Внеклассное мероприятие «Мы все такие разные. .. »

ЦЕЛЬ: созданий условий для развития толерантного сознания обучающихся. ЗАДАЧИ: 1. Содействовать осознанию школьником своей уникальности, противоречия между его представлением о себе как нравственном образце и его реальным поведением.2. Помочь понять учащимся, что дискриминация в любой форме способствует отчуждению.3. Способствовать развитию внимания к переживаниям сверстников и взрослых, способности анализировать типы конфликтов,  насилия. 4.Уделить особое внимание тем нормам и ценностям, которые предпочитают в группах и тактично управлять группами на основе общественно зн...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие «Мы все такие разные...»муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 34

имени Амелина Станислава Александровича»



Внеклассное мероприятие «Мы все такие разные...»Внеклассное мероприятие «Мы все такие разные...»



Внеклассное мероприятие



(развивающие занятия по развитию толерантности обучающихся)


Автор - составитель:

учитель психологии

Киселёва Екатерина Николаевна





Кемерово 2014

ЦЕЛЬ: созданий условий для развития толерантного сознания обучающихся.

ЗАДАЧИ:

  • содействовать осознанию школьником своей уникальности, противоречия между его представлением о себе как нравственном образце и его реальным поведением,

  • помочь понять учащимся, что дискриминация в любой форме способствует отчуждению.

  • способствовать развитию внимания к переживаниям сверстников и взрослых, способности анализировать типы конфликтов, насилия,

  • уделить особое внимание тем нормам и ценностям, которые предпочитают в группах и тактично управлять группами на основе общественно значимых норм и идеалов,

  • обучить ребят отстаивать свои права, моральные принципы, утверждать нравственные цели в коллективе.

Пояснительная записка

Явления, которые происходят сегодня в нашей жизни по - разному переживаются населением. Многие испытывают чувство растерянности, безысходности, беспомощности, чувство собственной неполноценности, затруднения в выборе своего места и роли в жизни, потерю жизненной перспективы. Наиболее трагичным по своим последствиям является положение молодёжи. Следствием сегодняшнего положения является увеличение числа неврозов, психосоматических расстройств, рост алкоголизма и наркомании. Мы стоим перед риском не получить полноценной смены поколений.

Среди множества опасностей, которые на каждом шагу подстерегают сегодня человечество, многие чреваты исчезновением самого человека. Агрессивность, гнев, непримиримость, неуверенность, наши убеждения, представления, ценности, потребности и т.д. - неотъемлемая часть каждого конфликта, в котором мы участвуем. Главным препятствием на пути нормальных человеческих взаимоотношениях является упование на превосходство в силе. Каждый оправдывает собственную жестокость жестокостью другого и жаждет мщения. Обычно это приводит к различным формам насилия.

Человечество стоит на грани колоссальных перемен. Сумеем ли мы переродиться в сообщество сотрудничающих между собой людей или разобщённость доведёт нас до хаоса разрушений? При этом выбор пути, по которому мы пойдём, лежит не на правительстве, науке или экономических интересах, но на человеке, на его стремлениях. Мы все хотим и жаждем, чтобы возродились и развились милосердие, взаимопонимание, уважение и защита личности, законность и правопорядок. Но в этих наших стремлениях есть порочный недостаток: мы ждём, когда кто-то установит нам в обществе гуманизм, справедливость и возмущаемся, что это не происходит. Если мы так и останемся пассивными, общество не изменится, оно ещё более огрубеет. Мы забываем обдумывать и анализировать свои мысли, поступки и действия. И забываем, что несём ответственность за всё то, что происходит вокруг нас.

Наше поведение в разных ситуациях зависит от того, как мы воспринимаем себя, других людей и мир в целом. Люди со здоровым чувством собственной ценности в меньшей степени склонны к предрассудкам по отношению к другим и обычно не ведут себя оскорбительно по отношению к людям. Здоровая личность стремится изменить не мир, общество и других. Она стремится изменить только себя. И это возможно только путём самопознания, самовоспитания и самосовершенствования.

Каждый из нас, рано или поздно, задумывается над тем, какое место в этом мире он занимает и это главным образом определяется его отношениями с самим собой и окружающими его людьми, его целями в жизни. Только поиск и нахождение своего места в сегодняшней жизни делают реальным и осмысленным поиск своего будущего. Давайте попробуем по-новому взглянуть друг на друга, на то, что происходит сегодня в нашем коллективе класса, школы и найти способы улучшения взаимоотношений. Это будет способствовать не только укреплению душевного здоровья каждого из учеников, но и благотворно повлияет на развитие коллектива, школы и общества в целом.



Содержание занятия



  1. Самораскрытие.

  2. Снежный ком «Когда я прихожу в школу…».

  3. Снежинки.

  4. Одностороннее движение.

  5. Кто для меня чужой?

  6. Новое впечатление.

  7. Круг общения.

  8. Степень включённости в группу.

  9. Скрытые противоречия.

  10. «Дух группы».

  11. Разные конфликты…

  12. Разные лица насилия.

  13. Мой защитный экран.

  14. Письмо протеста.

  15. Способы регулирования конфликтов.

  16. «Подсолнух».









Рекомендуемая психотехника



Упражнение «Дух группы»

Это упражнение позволяет в символической форме выразить и ощутить атмосферу группы, активизируют юмор, фантазию участников и стимулируют их к продолжению работы. Создайте атмосферу доброжелательности, умения слушать друг друга.

Инструкция:

Поставьте один пустой стул. Представьте себе, что здесь, на этом пустом стуле, сидит невидимый Дух, Дух нашей группы- дух, сопровождающий наши совместные занятия. Закройте на время глаза и попробуйте представить, как он выглядит. Возможно, вы увидите его отчётливо, возможно его образ будет неясным…

Теперь снова откройте глаза. Тот, кто захочет, может сесть на стул Духа группы, принять его позу, и в качестве группового Духа поговорить с нами: рассказать про себя, про то, какой ему видится наша группа, наши взаимоотношения в группе…

Дайте возможность достаточному количеству участников представить свою версию группового Духа.

Упражнение «Снежинки»

Вы уже знаете, что самосознание - это то, как люди видят самих себя. Оно состоит из отношения к себе, самоощущения и мыслей человека о себе. Каждый ученик (и вообще всякий человек в мире) обладает собственным самосознанием, неповторимыми качествами, которые делают его индивидуальностью, неповторимым и уникальным.

Каждый из нас имеет свой жизненный опыт, поскольку все мы живём своей собственной жизнью. Каждый имеет своё собственное отношение к происходящим в жизни событиям. Все мы воспринимаем мир со своей точки зрения.

Инструкция:

  • Возьмите листок бумаги.

  • Сложите его вдвое.

  • Оторвите верхний правый угол.

  • Снова сложите бумагу вдвое.

  • Оторвите верхний правый угол.

  • Снова сложите бумагу вдвое.

  • Оторвите верхний правый угол.

  • Снова сложите бумагу вдвое.

  • Если можно, оторвите верхний правый угол. Если уч-ся утверждают, что

рвать бумагу стало слишком трудно, скажите, что это совершенно необязательно делать.

  • Развернуть листки бумаги.

  • Посмотрите на то, как по-разному выглядят листки бумаги.

Вопросы для обсуждения:

  • Можно ли сказать, что у кого-то бумага надорвана неправильно? Почему?

  • Почему листы надорваны так по-разному?

  • Если какие-то ученики надорвали бумагу не так, как вы, значит ли это, что они плохие люди? Почему?

  • Бывает ли так, что мы считаем человека хорошим или плохим в зависимости от того, делает ли он что-то точно так же, как мы? Приведите примеры.

  • Каким был бы мир, если бы все видели всё совершенно одинаково?

  • Почему мир интереснее, когда существует много разных точек зрения?

Наша уникальность - наша сила: нет двух совершенно одинаковых людей, и каждый добавляет что-то к пестроте и разнообразию жизни. Однако наша уникальность может также стать источником неприятностей и конфликта. Поскольку мы воспринимаем мир неодинаково, возможны неверное восприятие, недоразумения, различия в ценностях и потребностях. Эти различия влияют на то, как мы действуем, чувствуем, думаем, реагируем. Хоть и могут существовать различные точки зрения, ни одна точка зрения не может быть единственно верной. Многие вопросы не имеют единственного ответа, и правильной будет точка зрения каждого. Разумеется, некоторые точки зрения можно считать важными по этическим или общечеловеческим причинам.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие признаки отличают человека, обладающего низкой самооценкой?

  • Какие признаки отличают человека, обладающего положительным самосознанием?

  • Как можно попытаться улучшить своё самосознание?

Важно понять, что развитию самосознания учатся, поэтому его можно изменить и придать ему положительный характер.

Упражнение «Одностороннее движение» (разминка)

Очень часто причинами конфликтов является то, что различия между людьми преувеличиваются, а сходства недооцениваются.

У всех людей есть определённые сходства и различия.

Инструкция:

1.Встаньте в середину класса. Представьте, что посреди класса проходит дорога. Сейчас я буду называть несколько качеств, и те, у кого есть названное качество, будут идти по правой стороне дороги, а те, у кого его нет, - по левой стороне дороги (можно написать на доске, чтобы не было путаницы). Двигаться как можно быстрее!

2.Перейти на правую сторону дороги, если

  • у них есть младший брат или сестра,

  • у них есть больные зубы,

  • они любят ходить на дискотеку,

  • они любят поспать,

  • они хотят получить хорошее образование,

  • они не чистят зубы,

  • они хотят быть здоровыми,

  • они отличаются трудолюбием, усидчивостью,

  • они активны и подвижны,

  • они любят покушать,

  • они ценят дружбу, хорошие отношения с людьми,

  • у них есть домашние животные,

  • они любят своих родителей,

  • они хотят счастья, успеха,

  • они любят петь,

  • они ходят в одну и ту же школу,

  • они хорошо играют в футбол,

  • они часто сердятся,

  • они любят мороженое,

  • они хотят, чтобы их уважали.

Вопросы для обсуждения:

  • Были ли всё время одни и те же ученики на одной стороне дороги? Почему?

  • Что неверно в утверждении, что некоторые люди хуже, чем другие?

  • Навешивают ли люди (взрослые и дети) друг на друга ярлыки хорошего, плохого, красивого, умного, даже хорошо не зная другого?

  • Откуда мы чаще всего берём наши представления и мнения о других? (от друзей, родителей, учителей и т.д.)?

  • Что плохого в навешивании ярлыков? Легко ли избавиться от ярлыка после того, как он уже «прилип»? Как можно избавиться от ярлыка?

  • При каких обстоятельствах в нашей школе взгляды некоторых людей могут

быть более правильными, чем взгляды других людей? (обеспечьте ученикам возможность высказывать своё мнение так, чтобы их никто не перебивал.)

Упражнение «Разные конфликты»

Кто-то пошутил, что в мире больше конфликтов, чем в пустыне песчинок. Однако, количество источников конфликтов невелико: насущные потребности, различия в ценностях, различия в восприятии, различия интересов, нехватка ресурсов и психологические потребности. Когда мы оказываемся в конфликтной ситуации, общение становится сложным и неприятным. Нам бывает трудно выразить свои настоящие чувства, или нас раздражает, что другие не понимают наших чувств.

Конфликты нередко характеризуют как явления, связанные с напряжением, стрессом, болезненным состоянием. В ходе конфликта наши физические реакции оказывают влияние на других участников конфликта.

Инструкция:

Разделите уч-ся на группы по 6 человек. Попросите за 5-7 минут написать как можно больше физических реакций на конфликт. Затем каждая группа знакомит класс со своими физическими реакциями на конфликт. Один записывает все предложенные реакции на доске.

Вопросы для обсуждения:

  • Каким образом физические реакции обостряют конфликт?

  • Каким способом Вы снимаете накопившееся напряжение во время конфликта?

  • Что приносит большую пользу во время конфликта - гнев или спокойствие?

Почему?

Упражнения «Разные лица насилия»

Инструкция:

1.По часовой стрелке каждый уч-ся называет слова, ассоциирующиеся у него со словом «насилие». Высказывания записываются на доске. Если кто-то не захочет называть слово, ему необязательно это делать.

Обсудите: Конфликт и насилие - это одно и то же? Эти понятия связаны, но не идентичны. Различные виды насилия: 1.Физическое насилие. 2.Психологическое насилие (ущерб чьему-то чувству собственного достоинства). 3.Насилие со стороны системы - когда система не признаёт основные права своих членов.

Насилие как цель имеет место, когда человек прибегает к нему для того, чтобы нанести вред кому-то. Если я рассердился на вас и бью вас, я совершаю акт подобного насилия. Напротив, насилие как средство имеет место, когда к нему прибегают для достижения какой-либо цели. Например, ученик может начать драться, чтобы доказать другим свою силу.

2.Разделите учеников на группы по 4-6 человек. Каждая группа должна обсудить, какие высказывания на доске, к какому типу насилия относятся, а также ответить на вопросы:

  • Почему люди прибегают к насилию?

  • Есть ли примеры реальных ситуаций?

  • Каким образом человек может добиться того, чтобы его не били и не оскорбляли (морально и физически)?

  • Как можно остановить насилие в нашей школе?

От каждой группы с предложениями выступает один человек.

Упражнение «Мой защитный экран»

Основные права человека - это права, которые мы должны иметь всегда, уже потому, что мы люди. Следовательно, поскольку каждый должен иметь эти права, мы все должны уважать права другого. Нарушение прав человека можно предотвратить, если добиться, чтобы:

  1. Каждый знал, какими основными правами человека обладает он сам и другие люди.

  2. Все обсуждали основные права человека.

  3. Каждый сознательно отстаивал основные права человека, принадлежащие ему и

другим людям. Всеобщее признание основных прав человека создаёт защитный экран от нарушения этих прав.

Вопросы для обсуждения:

  • Как может наш класс помочь людям лучше узнать их основные права человека?

  • Как обычно в школе нарушают их права человека?

Упражнение «Письмо протеста»

Дискриминация, конфликты, насилие, нарушение прав человека возникают в основном там, где люди считают, что другие - не такие, как они сами. На основе предвзятого представления и вследствие этого они несправедливо обращаются с другими людьми.

Инструкция: У Вас 20 минут. Детально в письменном виде (анонимно) расскажите о том, что Вас возмущает во взаимоотношениях со своими сверстниками, во взаимоотношениях в школе?

Упражнение «Способы регулирования конфликтов»

Часто конфликты возникают из-за того, что мы думаем, будто мы знаем точку зрения других. Сложности в общении в значительной степени способствуют конфликту. Не вступая в диалог, мы не сможем понять чужую точку зрения. Доверие друг к другу, решение сотрудничать - первый шаг к разрешению конфликтов.

Инструкция:

Разделите уч-ся на группы по 5-6 человек. Каждая группа должна прийти к согласию и выбрать пять тезисов, написанных на доске, которые, по её мнению, наиболее полезны для разрешения конфликтов.

Тезисы на доске. Во время конфликта большинство людей:

  • спорят, - лгут друг другу,

  • пытаются понять друг друга, - улыбаются,

  • кричат друг на друга, - соревнуются друг с другом,

  • сотрудничают, - дерутся,

  • подшучивают, - стараются вместе уладить конфликт,

  • внимательно слушают друг друга, - пытаются понять, что чувствует

другой,

  • подозревают друг друга, - обвиняют друг друга,

  • пытаются победить, - обращаются к другим за помощью,

  • прощают друг друга, - сердятся друг на друга,

  • пытаются помочь обеим сторонам - стараются закончить разговор,

победить.





Использованная литература



  1. Доровской А.И. 100 советов по развитию одарённости детей. - М., 1997.

  2. Игры. Обучение. Тренинг. Досуг. Игры гармоничного развития личности. Под ред. В.В. Петрусинского. Кн. 5. Педагогические игры. - М., 1994.

  3. Казанский О.А. Игры в самих себя. «Роспедагенство». - М., 1995.

  4. Клименко В.В. Психологические тесты таланта. Харьков: «ФОЛИО», 1996.

  5. Кривцова С.В. Навыки жизни: В согласии с собой и миром. - Москва: «Генезис», 2002.

  6. Ложникова Н.А. Психолого-педагогические основы сотрудничества педагогов и школьников в учебно-воспитательном процессе. Упражнения игрового тренинга. - Кемерово, 1994.

  7. Методические рекомендации по курсу развивающих занятий для старших подростков. Самоотчёт старшеклассника «Планирование карьеры» (авторская программа психолога школы Киселёвой Е.Н.).

  8. Сартан Г.Н. Психотренинг для учителей и старшеклассников.- М., 1992.

  9. Свистун М.А. Программа социально-психологического тренинга общения для старшеклассников (руководство для ведущего группы), 1992.

  10. Фопель К. (пер. с нем.). Сплочённость и толерантность в группе. - Москва.: «Генезис», 2002.

  11. Хей Луиза. Сила внутри нас. «Литик». Рига, 1997.

  12. Цукерман Г.А. «Психология саморазвития». Рига, 1995.



© 2010-2022