- Преподавателю
- Классному руководителю
- Разработка воспитательного мероприятия: Литературная гостиная Стихи - настоящий голос Донбасса
Разработка воспитательного мероприятия: Литературная гостиная Стихи - настоящий голос Донбасса
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Иванцова Л.А. |
Дата | 16.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Литературная гостиная
«Стихи - настоящий голос Донбасса»
Цель мероприятия - ознакомить учащихся с творчеством современных поэтов Донетчины; углубиться в содержание стихов, развивать умение учащихся ориентироваться в прочитанном и анализировать лирические произведения; формировать эстетические вкусы школьников, воспитывать в них духовность, человечность, любовь к Отчизне, родному краю, матери, уважение высоких человеческих чувств.
Методологические принципы :
• понимание учениками литературы как художественного отображения духовной жизни народа ;
• учет вековых, психологических и познавательных возможностей школьников, их общего развития;
• соблюдение вековой динамики личностного восприятия литературы;
• формирование умений квалифицированного читателя, который понимает литературу как искусство, воспринимает художественные ценности и шлифует свою культуру чувств;
• отбор литературно-краеведческого материала с учетом принципа от простого к сложному;
• глубокое знание учителем истории и литературы родного края и объективная его трактовка в культурно-художественном пространстве;
• целесообразность и разнообразие учебных форм работы и типов уроков, которые усиливали бы заинтересованность литературно-художественным наследием земляков;
• личностно ориентированный подход в формировании учебных вопросов и заданий, а также в формировании модели урока с четко предсказуемыми и контролируемыми результатами.
Заданиями уроков литературы родного края является:
• углублять сведения о жизни и творчестве писателей данной местности;
• развивать интерес к их творческой наработке и наследию;
• производить личностное отношение к литературе родного края, развивая умение выражать свое мнение об авторе произведения, героях, художественных образах;
• прививать эстетический вкус, воспитывать чувство прекрасного, умение наслаждаться художественным произведением;
• демонстрировать наклонности, вкусы, способности учеников, содействовать их развитию, воспитывать юных поэтов-любителей;
• углублять знания об истории родного края, его самых выдающихся деятелей культуры и искусства;
• развивать логическое и образное мышление, культуру речи и чтения;
• производить умение вести диалог в паре, группе, строить монологические высказывания, вступать в дискуссию по проблемным вопросам произведения, обобщать, систематизировать знания и делать выводы;
• помочь ученикам преодолеть унизительное чувство национальной маловажности, формировать у них историческую память, лелеять естественное чувство национальной гордости;
• прививать уважение к выдающимся людям родного края, их вклад в национально-освободительную борьбу, побуждать подражать им в своей жизни;
• лелеять трудолюбие, милосердие, гуманное отношение к человеку, природе ;
• производить умение видеть и ценить красоту и самобытность родной земли;
• вызывать у учеников искреннее стремление защищать светлые достижения материальной и духовной жизни нации, оберегать и преумножать их, продолжая традиции рода, семьи, края;
• развивать умение пересказывать, следить за четкостью и логичностью ответов на вопрос, выражать свои впечатления от услышанного, увиденного;
• формировать у детей самостоятельное суждение, учить их давать объективную характеристику героям, художественным образам и явлениям.
Тип мероприятия : литературная гостиная.
Оборудование: выставка сборников, портреты поэтов.
Ход мероприятия
I. Организационная часть.
II. Сообщение темы, цели и задач.
Эпиграфом пусть будут слова:
Донецкий край (Сергей Аякс)
Донецкий край, шахтёрский край,
Любимый мой родной,
Прекрасной розой расцветай,
Эдемской, неземной!
Такого края не найти-
Взлети хоть в облака!
Неувядающе цвети,
Предолгие века!!!
Услышьте, милые края,
Слова моей любви:
Донбасс, о, Родина моя,
Блаженствуя живи!
Дари обильный урожай,
Соль, уголь и металл!!
Донецкий край - ВЕЛИКИЙ, КРАЙ!
И кто о том не знал?
III. Проведение мероприятия.
Вступительное слово учителя.
Какова же тема нашей встречи ? Попробуем отгадать. Она состоит из 3-х слов. Отгадываем с конца.
-подберите рифму:
Вы приехали к нам из далекого ::.. (края)
Самый дальний у нас Уголок.
- мужской -
- женский - ( )? ного (родного)
- средний -
- школьный предмет гуманитарного цикла (или искусство слова) (литература)
Итак, что получилось? Литература родного края.
Ребята! Давайте отправимся в литературное путешествие по родному краю!
Какие слова в теме являются главными, ключевыми?
Родной край. Что значит для вас родной край?
Назовите слова, которые прямо или косвенно связаны с темой разговора.
Литература, писатель, поэт, проза, рассказ, повесть, поэзия и др.
Родина, Донбасс, Отечество, Отчизна, страна, земля, край.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём.
Макеевка (Н. Мотков)
Как прекрасны рассветы Донбасса,
Как чудесен любимый наш край,
Город звёздный - рабочего класса,
Легендарный мартеновский рай!
Здесь шахтёр, металлург и литейщик,
Знаменитых династий сыны,
Град Макеевка - город кудесник,
Пополняет запасы страны!
Алых роз и алей вереница,
Православный собор до небес,
Здесь улыбки друзей, гостей лица,
И Европы большой интерес,
Славный город пестрит орденами,
Расцветает любимый наш град,
О, Макеевка город Донбасса,
Ты достойна великих наград!
Пусть проносятся годы, столетья,
Процветай город славы, мечты,
Мы с тобою душою и сердцем,
Одолеем олимп высоты,
Славься подвиг шахтёров династий,
Металлургов - героев страны,
О, Макеевка - город кудесник,
Мы навеки в тебя влюблены!
Многие талантливые люди - выходцы из глубинки. Может быть, кто-нибудь из вас станет известным человеком. Но главное - быть добрым, порядочным человеком, любящим свою Родину, родной край, знающим свою историю. Всё начинается с любви .Без любви к Родине нет ни поэта, ни гражданина (не зная прошлого, нельзя любить настоящее и будущее).
Ребята, сформулируем цель нашей встречи и проблемный вопрос. Все отправляются путешествовать с какой-то целью, например, отдохнуть, поправить здоровье, а мы с вами?
-
Какова цель нашего урока ?
-
Подумайте и грамотно сформулируйте! (узнать о писателях и поэтах Донбасса, познакомиться с наиболее значительными произведениями писателей-земляков).
-
А зачем нам необходимо знакомиться с писателями Донетчины, читать их произведения? (расширить кругозор, пробудить интерес, т.к. мы мало, недостаточно знаем о них). В конце урока ещё раз обратимся к этому вопросу.
-
Как мы можем выразить писателям свою любовь и уважение? С помощью чего? Каким образом? (словом, цветами, знанием их произведений и биографий).
А теперь минутка поэзии современных писателей родного края.
Деева Людмила Ивановна «Два полушария любви»
Два полушария есть у любви.
В светлом - наполнены радостью дни;
В тёмном - смятенье и горечь разлук,
И безысходности замкнутый круг.
Я - словно маятник - бьюсь в их плену:
То возрождаюсь, то снова тону.
Любимый Донбасс (Влад Амелин)
Славься мой родной, шахтёрский милый край…
Храмов купала, огни Донбасс Арены…
Ты живи всегда и только процветай…
Чтобы в том краю всегда смеялись дети…
Край шахтёрский ты навек мне домом стал..
Ангел мой хранитель в жизни талисман…
Я тебе отдам все лучшие года…
Знаю ты теперь судьба навек моя…
Никогда тебя, я край мой не отдам…
Прикипел к тебе, душой своей и телом…
Ты красив собой и юн не по годам…
Край родимый ты один на свете белом…
Я в тебе нашёл, навек свою судьбу…
Я нашёл в тебе, вторую половину…
Ты собой воздвиг, меня на пьедестал…
Ты как никогда, в меня вселяешь силу…
Ты живи Донбасс и молодей душой…
Для моих детей, ты стань родимым домом…
Чтобы и они, гордились все тобой…
Ты их поддержи, по жизни добрым словом.
Екатерина Ромащук «Ребенок Донбасса»
Мой мир - подвал без солнечных лучей.
Я больше не играю с другом в мячик
И даже не боюсь уже ночей,
Когда бомбят… и только мама плачет.
Мои игрушки - гильзы с блокпостов,
А вместо сладостей я счастлив просто хлебу.
«Война не выбирает возрастов»,-
Сказал мой папа, отправляясь к небу.
Я вместо сказок слышу градов шум,
Что бьёт в мой дом и те, что по соседству…
Я выросту и я у вас спрошу:
«За что вы у меня украли детство?!...»
Дмитрий Трибушный - родился 3 апреля 1975 года в Донецке. В 1997 году окончил филологический факультет Донецкого национального университета, в 2002 году - Одесскую духовную семинарию. Церковнослужитель. Автор книг стихов: «Под другим дождём» (2004), «Провинциальные стихи» (2010), «Белая книга» (2010), «Облака ручной работы» (2013). Редактор донецкого епархиального журнала «Живой родник». Живёт в Донецке.
Над городом гуманитарный снег.
Патрульный ветер в подворотнях свищет.
«Убежище», - читает человек
На школе, превращённой в пепелище.
У всякой твари есть своя нора.
Сын человечий может жить в воронке.
Артиллеристы с самого утра
Друг другу посылают похоронки.
Ещё один обстрел - и Новый год.
Украсим ёлку льдом и стекловатой.
И Дед Мороз, наверное, придёт
На праздничные игры с автоматом.
Светлана Максимова - родилась 8 февраля 1958 года в Харькове, затем семья переехала в Макеевку Донецкой области. Там Светлана окончила школу, и некоторое время училась на филологическом факультете Донецкого университета. Занималась с детьми в творческих студиях. В 1987 году окончила Литературный институт им. А.М. Горького. Через год выпустила первую поэтическую книгу, «Вольному - воля». Поэт, прозаик, художник, музыкант-исполнитель на австралийской трубе диджериду. Основатель и руководитель музыкально- поэтической группы «Этномиф». Сейчас живёт в Москве.
Господи наш Спасе,
все-то Тебя мы славим -
мама моя в Донбассе,
ну, а сестра - в Полтаве.
Звонят, что ни день, друг другу -
и каждая плачет в трубку.
А я звоню им обеим -
и даже плакать не смею.
Анна Ревякина -родилась 22 сентября 1983 года в Донецке. Поэт, драматург, актриса, автор книг «Сердце», «UNTITLED», «Хроники Города До. Безвременье», «Зубная фея», основатель литературной студии «Кофе- кошка-Мандельштам», победитель литературного фестиваля «Сила ветра», лауреат Международного литературного конкурса им. Н.В. Хаткиной «Cambala», обладатель премии «Творческая молодёжь Донбасса - 2012» в номинации «Поэт года», победитель Международного литературного фестиваля «Шорох-2014». Кандидат экономических наук, доцент кафедры международной экономики Донецкого национального университета, заместитель декана по воспитательной и социальной работе со студентами (экономический факультет). Живёт в Донецке.
Город мой. Тот, где с детства отсутствует море
и повсюду степь - невозможно рыжая с янтарём,
словно вечный рассвет, как картинка на мониторе,
словно юность отца, упакованная в альбом.
Не сдержаться, когда прикасаешься к камню,
когда трогаешь тёмную землю, что на крови.
Если ты здесь родился, то родился ты неслучайно
в чёрнокаменном городе, что стоит на краю земли.
И до взморья отсюда добраться - две сотни гривен
по наезженной трассе, не так ли - знакомая блажь?
Но ведь ты здесь родился - а значит, не будь наивен:
эта степь - твоё личное море, твой дикий пляж.
Под обветренной кожей, под веками, в подреберье
море плещется, как живое - искрит янтарь.
Это море - твоя свобода, твой дом, твой берег,
оберег твой, твоя история и печаль.
Знаешь, Господи, это счастье, что так привычно
из окна наблюдать, как морем вскипает степь
и плывут облака - вон, одно, словно ключ скрипичный,
и так хочется каждое облако рассмотреть…
Каждый камень под ярким солнцем играет светом,
преломляет луч, так хлеб преломляешь ты
с самым близким, твоим, проверенным человеком,
с тем, кто знает тебя до точек и запятых…
С тем, кто тоже почувствовал море однажды кожей,
на безморье - иные смыслы, иные ветры, иное дно.
Город мой. Будь. Пожалуйста. Осторожен.
Мой степной чёрнокаменный Город До.
Владислав Русанов - родился 12 июня 1966 года в Донецке. Окончил Донецкий политехнический институт в 1988 году. Кандидат технических наук по специальности «бурение скважин», доцент Донецкого национального технического университета. Прозаик, поэт, переводчик. Автор восемнадцати романов. Заместитель председателя правления Союза писателей Донецкой народной республики. Живёт в Донецке .
«ВАЛЬС ОБРЕЧЁННЫХ »
Нас не язвите словами облыжными.
Жарко ли, холодно? По обстоятельствам.
Кто-то повышенные обязательства
Взял и несёт, а мы всё-таки выживем.
Мальчики с улиц и девочки книжные…
Осень кружится в кварталах расстрелянных.
Знают лишь ангелы срок, нам отмеренный,
Только молчат, а мы всё-таки выживем.
Не голосите, холёно-престижные,
Будто мы сами во всём виноватые.
На небе облако белою ватою
Мчит в никуда, а мы всё-таки выживем.
Не разобраться, что лучше, что ближе нам?
«Шашки подвысь, и в намёт, благородие!»
Нам - смерть на Родине, вам же - без Родины.
Вот, как-то так…
А мы всё-таки выживем!
Владимир Скобцов - родился 11 октября 1959 года в Донецке. Выпускник Донецкого государственного университета, историк, журналист. С первых дней Донбасской весны - активный участник антифашистского фронта. В настоящее время живёт и работает в Донецке. Автор песен, стихов и прозы, член Союза писателей ДНР.
«НЕПОКОРЁННЫЙ »
Посвящается Донецку
Не надо плакать над судьбой,
Прибереги души чернила,
Она тебе не изменила,
Она по-прежнему с тобой.
Звенит натянутой струной
Судьба, её не выбираем,
Между чистилищем и раем
Скажи спасибо, что живой.
Не надо плакать над страной,
Где слёзы ничего не значат,
Она, поверь мне, не заплачет
Ни над тобой, ни надо мной.
Незваным гостем в дом родной
Уже грядёт иной порядок,
Где человечины вкус сладок,
Скажи спасибо, что живой.
Не надо плакать над собой -
Солдатик, вышедший из комы,
Сказал, что там полно знакомых,
Как будто съездил он домой.
И над твоею головой
Склонился ангел поседевший -
Не ты один осиротевший,
Скажи спасибо, что живой!
Алиса Федорова - родилась 24 марта 1990 года в Донецке. Окончила филологический факультет Донецкого университета по специальности русский язык и литература, ныне продолжает обучение в аспирантуре. Живёт с бабушкой, котом и собакой. Любит рок-н-ролл, занимается ирландскими танцами, играет на гитаре. В поэтическом сборнике публикуется впервые.
Унижен и изувечен.
Но не расчеловечен.
Голоден и обезвожен.
Но не обезбожен.
Топится адская печка.
Горячий от солнца и горя,
Мой город горит, как свечка,
У Господа на престоле.
Иван Ревяков - родился 24 ноября 1979 года в Донецке. С отличием окончил русское отделение филологического факультета Донецкого национального университета, а впоследствии - дневное отделение аспирантуры по специальности «теория литературы». До сентября 2014 года работал научным сотрудником Донецкого НИИ судебных экспертиз. Аттестован в качестве судебного эксперта-искусствоведа. С декабря 2014 года - старший преподаватель кафедры мировой и отечественной культуры Донецкого национального университета.
В Городе полночь неожиданно молча начинает будить,
прорезаясь сквозь звёзды едва слышимым визгом.
Напряжённость струны: где-то поблизости - свист, -
я листаю блокнот, ища хотя бы пару чистых страниц,
чтоб зафиксировать момент тишины и, возможно, распада…
В Городе - полночь… - Но разве во времени дело? - А в чём же:
в искрящихся молча снарядах, в шипящем надрывном потоке,
свистящем о смерти исключительно мирного люда?
Или в чём-то ещё? - Неизвестно, что будет потом…
Но вернёмся ли мы с тобою обратно в довоенное время
с цветами, полями, походами, сбором грибов и рыбалкой?..
Не знаю… Знает ли кто-то ещё - мне неизвестно…
А пока я ищу пару чистых страниц,
чтоб купировать ностальгический приступ…
Где-то могильщики всем вырыли ямы…
Свист и шипенье - всё рядом. Мир
завершается бредом
и классическим возгласом:
«Дайте мне яду»…
Елена Заславская - родилась 14 октября 1977 года в Лисичанске. Автор поэтических сборников «Эпоха моей любви», «Мамині сльози», «Инстинкт свободы», публикаций в интернет- изданиях и периодике. Редактор газеты «Камертон» Луганской государственной академии культуры и искусств им. Матусовского. Представляла Донбасс на чтениях Literaturwerkstatt в Берлине (2008), на Лейпцигской книжной ярмарке (2012) и на поэтическом фестивале в Берлине (2014). Её стихи опубликованы в антологии- энциклопедии «15 веков русской поэзии», изданной в Москве. Живёт в Луганске, ЛНР.
ЧЁРНЫЙ ХЛЕБ
Долго не было беды. Долго.
Долго не было войны. Долго.
Успели дети подрасти.
Успели внуки подрасти.
А правнуки пока что не успели.
И сын сказал: «Я ухожу. Прости».
И внук сказал: «Я тоже. Отпусти».
И правнуки заметно повзрослели.
И снова кровь горячая лилась.
И Родина кроилась и рвалась.
И брат на брата шёл, а друг - на друга.
И стало чёрным молоко в сосцах.
И стала чёрной кровь в людских сердцах,
Как антрацит - наш краснодонский уголь.
Последний пласт. Из недоступных недр.
Наверх. Из самой преисподней.
История желает перемен -
И крутит, крутит, крутит чёрный жёрнов.
Мы стали чёрным хлебом на войне.
А были…
были - золотые зёрна.
IV. Итоги урока. Слово учителя.
Ничто в человеческом Вавилоне не порождает такой причастности к бессмертию, как любовь и творчество. Наши души воспылали искоркой благодарности и гордости за поэтов родного края, которые своим творчеством доказывают, что только из любви к родной земле, матери, людям рождаются поэт и поэзия.
Целебные источники родного края будили не одно поколение к национальному возрождению, созиданию соборного независимого государства. Вещее слово писателей помогало выстоять под многовековым чужеземным господством, сохранить историческую память, не давало забыть народу, что он является наследником могущественного государства - Киевской Руси, славы Запорожской Сечи, казацкого войска, неодолимого духа лучших его сыновей, которые принесли свою жизнь на алтарь государственной самостоятельной»! Мы горды, что поэтическое слово наших поэтов-земляков стало цельным весомым зерном на ниве духовности нашего народа.
V. Домашнее задание.
Написать сочинение «Поэтическая копилка родного края».
Список использованной литературы
1.Андрей Чернов «Честная повесть о непокоренном Донбассе»
voskres.ru/literature/critics/chernov.htm
2.Беспечный Т. Начинался наш город так/ Т.Беспечный // Наш дом. - 2002.- №9. -С.20.
3.Все о Донецке: горожанам и гостям столицы Донбасса: Справочное пособие. - Донецк: Донбасс, 2003. - 294 с.
4.Герланец В. Что в имени твоем… - Тихий юбилей / В. Герланец // Вечерний Донецк. - 2001. -9 ноября. -С.15.
5.Гонимов И. Юзовский завод /И. Гонимов // Донбасс. -2006. -С.32-49
6.Строки мужества и боли… Произведения писателей Донбасса 2014-2015. - М.: ИПО «У Никитских ворот», 2015. - 360 с.
7.Час мужества. Гражданская поэзия Донбасса 2014 - 2015 годов. Сборник стихов. - М.: Издательство «Перо», 2015. - 112 с.