Статья Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Здоровье - не все,

Но все без здоровья - ничто»

Сократ


Человек - высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию - быть здоровым.

Известно, что движения являются основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, занятие у компьютера, отдых у телевизора, чтение книг, поездки в транспорте - все эти виды деятельности сопровождаются ограничениями в движениях.

От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым способствуя её развитию. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. При выполнении физических упражнений в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Неуравновешенность Возбудительно-тормозных процессов ЦНС обуславливает быструю утомляемость, кратковременность активного внимания, что отражается на деятельности анализаторов, в том числе и органов зрения.

В возрасте 6-7 лет, т.е. к моменту начала школьного обучения, орган зрения ребенка находится в стадии интенсивного развития. С учетом этих особенностей детского организма физиологи и гигиенисты для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительной деятельности рекомендуют проводить физкультминутки, гимнастику для глаз и динамические паузы в середине урока.

Внешними проявлениями утомления являются учащение отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушение почерка, снижение работоспособности.

Требования к проведению физкультминуток.

  1. Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.

Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает

интерес к ним, а следовательно, их результативность.

  1. Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выпол -

нение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата.

Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

3. Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

Упражнения для снятия общего или локального утомления.

В процессе освоения навыка письма школьник пишет не рукой, а «всем телом». Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения. Для того, чтобы снять излишнее статическое напряжение проводятся динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей, корпуса).

Чаще всего в моей практике использование пауз для отдыха под стихотворные тексты:

- важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой занятия, его программной задачей;

- преимущество отдается стихам с четким ритмом, т.к. под них легче выполнять разнообразные движения.


  1. «Мы писали»


Мы писали, рисовали,

А теперь мы дружно встали,

Ручками похлопали,

Ножками потопали,

Чуть покрутимся бочком,

Сядем и писать начнем.


  1. «Листопад»


Под ногами листопад,

Листья желтые летят,

Листья желтые лежат,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок -

Папа, мама и листенок.


  1. «Мышонок»


А) Мышонок крадётся (движение на цыпочках);

Б) Мышонок бежит (выполняется движение с пятки на носок);

В) Мышонок танцует (различные танцевальные движения).


  1. «Лягушки»


На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись,

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет,

Всем друзьям физкультпривет!

Упражнения для кистей рук.

У детей младшего школьного возраста кисти рук ещё только формируются и чрезмерные двигательные нагрузки (непрерывное письмо) для них нежелательны. Известно, что формирование кисти рук к 7 годам не заканчивается. Окостенение кистей запястья и фаланг пальцев завершается лишь в 10-13 лет.


  1. Учитель предлагает показать, как курочка клюёт зернышки.


  1. «Здравствуйте»

Дети поочередно касаются подушечками пальцев каждой руки большого пальца этой же руки.


  1. «Мои ручки»

Дети повторяют знакомые движения, совершаемые при мытье рук.


  1. «Семья»

Пальцы обеих рук сжаты в кулак. Локти стоят на столе. Начиная с мизинца, дети одновременно раскрывают оба кулачка, поднимая по одному пальчику.

Этот пальчик - бабушка.

Этот пальчик - дедушка.

Этот пальчик - папа.

Этот пальчик мама.

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья.





Гимнастика для глаз.

90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна.

Согласно разным теориям, одним из основных факторов возникновения и развития близорукости признаются напряженные зрительные нагрузки. Возникает близорукость, т.е. глаз привыкает к работе на близких расстояниях (работа с книгой, тетрадью) и теряет способность к четкому видению отдаленных предметов.


  1. «Вверх-вниз, влево-вправо»

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до 10.


  1. «Круг»

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.


  1. «Покорчим рожи»

Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей.

Гимнастика для улучшения слуха.

Работа над улучшением зрения положительно сказывается и на слухе. И, в свою очередь, работа над улучшением слуха оказывает благотворное воздействие на органы зрения.


  1. Нажали пальчиками на мочки ушей, помассировали, отпустили.

  2. Массируем круговыми движениями всё ухо, в одну сторону, в другую сторону. Массировать нужно одновременно оба уха.

  3. Начинаем дергать себя за ушки - сначала 20 раз вниз, а потом беремся за серединку и дергаем вверх тоже 20 раз.

  4. Потяните ушки в сторону - снова 20 раз.

Упражнения, корректирующие осанку.

Осанка - это приобретенное человеком в ходе роста и развития привычное, непринужденное положение тела во время покоя и в движении. Мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, обычно развиты слабее. Поэтому неправильное, вынужденная поза во время школьных занятий способствует прогрессированию нарушений опорно-двигательного аппарата. Несоблюдение гигиенических норм обучения, неправильная посадка, не соответствующие возрасту физические нагрузки могут легко привести к нарушению осанки.


  1. «Котик»

Лучик котика коснулся.

Котик сладко потянулся.

  1. «Кузнечики»

Спина прямая, руки на поясе.

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики!

Прык-скок, прык-скок!

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко!

Прыгай на носках легко!


  1. «Равновесие»

Учитель предлагает детям проверить свою осанку.

Упражнение может выполняться как сидя, так и стоя. Ребенок садится прямо, распрямляет плечи, кладет себе на голову дневник или тетрадь. Стараясь удержать предмет на голове, считает до десяти.

Дыхательная гимнастика.


Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке. Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке, окне.


  1. «Чудо нос»

После слов «Задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание.

Носиком дышу,

Дышу свободно,

Глубоко и тихо,

Как угодно.

Выполняю задания,

Задержу дыхание…

Раз, два, три, четыре -

Снова дышим -

Глубже, шире.


  1. «Шарик»

Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счет: один, два, три, четыре,- дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет 1-8 медленно выдыхают.


  1. «Каша кипит»

Вдыхаем через нос, на выдохе произносим слово «Пых». Повторить не менее восьми раз.

Заключение.

Введение в структуру урока физминуток, сочетающих различные упражнения,

яляется необходимым условием для поддержания высокой работоспособности

и сохранения здоровья детей. Принцип « Не навреди!» должен стать основопо-

лагающим в работе педагога.

Литература.

  1. Волина В. Праздник числа, Учимся играя. - М.,Новая школа, 1994.

  2. Сапожникова Р.Г. Гигиена обучения в школе.- Педагогика, 1989.

  3. Физическая культура шестилеток // Под редакцией профессора

Н.Т. Лебедевой. - Минск, Народная АСВЕТА,1987.

4. Афонин И., Травинка В. Как прекрасен этот мир, посмотри! - Санкт -

Петербург, Изд. ПИТЕР, 1996.

  1. Крипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена.- М.,

Просвещение, 1996г.





© 2010-2022