- Преподавателю
- Классному руководителю
- Разработка классного часа Чистое слово
Разработка классного часа Чистое слово
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Маслова С.Ю. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Ни капли холодного, острого, злого!
(классный час в рамках акции «Чистое слово»)
Цель:
- вооружение детей нравственными ориентирами при построении
деятельности, общения и взаимоотношений, формировании основ
мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
- вооружить учащихся осознанными знаниями и представлениями о моральных
нормах, традиционно действующих в нашем обществе;
-познакомить учащихся с многообразием поступков совершаемых взрослыми
и детьми, что позволяет увидеть и осознать их проявления;
-сформировать на этой основе установку на реализацию правил нравственного
поведения через выбор действия, способа общения и поведения;
-прививать учащимся стремление к нравственному
совершенствованию и вооружать их соответствующими способами
нравственного взросления.
Оборудование: мультимедиаустановка, презентация «Ни капли холодного, острого, злого!», ватман, маркеры, бумажные цветы.
№ слайда
Ход мероприятия
1
- Здравствуйте, ребята и гости нашего мероприятия. Сегодня эпиграфом нашего занятия будет стихотворение Юнны Мориц «Ни капли холодного, острого, злого!» (читает ребенок из класса)
Не бойтесь, пожалуйста, доктора льва!
Он в горло зверюшке заглянет сперва
И выпишет срочно рецепт для больного:
Таблетки, микстура и теплое слово,
Компресс, полосканье и доброе слово,
Горчичники, банки и нежное слово,-
Ни капли холодного, острого, злого!
Без доброго слова, без теплого слова,
Без нежного слова не лечат больного!
- Я бы эти слова повесила во всех поликлиниках, домах, магазинах и школах. Ведь каждый из нас по-своему болен и нуждается в теплых словах, каждому нельзя холодного, острого, злого!
- Но позвольте задать вопрос: допускаете ли вы, чтобы близкого, дорогого вам человека можно когда-то ударить? Оттолкнуть? Дать пинок? Треснуть головой о стенку?
- Простите, забыла уточнить, не физически - морально - словами, интонацией, взглядом?
- Бывают случаи, когда вы грубите родным, а что уж говорить о чужих: о ваших сверстниках, одноклассниках, просто незнакомых. Нередко из коридора на переменах до моего слуха доносятся страшные слова: «Я тебя убью!», «Отстань, идиот!» и другие, не хочу их повторять. А некоторые используют и нецензурные слова.
2
- В нашем классе есть ребята, употребляющие в речи слова ненормативной лексики? Как показали наблюдение и опрос - такие ребята есть. Познакомьтесь со статистикой «Проблемы общения» нашего класса.
- Какая «грустная» статистика! Как мне вам помочь, ребята? (родители вам говорили о силе слова, беседы и серьезные разговоры мы вели). Осталось неиспытанным одно средство - написание памятки! Предлагаю написать памятку правильного общения и повесить в классе, чтобы вы могли ею пользоваться.
- Чтобы вы ничего не забыли, я буду помогать вам сказкой, былиной, притчей, пословицей.
Запись на ватмане
-Итак, быль первая.
«Однажды Мастер рассказывал о великой силе Живого Слова. Сотни учеников внимательно слушали его. И каждый из них хотел владеть этой необычайной силой.
Но не каждый верил Мастеру. Одни искали подтверждения среди друзей, другие снисходительно улыбались, третьи раздумывали, как бы проверить эту теорию... Кто-то из задних рядов неожиданно выкрикнул:
Ты говоришь чепуху! Разве станешь святым оттого, что все время твердишь: "Бог, Бог, Бог"? Разве станешь грешником оттого, что без конце повторяешь: "Грех, Грех, Грех"? Ерунда эта твоя сила Живого Слова!
Сядь на место, глупец! - отрезал Мастер.
Человека охватила ярость, его назвали глупцом среди сотен учеников! Это слышал каждый! Он стал браниться еще больше, оскорблять Мастера. Гнев совершенно затмил его разум. Мастер выслушал его. А затем с видом раскаяния сказал:
- Прости меня... я погорячился. Искренне прошу прощения. Мне не стоило оскорблять тебя.
Ученик тут же успокоился.
- Вот всем вам и ответ, - подытожил Мастер. - От одного слова человек пришел в ярость, от другого - успокоилс»
- Хорошая притча, не правда ли?
- Какой вывод можно сделать из этой истории? (Пользуйся словом осторожно, грубым словом можно ранить человека)
3
- В народе давно подметили, силу, которую имеет слово. В каждой стране есть множество пословиц и поговорок о влиянии слова на человека. А вы с такими пословицами знакомы?
- Внимание на экран! Закончите пословицы.
1.От учтивых слов язык не отсохнет.
2.Доброму слову и кошка рада.
3.Ласковые слова слаще мёда.
4.Как аукнется, так и откликнется.
5.Клевета вреднее яда.
6.Язык бездельника никогда не бездельничает.
7. Кстати промолчишь, что большое слово молвишь.
8. Слово не нож, а до ножа доводит
9. От теплого слова и лед тает.
- Кому из вас большинство пословиц были незнакомы?
Запись на ватмане
- А хотите, проведем эксперимент и проверим силу слова? Кто у нас меньше всех знаком с пословицами - тот за дверь, а мы позовем вас чуть позже.
- Вы будете выполнять мои команды только в том случае, когда я скажу «спасибо» или «пожалуйста», в других случаях - не выполняйте! Встаньте в ряды! Не вставайте - ведь я не сказала «пожалуйста».
Входят ребята, учитель проводит игру.
- Как вы разгадали наш секрет?
- Где и как еще может помочь слово покажет сценка. (подготовленные ребята показывают сценку)
Сказал я Наташе: «Послушай, Петрова,
Сегодня ты выглядишь классно и клево!
Потрясная челка и хвостик прикольный!
Не дашь ли задачку списать на контрольной?»
Наташа рукой у виска повертела,
Но все же сказала: «А мне, что за дело?
Пожалуйста списывай - я не заплачу!»
И сунула мне на контрольной задачу.
…Полезно бывает в какой-то момент
Девчонке изящный сказать комплимент! (К. Леонидов)
- Какой вывод сделаем и запишем в памятку? (доброе, вежливое слово помогает в любой деятельности)
4
Запись на ватмане
- А что это были за слова в сценке: классно, потрясно и клево?
- Ах, если б только Пушкин знал эти слова, то его прекрасные стихи звучали бы иначе.
( В натуре, блин я помню супер то мгновенье
Передо мной так клево появилась ты…)
- Смешно?
А вы все же используете в своей речи такие слова, слова- сорняки, слова-паразиты.
- Что запишем в памятке? (не загрязняй язык словами-сорняками)
Запись на ватмане
- А вот еще одна притча для раздумья.
Однажды восточный властитель увидел страшный сон, будто у него один за другим выпали все зубы. Это считается дурным предзнаменованием, и властитель сильно обеспокоился. В волнении он призвал толкователя снов. Тот выслушал его и сказал с тревогой:
- Владыка, я должен сообщить печальную весть. Ты потеряешь подобно зубам во сне всех своих близких один за одним.
Такой ответ не понравился властителю и он велел бросить толкователя снов в тюрьму и позвать другого.
Тот выслушал сон и сказал:
- Я счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих близких!
Властелин обрадовался и приказал наградить этого толкователя снов. Придворные недоумевали:
- Ведь ты сказал то же самое, что и твой несчастный предшественник. Но почему тот был наказан, а ты вознагражден?
На что толкователь ответил:
- Мы оба одинаково объяснили сон. Но дело не только в том ЧТО сказать, но и в том КАК сказать.
- А что мы напишем в своей памятке? (если предстоит сообщить неприятное - тщательно подбирай слова, помни ЧТО и КАК сказать)
5
Запись на ватмане
- Подобно взгляду, жесту и интонации словом надо пользоваться осторожно, умело, заранее предвидя, какое впечатление и воздействие оно может произвести на другого человека. Это только кажется, что грубое слово нечаянно сорвалось » с губ. На самом деле тот, кто грубит, как правило, знает, что тем самым ранит человека.
- Но почему все-таки люди используют слова-сорняки? Грубят друг другу? Как научиться добрым словам? Как действовать если тебе грубят?
Сегодня у нас в гостях психолог из центра здоровья - Наталья Сергеевна.
- Вы можете нам помочь советом? (рассказывает психолог)
- Что бы вы порекомендовали для нашей памятки одной фразой?
Запись на ватмане
- В гостях у нас еще один специалист из центра здоровья - ______________, которой много известно о нашем здоровье.
- Вы не могли бы нам помочь. Есть такая пословица: рана от сабли заживает, от слова - нет. Слово как-то влияет на здоровье человека?
(слово специалиста)
- А мы в памятку запишем…
(если останется время - притча о терпении - о сыне, отце и заборе)
6
салют
- Итак, мы написали памятку. Кто зачитает ее вслух?
7
- Вы все хорошо поработали. В заключение предлагаю вам подарки: бумажные цветы: красные и желтые и зеленые.
Добрые слова - это цветы человеческой души. Не скупитесь раздавать эти прекрасные цветы окружающим. Выберите себе цветок, но цвет имеет значение:
Красный - я буду стараться соблюдать советы памятки
Желтый - я соблюдаю советы памятки, и хочу, чтобы окружающие люди использовали только добрые слова
Зеленые - мне трудно сразу измениться
8
- Верно говорят, что « слово лечит » и « слово ранит ». Одним словом можно человека поддержать, расположить к себе и обидеть и оттолкнуть. Слово соединяет людей, но оно же способно и разъединять. И как велика сила слова, несущего одобрение, вселяющего веру, выражающего симпатию, нежность, любовь!
Изгоним же, друзья, из нашей с вами речи
Все грубые слова и злое просторечье.
А чистые слова бриллиантом засверкают,
Как капельки росы на солнце засияют.
Пусть радуга- дуга, как символ красоты,
Приносит в нашу речь побольше чистоты!
- Спасибо!