Доклад: «Формирование навыка чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья»

""Описание материала: "Доклад составлен для учителей начальных классов корркционной специальной школы 8 вида. "Для начинающего учителя материал подобран исключительно.Учителю важно подумать, как добиться тесного взаимодействия различных факторов, участвующих в акте чтения. Ему следует знать, чем характеризуется процесс чтения у ребенка, начинающего обучаться чтению. "Главной задачей в коррекционной школе является как правильно научить ребенка читать и сливать слоги. Вам предоставляется материал ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование навыка чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. Чтение - один из основных способов всестороннего развития школьников. Чтение принадлежит к числу сложных психофизиологических процессов и осуществляется при взаимодействии ряда механизмов или факторов, среди которых решающую роль играют: зрительный, речедвигательный, речеслуховой, смысловой. Чтобы грамотно руководить работой по формированию навыка чтения, надо понять, что чтение - это вид деятельности, для которого характерны две взаимосвязанные стороны, одни из них <<находит свое выражение в движении глаз и речезвукодвигательных процессах>>, другая - << в движении мыслей, чувств и намерений читающего, вызванных содержанием читаемого>> Чтение включает следующие компоненты: зрительное восприятие, произнесение и осмысливание читаемого. По мере овладения процессом чтения у читателя происходит все большее сближение, все более тонкое взаимодействие между указанными компонентами. Конечной задачей развития навыка чтения является, достижение того синтеза между отдельными сторонами процесса чтения, каким характеризуется чтение опытного чтеца. Чем гибче синтез между процессами осмысливания и тем, что называется навыком в чтении, тем совершеннее протекает чтение, тем оно точнее и выразительнее. Термин чтения употребляется в разных значениях: в узком, как формирование навыка чтения отождествляется с овладением техникой чтения, и в широком, когда чтение трактуется как умение читать, под которым понимается осознание читателем не только отдельных слов и предложений, но и связных текстов. Чтение - это вид речевой деятельности , в которой во взаимодействии выступают следующие компоненты: восприятие графической формы слова, перевод ее в звуковую, т.е. произнесение слова по слогам или целиком в зависимости от уровня овладения техникой чтения, понимание прочитанного. Следует обратить внимание на одно важное обстоятельство: в зрительно воспринимаемом тексте могут различаться между собой лишь буквы и до известной степени -слова. Составные части слова- слоги и морфемы- никаким образом в видимом тексте не выделяются. Слова хотя и отделяются друг от друга пробелом, но такой важный признак русского языка, как ударение, в тексте тоже не отмечается. Конец предложения обозначается точкой и заглавной буквой начального слова предложения, а членение внутри предложения - знаками препинания, но и здесь знаки препинания часто условны и не всегда совпадают с произносимыми интонационными членениями внутри самого предложения. Да и сами буквы далеко не соответствуют действительно произносимыми звукам слова, т.к. звуки слова меняются в зависимости от слоговых позиций, редукции и ударения. Все эти несоответствия между видимыми словами , с одной стороны, и произносимыми и слышимым - с другой , затрудняют обучение чтению. Освоение техники чтения состоит в том, что вырабатывается механизм перехода от слова видимого к произносимому. Обратимся к основам умения читать. Ученый Н.А.Рыбников представлял чтения как сгусток личностных человеческих свойств, качеств и специальных действий и операций:<<… восприятие зрительных буквенных элементов; представление, поскольку чтец стремится понять значение букв, знаков; память , поскольку читающий должен помнить прочитанное и связанное с прочитанным содержание; интеллект, поскольку при чтении осмысливается связь прочитанного материала; воля, поскольку чтение есть спонтанная деятельность; чувство, поскольку чтец эмоционально воспринимать содержание. Весь этот сложный процесс осуществляется с точки зрения определенно поставленной цели, в соответствии с которой из этого сложного комплекса выдвигаются на первый план те или иные моменты. Там, где этот процесс оказывается адекватным поставленной цели, мы имеем и правильный конечный результат, т.е. правильное чтение. Учителю важно подумать, как добиться тесного взаимодействия различных факторов, участвующих в акте чтения. Ему следует знать, чем характеризуется процесс чтения у ребенка, начинающего обучаться чтению.

1. «Поле чтения» начинающий ученик охватывает всего лишь одну букву, чтобы ее узнать, нередко он сравнивает ее с другими, прочтение буквы возбуждает в нем естественное желание произнести сразу же звук, но учитель требует произносить целый слог, следовательно, ему приходиться прочесть как минимум еще одну букву, предыдущую удерживая в памяти. И здесь для многих детей кроются немалые трудности. Ведь для прочтения слова недостаточно воспроизвести звуки, его составляющие. Процесс чтения протекает медленно, т.к. для прочтения слова нужно воспроизвести столько актов восприятия и узнавания, сколько букв в слове, к тому же еще нужно слить звуки в слоги, а слоги - в слова.

2. Глаза чтеца нередко теряют строчку, т.к. ему приходиться возвращаться, перечитывать буквы, слоги. Его взор еще не привык двигаться строго параллельно строчкам. Эта трудность постепенно исчезает, по мере того как объем внимание школьника расширяется, и он воспринимает сразу целый слог или целое слово.

3.Ученик не всегда понимает смысл прочитанного. Огромное внимание уделяется технической стороне чтения, каждому элементарному действию, и к тому моменту, как слово прочитано и произнесено, школьник не успевает его осознать. Понимание смысла отрывается от чтения, узнавание слова происходит не одновременно с его прочтением, а после.

4. Для неопытного чтеца характерно угадывание слова либо по первому слогу, либо по контексту, либо по картинке. Однако попытки угадывать слова, хотя и приводит к ошибкам в чтении, свидетельствуют о том, что ученик стремиться читать сознательно.

Самая большая трудность при обучении чтению - трудность звукослияния: дети произносят отдельно звуки, а слоги получить не могут. Чтение для детей ограниченными возможностями здоровья - это сложный процесс, элементы которого не только очень слабо связываются между собой, но и несут в себе самостоятельные, собственные трудности. Их преодоление и слияние свех элементов в сложное действие требует больших волевых усилий и значительного объема внимания, его устойчивости. В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества.

Беглость - это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется числом слов, прочитанных за единицу времени. Скорость чтения зависит от многих факторов: поля зрения, содержания текста, образа слов, внимательности, артикуляции, постановки дыхания, интереса к чтению.

Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого. Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается.

Сознательность - понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Выразительность - способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему. Выразительно прочитать текст - значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя передать идеи и чувства, вложенные в произведение. Выразительное чтение - это интонационно правильное чтение, которыми насыщено художественное произведение. Выразительное чтение - это методическое средство, это процесс и результат обучения учащихся обдумыванию и переживанию нравственно - эстетической сущности произведения, выражение своего отношения к нему путем слияние техники, логики и эмоционально - образной выразительности в речи при чтении. Основные положения, на которые опирается методика выразительного чтения в начальных классах

  1. Учащиеся должны хорошо понимать. Что им следует передать слушателю, читая текст произведения.

  2. У учащихся должно быть живое и верное отношение ко всему, о чем говорится в произведении.

  3. Учащиеся должны читать текст произведения с осознанным желанием передавать конкретное содержание: факты, события, картины природы, передавать так, чтобы слушающие их правильно поняли и оценили.

Учитель должен принять во внимание все обстоятельства, сопутствующие формированию навыка чтения и влияющего на него:

-уровень сформированности у учащихся умения предвосхищать содержание произведения по его внешним приметам;

- уровень сформированности у детей желания читать и способности реализовать это желание, получая от затраченных усилий если не удовольствие, то, по крайней мере , удовлетворение;

- возможности- свои личные и отдельных учащихся- демонстрировать классу образцы хорошего чтения для данного этапа обучения как вслух, так и молча, т.е. про себя;

- относительную новизну предлагаемого для чтения учебного материала как по форме, так и по содержанию.

Упражнения по формированию навыка чтения следует проводить в начале урока, в середине и конце урока. Можно использовать при подготовке к восприятию нового материала. Учитель вправе выбирать время и место проведения таких упражнений на уроке.

Примеры упражнений по формированию навыка чтения

Артикуляционная гимнастика

Чтение стечения согласных, различного рода сочетаний гласных и согласных, согласных и гласных.

А,О,У,,ЫИ,Э

А-У,А-О,Ы-И,Э-А,И-О

З-С-Ж , Ш-Ж-С

ЖЕ,ЧЕ,ЩА,ЖРА

Упражнения на отработку дыхания

Правильное дыхание - это дыхание свободное, глубокое, незаметное, автоматически подчиненное воле чтеца.

-вдыхать глубоко носом и ртом;

- вдыхать бесшумно;

-не перебивать дыхание при вдохе;

- не задерживать дыхания в паузах

Произношение скороговорок и чистоговорок

При работе над скороговоркой, которая позволяет отрабатывать навык чтения, ни в коем случае не предлагайте учащимся сразу прочитать ее на скорость. На данном этапе важнее качество произношения. Поэтому дайте такое задание: прочитать без ошибок, тщательно проговаривая слова. Прочитай так, чтобы было видно, что ты удивляешься сказанному, восхищаешься, хвалишься, рассержен. Для отработки произношения скороговорки используйте словесное рисование.

Скороговорки:

Оса боса без пояса

Наш Полкан попал в капкан

Мчится поезд скрежеща: же-че-ща, же-че-ща.

Чистоговорки

Ря-ря-ря- синие моря

Ур-ур-ур- не гони кур

Ярь-ярь-ярь- новый букварь

Упражнения на отработку дикции

Условием четкой, ясной дикции является правильная артикуляция, обеспечивающая упругое движение органов речи. Выработке хорошей дикции способствуют задания:

  1. Читай беззвучно, активно артикулируя

  2. Читай четко, ясно выговаривая звуки

  3. Чтение слов перевертышей.

Упражнения на отработку интонации

Интонация - это совокупность элементов звучащей речи: ударения, темп, тембр, пауза, громкость голоса. Под интонацией понимается движение голоса в зависимости от смысла, а под тоном речи - мелодическая окрашенность.

Чтение пар слов, отличающихся одной буквой.

Козы - косы, ветер - вечер, трава - травы, бочка - дочка.

Чтение слов по подобию.

Сам - сами- санки, он - они -кони -камни.

Чтение цепочки слов.

Сторож - сторожил - насторожился; готов - готовил - приготовил.

Составление предложений из<< рассыпавшихся>> частей.

Симка, у, киска, нас. Скок, к ,окну, а, Симка.

Сравните слова, найдите отличия между ними, способы образования нового слова.

Ель - щель, мех - смех, сын - сыт

Чтение слогов. Какие слова здесь спрятались?

РО РУ РЫ РЭ

БО БУ БЫ БЭ

ЧИ ТА ЕМ ЧЭ

ХО РО ШО ХЭ

Соедини слоги и получишь названия домашних и диких животных.

УТ СИ ЦЫ КУ ЗЫ

ВОЛ ЛИ КИ КО РЫ

ГУ ОВ СЫ ПО НИ

Занимательные упражнения

  1. Пирамидка

  2. Буксир

  3. Упражнение Молния

  4. Упражнение Угадай

  5. Упражнение Кто быстрее

  6. Ребусы

  7. Жужжащее чтение

  8. Превращение слов

  9. Нахождение повторяющейся буквы.



© 2010-2022