Статья Учащиеся вечерней школы как участники образовательного процесса

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Г. М. Пасынкова, учитель английского и французского языков, I квалификационной категории МБОУ ВСОШ № 7 г. Кирова;

Цель статьи: показать роль ученика вечерней школы как участника образовательного процесса; рассмотреть влияние учащихся на образовательный процесс; показать взаимосвязь учителя и ученика при формировании позитивного отношения к учебе, здоровью и самоуважению.

Учащиеся вечерней школы как участники образовательного процесса

Современное общество воспринимает вечернюю школу как место, где подростки, выпавшие из учебного процесса дневной школы и не имеющие возможности устроиться на работу, могут получить образование и заняться в дальнейшем общественно-полезной деятельностью. И только вечерняя школа является тем образовательным учреждением, которое позволяет взрослым людям, не имеющим образования, получить аттестат о среднем образовании и помогает им в профессиональном росте.

В любом образовательном учреждении основными участниками образовательного процесса являются: ученики - учителя - родители (или другие законные представители несовершеннолетних обучающихся). При этом поведение каждой группы участников определяется законодательными актами и сложившимися представлениями и ожиданиями. Однако в вечерней школе традиционная схема существенно меняется.

Контингент учащихся вечерней школы разнообразен в возрастном, социальном и образовательном плане:

-Дети, которые пришли из разных образовательных учреждений. Многие поступили через инспекцию по делам несовершеннолетних, так называемые дети «группы риска».

-Дети из неблагополучных семей, где полностью отсутствует контроль со стороны родителей.

-Беременные девушки и молодые мамы, которые не могут обучаться в общеобразовательной школе.

-Юноши, которые решили продолжить учёбу после службы в армии.

-Взрослые семейные люди, которые совмещают учебу с работой (имеют большой перерыв в учебном процессе).

Отсюда видно, что учащимися вечерней школы являются не только подростки, но и взрослые люди, нередко живущие отдельно от родителей, имеющие собственные семьи, поэтому роль родителей в учебном процессе уменьшается. Родители учащихся теряют немалую часть своего прежнего влияния на повзрослевших детей. К работе со сложным и пестрым контингентом учащихся вечерней школы привлекаются социальные педагоги, социальные психологи и правоохранительные органы (ПДН, КДН).

В последнее время основной контингент нашей вечерней школы составляют молодые люди старше 18 лет, у которых возникли непредвиденные жизненные трудности. Эти учащиеся поняли, что благодаря вечерней школе могут стать образованными людьми, достичь более высокого уровня в профессиональной сфере.

Причины, по которым подростки и молодые люди приходят в вечернюю школу, самые разные: неустроенность в жизни, конфликты в прежнем классном коллективе, возможность получить одновременно полное среднее образование и начать работать, возможность совмещать учебу с работой.

В вечерней школе паспортный возраст учащихся всегда и непременно опережает «школьный», причем, в весьма широком диапазоне. Случается, что ученики оказываются старше своих учителей. Но при этом школьно-образовательная часть личностной характеристики чаще всего отстает от других показателей социальной зрелости. С психолого-педагогических позиций это означает, что учащиеся такой школы весь период обучения находятся в противоречивом и сложном состоянии раздвоенной самооценки своего «Я».

Вне школы она чаще всего адекватна возрасту - «Я нормальный». В школе же эта самооценка оказывается заниженной, ущербной - «Я не нормальный, недоучка». Кроме того, обучающимся мешают учиться несформированная мотивация учения, пробелы в знаниях и отсутствие волевых усилий в процессе обучения. Поступающие в школу нередко имеют негативные ценностные ориентации и поведенческие установки, низкий уровень знаний и общеучебных умений, что в значительной степени является следствием негативного опыта предыдущей учебной деятельности.

Из этого неприятного состояния, ведущего к негативным эмоциям, есть два основных выхода - самоутверждение через успешность обучения, или уход из школы и самоутверждение в иных сферах деятельности и существования

В нашей школе образовательный процесс носит социально-реабилитирующий характер и педагогам школы удается нормально работать с имеющимся контингентом учащихся, почти каждый из которых длительное время остро конфликтовал с прежней школой. Этой работе способствует разновозрастной состав учебной группы, который предлагает разнохарактерную реакцию на педагогические воздействия, на фоне которой и становится возможным педагогическое управление. Преподаватели вечерней школы стараются обучать каждого на уровне его собственных ожиданий, собственной системы ценностей.

Главными составляющими педагогического процесса является взаимодействие ученика и ученика; ученика и учителя. Взаимодействие ученик-ученик в вечерней школе имеет свои особенности.

Образовательный процесс должен учитывать тот факт, что в одном классе могут обучаться и 15-летние и 30-летние. У обучающихся разный жизненный опыт, разные мотивы к обучению, разный социальный статус.

Такие разные ученики попадают в одинаковые условия, они учатся по одной программе, к ним предъявляются одинаковые требования, они должны овладеть определенным набором знаний и умений. Находясь в одном классном коллективе, учащиеся вступают в тесное взаимодействие друг с другом. Когда подростки видят перед собой взрослых людей, сидящих за партой, они начинают понимать необходимость обучения для дальнейшей жизни, для профессионального роста. К тому же, как правило, у взрослых учащихся большой перерыв в учебе, у большинства слабые знания. Подростки понимают, как трудно сочетать учебу с работой или семейной жизни, они видят, сколько сил, терпения необходимо приложить, чтобы достичь цели. И это является своего рода стимулом, мотивом к обучению. С другой стороны младшие одноклассники помогают взрослым адаптироваться в новой обстановке. Старшие учащиеся стремятся учиться лучше, чтобы поддержать свой статус более взрослых и опытных людей, чтобы не испытывать чувство стыда за свою неграмотность. Общение с младшими товарищами помогает понять своих собственных детей и их проблемы.

Очень важным в педагогическом процессе является взаимодействие ученика с учителем.

Педагогическая теория и существующая практика убедительно доказывают, что эффективность системы обучения повышается, когда учащийся сам является субъектом обучения. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п. Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников: активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие.

Учитель является не столько «носителем знания», сколько равноправным партнером по учебной коммуникации.

Учителя школы стремятся пробудить в обучающихся добрые начала, привить им веру в его собственные силы и способности, помогают преодолеть комплекс неуверенности в себе, восстановить чувство собственного достоинства.

В тоже время, работая с разновозрастными учениками, учитель учится сам. Учитель расширяет свой кругозор, постоянно повышает свой профессиональный уровень. Он ищет новые подходы к каждому учащемуся, осваивает новые технологии. Работа с разновозрастными учениками требует от учителя большего внимания, терпения, гибкости. Педагог учится находить выход из нестандартных ситуаций.

И мы видим, что ученик и учитель являются равноправными участниками педагогического процесса. Вступая во взаимодействие, они влияют друг на друга, помогают развиваться, узнавать новое и совершенствоваться.

Наша вечерняя школа помогает ученику найти свое место в жизни, воспитывает неразвитые ранее способности к учению.

В психологическом плане вечерняя школа содействует развитию у обучающихся ощущению значимости собственного «Я», обретению самоуважения, способности «сбросить груз своей биографии.

А также создает условия для формирования и развития позитивного отношения к себе и окружающим (преодоления чувства ущербности и отчуждения, повышенной тревожности и агрессии; формирование позитивного отношения к учебе и здоровью).

Обеспечивает максимально возможное развитие познавательных интересов через положительную мотивацию к учению и социально-психологическую защиту личности каждого учащегося.


4

© 2010-2022