- Преподавателю
- Классному руководителю
- Колоративная лексика в загадках
Колоративная лексика в загадках
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Горонинова О.А. |
Дата | 09.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Лицей № 3»
г. Братска
КОЛОРАТИВНАЯ ЛЕКСИКА В ЗАГАДКАХ
Автор:
Горохова Арина,
ученица 6 Гкласс МБОУ «Лицей № 3»
Руководитель:
Горонинова Оксана Александровна,
учитель английского языка МБОУ«Лицей № 3»
г. Братск, 2015
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………
3
Основная часть:
Теория цвета. Лексико-семантические группы и поля………………………………
5
Символика цвета и ее функции в загадках………………………………………….
7
Грамматическая структура цветоносителей. Функции цветообозначений в загадках.………………………………………………………………………………..
11
Заключение……………………………………………………………………………
12
Список литературы………………………………………………………………...
13
Приложение……………………………………………………………………………
14
Кто из нас не любит разгадывать загадки? Ведь это так здорово - поломать голову над чем-то интересным, проявить эрудицию и блеснуть знаниями! Загадывание и отгадывание загадок, состязание в загадках составляет весьма распространённый мотив народного эпоса и создавшейся под его влиянием книжной литературы. Человек, отгадывая задуманные предметы, даже в раннем детстве не задумывается о том, что соприкасается с древнейшим жанром народного творчества. Загадки, как пословицы и поговорки, относятся к малым (афористическим) жанрам фольклора. В них закрепились особенности народного взгляда на мир и языковые формы его выражения.
Язык загадок всегда привлекал внимание лингвистов своей яркостью, образностью, особой организацией. Но колоративная лексика, ее состав и функции в языке загадок изучены недостаточно. Я знаю, что очень часто в фольклорном жанре используется колоративная лексика и цветовая гамма, поэтому выбор темы: «Колоративная лексика в загадках» я определила для себя не случайно.
Сопоставляя разные точки зрения, можно сделать вывод, что цвет- один из значимых структурных компонентов текста, так как практически в каждом художественном произведении появление и бытование персонажа сопровождается цветовой и световой гаммой. Я пришла к выводу, что тема интересна, требует творческого подхода, позволяет самостоятельно проанализировать текст русских народных загадок.
Материалом для исследования послужили русские народные загадки. В работе использована необходимая литература: словари, энциклопедии, статьи, и сайты Интернета, которые помогли познакомиться с функционально- семантическими особенностями колоративной лексики загадок. ( Приложение 1)
Наиболее интересными, на мой взгляд, оказались сборники Н.В. Макаровой « Загадки русского народа», « Сборник загадок в стихах» Олеси Емельяновой.
Была выдвинута гипотеза: в жанре загадок сохранилось историческое представление о языковом выражении спектра и старые лексические и морфологические формы цветообозначения.
Тема данного исследования актуальна, так как позволяет полнее представить процесс исторического развития колоративной лексики, грамматические особенности ее бытования и роль цветообозначений в загадках, а также историю литературы и искусства.
При работе я поставила перед собой цель: рассмотреть цветовую лексику загадок, определить ее состав, историческую обусловленность и жанровое назначение.
Целью исследования обусловлены следующие задачи:
- изучить литературу о лексико-семантическом поле цветообозначений в языке.
- проанализировать применение элементов цветообозначения в текстах загадок, выявить частотность их использования.
- определить грамматические особенности колоративной лексики в загадках.
- выявить образно-выразительную функцию цветообозначений в жанре загадок.
Лексика со значением света и цвета в русских народных загадках несёт глубокий скрытый смысл, в который предстоит вникнуть, «раскрыть символ» цвета. Чтобы это сделать, необходимо выполнить анализ лексического уровня русских народных загадок.
Мною, для достижения цели и выполнения поставленных задач, применялись следующие методы и приёмы: прием сплошной выборки текста сборников загадок, его качественная характеристика (установлено преобладание лексики со значением цвета), лингвистический подход, обусловлен необходимостью рассмотрения особенностей употребления языковых средств, количественный подсчет, сравнительно-сопоставительный анализ, анкетирование учащихся.
Теория цвета. Лексико-семантические группы и поля
Мы живём в мире цвета. Именно поэтому у нас складываются яркие, выразительные, самобытные образы. Вопрос об использовании цвета в литературном творчестве как особого приема, средства передачи авторского сознания и особенности идиостиля еще тщательно не разработан, не имеет четкой теоретической основы. Богатейшая палитра мира нашла своё отражение не только в дизайне, психолингвистике, искусстве, иконографии, фольклоре и мифологии, но и в фольклорной литературе . И весьма не бесполезно проследить, какое место занимает цвет среди множества словесно-изобразительных приёмов, используемых автором для воплощения своего видения в произведениях. Многие русские поэты сумели придать поэтическому слову многозначность, научили открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. По словам Г.Р.Державина, поэзия - «говорящая живопись». Именно он помогает раскрыть символику каждого цвета.
Спектр солнечного света состоит из 7 цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. К ним добавляется пурпурный, образованный из крайних оттенков красного и фиолетового цветов. На тип и степень присутствия оттенка обычно ссылаются как на цветовую температуру. Теплые цвета содержат больше красного, оранжевого и желтого, а холодные - больше синего. Теплые фиолетовые цвета основаны на красном, а холодные зеленые - на синем. Нейтральные коричневые и серые цвета также различаются по температуре. Температура является важным понятием при присвоении цветов объекту или сцене.
Теплые цвета передают самые различные эмоции и состояния - от оптимизма до жестокости и агрессии. Тепло красного, желтого, розового или оранжевого цветов может вызвать возбуждение или даже гнев. К теплым цветам также иногда относят нейтральные оттенки черного и коричневый. Теплые же цвета всегда вызывают радостные эмоции. Солнце представляется нам оранжевым, желтым, а на закате красным.
Холодные цвета оказывают успокаивающее действие. С одной стороны спектра расположены холодные, безличные цвета. Расположенные с другой стороны холодные цвета успокаивают и облагораживают. К холодным цветам относятся синий (голубой), зеленый, нейтральные белые цвета, серый и серебряный.
«Цветопись - искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком художественного произведения. С помощью цветописи писатель может передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами, наполняя своё художественное произведение. Обычно цветопись выражается с помощью прилагательных, однако может выражаться и в существительных, и в других частях речи».
Для лингвистов цвет в литературе имеет особый, исключительный интерес, так как писатель, как и любой человек, использует его интуитивно, подсознательно, что говорит об индивидуальном миросозерцании, неординарном взгляде на окружающий мир. Хотя употребление того или иного цвета может быть объяснено религиозными убеждениями, образованием, воспитанием, именно в этом и есть принципиальное различие цвета в литературе от цвета, например, в живописи, где использование цвета часто, но не всегда, подчинено традициям, в которой колорит входит в систему изучения живописи непосредственно.
С помощью цвета можно вызвать у читателя сложную гамму чувств и настроений при восприятии художественного произведения, так как он обладает огромной силой эмоционального воздействия, способностью выражать не только «видимые», внешние признаки, но и тончайшие психологические состояния. На протяжении всей своей истории человечество выработало целую систему ассоциаций, связанных с тем или иным цветом, имеющих особое символическое значение. Следует также помнить, что в каждой национальной культуре присутствует специфическое восприятие цвета. Все это необходимо учитывать при анализе русских народных загадок..
Лексический состав языка - это система, которая отражает те связи, которые существуют между предметами и явлениями самой действительности. Вместе с тем слова - это единицы языка, между ними существуют и собственно языковые связи: они объединяются в определѐнные лексико-семантические группы, а группы могут объединяться в семантические поля. В структуре поля можно выделить несколько частей:
1. Ядро.
2. Центр поля.
3. Периферия.
В ядерную часть семантического поля цветообозначений входят слова, обозначающие названия основных цветов,- это имена прилагательные и глаголы в прямом значении. Они используются авторами загадок для передачи цвета загаданного предмета.
Цветоносители периферийного кольца семантического поля обозначают оттенки цветов, промежуточные или комбинированные цвета, а также косвенные указания на присутствие цвета. Они вызывают ассоциации, связанные с цветовыми единицами, и способствуют созданию образа.
Символика цвета и ее функции в загадках
«Цвет - продукт света, вызывающий эмоции» - так немецкий поэт и естествоиспытатель И. В. Гёте описал психофизиологическое воздействие цвета на человека. В труде «Учение о цвете», опубликованном в 1810 году, он разделил все цвета на возбуждающие, оживляющие, бодрящие и способные вызвать печально - беспокойное настроение. К первым он относил красно - жёлтые, ко вторым - сине - фиолетовые. Зелёный цвет, по его мнению, занимает промежуточное положение и способствует состоянию спокойной умиротворённости.
Цветовая характеристика предметов встречается в загадках довольно часто, так как является важным условием для угадывания предмета.
Исходное значение белого цвета - свет. Он является символом чистоты, незапятнанности, добродетели, радости, полного покоя, безмятежности, мира, тишины, чистоты. Его считают холодным, если он не употребляется с красным, желтым или оранжевым цветами. Предметы, выкрашенные в белый цвет, слабее других нагреваются и дольше остывают.
В.В. Колесов в своей книге «История русского языка в рассказах» пишет, что в далекой древности человек не различал цветов вовсе. Белый цвет представлял обобщенно ряд цветов светлых тонов, а также большую цветовую интенсивность или ее отсутствие. Например, в сказках мы встречаем выражение «бел -горюч камень» - камень, который горит бесцветным пламенем, настолько бесцветным, что его не видно. В загадках белый цвет встретился мне 8 раз, что составило 16 %. В пяти случаях это указание на цвет в том понимании, которое существует сейчас:
Бел, как снег,
В чести у всех. (Сахар)
В 3 случаях белый цвет используется как обозначение светлого, чистого, жизнеутверждающего:
Между гор,
Между дол
Бежит белый конь. (Ручей)
В другой загадке белый цвет противопоставлен черному:
Белое ест,
Черное роняет. (Дрова в печи)
Цветопись здесь очень символична. Белое - то есть светлое, живое. Черный цвет ассоциируется с мраком, землей, «царством тьмы».
Черный цвет обобщает все темные цвета. Чёрный - всегда скрывает в себе все, что несет, то есть он «загадочен». В загадках встречается 9 раз (15,5 %). Только в двух случаях он выступает в своем символическом значении и противопоставлен белому. В остальных загадках цвет соответствует окраске загаданного предмета и помогает его узнать:
Черный, проворный,
Кричит «крак»,
Червякам враг. (Грач)
Слово красный до самого начала XVI века обозначало не цвет, а красоту и своим значением было равно современному слову прекрасный. Постоянный эпитет красна девица имеет значение красивая девушка. Красное символизирует радость, красоту, любовь, полноту жизни, мужество и отвагу, а с другой стороны - вражду, месть, войну. Он, как правило, ассоциируется со страстностью, борьбой, активной жизнедеятельностью, наивысшим напряжением. Красный - решительный, энергичный, сильный, деятельный.
В начале XVI века в русском языке красный становится общим обозначением для всех оттенков красного цвета. К концу семнадцатого века в языке утвердились слова, передающие оттенки красного: алый, вишневый, брусничный, маковый, малиновый, бурый. В рассмотренных нами загадках слово красный встречается 15 раз (31 %). В четырех случаях оно употребляется в составе постоянного эпитета красна девица и имеет значение «красивый»:
В темной темнице красны девицы
Без нитки, без спицы вяжут вязеницы. (Улей, соты, пчелы)
Но в загадках, в отличие от других жанров устного народного творчества, к общему поэтическому значению постоянных эпитетов часто добавляется указание на цвет. Это отгадочное цветообозначение является важным условием жанра.
Красна девушка
По небу ходит. (Солнце)
В десяти загадках слово красный обозначает цвет. Мы выделили 7 случаев, когда речь идет о действительно красном цвете:
Стоит Егорка
В красной ермолке;
Кто ни пройдет,
Всяк поклон отдает. (Земляника)
В остальных случаях словом красный обозначаются оттенки красного:
Красненько, кругленько,
Листочки продолговатеньки. (Рябина)
Мы знаем, что рябина не чисто красного цвета, а красно-желтого, в современном языке такой цвет называют рябиновым.
В двух загадках, очевидно более позднего происхождения, употреблены слова, обозначающие оттенки красного:
Алый сапог
в земле горит. (Свѐкла)
В одной из загадок мне встретилось устаревшее цветообозначение - гнедой. В словаре В.И. Даля этот цвет характеризуется так: «О масти лошадей: красновато-рыжий (обычно с черным хвостом и гривой) (Даль В.И.;1995; Т. 1; С. 362).
В «холодную» часть спектра до самого XIV века восточные славяне включали такие цвета, как синий, голубой, некоторые смешанные зеленые тона. В.В. Колесов пишет, что «синий - не цвет, а степень яркости темного цвета» (Колесов В.В., 2007, С. 42). Отсюда синее море, сизый ворон, черная кручина - это всего лишь вариации черного в представлении наших предков. И сивый, и сизый, и синий восходят к одному древнему корню. Исконное значение этого корня сохранил глагол сиять (Колесов В.В., 2007, С. 42).
В загадках синий цвет встречается трижды:
Через сине море -
Журавлино горло. (Дужка у котла)
Летит орлица По синему небу.
Крылья распластала,
Солнышко достала. (Облако)
Синенькая шубенка
накрыла весь мир. (Небо)
В первых двух загадках мы видим характерное для фольклора сочетание: сине море, по синему небу. В третьей загадке цвет является элементом отгадочной цветописи.
В загадках нам дважды встретилось устаревшее сейчас цветообозначение сивый. Словарь Даля так характеризует этот цвет: «Темно-сизый, серый и седой, темный с сединою, с примесью белесоватого». (Даль В.И.,1995: Т 1, С. 362). В обоих случаях цвет используется для создания образа. Только в одной загадке встретился серый цвет в его современном понимании.
Светлую часть спектра составляют желтый и зеленый цвета. Выражение «зелено вино» указывает не на зеленый цвет напитка, а на его светлый оттенок. В загадках зеленый и желтый цвета встречаются по два раза. Во всех случаях они передают цвет загаданного предмета, что должно способствовать его узнаванию:
Желто, да не масло.
Хвостата, да не мышь. (Репа)
Гораздо чаше (4 раза) встречается золотой цвет.
Золотой - это тоже желтый, но он кроме цветообозначения несет в себе и дополнительные семантические оттенки. В русской традиции сложилось восприятие золотого как знака счастья, благополучия. Золотом награждаются сказочные герои, прошедшие испытания.
В загадках народ называет золотым самое дорогое для себя - хлеб:
Лежит мужичок в золотом кафтане;
Подпоясан, а не поясом,
Не поднимешь, так и не встанет. (Сноп)
Золотым становится солнце, когда оно связано с понятием «работа», «труд»:
Золот хозяин - на поле;
Серебрян пастух - с поля. (Солнце и месяц.)
Таким образом, мы видим, что цвета светлой части спектра встречаются в загадках 8 раз, что составляет 18 %. Во всех случаях цветообозначения используются для создания метафорического образа.
Проанализировав 200 загадок, взятые из сборника «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор» В.П. Аникина, можно отметить, что колоративная лексика присутствует в 48 загадках, что составляет 24,5 %. Всего словоупотреблений 50. Цветообозначения в загадках применяются как в прямом, так и в переносном значениях.
Анализ колоративной лексики загадок (Приложение 2) показал, что в произведениях этого жанра сохранилось представление об ахроматическом мире, в который постепенно входил красный цвет, а затем цвета темного и светлого спектра.
Грамматическая структура цветоносителей. Функции цветообозначений в загадках
Основную массу цветоносителей в загадках представляют имена прилагательные. Они встречаются в двух формах: краткой и полной. Краткая форма более древняя. В праславянском языке полных прилагательных не было, были только краткие. Интересно отметить, что краткая форма прилагательных в загадках встречается очень редко (13 %) является именной частью сказуемого, как в современном русском языке:
Жеребец гнед, на нем шерсти нет. (Таракан)
Так называемые усеченные прилагательные встречаются чаще (87 %), и выполняют роль определений:
Черненька, маленька, В платье вскочила, Царя разбудила. (Блоха)
Цветовой образ может создаваться с помощью глаголов. Цветовые глаголы обычно передают цвет в развитии, способствуя динамике картины:
Один льет,
Другой пьет,
Третий зеленеет да растет. (Дождь, земля, хлеб)
Колоративная лексика может быть представлена существительными, которые несут в себе не только цветовой признак, но и значение предметности:
- Черныш- загарыш!
-Куда поехал?
-Молчи, кручено -верчено,
-Там же будешь. (Чугун и горшок)
Мне кажется, что в данной загадке авторы не ставили своей целью усилить признак с помощью существительного. «Черныш-загарыш», скорее всего, - подставное слово, которое должно, не называя предмет, сделать его узнаваемым.
Таким образом мы видим, что колоративная лексика в загадках в основной своей массе представлена именами прилагательными. Причем в загадках как в древнем жанре устного народного творчества сохранилась старая форма существования прилагательных - краткая форма в роли определений. Так как загадка - это завуалированное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, в ней широко используются средства образной выразительности. Часто тропы строятся на использовании цветообозначений. Проанализировав тексты загадок можно придти к выводу о том, что чаще всего цветообозначения применяются для построения метафоры или олицетворения как особого вида метафоры, ведь метафору называют «душой загадки».
Заключение
Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась. Действительно, колоративная лексика играет большую роль в жанре загадок.
В ходе исследования я пришла к следующим выводам:
-
Ядерную часть семантического поля цветообозначений загадок составляют слова, обозначающие названия основных цветов, это большей частью имена прилагательные в прямом значении. Состав цветообозначений указывает на то, что в произведениях этого жанра сохранилось представление об ахроматическом мире, в который постепенно входил красный цвет, а затем цвета темного и светлого спектра.
-
Цветоносителей периферийного кольца семантического поля, обозначающих оттенки цветов, промежуточные или комбинированные цвета, очень мало. Все они находятся в семантическом поле красного цвета. ( Приложение 3).
-
С точки зрения грамматической природы, цветоносители в загадках представлены в основном прилагательными в полной и краткой формах (Приложение 4).
-
Функции колоративной лексики в загадках очень широкие и работают на жанровые особенности. Цветообозначения участвуют в создании тропов, способствуют созданию образа, часто являются отгадочным элементом (Приложение 4).
-
Следует особо отметить, что в загадках отразился процесс исторического развития языка, который хорошо прослеживается на семантическом значении цветообозначиний и на сохранившейся в загадках усеченной форме прилагательных.
Работа принесла огромное удовольствие, так как помогла познакомиться с достаточно интересным малым жанром устного народного творчества, а главное, поработать с текстом русских народных загадок. Выбранная тема позволила обратиться к различным источникам, предметным областям. Все это позволяет считать, что работа перспективна и может быть продолжена в дальнейшем.
Список литературы
-
И.А. Абельдяева «Школа изобразительного искусства», выпуск 2, издательство Академии художеств СССР, Москва, 1960 г.
-
В.П. Аникин «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор» Издательство: Учпедгиз Год: 1957 г.
-
Загадки русского народа. Сборник В. Даля. М., Гослитиздат, 1957г.
-
В. А. Зернов Цветоведение. - М.: Книга, 1972г.
-
В.В.Митрофанова «Русские народные загадки», Издательство Наука, Ленинград, 1978 г.
-
Детская литература/ Сборник статей, Москва, 1986г.
-
Д.А. Садовников Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач, Издательство Терра, Москва, 1996 г.
-
Интернет-сайт Олеси Емельяновой: [email protected]
Приложение 1
Приложение 2
Знаете ли вы загадки?
Считаете ли вы, что загадки это отражение традиций и культуры народа?
Где, по вашему мнению можно использовать загадки?
Приложение 3
Употребительность цветообозначений
Цветообозначение
Количество употреблений
всего, ед.
(%)
в прямом
значении, ед
в историческом
значении, ед
оттенки
цветов, ед.
Белый
8 (17)
5
3
Черный
9 (15,5)
7
2
Красный
16 (33)
9
4
2
Гнедой
1(2)
1
Синий
3(13)
1
2
Серый
1 (2)
1
Сивый
2(4)
2
Зелёный
2(4)
2
Жёлтый
2(4)
2
Золотой
4(8)
2
Серебристый
1(2)
1
Приложение 4
Принадлежность цветообозначений к частям речи
Части речи
Количество цветоносителей, ед. %
Имя прилагательное:
полное
краткое
46 ( 93)
24
22
Имя существительное
1 (2)
Глагол
2 (5)
17