Арт-педагогика в современном образовании

Основными технологиями артпедагогики являются игра и педагогическая импровизация, именно это дает основание для использования технологий арт-педагогики в сфере социально-культурной педагогики. Педагогическая импровизация - это изначально непредусмотренные действия педагога, которые обуславливаются незапланированными ситуациями, складывающимися под влиянием внутренних или внешних факторов. Успех импровизации обуславливается конструированием и прогнозированием форм, мотивированностью и перспективн...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практикующие арт-терапевты в каждом конкретном случае имеют возможность формулировать различные задачи арт-терапевтического процесса. Не претендуя на полноту, перечислим некоторые из них:

с Развитие навыков коммуникации. Арт-терапия дает человеку возможность не только выразить себя средствами искусства, но и научиться строить отношения с другими людьми в группе посредством невербального общения (языком красок, оттенков, движений и так далее). Новый опыт, полученный в арт-терапевтической группе, может облегчить общение с другими людьми и вне ее.

с Осознание собственных чувств и эмоций. Совместная работа в группе над рисунками дает возможность глубокого изучения собственного внутреннего мира, страхов, ожиданий, сомнений и конфликтов. За счет получения обратной связи от других участников группы обогащается эмоциональная сфера каждого.

с Проявление творческих способностей. Творчество позволяет находить новые решения в привычных ситуациях, дает возможность исследовать новые идеи и способы существования. Совместное переживание творческого подъема в группе может приводить к углублению мировосприятия каждого из ее членов.

с Социальная адаптация. Арт-терапия незаменима для тех, кто в силу физических или психических особенностей своего состояния социально дезадаптирован, добровольно или невольно ограничен в социальных контактах. Творческий опыт, развитие новых навыков и умений в этом случае позволяют людям более активно участвовать в социальной жизни.

Исследователи также выделяют следующие возможности групповой арт-терапии:

с Обучение совместной работе над проблемами

с Освоение новых ролей

с Актуализация непроявленных качеств личности

с Повышение самооценки

с Развитие эмпатии, внимательного отношения к художественному творчеству других членов группы

с Усиление ощущения личной ценности

с Повышение художественной компетентности.

Суммируя эти эффекты терапии искусством, некоторые практики подчеркивают, что использование художественных приемов в процессе проведения группы также позволяет глубоко изучать процессы фантазирования, способствовать разрешению конфликтов между членами группы и позволять им осваивать новые стратегии выхода из конфликтов.





Основными технологиями артпедагогики являются игра и педагогическая импровизация, именно это дает основание для использования технологий арт-педагогики в сфере социально-культурной педагогики. Педагогическая импровизация - это изначально непредусмотренные действия педагога, которые обуславливаются незапланированными ситуациями, складывающимися под влиянием внутренних или внешних факторов. Успех импровизации обуславливается конструированием и прогнозированием форм, мотивированностью и перспективностью результатов.

Основным методом в артпедагогике является проблемно-диалоговый метод, который ориентирован на развитие духовно-личностной сферы ребенка, нравственное воспитание, формирование этического и эстетического иммунитета. Основа данного метода - диалог, предполагающий не просто поочередный обмен информацией, а совместный поиск общих позиций, их соотнесение. В диалоге каждое сообщение рассчитано на интерпретацию собеседника и возвращение информации в обогащенном виде. В диалоге активны все субъекты: и педагог, и воспитанники. Залог успеха - в эмоциональной сдержанности, ненавязчивости, внутренней свободе.

Структура и содержание артурока многовариантны, т.к. каждый ребенок приходит на занятия со своим багажом знаний, следовательно, образовательное пространство, содержание, методы, технологии создаются не только педагогом, но и учащимися. Артурок двухслоен: содержание темы обогащается содержанием искусства, гармонично сочетающимся с основным предметом, что способствует развитию личности как обучающихся, так и педагога. Каждое занятие имеет следующие компоненты: аксиологический, когнитивный, деятельностно-творческий, личностный. Личностный компонент является превалирующим, и это отличает артурок от традиционного занятия.

Здесь нельзя не затронуть проблему профессиональной подготовки педагогов, работающих с технологиями артпедагогики. Помимо традиционных требований: высокий интеллект, развитое мышление и память, педагог должен быть психологически готовым к импровизации, испытывать потребность в самореализации, знать основы педагогического творчества, владеть основами риторики, драматургии, уметь применять их на практике, формировать свой стиль деятельности, педагогический вкус, ломать привычные стереотипы. Приветствуется наличие у педагога режиссерских навыков, музыкальная или хореографическая подготовка, ведь в артпедагогике практикуется обращение к внутреннему миру ребенка, включение его в образовательный процесс «на равных» с педагогом, развитие индивидуальности, креативности как обучающихся, так и педагога, формирование потребности в самообразовании, самовоспитании, саморазвитии.



© 2010-2022