«Духовно – нравственное воспитание неслышащих школьников во время проведения самоподготовки »

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
«Духовно – нравственное воспитание неслышащих школьников во время проведения самоподготовки »

ГОКУ «СКШИ г. Черемхово»

«Духовно - нравственное воспитание неслышащих школьников во время проведения самоподготовки »













Подготовила и прочитала:

Мельник М. В.

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это высказывание К. Д. Ушинского является правилом для каждого воспитателя. Большую часть времени дети в специальных (коррекционных) учреждениях проводят, взаимодействуя с воспитателем (от 8 до 10 часов в сутки). Отношение воспитателя специальных образовательных учреждений, умение его взаимодействовать с особым ребенком полностью отражаются на состоянии, поведении, личностных проявлениях детей не только в период пребывания их в интернате, но и в последующие годы.
Воспитатель, в этой ситуации, находится в процессе непрерывного поиска индивидуальных методов, форм и средств взаимодействия для эффективной помощи ребёнку с ограниченными возможностями. Понимая целостность процесса развития ребёнка, значимость разумного сотрудничества (взаимодействия) с ним, воспитатель должен уметь создавать условия «семейных» доверительных отношений. Многоплановость профессиональной деятельности воспитателя и её специфика предъявляет определённые требования к умениям взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями.

Перед школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Что же такое нравственность? - Это нормы, принципы поведения, мотивы поступков.

Духовность? Это устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания; определение человеческого способа жизни, выраженное в стремлении к познанию мира и, прежде всего, самого себя.

Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Слово «духовность» употребляются в обиходе наших выражений очень широко. Исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать - это и есть духовность.

Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

Одной из задач в формировании личности школьника является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями. Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Маленький ребёнок не имеет ещё нравственных представлений. Воспитывают детей школа, семья и общественность. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребёнка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль уроков чтения и внеклассных занятий. Часто мы говорим: «Книга - это открытие мира». Действительно, читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.

На каждом занятии, на самоподготовке, мы учим детей, закрепляем знания, прививаем определенные умения и навыки. Именно через педагога происходит формирование мировоззрения ученика, мы воспитываем отношение к науке, вкус и интерес к познанию окружающего мира.

Перед самоподготовкой воспитатель напоминает дежурным о том, чтобы в классе была сделана влажная уборка, на столах и в них должен быть порядок. Все учебники, необходимые для выполнения домашнего задания и дневник ученика находятся на столе.

Воспитатель настраивает ребят на самостоятельное выполнение домашней работы с помощью коррекционной минуты (во время которой проводит фронтальную и индивидуальную работу). Коррекционная минутка должна соответствовать тому предмету, домашнее задание по которому будут выполнять ребята следом за ней, так как необходим плавный переход от одного вида деятельности к другому.

В коррекционной школе самоподготовка - одна их форм организации учебного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное

По характеру приготовления домашних заданий самоподготовка может протекать для разных категорий обучающихся в разных видовых состояниях, которые определяются степенью самостоятельной активности обучающихся в выполнении домашних заданий.

Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Ещё В.А.Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить "умению чувствовать человека".

Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.

И все же школа и интернат не только место, где наши дети получают образование. Именно здесь происходит духовно-нравственное формирование ребенка, осознание им себя гражданином своей страны. Образование и воспитание, как известно, неделимы, но также общепризнано и то, насколько сложно добиться результатов, именно, в воспитательной деятельности, вложив в растущее «я» частичку себя.

В любом доме складывается определенная система ценностей, так и в нашем школьном доме складывается система педагогических ценностей:

• Принимай и понимай ребенка таким, каков он есть.

• Помогай ребенку, когда он нуждается в твоей помощи.

• Не сравнивай одного с другим, а сравни его вчерашнего с ним сегодняшним.

• Не учи ребенка, а развивай его, поддерживай его позитивные устремления.

• Заботься о его физическом и душевном здоровье, но не навреди.

Хочется верить, что наша школа посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для детей школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны.

Воспитатель в коррекционной школе: - прививает воспитанникам любовь к труду, высокие моральные качества, навыки культурного поведения, необходимость соблюдения ими правил личной гигиены;

- контролирует выполнение режима дня обучающимися, своевременное выполнение домашнего задания, оказывает помощь в учении и в разумной организации досуга;

Учитывая, что большинство обучающихся с отклонениями в развитии с трудом овладевают процессом чтения, страдают различными его нарушениями (дислексией), по вторникам воспитательский час мы отводим для внеклассного чтения. Во время занятий по внеклассному чтению ребята знакомятся с различными печатными изданиями: газетами, журналами, книгами. А также знакомятся с авторами статей и биографией писателей. Отрабатываются навыки плавного, беглого и выразительного чтения, умение пересказать прочитанное, высказывать свое отношение к героям и событиям.

В учебниках по чтению многие произведения посвящены воспитанию в детях любви ко всему живому. При чтении таких рассказов задача педагога привлечь внимание детей к природе, вызвать у них желание оберегать растительный и животный мир. Ребёнок, который с детства привык с пренебрежением относиться к живым существам, не умеющим говорить, но способным чувствовать боль и обиду, переносит такое отношение и на людей. Очень важно после прочтения произведения беседовать с детьми, тем самым выявить отношение к прочитанному, предложить детям высказать своё мнение. Обоснование своего ответа заставляет учеников вдуматься в прочитанное, оценить поступок того или иного персонажа рассказа, а часто вспомнить и о своём личном опыте.

Можно поставить перед ребёнком вопрос: наблюдал ли он в жизни что-либо похожее на данный случай? Беседу с учащимися следует вести так, чтобы вызвать у школьников эмоции не только одобрения, но и осуждения. Это будет способствовать воспитанию в детях нетерпимости к проявлению жестокости, эгоизма, равнодушия и поможет лучше увидеть положительные или отрицательные черты героя, дать им правильную оценку.

В связи с чтением рассказов природоведческого содержания можно провести интересную и полезную работу по охране школьниками живой природы. Часы чтения должны проходить в задушевной, дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлениям. Такое чтение, сопровождающееся коллективными переживаниями, сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества, взаимопонимания. Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Занятия, посвященные сказкам, становятся уроками духовности и патриотизма. Детям надо помочь получить эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учить почитанию старших, постичь основы праведной жизни. Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Сказки учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении сказок А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «не завидуй», а тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие.

Героический эпос русского народа дает образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. Русская литература всегда проповедовала добро. Обратимся к истокам:

Русские сказки - в конце всегда побеждает добро.

Былины. «Илья Муромец». Странники наставляют Илью Муромца: «Не помысли злом на татарина, не убей в чистом поле христианина». Ведь это здорово! Не сотвори зла, не помысли злом. И родитель дает ему благословление на добрые дела, «а на худые дела благословления нет».

Продуктивной формой занятия может стать ролевая игра. Инсценировка игры учит учащихся анализировать сложные проблемы человеческих отношений, в разрешении которых важно не только правильное решение, но и обоюдное поведение, отношения, тон и т.д.

Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания. Но это понятие мы не всегда употребляем на занятиях, заменяя его составляющими: дружба, любовь, уважение к окружающим, честность, порядочность и др.

В последнее время особенно актуальной становится идея не просто воспитания детей, а воспитания через искусство, через литературу.

Возрастает понимание роли чтения детьми художественной литературы, главная цель которой «чувства добрые лирой пробуждать», как сказал А.С. Пушкин.

Поэтому мы, воспитатели, должны организовать глубокое личностное восприятие учащимися художественных произведений на занятиях, искать пути освоения и присвоения детьми нравственных ценностей, заключѐнных в художественном слове, не только при выполнении домашнего задания по чтению и литературе, но и вне него.

Задача педагога - помочь ребѐнку осмыслить то, о чѐм пишет автор, что он чувствует, вызвать читательские эмоции и тем самым - желание, подражать тому, что нравится, и не делать того, что не нравится. Как это делать на самоподготовке и во внеклассной работе с учащимися? И главное, как это делать результативно?

На самоподготовке и во внеклассной работе необходимо применять продуктивные методы работы, одним из которых являются интерактивные формы работы.

Интерактивные - это внутренне активные методы обучения «на уровне искусства и по возможности его методами», это формы взаимодействия учеников одновременно с педагогом и друг с другом.

Рисунок можно применять на разных этапах чтения произведения: после первичного чтения произведения или во время повторного чтения, чтобы получить информацию о том, насколько ученик понял художественный образ, насколько его восприятие образа близко к авторскому.

Дидактические игры можно использовать на этапе проверки знаний после чтения одного или нескольких произведении цикла. Это помогает детям пережить ситуацию, которой не было в их жизни, войти в образ героя произведения.

Театральная постановка. Эту форму работы можно использовать после

изучения пьес.

Для полноценного восприятия художественного произведения и для нравственного развития ребѐнка важно его литературное творчество на занятиях и дома. Это написание мини-сочинений, отзывов и создание

собственных творческих проектов.

Для формирования познавательного интереса и воспитания трудолюбия, настойчивости, наблюдательности мы используем кроссворды. В большей степени кроссворды эффективны для обобщения материала по произведению, при подведении итогов занятия. Таким образом, применяя на занятиях интерактивные формы работы, мы используем возможности развития нравственных ценностей через налаживание межличностных взаимоотношений между учащимися и организуем творческие дела на занятиях по чтению, так как в процессе творчества проявляется и формируется личность. Огромную возможность для духовно-нравственного воспитания педагогам на самоподготовке дают пословицы и поговорки русского народа, фразеологизмы, крылатые выражения. Нужно только умело их преподносить детям.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: для того чтобы достичь главной цели обучения и воспитания - формирования морально активной личности, способной творчески мыслить, руководствоваться знаниями в процессе выбора своего поведения в различных жизненных ситуациях, необходимо использовать методы активного обучения и воспитания, которые позволяют ребенку под руководством взрослых достигать новых результатов в своем развитии, приводят к формированию личности, позволяют знаниям превращаться в убеждения. Ученик, решающий нравственную проблему на занятии и принимающий решение, умеет выражать свои взгляды, убеждения, делать выводы, благодаря чему приобретают навыки принимать и в жизни правильные собственные решения.

Духовно-нравственное воспитание на занятиях по внеклассному чтению и на самоподготовке является важным средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.


© 2010-2022