- Преподавателю
- Классному руководителю
- Доклад Тьюторство в школе как сопровождение индивидуальных воспитательных программ учащихся
Доклад Тьюторство в школе как сопровождение индивидуальных воспитательных программ учащихся
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Иванова Л.Ю. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Иванова Лариса Юрьевна МОУ Тугутуйская СОШ
Тьюторство в школе как сопровождение воспитательных программ обучающихся.
«Учитесь расти вместе со своими учениками»
Конфуций
1.Введение. Обоснование темы.
В 2006 году нашей школой был принят перспективный план развития в структуру которого входило создание комфортных условий на всех ступенях обучения. Ожидаемый результат - выпускник, максимально адаптированный к условиям современной жизни.
И когда в 2007-2008 уч году я сделала новый набор учеников по УМК «Гармония» как и чему учить?- такой вопрос не возникал. А вот как соблюсти интересы каждого ребёнка в воспитательной работе, учитывая перспективный план развития школы? - вот над чем я задумалась.
2007 год ещё запомнился тем, что он явился стартом федерального эксперимента перехода на новые стандарты обучения.
1 класс - новые заботы, новые проблемы, новые интересные личности, а главное много вопросов…
После того, как психологической службой школы была проведена диагностика успешности первоклассников по программе О.Хухлаевой «Хочу быть успешным» которая выявила разносторонние интересы учеников я стала искать ответ на этот вопрос. Перечитала много литературы об опыте работы других учителей. Но практически всё это у меня уже было в воспитательном плане. И однажды я наткнулась на статью «тьютору о тьюторстве». Прочитала, интересно, много непонятного, но эта методика работы постоянно крутилась у меня в голове и были уже кое-какие задумки.
2.Актуальность.
На педагогическом совете школы были озвучены направления политики государства в области образования, при знакомстве с Посланием Президента РФ Медведева Д.А. Федеральному собранию, я обратила внимание на уже знакомый термин «тьюторство».
Тема актуальна не только в рамках времени, а она ещё и перекликается с направлением работы школы « Школа как социокультурный центр», в основе которой лежит индивидуализация обучения и воспитания. Она нова , интересна . и это окончательно убедило меня использовать тьюторство в своей воспитательной работе.
3.Что такое тьюторство?
Кто такой тьютор?
Вообще , тьютор - понятие для педагогики не новое. Оно давно и достаточно успешно существует в западноевропейской педагогике, но вообще слово древнегреческого происхождения. Это защитник, это человек, который оберегает, заботится. Тьютор ( в переводе с английского ) означает «домашний учитель, репетитор, наставник, опекун»
Ян Амос Каменский, известный классик педагогики говорил, что учитель- это ствол. Но ствол не передаёт листочкам свой сок, а делает это через систему веточек.
Тьютор изучает личность учащегося, организует его работу, помогает ребёнку осмыслить его способности свой потенциал, приобрести уверенность в себе. Помогает составить план своих достижений, организует индивидуальные консультации с родителями, с ребёнком, организует тематические беседы, помогает разрешить конфликтные ситуации.
Содержательно термин тьютор соединил в себе элементы из разных областей деятельности: преподавание, тренинги, воспитание, наставничество…
Представления разных авторов о предназначении и содержании деятельности тьютора имеют как ряд общих черт, так и различий, которые обусловлены различиями в исторических и организационно - педагогических контекстах, во многом определяющих содержание деятельности тьютора.
В широком смысле, тьютор определяется как тот, кто сопровождает процесс освоения новой деятельности. Задачи : помочь обучающимся организовать себя, помочь сориентироваться в учебном материале,построить индивидуальную образовательную траекторию для каждого слушателя
Назначение и функции - трансляция опыта деятельности в живой коммуникации в рамках малой группы.
ареал допустимых употреблений - организация работ по переносу опыта в больших коллективах учащихся.
Формы организации - совместное выполнение сложных целевых работ , требующих группового подхода.
Метод - демонстрация образа деятельности - делай как я!
Продукты и результаты - накопление собственного опыта, аналогичного тьюторскому.
поскольку тьюторство в нашем образовании находится в стадии развития, пока это только теоретические данные, практического опыта нашему образованию не хватает . А по большому счёту о проблеме тьюторства в сельской школе ещё никто не задумывался. Но со временем этот вопрос всё равно возникнет, так как развивающее пространство города разительно отличается от села.
обучение тьюторов образовательных программ - это разработки конечно же научных исследовательских групп, а вот тьюторов в воспитательной программе школы мы наверное сможем вырастить сообща.
тьютор - это посредник между учителем и учеником. Если учитель не успевает индивидуально пообщаться с каждым учеником, это делает тьютор. в таком случае он помогает и ученику , и учителю.
4.Из опыта работы.
Исходя из того, что моя деятельность - деятельность тьютора , я разработала программу индивидуального развития каждого ребёнка.
Цель программы:
Создать условия для развития личностных качеств учащегося, сохранить его неповторимость, раскрыть в нём потенциальные способности, помочь определиться в выборе творческого занятия.
задачи:
1.организация условий обучения на основе склонностей и способностей ребёнка;
2.воспитание духовно-нравственных качеств, гражданской позиции и позитивного отношения к труду;
3. создание условий для дальнейшего развития творческих способностей, лидерских качеств;
4. формирование культуры общения, толерантного поведения.
Ожидаемые результаты:
формирование познавательного интереса
развитие способностей к учебным предметам
сохранение здоровья
формирование толерантности
развитие творческих способностей
Программа состоит из двух этапов
-
диагностический ( проводился психологической службой школы)
Диагностика развития личности ученика путём анкетирования, тестирования, наблюдения по следующим направлениям:
-диагностика психологического здоровья
-исследование эмоционально-личностной сферы, интересов и склонностей;
-диагностика познавательной деятельности,
-диагностика межличностных отношений.
на втором этапе - коррекционно-развивающем - я выбрала следующие направления индивидуальной программы:
Познай себя
здоровье-родник жизни
ни дня без доброго дела
учись учиться
дерзай, ты талантлив
семья и школа
Ты- гражданин
Каждое направление имеет свои цели, задачи, мероприятия и ожидаемые результаты.
Программа была озвучена на миниконсилиуме , куда были приглашены администрация школы, родители, психолог, руководители кружков.
Итак, вернёмся к диагностике, проведённой в начале работы. исходя из возможностей школы и села дети были распределены на группы:
-
желающие выступать в художественной самодеятельности
-
заниматься декоративно-прикладным искусством
-
направленность которых проявилась недостаточно.
Для каждой группы было подобрано определённое направление воспитательной работы:
-«воспитание интереса к народным традициям через устное народное творчество»
-«Воспитание учеников на основе овладения прикладным искусством, народными ремёслами»
-«мотивация успешной деятельности. создание ситуации успеха» .
Группу детей, интересующихся декоративно-прикладным искусством я направила к Суворовой В.М.- старейшему учителю, преподавателю ДДТ, руководителю декоративно-прикладной студии
Работа Веры Михайловны - это без преувеличения поиск. поиск истории развития ремесла, поиск самих образцов, если не натуральных , так рисованных, либо фотографированных. Чтобы заинтересовать детей и привлечь семью даются творческие работы на дом .( спроси у бабушки -дедушки и расскажи нам, а если сможешь, принеси и покажи). дети ,помимо работы, ходят на экскурсии, встречаются со старожилами села, посещают музеи, устраивают посиделки.
таким образом , Вере Михайловне удаётся достичь цели работы: раскрыть многогранные возможности ребёнка, приобщить его к миру искусства.
А как же мне помогают в работе знания, которые получает ученик?
Проводя уроки ИЗО, музыки , литературного чтения , технологии окружающего мира или их интегрированную форму, я обязательно включаю выступления учеников , если тема позволяет опереться на ученические знания. Прошу детей рассказать, побеседовать , либо приготовить сообщение в форме «вопрос - ответ» (3 класс)
здесь как раз таки проявляется эффект развивающего обучения, поскольку мне , как тьютору, удаётся переделать образовательную программу в программу деятельности самого ребёнка. На уроках я работаю не только над созданием благожелательной творческой атмосферы, но и постоянно обращаюсь к субъективному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности. в процессе взаимодействия на уроке происходит не только одностороннее воздействие учителя на ученика, но и ученик, как носитель субъектного, значимого опыта должен максимально использовать его.
Собирательство пословиц и поговорок, инсценирование сказок . даже собственного сочинения , которые рождаются у нас на уроках литературного чтения, исполнение песен, изучение истории народных праздников и конечно участие в них -это деятельность группы Пухляк СА- режиссёра театральных постановок, специалиста СДК, куда и была направлена группа детей, которые хотят заниматься художественной самодеятельностью.
С.А. отслеживает успеваемость учащихся, помогает мне, работая в родительском комитете, часто бывает на уроках, особенно ей нравится литературное чтение. где виден результат работы не только учителя, ученика, руководителя кружка, но и результат моей тьюторской деятельности.
Групповая работа с применением игры «радиотеатр» , «ты мне , я тебе», составление картинного плана, диафильма по прочитанным произведениям - вот лишь немногий перечень работ на уроке.
с 3 класса у нас появился читательский дневник с графой «мои впечатления о прочитанном». Это большое подспорье в работе руководителя кружка и тьютора. Мы можем скоординировать стремления детей в выборе хорошей литературы .
Третьей группой руководила Скобликова ГА-психолог с большим опытом практической работы. В её группе было 4 обучающихся Эта группа, наверное, самая трудная, потому что у одного ученика нужно развить уверенность в себе, другого «собрать» и нацелить на развитие того таланта, где успех в достижении цели реален. Результат работы ГА - самост. выбор детьми занятий по интересам. Так, например, два ученика выбрали занятия в лыжной секции, а ещё двое - заинтересовались работой кружка «Пчеловодство». Таким образом, в процессе работы третья группа распалась и появились две новые.
Мы работаем с личностью, создавая ситуацию успеха через мотивацию достижений, а средством обучения в УМК «Гармония» как раз таки является личностно-ориентированный подход: Каждому ученику нужно предоставить возможность в выборе работы с учебным материалом. И именно такая работа идёт на моих уроках.
5.Результат работы.
Результатом работы на сегодняшнем этапе стала разработанная программа индивидуального развития ребёнка, а продуктом станет всесторонне-развитая личность, максимально адаптированная к современным условиям
У детей сформирован познавательный интерес, через внеучебную деятельность развиваются способности к учебным предметам, занятия спортом способствуют сохранению здоровья, формируется толерантность, развиваются творческие способности
Подводя итоги работы хочется отметить динамику положительных моментов в обучении и воспитании учащихся. Это видно из сравнительного анализа индивидуального развития личности (в общем по классу), который проводим в конце каждого учебного года по направлениям
-мотивация учебной деятельности
-уровень воспитанности
-взаимоотношения в коллективе
-развитие творческих способностей
-участие семьи в жизни класса
По итогам 2008-2009 учебного года успеваемость 100%, качество знаний 50% .
уровень воспитанности самый высокий по школе, выступления на школьных мероприятиях всегда отмечены администрацией школы, дети моего класса принимают активное участие в районных смотрах художественной самодеятельности, коллективные работы отмечены грамотами ДДТ и ещё много планов на будущее. А главное я вижу их горящие глаза, пытливый и неравнодушный ум.
6.Вывод.
Несмотря на то, что тьюторство только начинает внедряться в образовательную систему, уже сейчас понятно что это направление перспективно поскольку госпрограмма ориентирована на личностное развитие ребёнка, а тьюторство максимально выполняет эту задачу.
«Ученик будет знать, что существует, ребёнок научится ходить сам по проторённому пути, а подопечный тьютора научится создавать путь».
Стр. 9