Статья Экологизация образовательно-воспитательного пространства

Данная статья актуальна для учителей биологии, химии, а так же классных руководителей, кто использует экологический аспект в своей деятельности.В ней описаны основные понятия экологического образования, воспитания и просвещения. предлагаются методы и формы экологической работы как в урочной, так и во внеурочной деятельности с обучающимися любого возраста.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экологизация образовательно-воспитательного пространства

Определение экологического образования было принято на первой конференции, прошедшей в 1970 году в г. Карсон - Сити (США, Невада). "Экологическое образование представляет собой процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, важных для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением. Экологическое образование также включает в себя привитие практических навыков в решении задач, относящихся к взаимодействию с окружающей средой, выработки поведения, способствующего улучшению качества окружающей среды". Это определение содержит не только принципы экологического образования, но и воспитания и просвещения.

Экологическое образование - это получение знаний об экологических закономерностях, что позволяет сократить ущерб живой природе при хозяйственной деятельности людей. Научная ориентация традиционного экологического образования стала определенным недостатком, потому что отдаляет школьников от практики, от реальной жизни1. Практико - ориентированное образование пока большая редкость.

Особая форма воздействия на личность - экологическое воспитание. Если образование формирует когнитивную сферу, понимание причинно - следственных связей и умение ими управлять, то воспитание создаёт систему ценностей и целей, мотивации и оценки деятельности. Их усвоение важнее, чем запоминание конкретных сведений. В воспитании высока роль не только образовательных учреждений, а неформального общения в кругу семьи или референтной группы, свободное наблюдение за поведением окружающих. В целом экологическое воспитание формирует морально-этическую основу отношения человека к природе.

Экологическое воспитание и образование развивают в сознании несколько базовых установок2:

1.Человек нуждается в мире живой природы. Отгораживаясь от него искусственной средой и материалами, он многое теряет. Негативные изменения в природе неизбежно отражаются на здоровье и уровне жизни людей. Антропосфера - это зависимая часть биосферы.

2.Окультуривание и разрушение дикой природы ухудшает состояние биосферы, следовательно, и мира человека. Необходимо сохранять часть биосферы в первозданном виде - заповедники, национальные парки. Дикая природа имеет такое же право на существование, как и человек. Соседство c дикой природой не ухудшает, а, напротив, обогащает мир человека.

3. Живые и неживые элементы природы, включая и человека, имеют сложные взаимосвязи. Воздействие на один элемент либо искажение самих связей приводят к изменениям во всей природной системе.

Усвоение этих установок формирует экологическое сознание. Процесс опирается на информационные потоки, развивающие личность. В обществе есть мощные силы, которые не столько препятствуют формированию экологического сознания (или экологизации), сколько целенаправленно создают экофобные установки. Формирование экологического сознания идёт двумя путями - рациональным, (убеждение), и иррациональным (принятия каких-то идей на веру, получения неосознаваемых эмоциональных впечатлений). Экологизация начинается с самого раннего возраста и охватывает не только сознание, но и подсознание. Природу надо понять умом и возлюбить душой. Эковоспитание стремится вызвать сочувствие, восхищение, уважение, дружелюбие по отношению к одушевлённой дикой природе. Из опасного противника, которого надо одолевать, она превратилась в хрупкого товарища, требующего нашего покровительства. В настоящее время требуется развитие экологического мышления, при котором любовь к природе осознаётся как прибыльная тёхнология, позволяющая экономить ресурсы и решать социальные проблемы. Новой парадигмой человечества стала Концепция устойчивого развития в результате деятельности Римского Клуба, движения «зеленых», Всемирной хартии природы и решений Генеральной Ассамблеи ООН по охране окружающей среды.

Экологическое образование включает в себя и природоохранное образование, которое формирует этические, гражданские и правовые представления. Уровень природоохранного образования в советском обществе был гораздо выше, чем в современной России, где созданы тысячи экологических организаций. В сфере экологизации сознания существует множество подходов и технологических решений. В работе с различными возрастными группами населения необходимы специфические аргументы, акценты, формы подачи информации. В цёлом дети лучше откликаются на методы эковоспитания, молодежь - экообразования, а зрелые люди - экопропаганды3.

Таблица 1 Развитие экологического сознания: варианты подходов

Подход

Пример подачи материала

1. Информирующее направление

Академический(научно-экологический). Информация подаётся системно, «от и до», в форме выверенных и корректных научных формулировок. Упор на науку - методологию получения знаний

Лес, нарушенный вырубками, кустарниковыми пустошами, подвержен пожарам в большей степени, нежели массив девственного леса

Просветительский (научно-популярный). Самый интересный фрагмент знаний, связь между предметом разговора и личностью.

Судьба медвежонка зависит от того, какой масштаб примут лесные пожары в этом году

Дидактический (образовательный). Даётся целостная картина, упрощённая, но корректная. Усвоение информации должно легко проверяться и оцениваться. Упор на освоение новых понятий

Природные лесные пожары - явление циклическое, зависящее от состояния леса и сезонных метеорологических условий

Публицистический (новостной, газетный). Информация опирается на «информационный повод»: что произошло, где, когда, в результате чего, как это повлияет на сегодняшнюю ситуацию. Ориентация на широкую аудиторию.

В Сибири начались лесные пожары. Начальник авиа-лесоохраны утверждает, что основная причина возгорания - сельскохозяйст­венные палы. Дачники и колхозники жгут на своих участках про­шлогоднюю траву - и огонь выходит из-под контроля

2. Эмоционально-психологическое направление

Пропагандистский. Присутствуют призывы, императивы, «продавливается» идея. Используется психологическая оценка как стимул деятельности.

Не бросайте окурки из окна машины в пожароопасной зоне!

Идейно-политический. Формируется «климат мнений», идеологический фон

«Любовь к природе возникает из того лучшего, что в нас заложено. Мы любим её как град Божий, несмотря на то , что в этом граде нет жителей». (Ралф Эмерсон)

Религиозно-культовый. Сообщения опираются на уважение, веру, мистическое воодушевление, следование традициям

Грешно разрушить муравейник, тем более предать огню целый лес

Эмоционально-чувственный. Гуманистический - вызывающий сильные эмоции (сострадание, гнев). Сказочный, ' иррациональный, ориентированный на чудо

Если запертых в комнате детей пожарные могут спасти через окно, то диких жителей леса ждёт неминуемая гибель в пламени.

Семейно-воспитательный. Подчёркиваются забота о потомках, этичность, гуманность, стремление действовать на благо общества

«Земля нам досталась в наследство от предков, мы взяли её взаймы у детей». (Литалбет)

Гражданский. Единение с обществом, с руководством. Следование гражданским идеалам. Противопоставление внешнему врагу

Лес - наше национальное богатство! Россия сохраняет последние крупнейшие массивы нетронутой тайги

Парадоксальный (провоцирующий). Вызывает желание противоречить, делать наперекор

Покупка сигарет и пива входит в обязанность всякого молодою россиянина. Это важная экипировка, без которой нельзя выезжать в лес

Эстетический (творческий). Делается акцент на красоту, новизну, стиль, богатство впечатлений

Лес - храм природы

Игровой. Развлечение, азарт, повторение, взаимодействие, следование правилам

В игре «лесные шорохи» дети угадывают, какое животное или дерево может создавать звуки, записанные на плёнку.

3. Деятельностное направление

Исследовательский. Поиск сведений, наблюдение, освоение методик исследования и систематизация знаний, подсчёт.

Проведение эксперимента: как часто брошенный на лесную подстилку окурок вызывает её возгорание

Природоохранный. Сбережение и восстановление природы. Подход строится на конфликте человека и природы, интересов групп населения.

Проведение опроса населения о значении леса, раздача листовок о безопасном поведении в лесу

Соревновательный (спортивно-приключенческий). Преодоление трудностей и собственных слабостей. Активные действия. Объединение усилий. Мотивация победы.

Репортаж с соревнования по высотной подготовке на «тропе риска», посвященного сохранению деревьев-патриархов

Экстремальный. Преодоление трудностей. Молодость. Ореол героя

Известный актёр и музыкант Юэн Макгрегор, невзирая на трудности, путешествует по лесам мира, чтобы привлечь внимание людей к проблеме сохранения дикой природы

Чрезвычайный (связанный с безопасностью). Ответственность. Возможность спасти чью-то жизнь. Страх перед бедой

Основная причина гибели людей на пожарах - удушение дымом. Нарушается работа мозга, человек теряет сознание и становится жертвой огня;

Инструктивный, запретительный. Соблюдение законов, норм, инструкций в ходе деятельности.

Выкурив сигарету в сухом лесу, следует уделить особое внимание окурку: проследить, чтобы он полностью погас

Криминологический. Выявление фактов и причин нарушения правил. Обвинение и наказание..

Целенаправленный поджог леса, угрожающий здоровью и жизни людей, м не экономическое преступление, а диверсия, теракт

4. Правгматическое направление

Потребительский (экономический). Масштабный поиск выгоды, пользы, подсчёт доходов и убытков

Лесные пожары 1998 г. нанесли российской экономике ущерб в размере 5 млрд рублей (10 тыс. квартир)

Медицинский. Оценка ущерба организму. «Перестраховка» в использовании мер безопасности

Дым лесных пожаров поражает сердце и мозг. Он особенно опасен для внутриутробного развития детей

Валеологический. Активное поддержание здоровья. Стремление к активной жизни, нетрадиционные и народные методы оздоровления

Как хорошо дышится в лесу! Воздух словно вливается в лёгкие. А сколько целебных препаратов может дать нам лес!

Технологический. Создание и использование высокотехнологичных средств

В России для тушения пожаров используются уникальная авиация, сеть видеокамер, вездеходы.

Рациональное хозяйствование. Применение высоких технологий. Экологическая эффективность. Биологические методы борьбы с вредителями

Иностранные арендаторы не сжигают солому, а запахивают её в землю как биоудобрение. В соседнем лесу созданы искусственные гнёзда для птиц, помогающие бороться с вредителями.

При таком разнообразии подходов решать задачи экологического воспитания и образования могут самые разные специалисты: педагоги, медики, психологи, публицисты, работники лесного хозяйства и городского озеленения, активисты общественных и некоммерческих организаций, сотрудники правоохранительных органов, депутаты и т.д.4

Таблица 2: Места реализации экологического воспитания и пропаганды.

Место

Плюсы, возможности

Минусы

Школа

Вовлечение детей, родителей и педагогов

Рутинные занятия не оказывают должного эффекта

Оздоровительные, трудовые и прочие лагеря

Быстрое, деятельное, практически значимое образование. Эффект погружения и новизны

Краткосрочность пребывания, отсутствие постоянных специалистов и традиции обучения в лагерях

Приюты для детей и подростков

Целевое воздействие на группу риска. Облегчение психологических проблем у «трудных» детей. Восполнение дефицита позитивного общения со взрослыми

Негативные социальные условия, осложнения психической сферы, случайность воздействия; негативизм, общее отрицание авторитета взрослых

Интернаты

Длительная работа, нацеленная на будущую профессию и образ жизни; высокий авторитет педагога, выполняющего роль родителей

Неблагоприятный социально-психологический фон у воспитанников, «эмоциональное выгорание» у педагогов

Дома творчества, станции юннатов

Организация специальных занятий, походы; глубокая вовлечённость заинтересованных детей и т.д.

Число детей и время занятий невелики

Вузы, ССУЗы, колледжи и др.

Мощная образовательная база, работа с большой аудиторией

Отсутствие у студентов мотивации к работе, не предусмотренной учебным планом.

Форумы, слёты, соревнования

Новизна, мода; большой общественный резонанс; поток анонимных участников; эффект приобщённости

Бессистемность, случайность воздействия

Библиотеки

Возможность собрать и разместить источники информации;

Атмосфера скуки; необязательность посещения

Интернет-залы

Модность, мобильность, эффект «открытости всему миру»

Идея теряется в обилии конкурирующей информации; отсутствие живого общения

Большим потенциалом экологического воспитания обладают организации, связанные с научной и просветительской деятельностью, с охраной, изучением и восстановлением природы :некоммерческие экологические, природоохранные организации; государственные организации, отвечающие за охрану и рациональное использование природных богатств; школьные .лесничества; музеи; заповедники; дендрарии, парки; научные институты; зоопарки, питомники. В учебных заведениях, помимо плановых занятий целесообразно проводить неординарные мероприятия. По существу, элементы экологического воспитания можно и нужно вводить в любой учебный предмет и любое нестандартное мероприятие. Результатом такого подхода к экологическому образованию станет модель выпускника экологически образованного, воспитанного и просвещенного. Следует помнить, что экологическое воспитание требует больших усилий и совместной работы множества заинтересованных людей.

Список литературы:

  1. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся, -М. , «Педагогический поиск», 1999.

  2. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: управленческий аспект, - М - , 2007.

  3. Ивочкина Т. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся, - М - , «Народное образование», - №3 - , - 2003.

  4. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании, - Новосибирск, - Исследовательская работа школьников, - 2004, - №1.


1 Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся, -М. , «Педагогический поиск», 1999,.с.78

2Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: управленческий аспект, - М - , 2007, с.172

3 Ивочкина Т. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся, - М - , «Народное образование», - №3 - , - 2003 с.102.

4 Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании, - Новосибирск, - Исследовательская работа школьников, - 2004, - №1, с. 78


© 2010-2022