Конспект на тему История поселка Громыки

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

История п. Громыки Почепский район Брянская область

Когда-то, совсем давно, в данной местности была кузница. Стояла она на вы­сокой горе. Кузнецы начинали работу в кузнице рано. Окружали кузницу лес и болото. Часто над местностью стояли сильный туман и сырость. Звук разно­сился далеко по округе, т.е. было громкое эхо. И из-за этого грохота люди наз­вали посёлок Громкий. Потом это слово постепенно видоизменилось и посёлок стали называть Громыки. С развитием в посёлке сельского хозяйства его стали называть совхоз «Громыки».

История поселения людей в этой местности точно неизвестна. Но раскопки рассказывают, что на территориии края обитали охотничье-рыболовецкие племе­на, а затем скотоводческие. Первое поселение в районе было Ильинское в IX-на­чале XI веков, на правом берегу реки Судость, недалеко от п.Громыки. Но точ­но неизвестно было ли это городище, имевшее искусственные укрепления, или селище. Это было самое крупное поселение из окружающих роменских селищ.

Возможно, что это поселение было каким-то местным роменским центром, paciipoci равнявшим своё влияние над окружающей его сельской местностью. В таких центрах находились языческие святилища, бывшие культовыми центрами всей округи. Очень часто они располагались на высоких мысах, видных издале­ка и, как правило, на их месте в более позднее время ставились христианские церкви.

В конце XI-XV веков поселение возле Ильинского храма отсутствовало и возродилось в XVI-начале XVII веков со строительством оборонительной крепости Московского государства.

Посёлок Громыки и подобные ему деревни и сёла основывались в конце XVII-начале XVIII веков по указанию правителей этих местностей. А таковы­ми были гетман К.Г.Разумовский, граф П.А.Клейнмихель и князь Меншиков. Сами высокопоставленные лица мало находились в таких сёлах, а управляли ими их подчинённые. Одним из них был Иван Губчиц, которому и были отда­лены во владения деревня Игрушино и п.Громыки вплоть до 1917 года. В ос­новном здесь находились казачьи и крестьянские дворы.

Население

Накопленный исторической наукой большой фактический материал позволяет сказать, что славянские племена, населяющие территорию края, накануне образо­вания первого русского государства прошли длительный исторический путь в своём этническом, общественном, экономическом и культурном развитии и яви­лись исконным коренным населением.

Наши предки-радимичи, как характеризуют их летописцы, были людьми выносливыми, мужественными. Жизнь среди дремучих лесов была полна тяжё­лого труда и борьбы с врагами, которые постоянно совершали набеги. Это бы­ли кочевники, печенеги, которым приходилось платить дань.

Основными хозяйственными занятиями ещё издревне были: хлебопашество, ого­родничество, скотоводство, рыболовство, различные лесные промыслы, охота, ре­мёсла и торговля. Такие занятия населения нашего посёлка сохранились и те­перь. В конце XIX - начало XX веков в Громыках находились плантации хме­ля для хмельного завода в Речице.

Численность населения посёлка сейчас состовляет 650 человек. Это меньше, чем было до начало XX века. Сам посёлок входит в состав Доманического сельского совета, к которому ещё относятся д.Игрушино, Поповка, п. Ленинский.

По этническому составу сейчас в посёлке проживают люди русской нацио­нальности, исповедующие христианство.

Старожилов в посёлке уже не осталось. Есть в посёлке и интересные люди, заслуженные труженики: это Степанснко Н.А.. Трудился на различных участках родного хозяйства. Награждён орденом Трудового Красного знамени и орденом Октябрьской революции.

Цыганкова В.Ф., бывшая телятница. За свой добросовестный труд она награж­дена медалями: «За преобразование Нечерноземья», «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие» и «Ветеран труда».

Хмельницкий И.И., родился в 1937г. Пахал, сеял, убирал, осваивал технику. На­гражден медалью «За трудовую доблесть» и орденами «Трудовой славы» II и III степени.

Пайко А.С. (Т947г). Работал токарем в совхозе. Имеет много поощрений: ме­даль «Ветеран труда», «Ударник коммунистического труда».

После разрушенного войной хозяйства, совхоз стал подниматься на ноги. В хозяйстве разводили крупный рогатый скот, сеяли зерновые культуры, занима­лись овощеводством. Имелась своя баня, где после уборочной страды могли по­мыться и отдохнуть.

В настоящее время хозяйство совхоза «Громыки» работает в убыток, многие площади полей запущены. Зато в посёлке появились современные формы веде­ния хозяйства. Это предпринимательская деятельность. Имеется частный мага­зин, в котором работает семья Грибачёвых.

Хочется верить, что люди нашего посёлка с помощью государства смогут по­ставить на ноги своё ослабевшее хозяйство и заживут лучшей жизнью.

Культура

Россия со времён Киевской Руси и вплоть до отмены крепостного права в 1861 г. была аграрной страной, где сельское хозяйство было главным занятием населения.Именно крестьянскому хозяйству принадлежала ведущая роль в аграр­ной экономике России. Природа для крестьяниниа была средой жизнеобеспечения. Она определяла уклад его жизни, занятия. Под её влиянием сложились культура и традиции русского народа. Крестьянин жил в гармонии с природой, хорошо знал её закономерности и старался их не нарушать.

Без традиций и национальной культуры нет ни одного народа. Это часть обще­человеческой культуры, и её надо знать, как отечественную историю, классическую национальную литературу и искусство. Корни нашей культуры сложились исто-чески под влиянием религиозных, социально-экономических и природных предпо­сылок.

В селе праздники справлялись как языческие, так и христианские. Примером языческих праздников могут быть проводы весны, масленица. На масленицу крестьяне безумствовали; переодевались в разные одежды. В домах пекли блины, оладьи, ели яйца, сыр ( в среду и пятницу ). Тёща приглашает зятя в гости на блины.Масленицу гуляют с понедельника но воскресенье.С четверга по воскресенье ходила гулять молодёжь. Они нанимали гармониста и шли гулять по улицам. Христианские праздники - Рождество, Пасха, святки, Радоница и другие. В такие праздники крестьянин не работает. Наиболее почитались в старину святки, где переплетаются языческие обряды (гадания, игры,наряды ) и христианские учения. Сейчас молодёжь возвращается к своим обычаям. Наряжаются юноши, девушки и те, кто помоложе,и идут колядовать.Они заходят в каждый дом с напевкой: «Ко­ляда, коляда! Отворяй-ка ворота!» Ещё поют и пляшут. Хозяин за это должен вынести гостинца. Есть праздники, связанные с сельскохозяйственными сезонами: опашка, Ильин день (после него начиналась жатва), первый Спас - медовый (вы­резают соты из ульев), Петров день - пастухи устраивают гулянья и т.д.

Правда, теперь эти праздники почти не отмечают в посёлке. Из обрядов в се­ле ещё сохранились свадьба и похороны. К ним готовятся заранее. Раньше к свадьбе девушки готовили приданое: шили,пряли, вышивали. Справлялась она три дня. Обычно её играли поздней осенью, после сбора урожая. Старики готови­ли вещи «на смерть». Поминки по умершему собирались несколько раз. Сегодня обряды упрощены.

Село или посёлок на Руси считались средоточением власти, торговли и ре­лигии. Названия поселений отражали какие-то особенности, события, назывались иногда по фамилиям старинных семейств или хозяев поместий. К сожалению, по­сёлок Громыки мы не знаем так ли назывался всегда. Нигде нет других упоми­наний. Нет в посёлке и церкви. Но знаниями о природе обладал каждый кресть­янин. Он приобретал их в дегстве,дополняя личными,онираясь на наблюдения и свой опыт. Всё было тесно переплетено с его хозяйством и являлось частью кресть­янской культуры. Нравственной основой были добросовестность,трудолюбие и лю­бовь к семье, в которой проводилось трудовое и нравственное воспитание.

В семье воспитывались уважение друг к другу, взаимопомощь. Как нам этого сейчас не хватает!


Жизнь поселка.

До Великой Октябрьской Социалистической революции нынешние
земли центральной усадьбы совхоза «Громыки» принадлежали графу Клейнмихелю. На них выращивали хмель, который шел на
пивоваренные заводы и использовался для хлебопечения.

Вскоре на этих землях был создан совхоз. Первые рабочие жили в
пяти огромных общежитиях. Перед Великой Отечественной войной,
были построены добротные общежития, дома для рабочих служащих, клуб, пекарня и другие необходимые помещения.

Первым директором совхоза был Ксендзов Ефим Гордеевич. ВХ совхозе было 2 машины (полуторки), 12 тракторов марки ХТЗ: У-2; . ЧТЗ. Многие тяжелые работы выполняли на лошадях. Первымии, трактористами были:Атесов Ефим ,Варсеев Емельян.

Шофером работал Ширяев Денис Павлович.

Бригадиром животноводства долгие годы работал Прохоренко Василий Афанасьевич.

Эти люди внесли большой вклад в дело развития совхоза «Громыки».
благоустройства поселка.

В начале Великой Отечественной войны почти все мужчины.
были призваны в ряды Советской Армии. Осенью 1941 г. пришли фашисты и образовали гос/хоз, чтобы им было легче брать
необходимое для солдат.

Осенью 1942г. пришли партизаны из Клетнянских лесов. угнали скот, взяли часть зерна и другие продукты. Был увезен и управляющий гос/хоз.

В сентябре 1943г. наши войска освобождали Брянщину от
немецко - фашистких захватчиков. Немцы перед уходом сжигали населенные пункты и расстреливали людей. В хозяйстве, поселке
многие постройки и дома были разрушены. Осталось лишь здание.
пекарни, в котором первое время была контора отделения совхоза
«Громыки». Здесь же жил управляющий и обслуживающий персонал.
Все население поселка жило в землянках. Тяжело было рабочим, все
работы выполняли женщины, девушки и подростки.

После войны стали возвращаться в хозяйство мужчины,», началось строительство жилья. За 3 года все люди переселены в , дома. Началась новая мирная жизнь.

Мы сейчас видим дома двухэтажные и двухквартирные. Дом культуры, контору совхоза, школу, торговый центр, баню и т.д. .

Хозяйство раньше имело: механические мастерские, много автомашин, тракторов,комбайнов(зерновых, силоуборочных.,картофелеуборочных) и другую технику. '

Центральная улица поселка асфальтирована, в квартиры проведен природный газ, большинство жителей имеют индивидуальное газовое отопление.

За всеми делами стоит человек.

Начальная школа

В Громыках, начальная школа бала впервые открыта 1 сентября 1944г. Шел четвертый год войны (1941 -1945г.г). На территории поселка все здания были разрушены, рабочие жили в землянках. Только чудом, на старой усадьбе, уцелело небольшое здание, в котором стал заниматься первый класс.

Первой учительницей этой школы была Вера Даниловна Кашанская. Тяжелые были первые дни занятий. В школе не было парт, школьной доски. Дети сидели на длинных скамейках, за скоро сколоченными из досок, столами. В помещении было холодно, не было тетрадей, учебников, наглядных пособий.

В 1946 г. столы заменили партами, ученики получили учебники, были обеспечены тетрадями и письменными принадлежностями.

В 1948г. было построено двухкомнатное деревянное здание школы, в котором учились дети до 1967г. В ней уже работали учителя, обучалось 79 учащихся начальных классов, школа работала в две смены. Выпускники начальной школы продолжали обучение в других школах района.

В 1969г. двухкомнатное здание школы было перевезено на территорию нынешней школы.


Восьмилетняя школа
1967 г. В п. Громыки вступает в строй типовое здание школы.
Оно построено за 1 год. Наш народ отмечал в этот год 50- летие
Советской власти.

В 1967 - 1968 учебном году в Громыкской восьмилетней школе
обучалось 229 учащихся п. Громыки и д.Игрушино. Первым ее

директором был Шишенков Николай Дмитриевич. Он многое сделал
для оформления школы. Учащиеся под руководством директора
школы и учителя биологии Чиграй Александра Сергеевича,

озеленили территорию школы, вырастили сад на площади 1 га,
вокруг школы посадили много цветов.
Сегодня учащиеся и учителя ходят по широкой аллее.



Средняя школа


Восьмилетняя школа реорганизована в среднюю. Учащиеся могут
получать образование в родной школе. Для обучения ребят в школе
оборудованы кабинеты, имеется библиотека, столовая, спортивный
зал и спортивная площадка для подготовки ребят к труду и службе
в армии.

Все учителя, работающие в школе, имеют высшее образование.


© 2010-2022