Учебное пособие «Толерантность сегодня – мир навсегда!»

"Описание материала: Разработанное нами учебное пособие «Толерантность сегодня – мир навсегда!» рекомендуется в первую очередь классным руководителям. Современное общество ставит перед школой не только обучения учащихся, но и воспитание высоко интеллектуального компетентностно - личностного качества учащихся. Пособие помогает соориентировать классных руководителей, в работе с детьми взаимопонимание и взаимоотношения, и другим соответствует ценностям нормы поведения, а главное – закладываются традиции семейного воспитания.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Лицей №6» имени З.Г. Серазетдиновой










Учебное пособие «Толерантность сегодня – мир навсегда!»





























г. Оренбург

2013 год

Толерантность сегодня - мир навсегда!

Цель: применение принципа толерантности в семейном воспитании, во взаимоотношениях родителей и детей.

Задачи:

  • сформировать у родителей представление о толерантности;

  • воспитать культуру взаимоотношений в семье и уважение друг к другу;

  • показать, к чему могут привести ошибки воспитания;

  • наметить пути возможного выхода из конфликтных ситуаций.

Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга.

Участники: классный руководитель, родители учащихся.

Подготовительный этап:

Домашнее творческое задание для родителей и детей.

Каждой семье предложено закончить 3 правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию.

Закончите правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию в семье и жизни:

Карточка № 1

Ставь интересы других людей...

Будь предан своей семье...

Уважай других людей...

Карточка № 4

Не бойся сказать о своей любви...

Не бойся понять...

Имей много денег...

Карточка № 2

Стремитесь все делать...

Упорно иди к цели...

Умей контролировать...

Карточка № 5

Умей поставить себя...

Больше времени проводи...

Никогда не бойся улыбнуться...

Карточка № 3

Терпимо относись...

Живи в согласии...

Умей прощать...

Карточка № 6

Для счастья человеку нужен (на)...

Не завидуй...

Никогда не бойся доверять...

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;

  • эмблема (нарисована на ватмане в виде трафарета детских ладоней и земного шара);

  • материалы, раздаваемые в ходе собрания:

  • маркеры разных цветов;

  • памятки родителям: «Правило», «Для этого нужно помнить», «Учитесь слушать и слышать своего ребенка»;

  • текст китайской притчи «Ладная семья».

Ход родительского собрания

Презентация (скачать)

1. Вступительное слово

Классный руководитель.

У

youtube.com/watch?v=XuF7e9A4FkI



важаемые родители! Мы рады приветствовать вас в нашем семейном кругу. Спасибо, что, отложив все дела, Вы пришли на эту встречу. Проблема, которая станет предметом нашего обсуждения, весьма актуальна: Как воспитать толерантного человека?

2. Актуализация темы

Просмотр социального ролика «Воробей».

Классный руководитель.

Учебное пособие «Толерантность сегодня – мир навсегда!»Толерантность - это не простое чувство,

Его не в раз приобретешь:

Сколько надо проявить благородства и сочувствия,

Только тогда сам все это поймешь.

Толерантным быть - это искусство,

Твердо в этом мы убеждены:

В дружбе и согласии жить должны

Русские и украинцы, башкиры и татары.

Мир становится таким жестоким,

Что поодиночке невозможно жить...

Ответим друг другу чувством высоким-

И хрупкий мир мы сможем сохранить.

Предлагаем вам отрывок из передачи о толерантности «Тем временем» телеканала «Культура».

youtube.com/watch?v=bElJQ0Vlf80

Просмотр отрывка из передачи «Тем временем».

Мнение ученых и писателей.



3. Беседа «Толерантность сегодня - мир навсегда!»

Классный руководитель.

Наша земля - это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать начатую нами историю, основанную на принципах толерантности. Что же такое толерантность?

Толерантность (от латинского «толеран») - терпение, переносимость, снисходительность.

Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» - те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

СУчебное пособие «Толерантность сегодня – мир навсегда!»егодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семьи все чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности. Считаем, что воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: «родители + дети + учитель». Таким образом, семья в формировании толерантности у учащихся имеет большое значение. Ведь эффективность воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.

4. Задания для родителей

4.1 Игра «Волшебная лавка»

Классный руководитель.

В течение родительского собрания мы будем создавать эмблему толерантности. Для этого нам нужно найти необходимые качества в нашей «волшебной лавке».

Предлагаем вам представить, что существует волшебная лавка, в которой есть необычные вещи: терпение, чувство юмора, чуткость, доброжелательность, доброта, уважение, сострадание, понимание, прощение. Но в качестве платы вы можете рассказать что-то веселое.

4.2 Самопредставление

Классный руководитель.

В каждой семье существует свое представление о воспитании детей. Наиболее удачно развивается та семья, в которой в начале семейных отношений вырабатывается единая семейная воспитательная концепция отца и матери, а затем появляются свои семейные традиции, характерные только для этой семьи. К сожалению, многие родители не всегда умеют, а иногда и не хотят договориться друг с другом. Это сказывается на психическом здоровье их ребенка.

Учебное пособие «Толерантность сегодня – мир навсегда!»

Создание эмблемы толерантности: Игра «Волшебная лавка» (п. 4.1)

Учебное пособие «Толерантность сегодня – мир навсегда!»

4.3 «Ваш ребенок» (Ответы родителей)

Назовите:

  1. Минимум 15 положительных качеств Вашего ребенка.

  2. Что умеет делать хорошо Ваш ребенок?

  3. Чем он выгодно отличается от других детей?

  4. Что Вас не устраивает в его поведении?

  5. На кого больше всего похож Ваш ребенок?

  6. Знает ли Ваш ребенок Ваши требования на каждый день?

  7. Каким Вы представляете его будущее?

Классный руководитель.

Судьба ребенка в руках его родителей. Любя своих детей, родители развивают у ребенка интеллект, умение понимать самого себя и других людей, что позволяет успешно взаимодействовать с окружающими.

Учебное пособие «Толерантность сегодня – мир навсегда!»

Создание эмблемы толерантности: Игра «Волшебная лавка» (п. 4.1)

Памятка для родителей

Родители должны:

  • не обижать ребёнка;

  • выслушивать его мнение и считаться с ним;

  • уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка;

  • уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов;

  • нельзя унижать достоинство ребенка - игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям;

  • не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам

Классный руководитель.

В классе учатся ребята разных национальностей: татары, украинцы, казахи и русские. Важно внушить ребятам мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и прекрасный мир. Поэтому в воспитательном процессе педагоги обращают внимание на формирование толерантных отношений между детьми с какими-либо различиями (национальными, религиозными, половыми), развивают желание становиться лучше, самосовершенствоваться, формируют стремление оказывать помощь и быть готовым её принимать, воспитывают у ребят любовь к Родине, желание знать и изучать ее историю, традиции и обычаи.

«Учебное пособие «Толерантность сегодня – мир навсегда!»Терпимость не есть равнодушие к добру и злу; терпимость есть добродетель свободолюбия и человеколюбия, бережное отношение к человеческим душам, к их жизненному пути, всегда сложному и мучительному».

Николай Бердяев, русский философ.

МУчебное пособие «Толерантность сегодня – мир навсегда!»ы получим больше, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку. Мы живем, потому что мы разные.

Создание эмблемы толерантности: Игра «Волшебная лавка» (п. 4.1)

Классный руководитель.

Современный ребенок подвергается воздействию большого количества психотравмирующих ситуаций, в том числе и через средства массовой информации. Часто инициаторами эмоционального давления на психику своего ребенка оказываются сами родители, постоянно выражая вслух свой страх перед жизненными трудностями (отсутствие денег, безработица, жилищные проблемы).

4.4 «Вы и ваш ребенок»

1. Какие позитивные картинки о жизни Вы рисуете своему ребенку?

2. Какие кинофильмы Вы любите смотреть вместе с детьми?

3. Какой отдых Вы умеете организовать вместе с детьми?

4. Какие представления Вы имеете по поводу сна, питания, отдыха Вашей семьи?

5. Ваш ребенок дружен с вами?

6. Что я могу сделать такого, что мой ребенок перестанет доверять мне?

youtube.com/watch?v=qJ7XZ7LuCFs

Просмотр фрагмента х/ф «Сваты 5»

Классный руководитель.

Зная особенности детской психологии, представляя ход развития проблем, которые встают перед ребенком, родители смогут помочь как самим себе, так и своему ребенку жить и личностно развиваться

Учебное пособие «Толерантность сегодня – мир навсегда!»

Создание эмблемы толерантности: Игра «Волшебная лавка» (п. 4.1)

КУчебное пособие «Толерантность сегодня – мир навсегда!»лассный руководитель.

Семья - это среда, в которой живут, развиваются люди, обладающие неповторимым внутренним миром. Во избежание конфликтов необходимо учитывать все особенности проявления этого мира. Ведь, придя в лес, мы не хватаем пилу и не пытаемся спилить все, что нам не нравится. Мы понимаем всю не­суразность такого желания. Но вот в общении мы напрочь забываем об уникаль­ности мира другого человека, оскорбляем и унижаем друг друга. Возникает конфликт, в состоянии которого люди испытывают чувство неприязни друг к другу.

Сердце каждого из нас может биться ровно и учащенно, спокойно и быстро. Оно умеет любить и ненавидеть, страдать и терпеть, если в семье возникают конф­ликты. В чем же причину конфликтов видят дети и родители?

Дети

Оскорбление

Непонимание

Разногласия

Грубость

Неприятие нашего мнения

Неприятие наших прав

Нетерпимость

Родители

Желание быть независимыми

Несовпадение взглядов, мнений

Нетерпимость

Непонимание

Невладение эмоциями

Непослушание

Пренебрежение советами


Вы видите причины конфликтов с позиций и детей, и родителей. Какой вывод можете сделать? (высказывание родителей)

Классный руководитель.

Вы нашли приемлемый вариант решения, значит, вы владеете способностью разобраться в ситуации и найти силу сопротивляться складывающимся обстоятельствам. Эта сила лежит в кладовой вашего внутреннего мира, но нужен ключ, позволяющий привести ее в действие. Под ключом я имею в виду одно из важнейших человеческих качеств - терпимость. А самое важное в разрешении конфликтов - взаимная терпимость, умение приходить к компромиссам, т.е. таким решениям, которые устраивают обе или несколько сторон.

Учебное пособие «Толерантность сегодня – мир навсегда!»

Создание эмблемы толерантности: Игра «Волшебная лавка» (п. 4.1)

Классный руководитель.

Семья - это, образно говоря, маленькое солнце, благодаря которому нам тепло, уютно, оно притягивает нас к себе. И мы все, и взрослые, и дети, должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь.

ЖУчебное пособие «Толерантность сегодня – мир навсегда!»изнь по-разному можно прожить,

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить и вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете вставать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженной до солнца достать

И подарить его людям!

Учебное пособие «Толерантность сегодня – мир навсегда!»

Создание эмблемы толерантности: Игра «Волшебная лавка» (п. 4.1)

Вам хотелось бы, чтобы в вашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. Для этого учитесь слушать и слышать своего ребенка. Умейте принять и любить его таким, каков он есть. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно. В этом случае в ребёнке будут черты толерантной личности:

  • терпение;

  • умение владеть собой;

  • доверие;

  • чуткость;

  • способность к сопереживанию;

  • снисходительность;

  • расположение к другим;

  • чувство юмора;

  • терпимость к различиям;

  • доброжелательность;

  • гуманизм;

  • любознательность;

  • умение слушать;

  • несклонность осуждать других.

Учебное пособие «Толерантность сегодня – мир навсегда!»

Создание эмблемы толерантности: Игра «Волшебная лавка» (п. 4.1)

Классный руководитель.

Послушайте китайскую притчу «Ладная семья» и подумайте над вопросом: Что является основой хорошей семьи?

Ладная семья

Жила-была на свете семья. Она была непростая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать; писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил: «И все?» «Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи». И, подумав, добавил: «И мира тоже».

Учебное пособие «Толерантность сегодня – мир навсегда!»

Создание эмблемы толерантности: Игра «Волшебная лавка» (п. 4.1)

Классный руководитель.

Мы создали символ толерантности. Мы смогли сделать это вместе благодаря вашей активной работе в выполнении творческого домашнего задания и в течение родительского собрания

ТУчебное пособие «Толерантность сегодня – мир навсегда!»олерантность. Что это такое? -

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу: «Это все земное.

То, на чем стоит Планета вся».

Толерантность - это люди света

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе. Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят

Люди, цвета, крови не твоей.

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной Земле твоей.

Ведь Планета наша дорогая

Любит всех нас: белых и цветных!

Будем жить, друг друга уважая!

Толерантность - слово для живых!

5. Подведение итогов, принятие решения собрания

Классный руководитель.

Большое спасибо за внимание. До скорой встречи.

























Литература



  1. Бережная, О.А. Родительское собрание «О жизни, нравственности и не только» / О.А. Бережная // Классный руководитель. - 2010. - №8. - с. 25.

  2. Бережная, О.А. Сценарий заседания семейной гостиной «Взрослые и дети. Педагогика понимания» / О.А. Бережная // Классный руководитель. - 2010. - №8 - с. 35.

  3. Гаркуша, Н.С. Классный час «Мир толерантности» / Н.С. Гаркуша // Классный руководитель. - 2010. - №8. - с.77.

  4. Комаролв Е. Кодекс толерантности:как жить в мире с собой и другими // Учительская газета - 2002 - №52 - с.16.

  5. Лизинский, В. Принципы, нормы и правила успешного воспитания / В. Лизинский // Народное образование. - 2002. - №4. - с. 12.

  6. Луговая, И. О значении позитивного мышления (формирование основ толерантной коммуникативной культуры) / И. Луговая // Школьный психолог. - 2009. - №11. - с. 20.

  7. Раманенкова, С.П. Проведение родительского-ученического собрания «Подумаем вместе» (сбор-разговор) / С.П. Раманенкова // Классный руководитель. - 2003. - №1. - с. 34.

  8. Немов, Р.С. Психология. / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 1998. - Т.1. c.255

  9. Самарцев, Н.Е. Как воспитать толерантность / Н.Е. Самарцев // Народное образование. - 2002. - №1. - с. 159.

  10. Сергеева, В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие / В.П. Сергеева. - М.: ЦГЛ, 2002. - 224 с.

  11. Степанов, П. Как воспитать толерантность? / П. Степанов // Народное образование. - 2001. - №9. - с. 23-24.

  12. Степанов, П. Толерантный человек: как его воспитать / П. Степанов // Народное образование. - 2001. - №6. - с.152.

  13. Уварова, С.В. Планирование воспитательной работы по направлениям. Направление «Толерантность» / С.В. Уварова // Классный руководитель. - 2011. - №2. - с. 60.

  14. Шутова, В. Преемственность семьи и школы в воспитании милосердия / В. Шутова // Воспитание школьника. - 2003. - №8. - с. 16.

  15. festival.1september.ru/articles/314552

  16. youtube.com/watch?v=LyXo4eTZwqc&feature=player_embedded - Отрывок из передачи «Тем временем», телеканал Россия Культура.

  17. youtube.com/watch?v=-gSuE8zlTZs - притча «Воробей».



© 2010-2022