Классный час на тему Язык - ключ к душе человека

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Язык -ключ к душе человека

Цель: показать многообразие языков и культур разных наций и их единство в семье народа Казахстана.

Задачи: Расширить кругозор учащихся, способствовать воспитанию чувства гордости за свой народ ,уважительного отношения к культурному наследию других народов.

Средства обеспечения: Интерактивная доска, книжная выставка, национальные костюмы для музыкальных номеров, плакат с пословицами для оформления зала, карточки с ответами для игрок.

Форма проведения: интеллектуальная игра.

Ведущий: Каждый год 21 февраля на всем земном шаре отмечается Всемирный День родного языка. Вольтер сказал «Знать много языков- значить иметь много ключей к одному замку». Наш Президент Нурсултан Назарбаев поставил перед нами задачу: говорить на трех языках: казахском, русском, английском, не забывая при этом и своего родного. Это прекрасно, ведь знание языков- это наше богатство.

1 ученик: Мы живем в Республике Казахстан, находящейся в самом центре Евразийского континента. С огромным уважением смотрят на нашу страну другие народа Земли. Казахстан- многонациональная страна, где в дружбе и согласии проживают представители более 130 наций и народностей. Они трудятся на заводах и фабриках, выращивают на полях пшеницу, хлопок и рис, добывают из недр Земли нефть, каменный уголь, железную и медную руду, молодежь учиться в университетах и школах, активно занимается спортом.

2 ученик: Объединяющей идеей игры стало осознание непреходящей ценности каждого языка и каждой культуры, понимание того, что любой язык- это частица духовного населения всего человечества, а культура всякого народа- это бесценный вклад в мировую цивилизацию.

Сегодня мы сможем еще раз в этом убедиться.

Всемирный день родного языка- это праздник. С этим праздником нас пришли поздравить солисты танцевальной группы.

(Танец. Исполняется- в национальных костюмах)

Ведущий: Мы начинаем игру «Самый умный». На сцену приглашаются семеро смелых. Они примут участие в 6-ти конкурсах. После каждого конкурса один игрок, набравший меньше баллов, выбывает из игры. Последний игрок становится победителем. Но сначала давайте познакомимся с участниками.

Знакомство. Каждый игрок представляет себя сам.

1-й конкурс «Приветствие»

Ведущий: Подумайте, на каких языках вы сможете поздороваться с соперниками и зрителями. Кто сможет вспомнить больше приветствий на разных языках, тот победит в этом конкурсе. Каждый участник говорит по очереди по одному приветствию. Пока игроки готовятся. Мы послушаем песню.

(Песня)

(Проведение конкурса)

Примеры

Здоровеньки булы- украинское приветствие

Гуд монинг- английское приветствие

Гшутен таг- немецкое приветствие

Добер ден- болгарское приветствие

Бонжур- французское приветствие

Буэнос диас- испанское приветствие

Буна зиуа- румынское приветствие

По окончанию конкурса игру покидает 1 участник.

2-й конкурс «Угадай, о каком народе идет речь»?

(Вопросы на слайдах).

Каждый участник на своем столе находит табличку с ответами и показывает ведущему.

1-й вопрос. Этот кочевой народ всегда жил в гармонии с природой. Его представители почитали духов воды, степей, лесов и гор. Устраивая жилье, располагали его так, чтобы не мешать гнездиться птицам, не нарушать путей кочевок сайгаков и других животных. Одной из национальных традиций этого народа является охота с прирученными хищными птицами. Орнамент у этого народа является главным видом изобразительного искусства. В нем, как в песне, отражается душа народа.

(Казахи)

2-й вопрос. Этот народ- крупнейший по численности в соседнем с Казахстаном государстве, где проживает более 120 миллионов его представителей. Традиционным занятием народа является земледелие. Переселенцы, появившиеся на территории Казахстана еще три столетия назад. Помимо охраны границ империи, занимались еще и землепашеством, выращивали рожь, пшеницу, просо. И сейчас хлеб для этого народа- символ богатства, медведь-символ силы и справедливости, а береза является олицетворением родины.

(Русские)

3-й вопрос. У представителей этого народа началом жизни ребенка считается достижение им возраста одного года. Только с этого момента малыш начинает считаться человеком. Каждому из детей обязательно справляют годину. Если же этого по какой-либо причине не произведет, то ребенку, достигшему взрослости, нельзя будет отметить ни свадьбу, ни шестидесятилетие. Представители этой страны именуют себя «люди страны Коре».

(Корейцы)

4-й вопрос. История появления представителей этого народа в Казахстане насчитывается более 200 лет. Одними из первых здесь побывали ученые, работавшие в составе различных экспедиций от Российской Академии наук. Так , в 1734 году Фридрих Миллер создал географическое описание Казахстана. Известный математик Эйлер работал в экспедиции, изучавшей низовья реки Урал. По книгам историка Вильгельма Бартольда до сих пор учатся студенты казахстанских вузов. Этот список можно продолжать до бесконечности.

(Немцы)

5-й вопрос. У этого народа до сих пор популярны кушанья из теста, сваренные в кипятке: галушки, вареники (с творогом, картошкой, виш-

ней),лапша. Фирменным блюдом был и остается борщ, имеющий много

разных способов приготовления. А столицей государства этого народа является город, возникший еще в 5 веке на берегу Днепра как поселение племени полян.

(Украинцы)

6-й вопрос. На территории Казахстана представители этого народа появились в 30-х годах 19 века. Сюда они были сосланы как политические противники российского самодержавия. Многие из этих людей оставили заметный след в истории Казахстана, например, поэт Г.Золинский, написавший поэму «Казах»; художник Б.Залесский, альбом которого с казахстанскими зарисовками был издан в Париже. У этого народа немало замечательных праздников. Один из них пользуется популярностью и сейчас, называется «Топление Моржанны»,олицетворяющей образ зимы. Особенно этот праздник любят дети. Школьники 21 марта идут на речку топить чучело зимы. Этот день считается первым днем весны.

(Поляки)

7-й вопрос. Древним богам этого народа уже никто не молится, но их имена, благодаря сохранившимся до наших дней мифам, знают все. Силачей сравнивают с Геркулесом, а воинственных людей с Марсом, красавиц же именуют Афродитами.

(Греки)

8-й вопрос. (Дополнительный. Задается при равном количестве правильных ответов).

Венгры называют этот народ «фараоново племя» англичане- «египтянами», французы- «богемцами», голландцы-«язычниками». А под каким именем известен этот певучий народ-странник в нашем государстве?

(Цыгане)

Подводят итоги.

Выбывает второй игрок.

3-й конкурс «Пословицы разных народов»

1 ученик: Жил когда -то человек, который надумал записать все существующие на свете народные пословицы и поговорки. «Хорошую ты

придумал себе работу, нужную, -сказал ему один старик, -да только жизни твоей не хватит, чтобы исполнить то, что задумал. Мудрость народную, как океан, ложкой не вычерпаешь». Не поверил тот человек старику. И зря. Сто лет назад это было или двести. А человек свою работу до сих пор не закончил.

2 ученик: В нашем конкурсе каждый игрок будет говорить по очереди по одной пословице. Необходимо произнести пословицу и сказать, какому народу она принадлежит. Говорить можно на любом известном вам языке. А чтобы поняли все в зале, перевести на русский язык или сказать своими словами, о чем она. Пока игроки готовятся, проведем

Конкурс для болельщиков «Ребусы»

1 ученик: Часто животные являются героями сказок. У нас они стали героями ребусов. Я предлагаю вам разгадать некоторые из них. Зрители, первым разгадавший ребус, получает жетон. Полученными жетонами можно будет проголосовать за участника, который понравился больше других, чтобы вручить приз зрительских симпатий. Голосовать смогут только те, кто получил жетон.

Ведущий проводит конкурс для болельщиков «Ребусы». Ученики вручают жетоны за правильные ответы.

Ведущий: Игроки успели подготовиться к конкурсу «пословицы разных

народов».

Проведение конкурса «Пословицы разных народов»

Проведение итогов конкурса.

Выбывает трети игрок.

4-й конкурс «Музыкальные инструменты»

2 ученик: В этом конкурсе каждый игрок называет по очереди по одному инструменту и говорит, какой народ играют на нем. Побеждает тот, кто больше всех назовет музыкальных инструментов. Пока игроки вспоминают музыкальные инструменты, мы послушаем песню.

(Музыкальная пауза).

Ведущий проводит конкурс.

Примеры:

Домбыра, дауылпаз, копырау, жетыген, наркобыз, кылкобыз, кобыз-казахские инструменты.

Балалайка, домра, гусли, гармонь -русские инструменты.

Бандура или кобза -украинские инструменты.

Цымбала -белорусский инструмент.

Зурна -армянский инструмент.

Тар -закавказский инструмент.

Комуз -киргизский инструмент.

Рубоб -таджикский инструмент.

Бирбине -литовский инструмент.

Варган -литвийский инструмент.

Пармупиль -эстонский инструмент.

Скудчай -литовский инструмент.

Нагора, сурнай, карнай -узбекские инструменты.

Выбывает четвертый игрок.

5-й конкурс «Праздники разных народов»

1 ученик: Игрокам нужно назвать праздники разных народов и сказать, чему они посвящены. Каждый участник называет по очереди только один праздник.

Например: сабантуй- татарский праздник, отмечается после окончания весенних полевых работ.

Ведущий: Пока игроки готовятся, проведем конкурс для болельщиков - «Сказки».

Обратимся к нашим любимым книгам. Я буду показывать красочные иллюстрации из них и задавать вопросы. Болельщики, которые ответят правильно, получат жетоны.

(Показать иллюстрации с изображением медведя )

Вопрос: В названиях каких сказок разных народов присутствует этот персонаж?

(«Три медведя», « Маша и медведь», «Мужик, медведь и лиса»… )

(Показать иллюстрации с изображением лисы )

Вопрос: В названиях каких сказок разных народов присутствует этот персонаж?

(«Лисица и дрозд», « Лиса-повитуха», «Лиса, заяц и петух»… )

(Показать иллюстрации с изображением волка )

Вопрос: В названиях каких сказок разных народов присутствует этот персонаж?

(«Волк- дурень», « Иван-царевич и Серый волк», «Лисица и волк»… )

Вручение жетонов.

2 ученик: Наши игроки уже успели подготовиться, и мы начинаем конкурс «Праздники разных народов».

Ведущий проводит конкурс.

Примеры:

Наурыз - праздник Нового года у казахов, узбеков, таджиков…

Масленица- русский праздник. Получил название от обильной масляной еды.

Топление Моржаны- польские праздник. Проводы зимы.

Бузуки- греческий праздник танцев и песен. Участников осыпали бутонами роз.

Дождливый Муму- румынский праздник. Считалось, что помогает от засухи.

Выбывает пятый игрок.

1 ученик: У нас осталось два игрока, претендующих на звание «Самый умный», и мы начинаем последний.

6-й конкурс «Блюда разных народов».

Ведущий: Участники получают таблички с названиями кухонь разных народов. Я называю блюдо, а в ответ участники поднимают табличку с надписью, какой кухне принадлежит это блюдо.

Вопросы: Ответы:

-Пицца с ветчиной (Итальянская кухня)

-Чак-чак (Татарская кухня)

-Винегрет (Русская кухня)

-Вареники с вишней (Украинская кухня)

-Казы,карта (Казахская кухня)

-Картофельные драники (Белорусска кухня)

-Хачапури (Грузинская кухня)

-Цимес (Еврейская кухня)

-Люля-кебаб (Азербайджанская кухня)

Выбывает шестой игрок. Остается победитель.

2 ученик: Наша интеллектуальная игра «Самый умный» заканчивается. Мы поздравляем победителя.

(Награждение памятным подарком)

Ведущий: А теперь болельщики, заработавшие жетоны, смогут проголосовать за игрока, который им понравился больше других.

Проведение голосования. Вручение приза зрительских симпатий.

Музыкальное поздравление победителей.



© 2010-2022