- Преподавателю
- Классному руководителю
- Сообщение из опыта работы ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ С ОВЗ
Сообщение из опыта работы ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ С ОВЗ
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лучникова Е.В. |
Дата | 21.11.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
МБОУ «Сивинская школа - интернат»
Сообщение из опыта работы
Воспитание нравственных чувств и положительных взаимоотношений у подростков с ОВЗ
Воспитатель: Лучникова Елена Васильевна
Сива, 2015 г
Значительное количество детей с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в межличностном общении. У них нет явных предпочтений в общении с ровесниками, нет устойчивых групп общения. Отмечается не толерантность к сверстнику. Не значительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, не адекватную ситуацию. Такой ребенок то проявляет доброжелательность по отношению к другим то в друг становится злым и агрессивным. Этим и объясняются столь частые ссоры, споры и даже драки между детьми.
При частых проявлениях беспокойства, тревоги, напряженности, таких детей отличает дефицит эмоциональной отзывчивости по отношению к другим людям, в том числе и к сверстникам. Они как правило без различны к слезам, ушибам, не приятностям сверстников.
Главной задачей нравственного воспитания детей является развитие эмоций и чувств, направленных на другого, а не приобретение детьми знаний о правильном поведении.
За частую детей учат рассказывать о собственных переживаниях, сравнивать свои качества с качествами других, распознавать и называть эмоции. Однако все эти приемы концентрируют внимание ребенка на самом себе, своих достоинствах и достижениях. Такая фиксированность на себе и собственных качествах закрывает возможность «увидеть» другого. В результате сверстник зачастую начинает восприниматься не как равный партнер, а как конкурент и соперник. Все это порождает разобщенность между детьми в то время как главной задачей нравственного воспитания является формирование общности с другими и возможность видеть в сверстниках друзей и партнёров.
Чувство общности и способность «увидеть» другого являются тем фундаментом, на котором строится нравственное отношение к другому.
Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание и содействие. Сформировав гуманное отношение в группе, мы можем предложить ребенку разные способы взаимодействии с людьми.
Становление личности умственно отсталого ребенка связано с формированием у него правильного осознания своего социального статуса, с самооценкой и уровнем притязаний. Важнейшую роль играют взаимоотношения ребенка с окружающими, его собственная деятельность.
Нравственность является нормой поведения и показателем моральной зрелости коллектива и личности. Поэтому нравственное воспитание должно оказывать систематическое влияние на жизнь классного и общешкольного коллектива, планировать их учебную, трудовую, общественную и др. виды деятельности.
Формирование нравственного сознания - очень сложный и длительный процесс, который начинается с усвоения элементарных этических представленийи идет по пути формирования целостной системы взглядов, в основе которой лежат убеждения человека.
Процесс формирования нравственных убеждений предусматривает прежде всего формирование диалектико-материалистического мировоззрения, которое позволяет учащимся правильно оценивать явления окружающей действительности, разбираться в этических нормах, сознательно их усваивать и умело применять на практике. Это особенно сложная и трудная задача, когда речь идет об умственно отсталых школьниках.
Формирование нравственных чувств, которые представляют собой переживание человеком своего отношения к нравственным требованиям, поступкам, действиям - важнейшая задача нравственного воспитания.
Недостаточная дифференцированность переживаний, эгоцентрическая направленность, слабость интеллектуальной и волевой регуляции затрудняют выработку важных нравственных чувств у умственно отсталых детей. Это проявляется в том, что формирование высших чувств происходит с относительным опозданием и значительным трудом.
У учащихся младших (1-Ш) классов формируется чувство уважения к старшим, чувство ответственности за дисциплину, успеваемость, за соблюдением режима дня и правил внутреннего распорядка, чувство справедливости, готовность заступиться за обиженного, чувство удовлетворения от хорошо сделанной работы, от соблюдения чистоты, порядка в быту и пр.
У учащихся средних (IV-VI) классов формируется чувство коллективизма, дружбы, непримиримости к нечестности, лени. В этот период особенно важно воспитывать у мальчиков чувство уважения к девочкам, а у девочек чувство собственного достоинства и скромности. У младших подростков воспитывается чувство гордости за свой коллектив, школу, город, страну.
У старших подростков (VII-IX классы) формируется чувство ответственности не только за свои дела поступки, но и за поступки окружающих, всего коллектива; готовность выступать против недостатков, в защиту слабых, обиженных.
Формирование навыков и привычек общественного поведения - важная задача нравственного воспитания.
Литература:
dou70.ru/30/index.php?catid=32:2014-02-06-03-37-45&id=149:2014-02-06-03-39-01&Itemid=64&option=com_content&view=article