Внеклассное мероприятие по теме: Твоё путешествие по звёздному небу

Проведение разнообразных тематических вечеров, игр, конкурсов, викторин позволяет учителю оживить учебно-воспитательный процесс, раскрыть творческий потенциал каждого ученика, активизировать эврестическую деятельность учащихся и развить интерес к учебному материалу.Внеклассное мероприятие протекает успешно, если в нем есть элемент занимательности. Сделать вечер более интересным и оживленным помогает игра-путешествие по звездному небу, такому привычному и загадочному одновременно. Ученики играя п...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие. 5 класс.

Игра «Твоё путешествие по звездному небу».

Открылась бездна, звезд полна,

Звездам числа нет, бездне - дна.

М.В.Ломоносов

Цель: Повторение изученного материала на уроках природоведения по теме «Вселенная».

Задачи:

Образовательные

- углубить и закрепить знания учащихся по данной теме, расширение кругозора учащихся.

Развивающие

- активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Воспитательные

-формирование культуры общения и умения работать в группах,

- воспитание нравственных качеств, отражающих отношение друг к другу и к самому себе: доброта, взаимопомощь, ответственность, доброжелательность, сопереживание успехам.

Оформление: На доске записан маршрут путешествия, рисунки учащихся, плакаты.

¶Конкурс «Мифы звездного неба»

Попробуйте летом, находясь за городом, в ясную безлунную ночь посмотреть на небо. И вам откроется, как писал Ломоносов, «бездна, звезд полна. Звездам числа нет, бездна дна». Сначала, кажется, что звезд бесчисленное множество и что расположены они «как попало». Но стоит только приглядеться повнимательнее, пофантазировать, и вот глаз уже замечает и выделяет группы звезд, похожие на какой-то рисунок.

Вопрос 1 команде: Сколько звезд видно на небе невооруженным глазом? (6 000).

Вопрос 2 команде: Сколько созвездий на звездном небе? (88 созвездий).

Ещё в глубокой древности наблюдатели разделили всё небо на участки - -созвездия, каждое из которых характеризуется своеобразным узором входящих в него звезд. Фантазия древних помогла им увидеть в этих узорах очертания мифических героев или животных, поэтому о каждом созвездии существует своя древняя легенда или миф.

По одному учащемуся от каждой команды предлагается рассказать одну из легенд.

Выступление первой команды.

Большая медведица.

Даже человек, далекий от астрономии, знает созвездие Большой Медведицы. Семь самых ярких звезд созвездия образуют фигуру, похожую на кастрюлю с ручкой или ковш (показывает рисунок).

И только в очень тёмную звездную ночь, когда в созвездии Большой Медведицы видно много звезд, можно вообразить себе, как из этих звезд вырисовывается голова медведицы, её туловище, лапы и хвост (рисунок).

А вот какую легенду сложили о Большой Медведице древние греки.

Полюбил всемогущий бог-громовержец Зевс прекрасную нимфу Каллисто. Узнала об этом жена Зевса - богиня Гера - и решила убить соперницу. Чтобы спрятать любимую от ревнивой жены, Зевс превратил Каллисто в медведицу. Но однажды сын Каллисто, возвращаясь с охоты, чуть не убил собственную мать, приняв её за обыкновенную медведицу. И опять пришлось Зевсу спасать Каллисто. Подумал-подумал громовержец и решил спрятать любимую на небе, превратив её в созвездие. Взял он медведицу за хвост и перенес на небо. При этом хвост у медведицы сильно вытянулся и стал таким длинным, каких у земных медведей не бывает.

Большая медведица на небе северного полушария видна в любое время года. И об этом тоже говорится в легенде.

Зловредная Гера, узнав, что Большая Медведица - это Каллисто, решила и на небе не давать ей покоя и сделала так, чтобы медведица никогда не могла омыть свою шкуру в водах океана, находящегося за горизонтом. Вот поэтому Большая Медведица все время кружится высоко в небе, но никогда не опускается до горизонта и не может окунуть в океан.

wВыступление второй команды.

О малой медведице существует несколько легенд и все они связаны с Каллисто. Согласно одной легенде, у Каллисто была любимая служанка (или собачка), которую Зевс тоже отправил на небо, чтобы она верно служила своей госпоже. А по другой легенде Малая Медведица - это сын Каллисто. Зевс превратил юношу в маленького медвежонка и поместил на небо рядом с мамой - Большой Медведицей…

Конкурс «Крылатые выражения»

В каждом задании участникам игры нужно назвать имя ученого и рассказать об их заслугах.

Вопрос 1 команде. Ученый, который под угрозой суда инквизиции, вынужден, был отречься от своего учения, но, по преданию, уже выходя из зала суда, произнес историческую фразу: «А всё-таки она вертится!» Кто он? (Галилей)

Вопрос 2 команде. Про него говорили: «Он остановил Солнце и сдвинул Землю». О ком шла речь? (О Копернике)

Вопрос 1 команде. Автор произведения «Альмагест» в качестве эпиграфа написал: «Я знаю, что я смертен и создан ненадолго. Но когда я изучаю орбиты звезд, я не касаюсь стопами Земли и, восседая за столом самого Зевса, вкушаю небесную амброзию». Кто автор этого произведения? (Клавдий Птолемей).

Вопрос 2 команде.

Идеи Коперника он разделял

И об этом упорно вещал

За что от еретиков пострадал

Но сжечь - не значит опровергнуть! (Джордано Бруно)

 Конкурс «Русские народные загадки».

Каждой команде предлагаются загадки. За верный ответ присуждают один балл.

1. Старый Федот сидит у ворот,

счёт ведет:

Дюжину отсчитает и сызнова начинает. (Календарь.)

2. Без ног, а бежит, не кончается,

Никогда назад не возвращается. (Время.)

3. С зарей родился,

Чем больше рос, тем меньше становился,

К ночи помер, оставил номер. (День.)

4. Лежит большая шкура вся в дырочках. (Небо, звезды.)

5. Взойдет Егор на бугор

Выше леса, выше гор.

С бугра спускается,

За травой скрывается. (Солнце.)

6. Иди, иди, а конца не найдешь. (Земной шар.)

¶Конкурс «Песенный аукцион».

Команды по очереди напевают несколько строк из песен, в которых встречаются такие слова как «Земля, звезда, Солнце и Луна». Дополнительный балл команда может получить за артистичность.

Конкурс « Угадай - ка».

Планеты получили название в честь древнегреческих богов. Соотнесите имя бога и название планеты.

Меркурий - бог торговли и путешествий

Венера - богиня красоты и любви

Марс - бог войны

Юпитер - бог богов Зевс

Сатурн - бог времени Хронос (отец Зевса)

Уран - бог неба

Нептун - бог морей

Плутон - бог подземного царства.

Конкурс капитанов.

Каждой команде в течение 1 минуты задаются вопросы. Капитан отвечает, другие тихо подсказывают.

Вопросы команде № 1.

1. Самая близкая к Солнцу планета? (Меркурий).

2. Сколько планет в Солнечной системе? (Девять).

3. Кто впервые использовал для наблюдения неба телескоп? (Галилео Галилей)

4. Самая планета самая большая в Солнечной системе? (Юпитер).

5. Что измеряют в световых годах? (Расстояние).

6. Что называют «падающая» звездой. (Метеор)

7. Как называют основную часть кометы? (Голова).

Вопросы команде № 2.

1. Самая далёкая от Солнца планета? (Плутон).

2. Созвездия, по которым движется Солнце, называются …(Зодиакальными)

3. Самая яркая планета? (Венера).

4. Какая звезда самая близкая к Земле? (Солнце).

5. Самый большой спутник в Солнечной системе? (Ганимед - спутник Юпитера)

6. Как называется инструмент для наблюдения небесных тел? (Телескоп).

7. Как звали первого космонавта Земли? (Юрий Гагарин).

Конкурс «Найди ошибку».

Вопрос 1 команде.

Верно ли описание планеты Венера, сделанное одним из ученых более ста лет назад: «Окруженная атмосферой, глубокой и плотной, Венера могла бы быть названа сестрою-близнецом Земли. Погода там всегда пасмурная; там и здесь идут дожди, дует ветер, гремит гром»? Укажите неточности.

Ответ. Описание не совсем верно. Воды в жидком виде там нет.

Вопрос 2 команде.

Укажите ошибку рассказчика.

«Экспедиция высадилась на поверхность Сатурна. Космонавты, одетые в защитные скафандры, предохраняющие от вредной атмосферы, осторожно зашагали по поверхности планеты».

Ответ. У Сатурна нет твердой поверхности: под атмосферой простирается океан жидкого водорода. Высадиться на эту планету нельзя.

Подсчёт баллов. Объявление и награждение победителей.

Учитель просит встать детей в круг и исполнить песню.

Обогрейте словом,

Обласкайте взглядом,

От хорошей шутки

Тает даже снег.

Совершите чудо-

Руку протяните.

Надо, чтобы в дружбу верил

Каждый человек.

© 2010-2022