ШКОЛА И РОДИТЕЛИ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

основные социальные институты – семья и школа переживают серьезный кризис  трансформации. Современные школы являют путь трансформации «осознания» в ракурсе «актуальности» и современности. Современная российская семья на сегодняшний день является той единственной «нишей», где можно спрятаться и «защититься» в условиях кризиса. Семья защищает человека  от трансформаций, происходящих в социуме. В подобной ситуации меняются функции семьи, пересматриваются основные семейные ценности. Для современной ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ШКОЛА И РОДИТЕЛИ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Галиаскарова Светлана Михайловна.

Школа и семья - два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. На вопрос о том, какой социальный институт более ответственен за воспитание молодого поколения, большинство наших соотечественников уверенно говорят - семья и школа. При этом большая доля ответственности возлагается на семью ( судя по результатам социологических опросов). Время, в которое приходится жить сейчас напоено капиталистическим духом, а в духе времени - принимать на себя какую-то ответственность, хотя бы и декларативно), но спрос строже со школы (ведь по мнению большинства не придуман еще самый эффективный способ - спрашивать с родителей за воспитание детей, а школа - она учету и контролю поддается гораздо в большей степени.

Таким образом, основные социальные институты - семья и школа переживают серьезный кризис трансформации. Современные школы являют путь трансформации «осознания» в ракурсе «актуальности» и современности. Современная российская семья на сегодняшний день является той единственной «нишей», где можно спрятаться и «защититься» в условиях кризиса. Семья защищает человека от трансформаций, происходящих в социуме. В подобной ситуации меняются функции семьи, пересматриваются основные семейные ценности. Для современной российской семьи характерна ситуация с профессионально занятыми супругами, небольшим и, принципе, регулируемым числом детей, «воспитание» которых осуществляется как семьей так и обществом, по преимуществу достаточно систематическими, но в большей степени деловыми контактами с родственниками, при непременной ориентации всех членов семьи на другие социальные институты и на интенсивное общение с друзьями.

Все единодушны в том, что и в семейном и школьном воспитании в стране глубокий кризис.

Рецепт - взаимодействие.

Многие родители хорошо осознают ценности образования, стремятся найти для сына или дочери «хорошую школу», интересуются перспективами ее развития, сравнивают различные образовательные программы.

Школа и родители - партнеры, но вовсе не обязательно , что друзья и единомышленники. Они не должны непременно любить друг друга, у них могут развиться интересы и возможности, между ними могут быть противоречия. Главное для партнерства - это понимание, что без другого, без реализации его интереса тебе не реализовать свой собственный интерес.

Партнеры всегда взаимообусловлены..

Между современной школой и семьей много противоречий, в том числе в вопросах воспитания. Учителя недовольны низким уровнем общей и педагогической культуры семьи, характерной для многих семей экономией их воспитательных усилиях. Родители жалуются на низкий уровень учительского профессионализма, на оторванность воспитательных идеалов учителей от реальной жизни. Учителя сетуют на потребительское отношение семей к школе, родители на предвзятое, обусловленное корыстными мотивами отношение педагогов к их детям. В этой ситуации масштабного кризиса между семьей и школой только понимание или своей взаимообусловленности, признание в лице другого не конкурента, не оппонента, а партнера и практические действия в этом направлении могут дать положительный результат.

Современная школа сегодня осуществляет процессы воспитания и социализации ребенка в трех сферах:

- в образовательном процессе школы. В этой сфере позиция ребенка - ученик своих учителей.

- в общественной среде школы. Общественная среда школы - это детско -взрослое управление школой ( совет школы, управляющий совет), ученическое самоуправление ( выборные органы и их деятельность), клубные объединения т.д. Здесь ребенок занимает позицию члена детско-взрослой школьной общности, гражданина школы.

- во внешкольном ( внешнем по отношению к школе, но все-таки связанным с ней) социализирующем пространстве. Здесь позиция ребенка - гражданин общества. Осваивает он эту позицию, участвуя в социальных проектах (митинги, сборы подписей в пользу какого-либо конкретного действия).

Пристальный взгляд позволяет увидеть, что в нынешней школе явно перевешивает первая сфера ( позиция - ребенок - ученик своих учителей). Процветает «заурочивание» воспитания: «урок мужества», « урок заботы», «урок этики» вместо создания среды для мужественных, заботливых, этичных поступков. Дети втягиваются в потребительский образ жизни - школа отвечает мероприятиями на тему высокой духовности нравственности., скроенными по принципу учебности.

Выходом из создавшегося положения видится в проработке иной стратегии развития школы - втягивания, осмысленного включения социальности в образование. Встают новые задачи - поиск ресурсов, партнеров. И понятно, что самым близким и потому ключевым партнером здесь выступает семья.

Формы новых отношений с семьей могут иметь несколько направлений:

- первое направление - информационно - просветительское. Родители должны четко знать чему учат их детей, т.е содержание образования( содержание новых учебных курсов, формы аттестации, критерии оценивания и т.д), содержание дополнительного образования (виды и формы). Могут использоваться различные формы донесения информации до родителей: от традиционной - родительское собрание до более экономных и лаконичных (информационные бюллетени, вестники и листки, специально оформленные стенды).

- второе направление - просветительская деятельность. Родителей необходимо знакомить с концепцией развития учебного заведения, с общешкольной исследовательской темой, с проектами, в которых участвует школа. Необходимо квалифицированное сотрудничество с родителями, которые больше знают о своем ребенке, о его склонностях и интересах, индивидуальных темпах работы.

Формами проведения просветительской деятельности среди родителей могут быть индивидуальные консультации, групповые (проблемные и тематические) и семинары проблемного и тематического характера.

Конечно, вряд ли стоит рассчитывать на то, что родители «хлынут» на эти консультации. Но нельзя и отрицать, что есть немалая группа родителей, которые искренне заинтересованы в образовании ребенка, в его успехах, продвижении, которые по уровню своей образованности компетентны в оказании ему содержательной помощи.

Существенным элементом на таких встречах являются различные выставки: образцы учебной продукции учащихся (их творческих достижений), на олимпиадах, примерных заданий на выпускных экзаменах в школе или вступительных в вуз. Это поможет родителям сориентироваться в современных требованиях к достижению того или иного уровня компетентности учащихся в различных областях.

Третье направление - учебное взаимодействие. Родителям может предоставляться право прийти в школу в любой день, на любой урок, что расширит рамки доверия родителей к школе. Уроки наблюдения за деятельностью педагога и детей - помогают родителям проследить за тем, как строится система обучения на современном этапе, узнать характер затруднений ребенка. Могут существовать и другие формы учебного взаимодействия: уроки- соревнования детей и родителей (создают ситуацию успеха в учебной деятельности детей, стимулируют их познавательные интересы) уроки совместного изучения информационных технологий; открытые уроки; дни открытых дверей.

Четвертое направление - творческое. В школе могут проводиться Дни науки и искусства, олимпиады, конкурсы, праздники, фестивали, предметные недели и декады, выставки творчества. Главное условие общего творческого дела- практическое участие каждого ребенка и привлечение родителей на всех этапах совместной деятельности: планирование, подготовка, проведение, анализ, поощрение. Активные формы взаимодействия с родителями- важное условие раскрытия творческого потенциала семьи. Действия ,дарящие ощущение праздника, радости, веселья долго согревают и детские и взрослые воспоминания, а положительные эмоции важны всем. Кроме того, происходит косвенное руководство по организации досуга семей учащихся. Огромное значение имеет положительное общение для детей из неполных и проблемных семей.

Демокрит утверждал: «Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы». Таким упражнение, способствующим развитию и становлению личности ребенка становится использование активных форм взаимодействия семьи и школы.

Партнерское взаимодействие семьи и школы может принимать также разные формы: софинансирование, предоставление услуг, разработка совместных социальных, культурных, проектов, совместная управляющая деятельность, экспертиза.

В нашей стране на сегодняшний день почти 35 миллионов родителей. Это не просто люди, наиболее заинтересованные в качестве школьного обучения и воспитания, но и, между прочим 40% всего деятельного населения страны. Если школа сможет сделать их своими партнерами, она не только продвинется сама, но и внесет серьезный вклад в модернизацию страны. И не когда-то завтра, а уже сейчас.

И тогда наша наэлектризованная социальная цепочка с эпицентром в лице ребенка путем рациональной расстановки сил перестроится в круг, где все участники смогут реализовать свои амбиции и творческий потенциал, и наш условный «светофор» поможет нам отрегулировать движение на дороге с маршрутом «семья - школа» будет для ребенка радостной и безопасной.


© 2010-2022