- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа по воспитательной работе
Программа по воспитательной работе
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Вершинина Л.А. |
Дата | 02.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 15»
Документация
классного руководителя
3 « А » класса
Вершининой
Людмилы Александровны
2014 -2015 учебный год
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15»
НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
ЦЕЛЬ:
Подготовка учащихся к самостоятельной жизни, воспитание человека и гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти своё место в нём, самостоятельно принимать решения, выражать свое мнение, творчески мыслить.
ЗАДАЧИ:
- продолжать работу по совершенствованию форм и методов воспитательной работы с учащимися и родителями через повышение мастерства классных руководителей;
-продолжить работу по внедрению современных воспитательных технологий при организации классных воспитательных мероприятий, родительских собраний;
-обновлять и развивать единую систему школьного и классного ученического самоуправления, применять эффективные механизмы социализации учеников;
-развивать внеурочную деятельность учащихся, направленную на формирование нравственной культуры, их гражданской позиции, расширение кругозора, интеллектуальное развитие.
Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире.Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества,государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Я разработала свою программу воспитательной работы «Росток», реализуемую в начальной школе, которая поможет мне, как учителю и воспитателю организовать работу в своём классе в течение четырёх лет. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
Младший школьный возраст - это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.
В настоящее время, когда общество испытывает острую нужду в таких нравственных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, возникла острая необходимость проведения в рамках внеурочной деятельности для учащихся начальной школы уроков нравственности и этикета.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
___3_ «А» класса
на 2014-2015 учебный год
Цель: создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.
Задачи:
-
Развивать умение общаться и сотрудничать.
-
Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
-
Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
-
Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
-
Развивать эмоциональную и волевую сферы.
Анализ воспитательной работы класса за прошедший учебный год
1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательной работы в прошедшем учебном году:
-
приоритетные воспитательные задачи прошедшего года, целесообразность их постановки;
Задачи:
-
Развивать умение общаться и сотрудничать.
-
Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
-
Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
-
Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
-
Развивать эмоциональную и волевую сферы.
Актуальность задач заключается в том, что в процессе её реализации воспитательной программы создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
2. Анализ развития коллектива класса:
-
социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса;
-
степень сформированности и уровень сплоченности коллектива;
-
традиции класса;
В классе 25 детей, 1 на надомном обучении, 17 мальчиков и 8 девочек; 10 полных семей, 14 - неполных. Дети между собой живут достаточно дружно, стараются друг друга поддерживать, не обижать, мальчики защищают девочек, тем более , что их в классе мало. В классе есть безусловные лидеры, это Кулагина Юля, Каковин Данил, Полуханов Леша и Захарова Полина. Традицией в классе является то, что каждую четверть на классном часе мы обсуждаем, кто из детей в данной четверти проявил себя в чем либо с лучшей стороны, и кто добился каких-то успехов.
3. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы:
-
все учащиеся посещают кружки внеурочной деятельности, а так же Кулагина Юля является призёром городских соревнований по лыжным гонкам в младшей возрастной группе.
Классные воспитательные мероприятия:
НАПРАВЛЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ
"Спорт и здоровье"
"Полезные привычки"
"Осенний кросс"
"Весёлые старты"
"Береги здоровье смолоду"
викторина
соревнование
спортивный праздник
конкурс семейных плакатов
"Труд и порядок"
"Книжкина больница"
"Данила - мастер"
Операция "Чистюлька"
операция
выставка - конкурс
трудовой десант
"Наука и образование"
Праздник первой отметки
Лингвистический кросс
Математический кросс
"Что? Где? Когда?"
утренник
интеллектуальный конкурс
интеллектуальный конкурс
викторина
"Досуг"
"На все руки мастера"
"А, ну-ка, мальчики"
«Девчата, вперед»
"В стране Мультфильмии"
"О бабушках и дедушках"
конкурс- викторина
игра - соревнование на открытом воздухе
развлекательная игра
игра - путешествие
устный журнал
"Мир прекрасного"
"Ярмарка чудес"
"Тропинка школьная моя"
"Пестрый глобус"
Подготовка и показ кукольного спектакля
творческий конкурс
создание классного альбома
стендовый доклад
Участие класса в общешкольных делах.
Дело, вызвавшее наибольший интерес у детей
Сколько детей имели поручения
Подготовка и показ кукольного спектакля
Игра !Умники и умницы!
все
10
4. Анализ работы органов самоуправления:
За второй год жизни в коллективе ребята ещё больше сдружились друг с другом, больше узнали друг о друге, а от этого жизнь в одной «семье» становится легче и интереснее. В данном классе с первых дней обучения, ребята пытаются учиться слушать друг друга, понимать, учатся договариваться друг с другом. Дети моего класса очень любят вместе совершать поездки, выходы в музеи, кино. Очень любим все вместе участвовать в соревнованиях, днях здоровья, проводимых как в классе, так и в школе и в других мероприятиях школы и класса.
Дети активно и с радостью принимали участие во всех школьных мероприятиях. Каждый из ребят, в содружестве с родителями, творчески подошёл к изготовлению поделки из природного материала, новогодних игрушек, творческих плакатов.
Конечно говорить о самостоятельном самоуправлении ещё очень рано, но первые попытки что-то организовать и взять на себя ответственность за проведение или организацию какого-либо (небольшого) мероприятия ребята стремятся с удовольствием, это придаёт им большую значимость и ощущение взрослости.
5. Анализ развития учащихся класса:
-
уровень воспитанности учащихся; позитивная динамика его изменения;
-
степень развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся в интеллектуальной, трудовой, художественной, спортивно-оздоровительной видах деятельности; вовлечение каждого ученика в значимую для него и окружающих деятельность;
-
уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость;
6. Анализ организации и эффективности воспитательного процесса в классе:
Каждое из внеклассных мероприятий было составлено с учётом возрастных и психологических возможностей и потребностей учащихся. Проводились различные классные часы, внеклассные мероприятия в виде игр, путешествий, конкурсов, викторин, турниров, марафонов и т.д.
7. Анализ результативности индивидуальной воспитательной работы:
-
с одаренными детьми;
-
со слабоуспевающими и не проявляющими интереса к учебе;
-
с «трудными»: количество стоящих на учете, причины постановки на учет, количество снятых с учета, характеристика использованных методов и приемов.
-
За прошедший учебный год заслуживают поощрения
Фамилия, имя ребенка
За что заслужил поощрение
Кулагина Юля
Каковин Данил
Полуханов Лёша
Прокудин Артём
Захарова Полина
Это очень активные, добросовестные и трудолюбивые дети, стараются проявить инициативу и творчество.
Работа с «трудными»
Фамилия,
имя ребенка
Причина беспокойства
Удалось ли
вовлечь в работу
Какие поручения давались
Какие дела для него были наиболее
интересны
Жихарева Анна
Неблагополучная семья
С трудом
Выучить стих
Общие мероприятия спортивного характера
8. Анализ взаимодействия с педагогическим коллективом:
-
С учителями - предметниками общий язык был найден, предъявлялись единые требования.
9. Анализ педагогического взаимодействия с семьей:
-
Родительских собраний.....................................................................4...........
-
Заседаний родительского комитета...................................................4...........
-
Посещено квартир учащихся (количество).......................................15..........
-
Кто из родителей не был ни разу на собрании:...мама Морозовой Кати
-
Какие вопросы в воспитательной работе класса интересовали родителей:
-
В течение года класс посетил (количество):
-
-
Музеи 1
-
Выставки
-
Театры 1
-
Кинотеатры
-
Библиотеки 2
-
Учебные заведения
-
Другое (указать)
11 Итоги года
Цели и задачи, поставленные на учебный год
Методы, способы их реализации
Итог (цель достигнута, нет, на какой стадии достижения)
Цель: создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.
Задачи:
-
Развивать умение общаться и сотрудничать.
-
Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
-
Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
-
Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
-
Развивать эмоциональную и волевую сферы.
Различные формы внеурочной и урочной деятельности, беседа, убеждение, личный пример, поощрение, порицание, убеждение, вовлечение в деятельность, заинтересованность…
А способы реализации воспитательного процесса самые разнообразные и зависят от формы проведения конкретно того или иного мероприятия.
-
устойчивые положительные результаты обучения;
-
активное участие детей в жизни класса, школы;
-
негативное отношение к вредным привычкам;
-
создание органов классного самоуправления.
12. Выводы:
Итак, я проанализировала воспитательную работу за прошедший учебный год. Много проделано работы за прошедший год, но предстоит еще большая работа с детьми в этом году. Воспитать нравственные качества личности невозможно за один год, нужно время.
Очень хочется, чтобы каждый из моих ребят стал личностью, обладая следующими качествами:
Творчество, патриотизм, гражданственность, нравственность, духовность, любознательность, доброта, взаимопонимание, взаимовыручка, индивидуальность, саморазвитие
Таким образом, подведя итоги воспитательной работы с классным коллективом и коллективом родителей, сформировались задачи на следующий учебный год:
-
продолжить работу по привитию учащимся навыков сознательного приобретения знаний, самостоятельному восстановлению пропущенного учебного материала;
-
работать над культурой поведения во время урока и на переменах для достижения желаемого результата;
-
активизировать самоуправление в классе, подобрать действительно дело по душе каждому ребёнку; приобщать всех родителей к проведению мероприятий с учащимися
В 3 классе я продолжу работу по формированию у детей положительного отношения к школе, к учению; приобщению учащихся к творчеству, народным традициям; профилактике вредных привычек, противоправного поведения уч-ся и дорожно-транспортного травматизма.
Задачи на новый учебный год
3 класс "Мир человеческих чувств"
-
проявление интеллектуальных способностей;
-
знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города;
-
умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
-
ощущение ответственности за совершаемые поступки.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
-
формировать способности управлять своим здоровьем.
-
- развивать навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность.
-
- приобщать к разнообразной творческой деятельности;
-
- формировать потребность в самообразовании.
-
- формировать желание проявлять творческую инициативу.
-
- формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни;
-
- создать атмосферу взаимной заинтересованности.
Общие сведения о классе.
В классе обучается 25 детей, из них 7 девочек и 18 мальчиков, 11 человек из полных семей и 14 из неполных
Психолого-педагогическая характеристика класса
За второй год жизни в коллективе ребята ещё больше сдружились друг с другом, больше узнали друг о друге, а от этого жизнь в одной «семье» становится легче и интереснее. В данном классе с первых дней обучения, ребята пытаются учиться слушать друг друга, понимать, учатся договариваться друг с другом. Дети моего класса очень любят вместе совершать поездки, выходы в музеи, кино. Очень любим все вместе участвовать в соревнованиях, днях здоровья, проводимых как в классе, так и в школе и в других мероприятиях школы и класса.
Дети активно и с радостью принимали участие во всех школьных мероприятиях. Каждый из ребят, в содружестве с родителями, творчески подошёл к изготовлению поделки из природного материала, новогодних игрушек, творческих плакатов.
Конечно говорить о самостоятельном самоуправлении ещё очень рано, но первые попытки что-то организовать и взять на себя ответственность за проведение или организацию какого-либо (небольшого) мероприятия ребята стремятся с удовольствием, это придаёт им большую значимость и ощущение взрослости.
Основные направления воспитательной работы класса
1-й блок. «Я и мир знаний»
-
Расширение информационного кругозора учащихся.
-
Формирование умения заниматься самообразованием, стремления к саморазвитию, самоизменению.
-
Формирование потребности применения полученных знаний на практике.
-
Формирование субъект-субъектного отношения к миру.
-
Организация каникулярного отдыха детей.
-
Предоставление возможности для реализации физических данных учащихся.
2-й блок. «Я - житель планеты Земля»
-
Формирование у школьников представлений о ценности мира, о единстве человека и природы, о человеке как части природы.
-
Воспитание у учащихся любви к родному краю.
-
Добиваться осознания проблемы охраны природы планеты для жизни
нынешнего и будущих поколений.
-
Приобщение к миру природы, включение школьников в экологическую заботу о мире природы, участие в экологических акциях.
3-й блок. «Я и моя семья»
-
Организация взаимодействия ученик-учитель-родитель.
-
Координация усилий педагогов и родителей в воспитании морально здоровой личности.
-
Повышение педагогической культуры родителей; организация совместного досуга родителей и детей через совместные дела, праздники, поездки, экскурсии и т.д.
-
Профилактика преступлений и правонарушений среди подростков.
-
Организация и осуществление связи поколений через уроки-встречи, тематические родительские собрания, совместные мероприятия.
-
Изучение социально-бытовых условий учащихся, прав и обязанностей ребенка в семье.
4-й блок. «Я и мои интересы»
-
Создание условий для формирования объективной самооценки школьников через их участие во внеклассной деятельности.
-
Организация активной, насыщенной интересными и полезными делами жизни детского коллектива через такие формы как: КТД, творческие сборы, КВН, интеллектуальные игры, предметные недели, олимпиады.
-
Укрепление нравственного климата в коллективе школьников.
-
Создание условий для воспитания независимого, уверенного в себе, способного отстоять собственное мнение школьника.
5-й блок. «Я и Отечество»
-
Способствовать осмыслению своего гражданского «я».
-
Формирование чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее России.
-
Знакомство с историей, культурой, символами России, Алтайского края, города Бийска, через освоение народных обычаев, обрядов, ремесел, праздников, изучение фольклора.
6-й блок. «Я и окружающие меня люди»
-
Познание самого себя, своего отношения к людям, к своему коллективу, близким, друзьям, окружающим, знакомство с историей и выдающимися людьми Алтайского края.
-
Формирование доброго отношения к людям, к своему коллективу, близким, друзьям, окружающим через участие в акциях «Спешите делать добро», «Ветеран живет рядом».
-
Формирование положительного опыта, умения ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
-
Воспитание таких качеств, как доброта, милосердие, чувство долга и товарищества, заботы о ближнем.
7-й блок. «Я и моё здоровье»
-
Воспитание негативного отношения к пагубным привычкам.
-
Пропаганда здорового образа жизни и физической культуры.
-
Создание условий для сохранения здоровья учащихся.
-
Предоставление возможности для реализации физических данных учащихся.
8-й блок. «Я - талант»
-
Формирование осознанного отношения к ценностям мировой культуры.
-
Развитие духовного кругозора учащихся, способности к художественно-образному восприятию мира.
-
Выявление потребностей, интересов и склонностей школьников.
-
Создание широкого простора для творческой самореализации интересов детей через творческие объединения школы и города.
-
Стимулирование развития творческих способностей школьников.
-
Освоение школьниками многообразия культурных ценностей через посещение театров, музеев города и края.
Тематические классные часы
(1 классный час в месяц)
1 четверть
1. Я выбираю ЗОЖ
2. Мое здоровье в моих руках
3. Мои поручения в классе и дома
2 четверть
-
Правила хорошего тона
-
Учимся правильно жить и дружить
-
Сделай мир добрее
-
Прекрасное в моей жизни
-
Как научиться преодолевать трудности.
-
Твои привычки. Я в мире людей.
3четверть
-
Кто твой друг.
-
Как сказать "нет" и отстоять своё мнение.
4 четверть
-
Мы гордимся нашими прадедами.
-
Вот и стали мы на год взрослее
Список детей, находящихся в социально опасном положении
1.Колтунов Андрей
План работы с детьми, находящихся в социально-опасном положении
-
Беседа с родителями
-
Постоянный контроль посещаемости уроков.
-
Посещение квартиры
-
Вовлечение в внеклассные мероприятия.
Состав родительского комитета
1.Киселёва Юлия Андреевна
2. Кулагина Светлана Викторовна
3.Софина Наталья Владимировна
План работы родительского комитета
-
Значение общения в развитии личностных качеств ребенка.
-
Участие в общешкольной родительской конференции
-
Трудовое участие ребенка в жизни семьи.
-
Помощь в организации Нового года
-
Как организовать внешкольное время ребенка. Роль игры в его жизни.
-
Помощь в организации экскурсий и т.д.
Тематика родительских собраний и лекторий.
3 класс
I четверть
Семейные праздники и их значение для ребёнка
учитель
II четверть
Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка
учитель, библиотекарь школы
III четверть
Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка
учитель
IV четверть
Роль семьи в сохранении здоровья ребёнка
врач, учитель
План-сетка
Воспитательной работы __3 «А» класса на 2014- 2015 уч. год
Вид деятельности
Сентябрь
1 неделя
(01.09-06.09)
2 неделя
(08.09-13.09)
3 неделя
(15.09-20.09)
4 неделя
(22.09-27.09)
Организация учебной работы
Всеобуч
Расписание уроков и внеурочной деятельности
Тематические классные часы, часы общения
Причины несчастных случаев на улицах и дорогах.
Я выбираю ЗОЖ
Мое здоровье в моих руках
Мои поручения в классе и дома
Общешкольные мероприятия
День Знаний
- Неделя ПДД
- Конкурс «Лучший класс школы»
День учителя
Развитие самоуправления
Выборы органов самоуправления
Спортивно-туристическая и экскурсионная работа.
Экскурсия «Я - пешеход»
Эстафета «Весёлые старты»
Организация досуга
(посещение театра,
музея и т.д.)
- Выставка «Чудеса природы»
Посещение драматического театра
- Конкурс «По дорогам сказок»
Работа с родителями
Организационное заседание родительского комитета
Индивидуальная работа с детьми
Подготовка к к городскому конкурсу творческих работ на базе ДДТ №4
План-сетка
Воспитательной работы __3 «А» класса на 2014- 2015 уч. год
Вид деятельности
Сентябрь
1 неделя
(01.09-06.09)
2 неделя
(08.09-13.09)
3 неделя
(15.09-20.09)
4 неделя
(22.09-27.09)
Организация учебной работы
Всеобуч
Расписание уроков и внеурочной деятельности
Тематические классные часы, часы общения
Причины несчастных случаев на улицах и дорогах.
Я выбираю ЗОЖ
Мое здоровье в моих руках
Мои поручения в классе и дома
Общешкольные мероприятия
День Знаний
- Неделя ПДД
- Конкурс «Лучший класс школы»
День учителя
Развитие самоуправления
Выборы органов самоуправления
Спортивно-туристическая и экскурсионная работа.
Экскурсия «Я - пешеход»
Эстафета «Весёлые старты»
Организация досуга
(посещение театра,
музея и т.д.)
- Выставка «Чудеса природы»
Посещение драматического театра
- Конкурс «По дорогам сказок»
Работа с родителями
Организационное заседание родительского комитета
Индивидуальная работа с детьми
Подготовка к к городскому конкурсу творческих работ на базе ДДТ №4
Органы самоуправления
Название : Капитошки
Девиз: Капля по капле - целое море,
Если мы вместе, нет у нас горя.
Мэр города
Кулагина Юлия
Администрация города
Отдел культуры Каковин Данил
Отдел образования Полуханов Алексей
Отдел физкультуры и спорта Прокудин Артём
Отдел охраны человека и окружающей среды Фетисова Анна
Отдел печати Кадочникова Анастасия
Отдел труда Михайлов Артём
Пожарный дозор
Базаров Антон
План-сетка
Воспитательной работы __3 «А» класса на 2014- 2015 уч. год
Вид деятельности
Октябрь
1 неделя
(01.10-05.10)
2 неделя
(06.10-11.10)
3 неделя
(13.10-18.10)
4 неделя
(20.10-25.10)
5 неделя
(27.10-31.10)
Организация учебной работы
Контроль за пропусками
Предварительные итоги четверти
Тематические классные часы, часы общения
Моё здоровье в моих руках
Мои поручения в классе и дома
Общешкольные мероприятия
Конкурс стихов ко дню пожилого человека
Развитие самоуправления
Огранизация дежурства в классе
Оформление классного уголка
Спортивно-туристическая и экскурсионная работа.
Спортивная игра «Путешествие по миру»
Экскурсия «Формы поверхности Земли»
Организация досуга
(посещение театра,
музея и т.д.)
Разработка экологической сказки и распределение ролей
Поездка в цирк
Репетиция экологической сказки
Работа с родителями
Заседание родительского комитета
Родительское собрание по теме: Семейные праздники и их значение для ребёнка
Индивидуальная работа с детьми
Участие в городском конкурсе «Проба пера»
Приложения
Примерные планы организации классных родительских собраний
Первый класс.
1 собрание. Тема: «Знакомство с родителями учеников-первоклассников».
Задачи собрания:
-
Познакомить родителей с педагогами, школой, администрацией, службами школы и друг с другом.
-
Помочь подготовиться семье к обучению ребенка в первом классе.
Вопросы для обсуждения:
-
Знакомство с директором школы и школьной администрацией.
-
Представление педагога, который будет работать с классом.
-
Экскурсия по школьному зданию.
-
Мини-лекция: «Законы воспитания в семье. Какими им быть».
-
Анкетирование родителей по теме собрания.
-
Самопредставление - визитная карточка семьи.
План организации собрания-встречи.
Собрание проводится в классе, в котором будут проходить занятия детей. Класс празднично оформлен (можно поместить высказывания учащихся, закончивших начальную школу). На доске фотографии выпускников, которые учились у педагога, набирающего класс.
Самопредставление учителя.
Учитель проводит самопреставление приблизительно так:
-
Рассказ о себе, о выборе профессии педагога.
-
Рассказ о выпусках своих учеников, о планах на будущее в работе с новым классом.
Самопредставление семей.
Очень интересно проходит на родительском собрании-встрече самопредставление семей. Это своего рода визитная карточка семьи. Желательно записать выступления родителей, рассказывающих о себе на собрании, на магнитофон. Такая работа позволит сразу определить особенности семей, степень их открытости, систему семейных ценностей и взаимоотношений. Классному руководителю будет важно проанализировать мини-рассказы о семье.
План самопредставления семьи:
а) фамилия, имя, отчество родителей;
б) возраст родителей, день рождения семьи;
в) интересы, увлечения семьи;
г) традиции и обычаи семьи.
После самопредоставления родителей, педагогов и установления теплой атмосферы проводится экскурсия по школе. Очень важно показать родителям кабинет психологической службы, познакомить с расписанием его работы, предложить записать телефон доверия психологической службы.
В конце встречи каждая семья получает наказ в виде свитка, в котором записаны законы воспитания ребенка в семье. Родителям представляется возможность прочесть законы и задать вопросы учителю.
В конце собрания проводится анкетирование родителей по теме собрания.
В заключение родительского собрания можно сделать общую фотографию на память о первом «школьном» дне родителей.
2 собрание. Тема: «Трудности адаптации первоклассника к школе».
Задачи собрания:
-
Познакомить родительский коллектив с трудностями адаптации детей в первый год обучения.
-
Предложить практические советы организации общения с первоклассниками.
Вопросы для обсуждения:
-
Психологические трудности адаптации первоклассников к школе.
-
Система взаимоотношений с ребенком в семье.
План организации собрания.
Собрание начинается с обсуждения с родителями первого школьного дня ребенка. Родители делятся друг с другом и учителями, какие впечатления оставил первый школьный день в душе ребенка, как его поздравляли члены семьи.
-
Обсуждение вопроса «Психологические условия адаптации ребенка к школе».
Создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи. Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе). Первое условие школьного успеха - самооценка ребенка для его родителей. Формирование интереса к школе, прожитому школьному дню. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников). Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организации контроля за его учебной деятельностью. Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.
2. Элементы системы взаимоотношений с ребенком в семье.
Правила, которые могут помочь подготовить ребенка к жизни среди одноклассников в школе.
-
Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
-
Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защититься.
-
Не дерись без причины.
-
Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
-
Играй честно, не подводи своих товарищей.
-
Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
-
Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
-
Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
-
Старайся быть аккуратным.
-
Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
3 собрание. Тема: «Режим дня школьника, его роль».
Задачи:
-
Выяснить необходимость правильного режима дня для организма ребенка.
-
Значение питания, свежего воздуха в жизни ребенка.
Вопросы для обсуждения:
-
Основные аспекты режима дня.
-
Режим дня. Значение правильного режима для растущего организма.
-
Разбор элементов режима дня.
-
Обсуждение примерных вариантов режимов дня.
План организации собрания.
Ознакомление педагога и врача школы с проблемами здоровья ребенка. Изменение режима дня в сравнении с детским садом. Необходимость смены игр учебной деятельностью ребенка. Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий (предупреждение близорукости, искривления позвоночника). Организация правильного питания ребенка. Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности. Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.
4 собрание. Тема: «Эмоции положительные и отрицательные».
Задачи собрания.
-
Ознакомить с самооценкой учеников класса.
-
Определить причины преобладания негативных или позитивных эмоций у учащихся.
План организации собрания.
(Вариант выступления педагога).
Уважаемые мамы и папы! У нас сегодня родительское собрание, которое мы проводим в форме семейного совета. Семейный совет собирается тогда, когда не терпит отлагательства и требует всестороннего анализа. Прежде чем мы перейдем к совету по проблеме, обозначенной в приглашениях к разговору, послушайте, пожалуйста, магнитофонную запись. (Идет магнитофонная запись ответов детей на вопрос, какой я? Например, я - добрый, красивый, умный и т.д.) после прослушивания записи родители должны ответить на вопрос о мотивах выбора ребенком прилагательных, обозначающих положительные и отрицательные качества? Происходит обмен мнениями.
Сегодняшний наш разговор о человеческих эмоциях. Мне хотелось обратить внимание на те эмоции, которые стимулируют развитие неврозов, разрушают здоровье ребенка. Это эмоции разрушения - гнев, злоба, агрессия и эмоции страдания - боль, страх, обида. Наблюдая за детьми, приходится констатировать, что эмоции страдания и разрушения им ближе, чем эмоции радости и добра.
После обмена мнениями открывается доска, где изображена схема, на которой обозначены негативные проявления эмоций:
Гнев злоба агрессия
Э м о ц и и
Боль страх обида
Гнев, злоба, агрессия - эмоции разрешения.
Боль, страх, обида-эмоции страдания.
Родительский тренинг.
-
Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, из жизни семьи или наблюдаемые ситуации, связанные с отрицательными и положительными эмоциями.
-
Можете ли вы сказать, что в ответах ребят на магнитофонной ленте вы услышали отзвуки негативных эмоций? (По мнению психологов, положительные эмоции проявляются у человека тогда, когда его любят, понимают, признают, уважают, принимают, а отрицательные - при неудовлетворении потребностей). Как формировать положительные эмоции? С чего начинать?
-
Перед вами лежат листочки бумаги. Запишите на них выражения, запрещенные в общении с ребенком в семье и рекомендуемые и желательные.
-
Сравните выражения, записанные вами, с представленными на доске.
При общении с детьми не следует употреблять следующие выражения:
Я тысячу раз говорил тебе, что…
Сколько раз надо повторять …
О чем ты только думаешь …
Неужели тебе трудно запомнить, что …
Ты становишься …
Ты такой же, как …
Отстань, некогда мне …
Почему Лена (Вася, Настя и т.д.) такая, а ты - нет …
При общении с детьми желательно употребление следующих выражений:
Как хорошо, что у меня есть ты …
Ты у меня молодец …
Я тебя очень люблю …
Как ты хорошо это сделал, научи меня …
Спасибо тебе, я тебе очень благодарна …
Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился …
5 собрание. Тема: «Итоги прошедшего учебного года - «Перелистывая страницы …»
На этом собрании хочется остановиться особо. Здесь подводится итог работы родителей, учащихся за год. Встреча должна быть торжественной, интересной, необычной. Собрание проводится совместно с учащимися.
Страница первая. «Наша жизнь на уроках» (фрагменты уроков).
Страница вторая. «Наши переменки» (физкультпаузы, игры и т.д.).
Страница третья. «Наша жизнь после уроков» (самые яркие моменты мероприятий, проведенных в классе за год).
Страница четвертая. «Наше творчество» (выставка творчества учащихся, чтение стихов, песен, кружковая деятельность).
Страница пятая. «Мы и наши родители» (награждение родителей за работу в классе). Медаль - детская ладошка, разрисованная и расписанная детьми.
Страница шестая. «Наши планы на лето» (каждый ученик получает на лето задание, которое он должен выполнить для всего класса).
В конце собрания учащиеся вместе с родителями фотографируются. Вручаются фотографии, сделанные ранее на других собраниях и мероприятиях класса.
2 класс.
1 собрание. Тема: «Физическое развитие младшего школьника в школе и дома».
Задачи собрания:
-
Обсудить с родителями новый этап в физическом и психическом развитии детей.
-
Повысить контроль со стороны родителей за физической подготовкой.
План организации собрания.
В начале собрания педагог проводит анкетирование родителей. Сообщает данные о влиянии физической культуры на развитие личности (возможно привлечение преподавателя физической культуры и медицинских работников). Оперативный анализ результатов дается в конце собрания.
Вопросы для обсуждения:
-
Значение физической культуры для полноценного развития личности.
-
Урок физкультуры и его требования к ученику.
Анкета для родителей:
-
Любит ли ваш ребенок уроки физической культуры?
-
Расспрашиваете ли вы своего ребенка о занятиях физической культурой на уроке?
-
Каким вы видите урок физической культуры?
К собранию готовится выставка рисунков «Я на уроке физической культуры».
2 собрание. Тема: «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии».
Задачи собрания:
-
Определить уровень агрессии учащихся класса, используя наблюдения учителя и результаты анкетирования родителей.
-
Помочь родителям понять причины агрессии детей и найти способы ее преодоления.
Вопросы для обсуждения:
-
Причины детской агрессии.
-
Родительская власть, ее виды и пути влияния на ребенка.
-
Пути преодоления детской агрессивности. Правила семьи по преодолению детской агрессии.
План организации собрания.
Педагог анализирует причины детской агрессии, дает рекомендации по ее преодолению. Организовав в начале собрания анкетирование родителей, учитель в ходе собрания оперативно анализирует ответы родителей. Полезно провести обмен мнениями по теме собрания.
Анкета для родителей.
-
Бывает ли ваш ребенок агрессивным?
-
В каких ситуациях он проявляет агрессию?
-
Против кого он проявляет агрессию?
-
Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка?
3 собрание. Тема: «Наказание и поощрение в семье».
Задачи собрания.
-
Определить оптимальные позиции родителей по теме собрания.
-
Рассмотреть предложенные педагогические ситуации на практике.
Вопросы для осуждения:
-
Виды наказаний и поощрений в семейном воспитании.
-
Значение наказания и поощрения в семье (анализ педагогических ситуаций и результатов анкетирования).
План организации собрания.
Используя свой педагогический опыт, данные специальной литературы и результаты анкетирования родителей по теме собрания, проведенного заранее, учитель организует родительский обмен опытом и дает педагогические рекомендации.
Анкета для родителей:
-
Какие меры наказания и поощрения используются в семье?
-
За что вы наказываете и поощряете?
-
Как реагирует ребенок на поощрение и наказание?
4 собрание. Тема: «Итоги прошедшего учебного года».
3 класс.
1 собрание. Тема: «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка».
Задачи собрания:
-
Определить значение общения для детей и взрослых.
-
Рассмотреть проблемы, выявленные в результате анкетирования детей и родителей, и провести обсуждение по теме собрания.
Вопросы для обсуждения:
-
Общение и его роль в жизни человека.
-
Общение ребенка в семье. Результаты этого процесса для взрослых и детей.
План организации собрания.
Сообщение учителя, подготовленное по данным специальной литературы. Проведение оперативного анкетирования и анализ ответов родителей и учеников, если и они отвечали на аналогичные вопросы.
Варианты анкет для родителей.
1 анкета.
-
Сколько времени в день вы отводите на общение с ребенком?
-
Известно ли вам от самого ребенка о его учебных успехах, о школьных друзьях и друзьях вне школы; как зовут его соседа или соседку по парте?
-
Каковы проблемы, которые есть у вашего ребенка?
2 анкета.
Уважаемые папы и мамы! Внимательно посмотрите на предлагаемые мимические выражения лица и ответьте на следующие вопросы:
1 2 3 4
-
С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?
-
С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?
-
Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?
2 собрание. Тема: «Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств».
Задачи собрания.
-
Ознакомление родителей с формами трудового участия ребенка в жизни семьи.
-
Определить роль семьи в воспитании трудолюбия ребенка.
Вопросы для обсуждения:
-
Труд и его значение в жизни ребенка.
-
Роль семьи в развитии работоспособности и трудолюбия ребенка.
План организации собрания.
Используя результаты анкетирования родителей, проведенного до собрания, учитель останавливается на конкретных педагогических ситуациях. Родители знакомятся с подготовленной учениками к собранию выставкой «Труд в нашей семье». Учитель дает рекомендации по физиологическим аспектам детского труда, а также советы по развитию работоспособности и воспитания трудолюбия.
Анкета для родителей:
-
Любит ли ваш ребенок трудиться?
-
Что он любит делать?
-
Умеет ли он делать самостоятельно или только с вашей помощью?
-
Как долго может трудиться ваш ребенок?
-
Работа выполняется увлеченно или неохотно?
3 собрание. Тема: «Как организовать внешкольное время ребенка. Роль игры в его жизни».
Задачи собрания:
-
Ознакомить родителей с формами внешкольной деятельности детей.
-
Подчеркнуть важность игры в жизни младшего школьника.
Вопросы для обсуждения.
-
Свободное время детей, его организация.
-
Игра, как необходимый элемент досуга детей.
План организации собрания.
В разговоре по данной теме учитель акцентирует внимание на том, что если ребенок не занят игрой, домашним трудом или каким-нибудь полезным делом, то он становится суетливым, шумным, непослушным, легко следует плохому примеру. В той семье, где тщательно продуман распорядок дня и каждый член семьи знает, что, когда и где он будет делать, жизнь протекает значительно спокойнее.
Предлагаются к вниманию родителей вариации досуга детей. Обсуждаются положительные и отрицательные стороны предложенных форм.
Обсуждается роль игры в жизни детей. В заключении разговора делается вывод о том, что умелое предъявление разумных требований, постоянный контроль за поведением ребенка, правильная организация досуга воспитывают стойкие нравственные привычки.
4 собрание. Тема: «Итоги прошедшего учебного года - «Вот и стали мы на год взрослей».
4 класс.
1 собрание. Тема: «Воспитание нравственных привычек у детей».
Задачи собрания.
-
Значение семейного микроклимата на формирование нравственных качеств у детей.
-
Показать роль нравственных качеств в жизни детей.
Вопросы для обсуждения.
-
Роль родительского авторитета в формировании нравственных качеств у детей.
-
Разбор нравственных ситуаций.
План организации собрания.
На собрании происходит обсуждение ведущей роли родителей в установлении здорового морального климата в семье. При неправильном воспитании возникает недоверчивость, и даже враждебность. Дети стремятся изолироваться, замкнуться. Поэтому установление контакта, доверие к себе и окружающим - одна из задач семьи при воспитании детей с ограниченными возможностями.
2 собрание. Тема: «Речевые навыки и их значение в обучении. Развитие речи».
Задачи собрания.
-
Значение речи в обучении детей.
-
Дать рекомендации родителям по развитию речи.
Вопросы для обсуждения.
-
Роль речи в развитии познавательных функций детей.
-
Встреча с логопедом школы.
-
Рекомендации по развитию речевых умений детей в семье.
План организации собрания.
В начале собрания учитель или логопед знакомят родителей с общими проблемами недоразвития речи у детей. Логопед советует родителям, что упражнения в речи лучше связывать с деятельностью ребенка, особенно сигровой. Ребенка надо знакомить с книгой, разговаривать в связи с рассматриванием картинок и чтением книг.
Рекомендуется множество дидактических игр, которые пробуждают познавательные интересы и развивают речь. Семья может исправить недостатки и ускорить развитие речи ребенка, но иногда по вине семьи задерживается ее развитие. Развитие речи ребенка содействует общему развитию ребенка, и, прежде всего развитию восприятия, наблюдательности.
3 собрание. Тема: «Телевизор в жизни семьи и ребенка».
Задачи собрания
-
Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором.
-
Определить наименования и количество передач для просмотра детьми.
Вопросы для осуждения
-
Статистика о роли телевидения в жизни ребенка.
-
Влияние телепередач на формирование характера и познавательной сферы ребенка.
Вопросы для обсуждения.
-
Считаете ли вы, что телевизор должен быть в числе главных предметов обихода?
-
Какие телепередачи, на ваш взгляд, формируют личность ребенка?
-
Как, на ваш взгляд, необходимо организовать общение ребенка с телевизором. Назовите возможные варианты.
4 собрание. Тема: «Итоги обучения в начальной школе».
До собрания проводится анкетирование учащихся и родителей.
Проанализированные результаты анкетирования используются педагогом при подготовке итогового собрания, которое проводится с участием учащихся.
Вопросы для обсуждения связаны с итогами окончания начальной школы. Собрание должно быть праздничным и запоминающимся и для детей, и для родителей.
Анкета для учащихся.
-
Понравилось ли тебе учиться в твоем классе?
-
Какие предметы тебе понравились больше всего и почему?
-
Хочется ли тебе учиться дольше?
-
Какие отметки ты хочешь получать в пятом классе?
-
Какими ты представляешь учителей в пятом классе?
-
С кем из них хотел бы подружиться?
-
Каким ты хочешь стать, обучаясь дальше?
-
Каким ты представляешь своего классного руководителя?
-
Каким он должен быть, чтобы тебе хотелось с ним общаться?
-
Что бы ты хотел пожелать своей бывшей учительнице?
Анкета для родителей.
-
Какими вы видите будущих учителей своего сына или дочери?
-
Какими профессиональными качествами они должны обладать?
-
Какими качествами характера они должны обладать?
-
Какие качества вы хотите развить в своем ребенке с помощью учителей, которые будут работать в пятом классе?
-
Какие качества вы хотели бы изменить в своем ребенке с помощью учителей, которые будут с ним работать?
-
В чем мог бы проявить себя ваш ребенок помимо учебной работы?
-
Что вы ожидаете от классного руководителя, который будет работать с вашим ребенком?
-
Какую помощь вы можете оказать классу, чтобы жизнь вашего ребенка в этом классе была интересной?
Приложение 3
Карта посещения классного часа
Цель посещения
Дата посещения
Ф.И.О (классного руководителя)
Название классного часа
Цель его проведения
Всего учащихся в классе
Присутствовало
Активность учащихся
Воспитывающее воздействие
Развивающее воздействие
Общие выводы
Рекомендации
Заместитель директора по ВР _________________________
«Ознакомлен»
(классный руководитель) _______________________________________________
Приложение 4
Карта посещения внеклассного мероприятия
Цель посещения
Дата посещения
Ф.И.О учителя (классного руководителя)
Название мероприятия
Цель его проведения
Всего учащихся в классе
Присутствовало
Активность учащихся
Воспитывающее воздействие мероприятия
Развивающее воздействие мероприятия
Общие выводы
Рекомендации
Заместитель директора по ВР ______________________________________
«Ознакомлен»
учитель (классный руководитель) _______________________________________________