НАУЧНАЯ РАБОТА В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И НАРКОПРЕСТУПНОСТИ по теме: «Профилактика наркомании в образовательной среде»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 сельского поселения «Поселок Софийск» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края






НАУЧНАЯ РАБОТА В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И НАРКОПРЕСТУПНОСТИ


Тема: « Профилактика наркомании в образовательной среде»

Автор: Ковалева Виктория Юрьевна, учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 9 п. Софийск Верхнебуреинский муниципальный район Хабаровский край

Контактные координаты: 8-914-019-33-05



п. Софийск



СОДЕРЖАНИЕ

Введение. …………………………………………………………….3

Глава 1. Методологические рекомендации по педагогической профилактике наркомании………………………………………….7

1.1. Методические принципы организации педагогической профилактики………………………………………………………..8

1.2. Виды профилактики………………………………………… 10

1.3.Профилактическая работа с детьми и подростками…………11

1.4.Профилактическая работа с родителями…………………….13

Глава 2. Последствия применения наркотиков………………….14

Глава 3. Общие рекомендации для проведения занятий по профилактике наркомании………………………………………..16

Заключение…………………………………………………………17

Глоссарий…………………………………………………………..20

Список использованной литературы…………………………….22




Введение

Алкоголизм, курение, наркомания, СПИД. Мы не решим этих проблем, пока не научим подростков говорить нет, пока они не перестанут верить в чудесные сказки тех, кто бесплатно предлагает вечный «кайф». Мы не решим этих проблем, пока остаёмся слепыми и глухими к чужому горю, горю тех, кто уже стал рабом дурмана. Мы не решим этих проблем, пока будем делать вид, что их не существует. А значит, пора говорить, пора действовать, пора бороться. Наркомания является одной из важных проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.

Важнейшим показателем богатства и процветания нации является состояние здоровья подрастающего поколения. Не случайно одним из приоритетных направлений деятельности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) является обучение школьников навыкам здорового образа жизни.

Одним из важнейших аспектов здорового образа жизни является сознательный отказ от наркотических и токсикоманических средств. Особое значение в наши дни приобретает профилактика нарко и токсикоманий. По мнению экспертов ВОЗ, проблема наркомании приобрела драматический характер. Во всем мире на борьбу с наркоманией ежегодно выделяются значительные средства, исчисляемые десятками миллиардов долларов, однако наркотики по-прежнему считаются третьей угрозой человечеству после ядерного оружия и глобальной экологической катастрофы. Полная картина распространения наркомании, включающая различные формы токсикоманий, ещё более трагична. Нелегальное производство и распространение наркотиков, от которых быстро возникает тяжелая зависимость, может привести к деградации следующих поколений общества.

Наркомания всегда поражает популяции, группы людей, отдельных индивидуумов, для которых характерен неадекватный здоровый образ жизни и низкий уровень культуры здоровья. К сожалению, Россия на протяжении долгих лет является одним из лидеров современного мира по алкоголизму. Сейчас нам серьёзно угрожает эпидемия наркомании: наркотический бум, охвативший в последние десятилетия многие страны мира, дошел и до России.

Провозглашенный ещё врачами древности постулат о том, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить, становится буквальным по отношению к наркотической зависимости, достоверных фактов освобождения от которой во всём мире насчитываются единицы.

В профилактике наркомании большое место занимает наличие объективной информации, правильно организованный досуг, разумное использование свободного времени с учётом возрастных интересов и потребностей, а также специфики различных подростковых и юношеских групп.

В разных регионах России встречаются различные формы наркоманий и токсикоманий. Также определяется связь между видом предпочитаемого наркотика и токсиканта, способом его приема и возрастом, уровнем образования. Характером деятельности потребителей.

Что же получается? Наркотики не способны подарить человеку удовольствие, они лишь создают иллюзию его получения. Ведь возникает эйфория не оттого, что его мозг подвергается химической стимуляции. Стоит же такая иллюзия весьма дорого - платить придется обязательно и в самой ценной «валюте»: здоровьем, внешностью, успехом.

Детская наркомания - это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребёнка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьёз и родители, в большинстве своём, заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить. Возможно, поэтому, большая часть ответственности за спасение юных душ от «белой смерти» берёт на себя школа, которая ещё со времён Аристотеля призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребёнка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой самостоятельной жизни.

Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы.

Цель - создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.

Гипотеза. Выделенная система профилактики наркомании в образовательной среде будет эффективной в том случае, если:

  • подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения.

  • в борьбе с наркоманией школьники, родители, педагоги и другие специалисты будут едины.

Объект исследования - профилактическая работа по употреблению наркотиков в образовательной среде.

Предмет исследования - условия внедрения профилактической работы в образовательном учреждении.

Задачи исследования:

  • определить специфику наркомании как особого социально-психологического феномена,

  • выявить социально-психологические причины распространения наркомании среди школьников,

  • обосновать систему педагогических условий предупреждения детской наркомании,

  • разработать систему педагогических средств, направленную на предупреждение наркомании в рамках работы образовательного учреждения.

Методы исследования:

1) Теоретический - анализ и синтез литературы с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании в целом,

2) опрос и анкетирование с целью изучения состояния проблемы в конкретном образовательном учреждении при работе с определённой группой детей,

3) Метод статистической обработки результатов.









Глава 1. Методологические рекомендации по педагогической профилактике наркомании

Педагогическая профилактика наркомании рассматривается как особый способ организации социальной среды ребёнка, обеспечивающий его антинаркогенную безопасность и предполагает взаимосвязь трёх основных педагогических процессов - социализации, самовоспитания и специально организованного педагогического воздействия на личность ребёнка - антинаркогенного воспитания.

Основными задачами образовательных учреждений в осуществлении мероприятий по профилактике наркомании среди учащихся являются:

  • пропаганда здорового образа жизни, осуществление мероприятий по предупреждению и профилактике наркомании;

  • внедрение превентивных образовательных программ, направленных на снижение интереса к наркотикам и формирование форм активной психологической защиты (противодействия) вовлечению в их употребление;

  • создание условий для индивидуальной медико - социальной и психолого-педагогической диагностики детей с проблемами в развитии и обучении в образовательных организациях;

  • организация и обеспечение социально-психологической, педагогической помощи и коррекции детей и подростков с проблемами в развитии и обучении в целях предупреждения социальной дезадаптации и аддиктивного поведения (addiction- пагубная привычка, порочная склонность, так специалисты называют злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние до того, как от них сформировалась физическая зависимость);

  • оказание психолого-педагогической помощи родителям (лицам, их заменяющим), имеющие затруднения в воспитании детей;

  • определение « группы риска» и организация выявления случаев употребления наркотиков с целью оказания помощи (просвещение родителей и работников школы, профилактическая работа с « группой риска»;

  • выявление и учёт несовершеннолетних, не посещающих образовательные организации, принятие мер по обеспечению получения ими основного общего образования;

  • организация взаимодействия между образовательным учреждением, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, наркологической службой, органами внутренних дел, службами социальной защиты населения и группами родительского актива и поддержки « проблемных» семей в целях создания микросреды, способствующей реализации системы профилактической работы.

1.1. Методические принципы организации педагогической профилактики

При организации педагогической профилактики наркомании должны быть учтены следующие методические принципы:

  • педагогическая профилактика наркомании должна носить комплексный характер. Вопросы предупреждения использования ПАВ должны рассматриваться в качестве звеньев единой системы воспитательного процесса и формировать у детей и подростков представление об абсолютной опасности и недоступности любых форм одурманивания;

  • содержание педагогической профилактики наркомании должно отражать наиболее актуальные для разного возраста учащихся проблемы, связанные с различными аспектами наркотизма; содержание мероприятий профилактической программы определяется в соответствии с тем, как в разных возрастных группах происходят накопления знаний о наркотиках и формирование отношения к ним;

  • педагогическая профилактика наркомании должна носить опережающий характер - целевая подготовка детей должна осуществляться заблаговременно, т. е. до наступления того возрастного этапа, когда приобщение к тому или иному виду одурманивания для ребёнка становится реальным; приоритетным в её структуре является направление, связанное с предотвращением первичного обращения ребёнка к одурманиванию;

  • педагогическая профилактика наркомании должна носить не запрещающий, а конструктивно-позитивный характер, предполагающий не только запрещение тех или иных поведенческих форм, связанных с одурманиванием, но и показать ему, без помощи этих веществ можно сделать свою жизнь интересной и счастливой.








1.2.Виды профилактики

В терминологии различают первичную, вторичную и третичную профилактику. В задачу первичной профилактики ставят предупреждение употребления наркотиков. В методике этой профилактики существует четыре основных направления:

  1. активная воспитательная работа среди молодежи и подростков;

  2. санитарно-гигиеническое воспитание населения;

  3. общественная борьба с распространением и употреблением наркотиков;

  4. административно-законодательные меры.

Вторичная профилактика наркомании - это раннее выявление лиц, употребляющих психоактивные вещества, и их лечение, а также предупреждение рецидивов и проведение поддерживающей терапии.

В задачу третичной профилактики входит социально-трудовая и медицинская реабилитация больных наркоманией.

Предрасположенность к наркотизму определяется определенными патохарактерологическими особенностями личности. Склонность к употреблению наркотиков имеют подростки с неустойчивым, истерическим характером, терпимые к любым отклонениям от социальных и психических норм, склонные к депрессии, негативно настроенные к основным социальным требованиям.

Профилактика наркомании предполагает и активное выявление пунктов наркотизации. У молодежи сильно развито чувство солидарности, поэтому они употребляют наркотики в группе. Так что от обследуемого подростка вряд ли удастся получить сведения об его «товарищах» по наркотикам. Для этого следует использовать метод фронтального обследования ближайшего окружения нововыявленного потребителя наркотических препаратов.

Очень важным в профилактических мерах является взаимодействие подростковой наркологической службы и соответствующих подразделений МВД, а также комиссий по делам несовершеннолетних. Сотрудники милиции должны способствовать привлечению молодежи к обследованию и лечению от наркомании. Если подросток уклоняется от посещения наркологического диспансера, не поддается психотерапевтическому воздействию и является лидером группы наркоманов, то здесь необходимо принимать административные меры.

  1. Профилактическая работа с детьми и подростками (Приложение 1).

Общие признаки начала потребления психоактивных веществ подростками:

  • снижение интереса к учёбе, обычным увлечениям;

  • появление отчуждённости, эмоционально « холодное» отношение к окружающим, могут усилиться такие черты, как скрытность и лживость;

  • нередко возможны эпизоды агрессивности, раздражительности, которые сменяются периодами неестественного благодушия;

  • компания, с которой общается подросток, зачастую состоит из лиц старшего возраста;

  • эпизодическое наличие крупных или непонятного происхождения небольших сумм денег, не соответствующих достатку семьи. Появляется стремление занять деньги или отобрать их у более слабых;

  • тенденция общаться по преимуществу с подростками, которые заведомо употребляют наркотики;

  • повышенный интерес к детям из обеспеченных семей, назойливое стремление с ними подружиться;

  • наличие таких атрибутов наркотизации, как шприцев, игл, небольших пузырьков, тюбиков из-под клея, наличие специфического химического запаха от одежды и изо рта;

  • изменение аппетита - от полного отсутствия до резкого усиления, обжорства; эпизодически тошнота, рвота.

  • наличие следов от инъекций в области локтевых сгибов, предплечий, кистей рук, раздражений на коже, слизистых;

  • « беспричинное» сужение или расширение зрачков.

Формы работы с учащимися:

  • разработка и модификация образовательных программ, ориентированных на формирование ценностей здорового образа жизни;

  • просветительская деятельность в школе, встречи с работниками УВД, врачом-наркологом;

  • разработка и внедрение обучающих программ-тренингов для активной педагогической защиты обучающихся среднего и старшего школьного возраста;

  • формирование волонтёрских групп из подростков с лидерскими способностями, для оказания поддержки сверстникам с проблемами зависимости от ПАВ;

  • разработка и проведение общешкольных антинаркотических мероприятий ( тематические « круглые столы», вечера вопросов и ответов, дискуссии, конференции, ролевые игры, лекции, молодёжные акции).



1.4. Профилактическая работа с родителями

Родители - самая заинтересованная в информации группа слушателей, однако, далеко не каждый родитель способен отнести лично к себе, к своему ребёнку, всю степень опасности наркомании и важности изучения этой проблемы.

В работе с родителями возможны следующие формы (семейные консультации, лекции, конференции, практикум, открытые уроки, ролевые игры, посещение семьи, анкетирование, родительские собрания: школьные и классные). (Приложение 2)





















Глава 2. Последствия применения наркотиков

Ни для кого не секрет, что наркотики это яд. Независимо от принимаемого количества, они наносят непоправимый ущерб нашему здоровью. Наркотики, благодаря своему действию на психику, чаще всего это состояние эйфории, бодрости, ощущение повышенного эмоционального и физического тонуса, получили распространение по всему миру. По статистическим данным разных стран, общее количество людей, употребляющих запрещенные наркотики, составляет более 20% всего населения планеты. Резкое повышение популярности наркотиков произошло в середине ХХ века, среди сторонников очень популярного в то время движения хиппи, которое зародилось в США в 60-х годах прошлого века, тогда миллионы человек по всей Америке начали употреблять марихуану, в последствии подобная мода распространилась и по всей Европе и Азии, а за марихуаной ошибочно закрепилась репутация легкого наркотика, который почти безвреден.

Наркомания - это пристрастие к употреблению наркотиков, болезненное влечение, которое приводит к тяжелым нарушениям психических и физических функций организма.

В современном обществе мало кто не знает о вреде наркотиков, но все же эти вещества по-прежнему привлекают людей, становясь губительными для многих.

Наркомана характеризуют:

бессонница и бледность;

застывшее, лишенное мимики лицо;

сухость слизистых оболочек;

постоянно заложенный нос;

дрожащие руки с исколотыми и воспаленными венами;

частая зевота и чихание;

необычайно широкие зрачки.

Различают 3 вида химических веществ, которые вызывают зависимость:

стимуляторы (возбуждающие) - перветин («винт»), кофеин, никотин, амфетамин;

психодизлептики (галлюциногены) - ЛСД;

седатики (успокаивающие) - транквилизаторы (снотворные) и вещества из группы опиатов (морфий, героин).

Наркотик - это яд, он медленно разрушает мозг человека, его психику, внутренние органы. Клей «Момент» или бензин превращают людей в умственно неполноценных всего за 3-4 месяца, конопля - за 3-4 года. Употребляющие морфин через 2-3 месяца утрачивают способность к деятельности, перестают ухаживать за собой, теряя человеческий облик. Люди, которые употребляют кокаин, живут не больше четырех лет. Они либо погибают от разрыва сердца, либо оттого, что их носовая перегородка утончается, что приводит к смертельному кровотечению.

Все наркоманы долго не живут, вне зависимости от вида употребляемого наркотика. Они утрачивают инстинкт самосохранения, что приводит к том, что около 60% наркоманов, в течение первых двух лет после приобщения к наркотикам, предпринимают попытку к самоубийству. Многим из них это удается.

Всё больше и больше несчастий связано с наркоманией, всё больше жизней уносят наркотики.

О наркотиках ходят различные слухи, распространяется много лжи, неверных данных.

Глава 3. Общие рекомендации для проведения занятий по профилактике наркомании.

  1. Желательно, чтобы в качестве ведущего выступал человек, имеющий личный опыт работы с наркотиками (социальный работник, врач, психолог, работник отдела профилактики правонарушений несовершеннолетних и т.п).

  2. Ведущему занятия не следует углубляться в обсуждение свойств наркотиков или конкретных способов их употребления, так как слушатели могут сделать для себя неожиданные выводы и ещё более непредвиденные последствия может вызвать дальнейшее общение слушателей со своими подопечными.

  3. Крайне желательно, чтобы подготовленная аудитория получала доступ к подобному материалу под руководством подготовленного специалиста, так как обычно возникает множество трудных вопросов личного характера.

  4. Слушатели могут иметь личное отношение к обсуждаемым вопросам, но стесняться своих проблем, поэтому лучше избрать стиль дружеского общения.

  5. Ведущему не следует доводить до аудитории все знания о предмете, которыми он располагает, для того, чтобы оставить себе « запас знаний» для ответов на вопросы.

  6. Не следует предъявлять аудитории свою собственную моральную оценку относящихся к вопросам о наркотиках, а тем более выдавать свои гипотезы за проведённые факты.

  7. Ведущему по возможности следует избегать категорических оценок, так как проблема наркомании чрезвычайно многообразна.






Заключение

Наркомания приобрела в обществе характер эпидемии. А главное - победить эти болезни сегодня практически невозможно. Методов, правда, много, но стопроцентного результата пока еще никто не добился. Так что же делать? Возможно, что в недалеком будущем проблема наркомании будет решена с помощью генетической вакцинации.

Таким образом, в решении проблемы наркомании перед наукой объективно ставится вопрос о смене парадигмы, объясняющей природу наркомании и зависимостей в целом. Человек - единство физиологического и психологического. Доминирующая сегодня парадигма мышления исходит из того, что источник наркомании находится в области физиологии - в теле человека, в клетке, органической функциональной системе (например, участке мозга), - или обменные биохимические процессы под влиянием наркотика необратимо изменяются и тем самым запускают патологическое влечение к наркотику, что в свою очередь приводит человека к употреблению ПАВ. Другими словами, наркомания - это болезнь. Исходя из понимания наркомании как болезни, строятся лечебные действия, направленные на органические функциональные системы, - использование лекарств, хирургические операции и др. Признаем - данная парадигма не приводит к желаемому результату.
Что же не учитывается при рассмотрении существа наркомании? Остается вторая составляющая - психологическая. Можем ли мы здесь найти решение проблемы?

Накопленный опыт дает нам право поставить вопрос: нельзя ли объяснить наркоманию, исходя из другой парадигмы. Попытаемся это сделать. Рассмотрим наркоманию как явление сугубо психологическое.
Специалисты диагностируют наркотическую зависимость по наблюдаемому поведению человека в виде действий по приобретению и употреблению ПАВ. Таким образом, физиологические изменения в организме наркомана следуют за поведением человека и являются результатом этого поведения.

Столкнувшись с наркотиком, любой из нас начинает обдумывание, происходит ли это осознанно или нет, которое заканчивается принятием решения: употреблять или не употреблять наркотик.

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, КАК ПРОИСХОДИЛО ОБДУМЫВАНИЕ И КАКОЕ БЫЛО ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ, ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА МОЖЕТ РАЗВИВАТЬСЯ В ДВУХ НАПРАВЛЕНИЯХ. ПЕРВОЕ: УПОТРЕБИТЬ И ПРОДОЛЖАТЬ УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИКА. ВТОРОЕ: ПОЛНЫЙ ОТКАЗ ОТ УПОТРЕБЛЕНИЯ.
Итак, заболевание наркоманией начинается с мыслительного процесса. Без психического акта мышления, - принятия решения об употреблении наркотика, - «болезнь», которую мы называем наркоманией, возникнуть не может. При продолжении употребления этот психический акт повторяется, при этом действия ума становятся привычными, не осознаются, поэтому воспринимаются человеком как «тяга» (патологическое влечение) к наркотику.

Любое поведение имеет цель и вызывается мотивом. К моменту принятия решения человек уже точно определяет и цель, и мотив своего поведения. Наркотическое поведение также имеет свои цели и мотивы. Мотив - это те приятные переживания, которые получаются в конце совершаемого поведения. У наркомана - это «кайф», или «приход» (!!!). Цели бывают разные, но преимущественно это избавление, защита от неприятных переживаний, чувств и эмоций, таких как раздражение, горе, неуспех, одиночество и т.п.

Таким образом, именно психика определяет процесс употребления наркотика. И в результате мы наблюдаем наркотическое поведение. Признавая, что без актов мышления наркотическая зависимость не образуется и не протекает, можно сделать вывод о том, что именно эта работа ума и составляет суть, основу наркомании. Следовательно, сущность наркомании - поведение, источник - акты мышления.

Выводы:

  • Мышление и есть объект, на который должно быть направлено лечебно-реабилитационноевоздействие;
    • Для избавления от наркотической зависимости надо изменить ход мыслей, полностью устранить приобретенные навыки наркотического поведения;
    • Устранив прежние навыки наркотического поведения, необходимо обучить человека новому ходу мыслей, новым навыкам мышления, обеспечивающим ему трезвость в любых жизненных ситуациях. Или, говоря привычным языком, излечиться;
    • Поскольку поведение характеризуется устойчивостью, то новые навыки будут иметь это свойство. Следовательно, результат лечения будет также устойчив.

Таким образом, мы получаем новую парадигму, объясняющую природу наркомании. Но недостаточно только дать новое объяснение, нужны практические доказательства. И тогда новая парадигма приобретает не только теоретическую истинность, но практическую ценность. Такой подход нашел свое воплощение в новом способе психологической реабилитации наркоманов.

Глоссарий

  1. Образовательная среда- совокупность учреждений, служб системы образования, а также семей обучающихся.

  2. Психоактивные вещества (ПАВ) - химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие к наркотикам и др. средствам.

  3. Злоупотребление психоактивными веществами - неоднократное употребление ПАВ без назначения врача, имеющее негативные медицинские и социальные последствия.

  4. Первичная профилактика злоупотребления ПАВ - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость.

  5. Вторичная профилактика злоупотребления ПАВ - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений наркотизации у лиц, эпизодически употребляющих ПАВ, но не обнаруживающих признаков болезни.

  6. Третичная профилактика злоупотребления ПАВ, или реабилитация-комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов заболевания, т.е. способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного и возвращение его в семью, к общественно-полезной деятельности.

  7. Реабилитационный потенциал - прогностическая оценка потенциальных возможностей наркологического больного к выздоровлению.

  8. Наркотики - психоактивные вещества, включённые в официальный список наркотических средств.

  9. Наркомания- хроническая болезнь, которая возникает в результате злоупотребления наркотиками и характеризуется наличием у больного психической и физической зависимости от наркотиков, морально-этической деградацией, асоциальным поведением и рядом других патологических проявлений.

  10. Потребители наркотиков - лица, приобретающие или хранящие наркотические средства с целью личного потребления.







Список использованной литературы:

1. Бабаян Э.А. Гонопольских М.Х. Наркология Учеб.пособие-2-е изд.- Медицина, Москва, 1990

2. Иванова Е.Б. Как помочь наркоману. «Комплект», Санкт-Петербург,1997

3. Дунаевский В.В., Стяжкин В.Д. Наркомании и токсикомании.- Л.: Медицина, 1990.

4.Наркомании у подростков/ В.С. Битенский, Б.Г. Херсонский, С.В. Дворяк, В.А. Глушков.- К.: Здоровье, 1989.

5. Med-Spravochnik.ru›stati/narkologiya/narkomaniya…

6. it-med.ru›library/n/narkomaniy.htm. 7. Особенности алкогольной и наркотической зависимости у подростков.. Методические рекомендации для врачей, педагогов и родителей., Хабаровск 2009г.

8.Если случилась беда. Методические рекомендации для учителей, психологов, социальных работников, родителей., Хабаровск 2009






© 2010-2022