Классный час «Виртуальное путешествие в русскую избу»

Классный час рассчитан на 5-6 классы. Занятие в виде виртуальной экскурсии с применение музейной педагогики. Цель: знакомство обучающихся с предметах русского быта.  ЗАДАЧИ: Образовательные: ·         познакомить обучающихся с предметами русского народного быта, существовавшими в старину; ·          активизировать словарь детей новыми словами: «сундук», «лыко», «туеса», «экспонаты» и др.; ·         воспитывать уважение к людям труда - народным умельцам, мастерам, ·         воспитывать любовь к своей большой и малой Родине, ·         развивать память, логическое мышление, воображение. Развивающие: ·          развивать поисковую деятельность детей, умение классифицировать музейные экспонаты; ·         развивать коммуникативные навыки, внимание, память; Воспитательные: ·         воспитывать интерес к истории своего народа; ·         воспитывать аккуратность. Методы: ·         репродуктивный (наглядно-словесный): показ экспонатов, рассказ педагога, активизация внимания учащихся путем постановки вопросов
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час «Виртуальное путешествие в русскую избу»

culture.ru/museums/virtual/

Цель: знакомство обучающихся с предметах русского быта.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  • познакомить обучающихся с предметами русского народного быта, существовавшими в старину;

  • активизировать словарь детей новыми словами: «сундук», «лыко», «туеса», «экспонаты» и др.;

  • воспитывать уважение к людям труда - народным умельцам, мастерам,

  • воспитывать любовь к своей большой и малой Родине,

  • развивать память, логическое мышление, воображение.

Развивающие:

  • развивать поисковую деятельность детей, умение классифицировать музейные экспонаты;

  • развивать коммуникативные навыки, внимание, память;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к истории своего народа;

  • воспитывать аккуратность.

Методы:

  • репродуктивный (наглядно-словесный): показ экспонатов, рассказ педагога, активизация внимания учащихся путем постановки вопросов;

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  • М. Тихонова, Н. Смирнова «Красна изба… .»

  • Г. Лунина «Воспитание на традициях русской культуры»

  • С. Баруздин «Страна, где мы живем»

  • Г. Федорова «На золотом крыльце сидели… »



ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Орг.момент

- Добрый день ребята и гости! Сегодня у нас с вами необычная встреча. Давайте с вами немного познакомимся. Ответьте мне, пожалуйста, на несколько вопросов. Вы любите путешествовать? Где вы последний раз отдыхали с семьей? Как часто вы пользуетесь интернетом? С какой целью вы используете интернет? Вы были когда-нибудь в музее? В каких? Какие музеи нашего города вам известны? Спасибо за ваши ответы. Ребята, а как можно связать интернет, путешествие и музей? Верно, сегодня я предлагаю вам отправиться в виртуальное путешествие в Архангельск и посетить музей-усадьбу. Прежде чем отправиться в путешествие, у меня к вам просьба, у вас на столе лежат конвертики со словами, откройте их. Прочитайте про себя слова, и сложите обратно в конверт слова, которые вам хорошо известны, т.е. вы хорошо знаете значение этих слов.

Слова, которые вам пока не знакомы? положите сверху на конверт. Вот теперь мы можем отправиться в наше путешествие.

2. Постановка целей и задач

- Сегодня я вас познакомлю с бытом русских людей, покажу, как они жили, словом, мы с вами побываем в настоящей русской избе. Ребята, будьте внимательны, потому что я вам буду давать задания, которые вы должны будете выполнить. Вам понадобится ваша смекалка, внимание и память.

3. Рассказ о музее. Интерактивное представление музея.

Постройки музея Малые Корелы относятся к 16в. Столетиями здесь умельцы из сосны, да лиственницы рубили избы-великаны, баньки, да амбары, ветряные мельницы, возводили храмы и часовни. Чтобы сохранить памятник искусства, а также быт крестьянства в прошлом, был создан музей деревянного зодчества Малые Карелы. Музей разделен на несколько секторов. Старинные дома поражают своими размерами. Долгая зима и короткое лето, поэтому под одной крышей было и жилье, и хозяйственный двор. Все постройки были без единого гвоздя.

Урожаи были скудными. Строили амбары, где хранили урожай для весеннего посева. К амбару предъявлялись особые требования. Толстые стены и двери, тяжелые кованные замки. Обязательной постройкой было гумно - постройка для молотьбы зерна.

Давайте теперь зайдем в дом.

А что же там внутри дома? Мы проходим через сени, это холодный не отапливаемый коридор, заходим в избу, а там…. А там одна комната - горница, она является и кухней, и гостиной, и спальней. А что же в этой комнате есть?

Войдя в избу, гость оказывался лицом к красному, или святому, углу. Здесь располагалась божница, полочки с иконами, висела лампадка. Гость крестился, кланялся, а уж потом здоровался с хозяевами. Под образами стоял обеденный стол с лавками. Чем скамья отличается от лавки? В отличии от скамьи, лавка была прибита к стене. На середине стола стоял самовар. В красный угол сажали самых почетных гостей.

Напротив красного угла располагался бабий угол [кут]. Здесь женщины готовили пищу, пряли, ткали, шили и т. д. С помощью Вальки женщины выколачивали белье на реке. А с помощью рубеля крестьянки разглаживали льняные увлажненные холсты.

Самой главной в любой русской избе была печь. Чем больше была печь, тем больше от нее было тепла, поэтому порой она занимала очень много места в избе. От ее расположения зависела внутренняя планировка дома. Потому и возникла поговорка: "Плясать от печи". С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой - хранитель домашнего очага.

Перед устьем печи ладно устроен шесток - широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки.

Рядом с устьем стоят железные ухваты, кочерга.

Из бересты делали различные туеса, лукошки, короба, набирухи для сбора ягод. Мебели было немного. Все вещи хранились в сундуках.

4. Закрепление пройденного материала

Ребята, посмотрите у нас тоже есть сундук. На нем записка «Подарки для внимательных ребят. Если хотите открыть, выполните задания»

Здесь два кроссворда и загадки. Пока одни разгадывают кроссворды, мы отгадываем загадки.

Первая загадка.

А подсказки вы можете увидеть среди представленных экспонатов.

«Всех кормлю с охотою, а сама безротая»

Если люди за столом не зевают,
Этой штукой пищу ловко хватают,
Этой штукой борщ умело хлебают,
Тех на работу всегда нанимают. (ответы детей)

Правильно, какой материал в старину использовали для изготовления ложек?

Ложки вырезали из дерева, они были деревянные, затем наносили рисунок, просушивали, покрывали лаком и ставили в печь.

А сейчас послушайте следующую загадку:

«На пожаре был,

Домой пришел,

Все семью накормил» (ответы детей)

Верно, ребята, кто нам расскажет, из какого материала изготавливались горшки и крынки?

Горшки и крынки делали из глины.

А сейчас следующая загадка:

«Из липы свито дырявое корыто,

По дороге идет, клетки кладет» (ответы детей)

Ребята, скажите, из чего плели лапти?

Лапти плели из корней дерева и лыка. Лыко - верхний слой коры липы. Лапти носили люди, которые жили в деревне. А еще из корней деревьев и лыка плели корзины.

И последняя загадка, она сказочная:

«В чем нес медведь Машеньку в сказке «Маша и медведь» (ответы детей)

Давайте посмотрим на экран, и он нам покажет правильный ответ на четвертую загадку.

(показ отрывка из мультфильма «Машенька и Медведь»)

Верно, а какой материал использовали мастера для изготовления короба?

Мастера использовали верхний слой коры сломанной березы - бересту.

Ребята, кто из вас знает, для чего был предназначен берестяной короб?

Берестяной короб или туес предмет быта с плотно прилегающей крышкой, люди использовали его для хранения овощей. А еще на бересте рисовали картины.

Ребята, вы молодцы, отгадали все загадки, давайте еще раз назовем все предметы - отгадки, и попробуем открыть сундук - загадок. (высказывания детей)

Как можно одним словом назвать все эти предметы? (ответы детей)

Правильно, как вы думаете, где должны храниться предметы русского быта? (ответы детей)

Верно, в музее. Все эти предметы являются музейными экспонатами.

Давайте посмотрим, что же получилось у ребят, которые работали самостоятельно?

(Получилось 2 слова ОБЕРЕГ, ДОМОВОЙ)

Мы уже говорили сегодня о домовом, давайте теперь на него посмотрим.

(просмотр отрывка мультфильма про домовенка Кузю).

5. Практическая работа по изготовлению домовят.

Теперь все ясно, что за сундук у нас с вами здесь стоит. Это подарки от домовенка Кузи. Но так как в старину все делали сами своими руками, то и нам придется немного потрудиться и сделать подарки своими руками.

Делают домовят.

Пока делают рассказываю про домового. В руки домовому некоторые символические вещи, которые помогают охранять дом и хозяев дома.

(на слайдах символика)

6. Подведение итогов

На этом наша встреча заканчивается. Надеюсь, что она была для вас познавательной. Мир старинных предметов приоткрыл вам тайны прошлого, язык ушедшего времени, познакомились с бытом и укладом русского народа прошлых лет. Запомните, «Кто не помнит прошлого, у того нет будущего».

7. Заключение

О России написано много красивых слов. Вот такими красивыми словами я бы хотела закончить нашу встречу:

«Для меня, Россия - белые берёзы,

Для меня, Россия - утренние росы,

Для меня Россия ты всего дороже,

До чего на маму ты мою похожа,

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь,

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша - это мы с друзьями».

Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами - россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.

«Если дружба велика - будет родина крепка».



© 2010-2022