Рабочая программа кружка Покровчане

Пояснительная  записка.                Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном городе, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. Место курса в учебном плане Курс изучения п... № Название раздела Всего часов   1. Наш город 5 часов   2. Наш край (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир). 6 часов   3. Путешествие вглубь веков. 2 часов   4. Люди нашего края 4часов                                                                                 Итого 17 часов Основное направление внеурочных занятий по краеведению в 4 классе - развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала. Школьники знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников. Главная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории  нашего края, его людях. Продолжается и конкретизируется работа по изучению рельефа, полезных ископаемых, водных ресурсов нашей области.       Календарно-тематическ...  
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном городе, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Место курса в учебном плане

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 4 классов. Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раз в месяц.

17 часов в год.

Общая характеристика курса

Актуальность данного курса заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного города. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Изменения, произошедшие в общественном строе, внесли изменения в нравственные ценности. В младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к родине подрастающего поколения начинается с ощущения родного города, родной земли. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании учащихся, которые возникли в последнее время.

Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к изучению родного города, что позволяет учащимся увидеть свой город как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный компонент в структуре единого государства. Такой подход даёт возможность рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние родного города.

Цели курса.

 Воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой город, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства.

 Воспитание деятельного гражданина, с активной жизненной позицией, желающего принять непосредственное участие в развитии и процветании своего города.

Задачи курса.

 Ознакомление учащихся с историческим прошлым и современной жизнью населения Саратовской области и города Энгельса, участием и значением родного края в исторической, политической, экономической и культурной жизни России.

 Развитие гражданских качеств личности младшего школьника; его патриотического отношения к России и своему городу; формирование личностно-ценностного отношения и побуждение деятельной любви к родному месту проживания.

 Укрепление родственных и семейных связей через погружение в историю жизни своей семьи, почитание семейных традиций для укрепления отношений между представителями разных поколений.

 Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

 Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний в повседневной жизни.

 Профессиональная ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.

 Овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией.

 Ознакомление учащихся с технологией проектной деятельности, умению применять данную технологию в самостоятельной работе.

Курс предусматривает организацию активных форм проведения занятий с учащимися. Это и традиционные уроки с применением иллюстративных и презентаций, с применением индивидуальных, парных и групповых творческих работ, тематические консультации. А также устные журналы, диспуты, выставки, коллективные игры, встречи с интересными людьми, конкурсы и викторины, тематические и обзорные экскурсии, выход в кинотеатр и библиотеку города.

Освоение курса, помимо посещения коллективных занятий, предполагает выполнение внеурочных (домашних) заданий. Это всевозможные практические и творческие задания. Изучение дополнительной литературы, поиск иллюстративного материала и фотоматериалов. А также выполнение письменных творческих и проектных работ.

Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

Данный курс ориентирован не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

В основе реализации курса «Мой город и край» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

В результате обучения по курсу «Мой город и край» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:

Личностные действия:

Выпускник научится и приобретет:

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

  • приобретет способность развить в себе этические чувства - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;

  • чувства гордости за свой город, за успехи своих земляков;

  • эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные действия:

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Выпускник получит возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;

  • вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные действия:

Выпускник научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

  • узнавать символику города;

  • описывать достопримечательности г. Энегльса;

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем городе, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

  • находить на карте свой край и город;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;

  • работать в семейных архивах.

Коммуникативные действия:

Выпускник научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

  • ориентироваться на позицию партнера в общении;

  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выпускник получит возможность:

  • готовить и выступать с сообщениями;

  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;

  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.












































Содержание программы


4 класс

Название раздела

Всего часов

1.

Наш город

5 часов

2.

Наш край (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир).

6 часов

3.

Путешествие вглубь веков.

2 часов

4.

Люди нашего края

4часов

Итого

17 часов

Основное направление внеурочных занятий по краеведению в 4 классе - развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала. Школьники знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края - поэтов, писателей, художников. Главная цель - расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории нашего края, его людях. Продолжается и конкретизируется работа по изучению рельефа, полезных ископаемых, водных ресурсов нашей области.




Календарно-тематическое планирование

4 класс



№ урока в теме

Тема занятия

Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения

Наш город (5ч)

2.

Истории названий улиц города

Практическая деятельность по созданию иллюстративного текста об истории названий улиц города. (выступление обучающихся на уроке города)

3.

Церкви нашего города. Экскурсия в церковь города.

4.

Брейн - ринг «Мой город»

Практическая работа: Брейн - ринг «Мой город»

5.

Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своего города, если бы был мэром города»

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции)

Наш край (6ч)

1.

Рельеф. Знакомство с рельефом Саратовской области

Беседа по содержанию. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

2.

Полезные ископаемые. Знакомство с полезными ископаемыми Приморья

Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых.

3.

Водные ресурсы. Характеристика основных водных объектов

Практическая работа: Тест « Реки, озера нашего края». Работа в группах: дать характеристику о водных объектах.

4.

Растительность. Разнообразие растительного покрова в нашего края.

Фронтальная беседа. Практическая работа: Игра «Аукцион»

5.

Животный мир. Разнообразие животного мира в нашего края

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.

6.

Самое интересное о природе Саратовской области

Беседа по содержанию. Практическая работа: конкурс «Самое интересное о природе Саратовской област» Индивидуальная поисковая, групповая деятельность; работа, в группах, в парах

Путешествие вглубь веков (2ч)

1.

Жилища народов, проживающих на территории области

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.

2.

Обрядовые праздники, национальная одежда, предметы быта коренных жителей Саратовской области

Фронтальная беседа. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.

Люди нашего края (4ч)

1.

Л Кассиль «Страна Швамбрания», Шнитке

Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий)

2.

Энгельс в годы Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу) Экскурсия в музей

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Создание иллюстративного текста (лист, презентация).Защита собственных исследовательских проектов.

3.

Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи (выступление обучающихся на уроке города)

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая деятельность; работа, в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции)

4.

Защита проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи»

Определение и выбор темы собственного исследования (обмен литературой, рассматривание, обсуждение)



Литература

1. «Сборник программ для организации внеурочной деятельности в начальной школе», Казачкова С.П., Волгоград - 2011.
2 Примерная программа внеурочной деятельности - авторы П.В.Степанов, С.В.Сизяев Т.С.Сафронов.

4.Обучение в 1 классе «Физическая культура» авторы Т.С. Лисицкая Л.А. Новикова, Методические разработки.

5.Справочник туриста, автор Ю. А. Штюрмер, 2 - е изд.-е с изм- ми и доп- ми, М - Профиздат

6. Сборник « Кодекс туриста»

7.Энциклопедия туризма, авторы Ю. Н. Федотов, И.Е. Востоков

8.Основы спортивной тренировки в горных видах спорта Ю.В. Аппенянский - М. 1996




© 2010-2022