать в новый коллектив.

  • Не боится обращаться с вопросами к учителю.

  • Понимает мимику учителя.

  • Умеет слышать интонацию голоса учителя.

  • Дорожит отношением к нему учителя.

  • Общается с чувством дистанции ко взрослым.

Сегодня распространено мнение, что ребенок может общаться со взрослыми запросто, как с равными. Малыша, воспитанного в таком ключе, в школе поджидают трудности: ведь с учителем нельзя вести себя с привычной свободой. Поэтому ребенка надо научить принимать на себя роль ученика, понимающего дистанцию между собой и учителем, требования которого надо безоговорочно выполнять. На то, чтобы выстроить такие отношения, у детей уходит немало сил. Нужно, чтобы ребенок умел подчиняться правилам и действовать по инструкции. На первых порах это основа школьного успеха.

  • Ответственный за свои поступки.

  • Соблюдающий необходимые нормы приличия.

  • Умеет говорить свободно, не стесняясь.

  • Общительный.

  • Скромный в общении.

  • Эмоционально отзывчивый.

Очень важна степень эмоционального развития будущего первоклашки. Может он описать словами свое настроение? Способен определить, почему ему грустно, чего он боится, из-за чего волнуется? Умеет понимать эмоциональное состояние собеседника по выражению лица? Это способствует развитию речи, позволяет хорошо ладить с людьми и подразумевает некий, пусть минимальный, уровень владения собой.
Эмпатию, или сочувствие к окружающим, нужно развивать у самых маленьких - иначе дети рискуют превратиться в «сухарей», с которыми никто не захочет общаться. Не смейтесь над ребенком, когда он плачет над грустной сказкой или раненой птичкой. Лучше подтолкните к тому, чтобы он приучался выражать свои чувства в словах, а не только в слезах.

  • Уважающий себя, товарищей, родителей.

  • Умеющий слушать.

  • Добрый.

  • Отзывчивый к просьбам товарищей.

  • Доброжелательный.

  • 6. Прочее:

  • Хорошее состояние здоровья.

Если ребенок недостаточно здоров или отстает по росту от сверстников, не спешите отдавать его в школу.

  • Обладает элементарными навыками самообслуживания ( умеет самостоятельно переодеваться, знает, где его вещи).

  • Аккуратен в одежде.

  • Воспитанный.

Портрет будущего первоклассника. К семинару учителей начальных классов.


  • Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе - значит, быть готовым всему этому научиться.










© 2010-2022