Выбор профессии - выбор будущего

В современных условиях общеобразовательной школе необходимо включать в образовательный процесс технологии игровой профориентации учащихся. Известно, что игра является эффективным методом обучения, естественной формой взаимодействия участников игры и обладает уникальной особенностью воспроизводить реальную профессиональную жизнедеятельность. В игре, как и в реальности, осуществляется выбор действия и способа его выполнения. Игра является наиболее естественной формой взаимодействия между людьми, ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с.ЗАВОЛЖЬЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПРИВОЛЖСКИЙ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ











ПЛАН - КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

для УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА

ТЕМА: «Выбор профессии - выбор будущего»





Составитель:

учитель математики, 1 категория

Савельева Вера Петровна















с.Заволжье, 2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Игра - важнейший источник развития сознания,

производительности поведения,

особая форма моделирования отношений.

Д.Б. Эльконин

В современных условиях общеобразовательной школе необходимо включать в образовательный процесс технологии игровой профориентации учащихся.

Известно, что игра является эффективным методом обучения, естественной формой взаимодействия участников игры и обладает уникальной особенностью воспроизводить реальную профессиональную жизнедеятельность. В игре, как и в реальности, осуществляется выбор действия и способа его выполнения.

Игра является наиболее естественной формой взаимодействия между людьми, именно в игре личность развивается свободно, стремительно и гармонично.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:

- конкурсная игровая программа для старшеклассников (9 классы).

ОБОРУДОВАНИЕ:

- раздаточный материал для участия в конкурсах;

- жетоны.

ЦЕЛИ ДАННОГО ЗАНЯТИЯ:


  • в игровой форме показать ученикам значимость различных профессий;

  • нацелить детей на выбор будущей профессии;

  • объяснить необходимость обдуманно выбирать себе профессию, а не за компанию.


ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ:


  • расширение детских представлений о мире профессий и людях труда;

  • развитие коммуникативных способностей и умения работать в группе.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организатор:

Какие на свете профессии есть?

Их много, их - море, их - просто не счесть:

Учитель, водитель, врач, адвокат,

Политик, чиновник и бюрократ,

Бухгалтер, банкир, композитор, поэт,

Юрист, парикмахер, разносчик газет…

Их много, их - море, их - просто не счесть!

Все важные в мире профессии есть!

Ведущий 1. Добрый день и добрый час, друзья! Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.

Ведущий 2 Сегодня наши команды и мы с вами, зрители, станем участниками конкурсной программы по профориентации «Выбор профессии - выбор будущего». (Деление на команды: приглашаются на сцену 3 желающих, которые будут набирать себе команду из 5 человек. Ведущий задает им вопросы, а каждый из участников выбирает последующего участника команды из класса).

Примерные вопросы:

- Выберите того участника, с кем бы Вы пошли в разведку?

- Выберите того участника, кому бы Вы доверили свою тайну?

- Выберите того участника, с кем Вам было приятно или с пользой провести время?

- Выберите того участника, кому Вы дали бы списать контрольную работу (или у кого списали бы ее!)?

Правила игры:

1. Участвуют 3 команды по 4-5 человек. Выбирают капитана и название команды.

3. На обдумывание ответа командам отводится 1 минута. Если команда готова, капитан поднимает руку.

4. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 очко.

5. При неправильном ответе одной команды отвечает другая.

6. Победителем считается команда, набравшая максимальное количество очков за игру.

Ведущий 1: Итак, команды в полном составе! И мы приглашаем вас на разминку «Профессия на букву…». Сколько же профессий и какие знаете вы?

  1. Упражнение - разминка «Профессия на букву..»

Цель: расширить у участников знания о мире профессионального труда и актуализировать уже имеющие знания о профессиях.

Задание: каждый участник называет свое имя и профессию по начальной букве своего имени. Кто больше? Выдача жетонов.

Например, Сергей - садовод,

Мария - машинист, менеджер, музыкант, модельер,

Кристина - кинолог, космонавт,

Михаил - массажист и т. д.

Ведущий 2: Команды - молодцы! Справились с первым заданием на «отлично» и заработали себе жетоны. Приглашаем на следующий конкурс

  1. Конкурс «Анаграммы-профессионалы»

Цель: повысить уровень ориентации участников в мире профессионального труда

Задание: каждой команде раздаются листки, в них нужно переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получилось название профессии.

  • рвач - (медицинский работник)

  • сопло- (дипломат)

  • терка - (театральная и кино-профессия)

  • кулон - (веселая цирковая профессия)

  • марля - (разноцветный рабочий)

  • авдотка - (юридическая профессия)

  • томат + голос - (зубной врач)

  • кредитор - (руководитель предприятия)

Ведущий1. Спасибо нашим ребятам за творческий подход в представлении профессий. (Выдаются жетоны). А теперь «сразимся» в пословицах

  1. Конкурс «Начни пословицу».

Цель: расширить знания учащихся о профессиях через пословицы

Задание: назвать начало пословицы (ответы детям не предлагаются).

  • «… не знают скуки» (ответ: умелые руки)

  • «…такие плоды» (какие труды)

  • «… , а лень портит» (труд человека кормит)

  • «…, того люди чтут» (кто любит труд)

  • «…, не сиди на печи» (хочешь есть калачи)

  • «…, тот не ест» (кто не работает)

  • «…, спать неохота» (если есть работа)

  • «…потехе - час» (делу - время)

Ведущий 2. Молодцы, ребята. После трёх конкурсов жюри подводят итоги. А сейчас нам предстоит вербально почувствовать профессию. Итак,

  1. Конкурс «Чем пахнут ремесла?»

Задание: определить профессию по запаху.


  • тестом и мукой пахнет … (пекарь)

  • стружкой и доской … (столяр)

  • краской и скипидаром … (маляр)

  • бензином … (водитель)

  • рыбой и морем … (рыбак)

  • лекарством … (врач)

  • пирогами и супом … (повар)

  • землей и полем … (пахарь)

Ведущий 1. А теперь участниками следующего конкурса «Самая - самая » станут наши капитаны! Приглашаем их на сцену.


  1. Конкурс «Самая - самая»

Цель: повысить уровень ориентации участников в мире профессионального труда и способствовать лучшему осознанию особенностей профессий, связанных с престижностью.

Задание: капитанам предлагаются необычные характеристики профессий, и они по очереди должны называть те профессии, которые больше всего подходят данной характеристике.

Выигрывает та команда, у которой капитан дал наиболее точные ответы на заданные характеристики.


  • самая денежная профессия.

  • самая красная профессия.

  • самая сладкая профессия.

  • самая волосатая профессия.

  • самая детская профессия.

  • самая смешная профессия.

  • самая горячая профессия.

  • самая благородная профессия.

  • самая умная профессия.

  • самая современная профессия.

  • самая модная профессия.

  • самая воздушная профессия.

  • самая добрая профессия.

  • самая болезненная (для пациента) профессия.

  • самая опасная профессия.

  • самая утонченная профессия (обоняние).

  • самая фантастическая профессия.

Ведущий 2. Наши капитаны оказались на высоте! Молодцы! (Выдача жетонов). Переходим к следующему конкурсу.

  1. Конкурс «Профессии - синонимы»

Цель: способствовать развитию умения участников выделять общее в различных видах трудовой деятельности.

Задание: назвать иначе представителей предложенных ниже профессий.

  • педагог - (ответ: учитель, преподаватель).

  • врач - (доктор, лекарь).

  • стоматолог - (дантист, зубной врач).

  • портной, портниха - (швец, швея).

  • сторож - (охранник).

  • воспитатель - (наставник).

  • летчик - (пилот).

  • шофер - (водитель).

  • голкипер - (вратарь).

  • солдат - (боец, воин).

  • торговец - (продавец).

  • фокусник - (факир, иллюзионист).

  • экскурсовод - (гид).

  • адвокат - (защитник).

Ведущий1. Спасибо большое нашим участникам.

Пока наши участники готовятся к следующему конкурсу, мы предлагаем вам послушать частушки о профессиях. У нас в гостях - младшие школьники.

Говорю я всем знакомым,

Что хочу быть астрономом.

Не люблю я ночью спать,

Буду звезды изучать!

Я люблю перед всем классом

На уроках отвечать.

Этот опыт пригодится -

Я хочу артисткой стать!

Я решил, что ни к чему

Боксом заниматься -

Стану я зубным врачом,

Все его боятся!

Вовка хвалится ребятам,

Что он станет адвокатом,

А пока не адвокат,

Он колотит всех подряд.

На гимнастику хожу,
Ем лишь раз в неделю.
По секрету вам скажу:
Стать хочу моделью.

Ведущий 1: Спасибо нашим гостям!

Ведущий 2. А сейчас проверим домашнее задание наших команд

7. Домашнее упражнение «Объявление».

Цель: дать возможность учащимся попробовать свои силы в интересующих видах деятельности.

Задание: заранее команды должны составить объявление о своих услугах при поиске работы, которое должно отражать профессиональную уникальность выбранной специальности и включать нечто такое, что не может предложить другой специалист. Дается одна профессия обеим командам (например, менеджер, брокер и другие)

Примерный план ответа: образование, стаж работы по данной специальности, что может делать по данной профессии, и далее плод фантазии автора объявления.

Команды и жюри могут задавать вопросы по содержанию объявления, чтобы удостовериться, чье объявление красочнее или профессиональнее, и кого лучше взять на работу из кандидатов.

Ведущий 1. А теперь вашему вниманию самый шутливый конкурс

8 . Конкурс «Он - Она»

Задание: прочитать название профессии и написать соответственно в мужском или женском роде.


  • Она - балерина, он - … (ответ: танцовщик)

  • Она - стюардесса, он - … (стюард)

  • Она - медсестра, он - … (медбрат)

  • Он - доктор, она - … (доктор)

  • Он - водолаз, она - … (водолаз)

  • Он - гимнаст, она - … (гимнастка)

  • Он - поэт, она - … (поэтесса)

  • Он - штукатур, она - … (штукатур)

  • Он - повар, она - … (повар)

  • Он - портной, она - … (портниха)

Ведущий 2. Дорогие зрители, мы вам предлагаем следующий конкурс:

10. Профи - викторина.

Задание: правильно ответить на вопросы викторины, очки присуждаются той команде, за которую болеют зрители, давшие верный ответ.

  • Перед кем все люди снимают шапки? (парикмахер)

  • Как звали первую женщину - летчицу? (Баба-Яга)

  • Назовите орудие труда оперного певца? (голос)

  • Какой водитель смотрит свысока? (летчик, пилот)

  • Кем работал дядя Степа после службы на флоте в стихотворении С.Михалкова? (милиционером)

  • Без чего не могут обойтись математики, охотники и барабанщики? (без дроби)

  • Сидит дед, в сто шуб одет - кто мимо него пробегает, у того он шубу отбирает (гардеробщик)

  • Кто обслуживает и корову и ЭВМ? (оператор)

  • Кто использует тонометр в своей работе? (врач)

  • Кому разрешается поворачиваться к королю спиной? (кучеру, сегодня шоферу).

Ведущий 1. Пока наши зрители участвовали в викторине, наши команды получили от ведущего задание следующей игры.

11. Игра «Интервью».

Задание: одна команда становится журналистами, а другая - дает им интервью. Журналисты готовят 5-10 вопросов по теме занятия, интервьюируемые отвечают. Затем команды меняются ролями.

Примеры вопросов журналистов:

  • Зачем нужно трудиться?

  • Как сложится жизнь человека, который не стремится работать?

  • Может ли человек быть счастливым от своего труда?

  • Какого человека можно назвать успешным в жизни?

  • Как вы думаете, бывают ли профессии хорошие и плохие? Почему?

Ведущий 1: Надеемся, что, выполняя наши конкурсы, вы ближе познакомились с разными профессиями. Задумались о людях труда, о своем профессиональном будущем, поняли, что вопрос «Кем я стану?», нужно задавать уже сейчас, чтобы в будущем профессия приносила вам радость и удовольствие, ведь «Выбираю профессию- выбираешь судьбу».

Ведущий 2: Сколько разных есть профессий?

Кто-то скажет: Ровно двести…

Кто-то скажет: Триста пять…

Трудно точно подсчитать.

Ведущий 1: Только лишь одно известно:

Все профессии чудесны.

Только надо постараться

Выбрать так одну, мой друг,

Чтобы было интересно

И тебе, и всем вокруг.

Ведущий 2: Чтобы люди говорили:

Вот прекрасный инженер.

Или плотник. Или столяр.

Иль писатель, например.

Ведущий 1: Кем ты станешь? Неизвестно.

Но один тебе совет:

Надо помнить с малых лет -

Есть работники плохие,

А плохих профессий нет.

Ведущий 2: В каждом, самом скромном, деле

Скрыт к большим вершинам путь.

Только первым будь в работе.

В своем деле первым будь!

Заключительное слово

Организатор: Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».


Подведение итогов (рефлексия)

Организатор: Какие чувства остались после данного мероприятия? Какие открытия вы для себя сделали?

Примерные ответы детей:

- Остались положительные чувства. Профессию будем выбирать сознательно.

- Открыл, что в мире 50 тыс. профессий. Пока не знаю, какую выбрать.

- Никаких чувств не осталось, конкурсы интересные, но на выбор профессии они не повлияли.

- Куда скажут родители, туда и пойду после 9 класса.

Занятие заканчивается подведением итогов, поздравлением и награждением команды - победительницы. Жюри отмечает командные успехи и индивидуальные (особо отличившихся детей при выполнении заданий).

Всем детям вручается вот такая памятка.



ПАМЯТКА ВЫБИРАЮЩЕМУ ПРОФЕССИЮ


Выбор профессии - выбор будущего

СЕКРЕТЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Тебе скоро предстоит сделать один из самых ответственных выборов в твоей жизни - выбор будущей профессии? Ты думаешь, как не ошибиться, как выбрать, чтобы потом не сожалеть, не раскаиваться?

1. Знать и очень хорошо представлять себе, чего ты хочешь от жизни.

2. Помнить, что невозможно сделать выбор раз и навсегда, что нужно быть готовым к постоянным изменениям.

3. Помнить, что ни один выбор не является необратимым, что к одной и той же цели ведут разные пути, и человек, очень стремящийся к цели, даже препятствия превращает в инструмент для тренировок.

4. Работа - это важная, но все-таки только часть жизни.

5. Когда будете выбирать рассматривайте разные варианты, ищите различные пути, сдавайте документы в несколько мест - знайте, что всегда есть место, где вас ждут, вам будут рады и помогут осуществить мечту.

Проверь себя

Перед Вами список, включающий некоторые цели, к которым могут стремиться люди. Внимательно изучите список и выберите те цели, которые для Вас наиболее значимы. Подумайте также и о том, от чего Вы могли бы отказаться ради достижения главной цели.

1. Активная, жизнь, чувство полезности

2. Здоровье

3. Интересная работа

4. Любовь, дружба, хорошие отношения

5. Материальная обеспеченность, комфорт

6. Власть, влияние

7. Общественное признание, престиж.

8. Развлечения, жизненный азарт

9. Счастливая семейная жизнь

10. Творчество, духовный поиск

А теперь подумайте, в каких профессиях возможно достижение этих целей.

Перед Вами список, включающий некоторые важные черты, характеризующие поведение людей. Подумайте, какие из них Вы считаете наиболее ценными при любых обстоятельствах.

А какими из них обладаете Вы?

1. Аккуратность

2. Воспитанность

3. Воля, лидерство

4. Исполнительность

5. Независимость, свобода

6. Образованность, интеллект.

7. Ответственность

8. Внешние данные, физическая форма

9. Предприимчивость

10. Альтруизм, забота о других

А теперь подумайте, в каких видах деятельности эти качества проявляются наиболее ярко. Что делать дальше?

Шаги к цели

1. Хорошо представь себе свое желаемое будущее, только постарайся быть реалистом.

2. Подумай, в каких профессиях ты мог бы его осуществить. Можешь посоветоваться с друзьями, знакомыми, не забудь и про родителей - они желают тебе добра.

3. Трезво оцени свои силы и способности, можешь посоветоваться с психологом или специалистом службы профориентации.

4. Если возможно - запишись в межшкольный учебно-производственный комбинат, кружок, специализированную или профильную школу по специальности.

5. Узнай, в каких учебных заведениях города и края можно получить интересующую тебя профессию.

6. Хорошо узнай правила поступления в нужные тебе учебные заведения (возможно, их окажется несколько). Полезно познакомиться с теми, кто там уже учится, чтобы быть более уверенным в выборе.

7. Поступи на подготовительные курсы, в профильные школы, читай дополнительную литературу по будущей специальности, познакомься со специалистами в этой сфере деятельности, если можешь - устройся подрабатывать

8. При подаче документов помни: все яйца в одну корзину не кладут. Это значит: подавай документы не в одно место, а на разные специальности и факультеты (нынешние правила это позволяют).

9. Подумай о запасных вариантах

10. И никогда, никогда не отчаивайся!

На данное занятие приглашены родители. Им вручается

вот такая памятка.

Уважаемые мамы и папы!

Вы и не заметите, как нагрянут выпускные балы, и вашему ребенку придет время прощаться со школой и решать хрестоматийный вопрос: «Куда пойти учиться?» «Где работать мне тогда, чем заниматься?»

При этом Вашим опытом, как показывает практика, они воспользоваться не хотят, что вполне объяснимо: молодые хотят идти своим путем. Вот только представляют его весьма туманно и расплывчато.

Но ведь и нас, родителей, можно понять: пускать на самотек жизненное самоопределение ребенка тоже не хочется. С подходящей специальностью определиться, это ведь не модное платье подобрать!

Помогите детям прожить их собственную жизнь!

Помните, что их жизнь - не продолжение вашей.

Дети имеют право на собственные успехи, достижения и ошибки.

Но при этом - узнавайте больше про различные учебные заведения, правила приема в них, будущие профессии и ненавязчиво рассказывайте об этом детям.

Самое главное для них чувствовать вашу любовь, помощь и поддержку.

Любите своих детей!

Если у вас возникли вопросы - обращайтесь к специалистам!




Литература:


  1. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения. - М., 2005.


  1. Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии. - М., 2006.

  2. Игровое моделирование в профессиональной ориентации учащихся: Методический сборник./Сост. О.С.Наточеева, Е.А. Киселёв, О.В.Кудыкина, С.Н. Солдаткина. Самара, 2009 - 60с.

14


© 2010-2022