Программа театрального объединения Маски+

Раздел Классному руководителю
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного

образования детей « Рыльский Дом детского творчества»





ПРОГРАММА

театрального объединения

«Маски+»



Коробова Татьяна Сергеевна,

педагог дополнительного

образования Рыльского

Дома детского творчества



Рыльск

2. Пояснительная записка

2.1 Обоснование необходимости разработки.


Одной из задач данной авторской программы - способствовать формированию художественной культуры и творческой активности, как части духовной культуры, воспитывать уважение к народным традициям и театральному искусству.

Данная программа учитывает желание выделиться, привлечь внимание свойственно людям любого возраста, но в молодежной среде оно более обострено.

Для успешного решения этих задач в программе предусмотрено:

- приобщение подрастающего поколения к духовному богатству своего народа, его культуре, что дает возможность воспитывать у детей уважение к традициям, укладу жизни, быту, обычаям наших предков, стремление сохранить то ценное, что живет в памяти народа;

- оказание социально-педагогической поддержки в развитии умений по созданию своего образа, подчеркиванию своей индивидуальности, черпая его составляющие из природы, традиций, действительности, всего, что нас окружает, с чем мы взаимодействуем;

Это и определяет актуальность данной программы.

Программа театрального объединения разработана на основе

Федерального компонента государственного стандарта общего образования, 2004 г.

Вид программы: адаптированная (модифицированная)


Новизна данной программы:

- составлено планирование изучаемого материала, учитывающее мотивацию, интересы и возрастные особенности обучающихся;

- изучаемый материал составлен таким образом, что позволяет максимально отразить национальное своеобразие и познакомить с культурой своего народа.

Художественная деятельность обучающихся на занятиях находит разнообразные формы выражения.

На занятиях в театральном объединении развивается художественный вкус, творческая активность, формируются эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к образному и художественному мышлению, активному преобразованию действительности.

Также происходит рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, направленное на осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях, и ставящее обучающихся на уровень субъектов формируемых отношений.

Общественное значение результатов деятельности школьников играет важную роль в их воспитании. Ведь развивающие и воспитательные возможности деятельности значительно возрастают, если она специально организуется как коллективная и творческая, если она направлена на удовлетворение потребностей общества и в то же время учитывает интересы и потребности обучающихся.

Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребенок раз­вивается быстрее, полноценнее. Русская народная сказ­ка радует детей своим оптимизмом, добротой, любо­вью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором. Ребенок, входя в сказку, получает роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа, непро­извольно впитывает в себя то отношение к миру, кото­рое дает силу и стойкость в будущей жизни.

Театрализованная деятельность позволяет формиро­вать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые ге­рои становятся образцами для подражания.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит зна­комые литературные сюжеты. Именно это активизиру­ет его мышление, тренирует память и образное воспри­ятие, развивает воображение и фантазию, совершенству­ет речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям - прежде всего детям - осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, - невозможно. С.Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает гово­рящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невер­бальные (мимика, жесты, поза) средства.

Поэтому именно театрализованная деятельность по­зволяет решать многие педагогические задачи, касаю­щиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического вос­питания. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, спо­соб приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрес­сами, душа просит сказки-чуда, ощущения беззабот­ного детства.

Театрализация - это в первую очередь импровиза­ция, оживление предметов и звуков. Так как она тес­но взаимосвязана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием и т.д., необходимость систематизировать ее в едином педаго­гическом процессе очевидна. Освоение программы способствует осознанному выбору дальнейшего профиля, уточнению профессиональных и жизненных планов.

2.2 Цели и задачи программы.

Цели программы:

Освоение различных видов творчества; элементов образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме); образных и исполнительных умений; технологических знаний, технологической культуры на основе включения обучающихся в разнообразные виды деятельности (познавательной, трудовой, художественной, общественной, ценностно-ориентационной, коммуникативной), методов творческой деятельности, путях получения профессий.

Овладение простейшими образно-выразительными умениями; специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда с учетом эстетических и экологических требований, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов с учетом личностных особенностей; безопасными приемами труда

Развитие творческой самостоятельности в передаче обра­за, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку; познавательных интересов, творческого и образного мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей и разносторонних качеств личности обучающихся, путем приобщение их к культурному наследию своей страны на примере такого вида искусства, как театр, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач; к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности.

Воспитание таких качеств личности как трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность, ответственность за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; творческого отношения к исполнительскому мастерству.

Получение опыта применения знаний и умений в самостоятельной практической деятельности и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Задачи и методы программы:

- последовательное знакомство детей с видами театра;

- поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам;

- совершенствование артистических навыков детей;

- раскрепощение ребенка;

- работа над речью, интонациями;

- коллективные действия, взаимодействия;

- пробуждение в детях способности живо представ­лять себе происходящее, горячо сочувствовать, со­переживать.

Принципы:

- импровизационность,

- гуманность,

- систематизация знаний,

- учет индивидуальных способностей каждого ре­бенка.

Образовательные:

- обучать самоконтролю;

- познакомить с историей возникновения русского театра, включать обучающихся в познавательную деятельность.

Воспитательные:

- воспитывать инициативу и самостоятельность, усидчивость и аккуратность, трудолюбие;

- формировать навыки здорового образа жизни, культуру общения и поведения в обществе;

- воспитывать чувство уважения к народным традициям;

- формировать социальную активность.

Развивающие:

- развивать социально-значимые качества личности;

- развивать такие психологические особенности как образное и творческое мышление, способность личности к полноценному восприятию и правильному пониманию красоты в искусстве и действительности;

- развивать формирование потребностей в самораскрытии.


2.3 Особенности программы


Ведущие идеи: Оказание социально-педагогической поддержки в развитии и формировании личности обучающихся, возможности раскрыть свой творческий потенциал за счет развития их природных задатков и способностей; в преодолении слабой выраженности отдельных способностей за счет их упражнения или компенсации посредством других способностей и способов работы; в формировании адаптивной личности, способной решать творческие задачи, раскрывающие её как субъекта в процессе созидания и самовыражения.

Ключевые понятия: формирование функционально-технологической грамотности (компетентности) обучающихся, их конструктивной самостоятельности; становление таких качеств личности как информативность (насыщение информацией), критичность, способность к самоанализу выполняемой деятельности, её планированию, к постановке целей на будущее, выбору профессии и личностному самоопределению; развитие образного и творческого мышления.

Этапы реализации программы:

1 год обучения: мотивация, интерес, способности.

2 год обучения: способности, творчество.

3 год обучения: креативность.

В основу программы положено обучение, основанное на раскрытии творческих возможностей, задатков ребенка.

Занятия школьников в театральном объединении нельзя ограничивать знакомством детей с игрой на сцене и рассматривать их как развлечение в часы досуга. Яркое, увлекательное искусство театра дает учащимся возможность проявить свою деятельность и может быть широко использовано педагогом в воспитательных целях:

постановка спектакля помогает сплотить дружный, творческий коллектив школьников:

вдумчивый анализ пьесы обращает внимание учащихся на то, как правдиво и проникновенно отображает реалистическое искусство театра жизненные явления;

работа над ролью заставляет учеников задуматься над художественным образом и понять его познавательное значение;

запоминание текста пьесы наизусть обогащает язык детей, а непосредственное общение на сцене наглядно показывает выразительность живого слова.

Занятия в театральном объединении не могут быть в стороне от нашей общей системы школьного обучения и воспитания. Отсюда для педагогов дополнительного образования становится обязательным учет возрастных особенностей учащихся, выбор содержательного и художественного репертуара, понятного и доступного силам исполнителей, необходимость сознательной, последовательной и посильной работы детей над сценическим образом и т. д.

Кроме этого, в театральном объединении учащиеся знакомятся с основами актерского искусства и дают им навыки правдивого поведения в сценических условиях.

Правда жизни, отраженная на сцене в художественных образах, обладает большой силой воздействия на сознание и чувства детей.

Круг вопросов, возникающих перед руководителем театрального кружка, можно разбить на три основные группы:

вопросы репертуара;

вопросы организации коллектива;

ряд вопросов, связанных непосредственно с работой над пьесой и ее сценическим воплощением.

Основу любого спектакля составляет литературное, драматургическое произведение - пьеса.

Решая вопрос о пригодности той или иной пьесы для работы с данным кружком, думаю о распределении ролей, реально оцениваю творческие возможности кружковцев, их возраст.

Программа рассчитана на три года обучения (возраст детей 8 -14 лет).

В предлагаемом варианте авторской программы «Юный театрал» могут заниматься дети 8 - 14 лет.

При составлении плана работы была соблюдена логическая последовательность и взаимосвязь занятий


2.6 Прогнозируемые результаты


Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся.

Обучающиеся должны знать / понимать:

- исторические сведения о театральном искусстве и т.п.

- основные специальные термины;

- правила техники безопасности;

- творческие методы решения технологических задач;

- способы нормирования труда;

- сущность индивидуальной трудовой деятельности.

Обучающиеся должны уметь:

- рационально организовывать рабочее место;

- находить необходимую информацию в различных источниках;

- соблюдать правила гигиены, санитарии и безопасной работы;

- самостоятельно выявлять и исправлять ошибки;

- сужать и расширять узор;

- работать с журналами и другой литературой;

- распределять обязанности при коллективном выполнении работы;

- решать проставленные задачи с применением методов творческой деятельности;

- уточнять и корректировать профессиональные намерения;

ЗАДАЧИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

ГРУППА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1. Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

2. Подводить детей к созданию выразительного образа.

3. Расширять представления детей об окружающих их предметах. Учить определять материал для изготов­ления костюмов, декораций, атрибутов к спек­таклю. Расширять знания детей о персонажах, участвую­щих в театрально-игровой деятельности.

4. Пополнять и активизировать словарь детей. Фор­мировать умение определять и называть местоположе­ние театральных персонажей, предметов, декораций, характеризовать душевное состояние и настроение пер­сонажей театрального спектакля. Закреплять правиль­ное произношение гласных и согласных звуков. Со­вершенствовать отчетливое произношение слов и сло­восочетаний. Формировать интонацию и выразитель­ность речи. Развивать диалогическую речь детей в процессе театрально-игровой деятельности.



ГРУППА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1. Продолжать развивать устойчивый интерес к те­атральной деятельности.

2. Совершенствовать исполнительские умения де­тей в создании художественного образа, используя иг­ровые, песенные и танцевальные импровизации.

3. Расширять представления детей об окружающей действительности.

Уточнять представления о предме­тах, игрушках, декорациях, окружающих их.

Уметь определять существенные признаки предметов.

Совер­шенствовать умение детей ориентироваться в простран­стве.

Воспитывать бережное отношение к реквизиту, костюмам, декорациям, уважение к труду взрослых и детей.

4. Продолжать обогащать и активизировать словарь учащихся. Совершенствовать интонаци­онную выразительность речи. Развивать диалогическую и монологическую речь, ее форму. Совершенствовать умение связно и выразитель­но пересказывать сказки.

5. Развивать память, мышление, воображение, вни­мание детей.

6. Продолжать воспитывать гуманные чувства детей. Развивать стремление быть отзывчивыми к взрослым и детям, проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

7. Приучать детей правильно оценивать свои и чужие поступки, а также персонажей кукольных и драматических спектаклей.

8. Развивать умение использовать песенные, танце­вальные, игровые импровизации в самостоятельной деятельности.

9. Поддерживать желание детей активно участво­вать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоя­тельной деятельности.

ГРУППА ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1. Совершенствовать всестороннее развитие артистичес­ких способностей детей средствами театрального искусства.

2. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игро­вые, песенные, танцевальные импровизации.

3. Продолжать расширять знания детей об окружаю­щей действительности. Углублять представления о предметах, декорациях. Совер­шенствовать умения детей ориентироваться в простран­стве. Продолжать воспитывать уважение к труду взрос­лых и детей, бережное отношение к костюмам, декорациям.

4. Продолжать активизировать и уточнять словарь учащихся. Закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной вы­разительностью речи. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Воспитывать культуру речевого общения.

5. Закреплять навыки импровизации диалогов дей­ствующих лиц в хорошо знакомых сказках, побуждать детей сочинять новые. Поддерживать стремление де­тей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.

6. Совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей.

7. Продолжать воспитывать гуманные чувства. Фор­мировать представления о честности, справедливости, доброте. Воспитывать отрицательное отношение к же­стокости, хитрости, трусости. Развивать способность анализировать свои

поступки, поведение сверстников, героев сказок. Формировать у детей чувства сотрудни­чества и взаимопомощи.

8. Совершенствовать песенные импровизации детей.

9. Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, движениями, создавая яркий образ героя.


В процессе реализации программы у обучающихся должны развиваться такие социально-значимые качества личности как:

1. Выражающие отношения к работе: трудолюбие (обязательность, пунктуальность, собранность), внимательность, творческий подход.

2. Характеризующие общий стиль поведенческой деятельности: исполнительность, самостоятельность, верность слову, активность (энергичность, инициативность, новаторство, целеустремленность), авторитетность, организованность (ответственность, последовательность, дисциплинированность, усидчивость, работоспособность), решительность (упорство, настойчивость).

3. Умственные способности: гибкость (находчивость, изобретательность, абстрактномыслие), дальновидность.

4. Административно-организаторские: умение руководить людьми, постоять за коллектив, разбираться в людях, убеждать их, коммуникабельность, эмоциональность (живость, импульсивность).

5. Характеризующие отношение к людям: доброта (добросердечность, гуманность, человечность, отзывчивость, доброжелательность), честность (правдивость,чистосердечность,благородство,справедливость,искренность),беспристрастность, воспитанность.

6. Характеризующие отношение к себе: требовательность, скромность, уверенность, совершенствование знаний.

Характеристика системы оценивания и отслеживания результатов


Отслеживание результатов в творческом объединении направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся и на определение эффективности функционирования педагогического процесса. Оно должно обеспечивать взаимодействие внешней обратной связи (контроль педагога) и внутренней (самоконтроль обучающихся). Целью отслеживания и оценивания результатов обучения является: содействовать воспитанию у обучающихся от-

ветственности за результаты своего труда, критического отношения к достигнутому, привычки к самоконтролю и самонаблюдению, что формирует навык самоанализа. Для проверки знаний, умений и навыков в творческом объединении «Юный театрал» используются такие виды и методы контроля как:

Входной, направленный на выявление требуемых на начало обучения знаний, дает информацию об уровне подготовки обучающихся. Для этого вида контроля используются методы:

- письменные (анкеты, тесты);

- игры: деловые, имитационные, ролевые, драматизации.

Текущий, осуществляемый в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся. Для этого вида контроля можно использовать такие методы:

- устные (фронтальный опрос, беседа);

- письменные (тесты, карточки-задания);

- индивидуальные (дифференциация и подбор заданий с учетом особенностей обучающихся);

- наблюдения;

- концертная деятельность.

Итоговый, проводимый в конце четвертей, полугодий, всего учебного года. Здесь целесообразно проводить участие в конкурсах, фестивалях, в концертной деятельности.

В качестве системы оценивания в творческом объединении используется коллективный анализ деятельности обучающихся, где отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы, разбираются типичные ошибки.

К отслеживанию результатов обучения предъявляются следующие требования:

- индивидуальный характер, требующий осуществления отслеживания каждого обучающегося;

- систематичность, регулярность проведения на всех этапах процесса обучения;

- разнообразие форм проведения, повышение интереса к его проведению;

- всесторонность, то есть должна обеспечиваться проверка теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков обучающихся;

2.4. Возрастные особенности детей 7 - 10 лет.

Ведущей, доминирующей потребностью в младшем школьном возрасте - познавательная деятельность, ученье; ребенок учится, чтобы стать культурным, развитым; младшим школьникам свойственны внушаемость, стремление подражать тем, кто для них является авторитетом, и, в первую очередь, педагогу. Дети в этом возрасте аккуратны и послушны, любознательны, тянутся ко всему новому, интересуются конкретными объектами и темами: животные, растения, моря и реки, острова и города, различные виды транспорта, звезды, планеты, фильмы и рассказы по этим темам и объектам вызывают огромный интерес, любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны, стремятся к приключениям. Следует помнить, что победу и поражения переживают очень эмоционально, долго не могут успокоиться; не умеют сдерживать себя в проявлении эмоций; девочки подчас дольше несут обиды, жалуются на подруг, ищут защиты у педагога.

В этом возрасте:

В Я - концепции личности доминирует "Я - эмоциональное", где можно выделить следующую структуру:

Я нравлюсь - чувство успеха, уверенность в признании педагогом.

Я способен - уверенность совершить то или иное действие, осуществить намеченное.

Я защищен - чувство значимости, признания, защищенности в своем кругу общения.

Совокупность этих трех элементов самоощущений способствует положительным проявлением личности: успеху, прогрессу.

Предпочтения в формах работы

Для детей 8 - 12 лет важен оптимистический настрой учебно-воспитательного процесса. Обучение происходит по принципу: ученье - игра, занятия надо строить на основе этого принципа. Это путешествия, конкурсы, кроссворды, шарады, викторины, сюжетно - ролевые и развивающие игры, театрализованные игры.

Требования к оцениванию

- надо выбрать такую систему оценивания, чтобы она несла жизнерадостность, оптимизм;

- вознаграждать за трудолюбие, старание;

- оценка не должна наносить ущерб личностному достоинству ребенка;

- в 9 - 12 лет на первый план выступает знаковое выражение оценки деятельности.

Требования к педагогу

Педагог занимает в этот период особое место в жизни ребенка. Он олицетворяет для них все то новое, важное, серьезное, что вошло в их жизнь с поступлением в школу. Уважение и авторитет, которыми пользуется педагог, трудно переоценить. Каждое слово педагога, его требование - закон для детей.







2. 5. Методическое обеспечение программы

Основные способы и формы работы.

Основными формами работы в творческом объединении является учебно - практическая деятельность (80 % - практические занятия, 20 % - теоретические).

На занятиях в творческом объединении «Юный театрал» используются такие формы и методы работы:

- последовательное знакомство детей с видами театра;

- поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам;

- совершенствование артистических навыков детей;

- раскрепощение ребенка;

- работа над речью, интонациями;

- коллективные действия, взаимодействия;

- пробуждение в детях способности живо представ­лять себе происходящее, горячо сочувствовать, со­переживать.

- индивидуализированная, где учитываются учебные и индивидуальные возможности обучающихся;

Применение в обучении такой организации учебного процесса, как:

1) индивидуализация;

2) дифференциация, которая включает следующие этапы:

- учет индивидуальных особенностей;

- группирование обучающихся на основе этих особенностей;

- вариативность учебного процесса в группе.


Методы организации образовательного процесса

В творческом объединении используются следующие методы организации образовательного процесса:

1. По признаку получения знаний:

- словесные (рассказ, беседа, дискуссия);

- наглядные (методы иллюстрации: показ плакатов, пособий, таблиц, эскизов; методы демонстрации: показ объектов труда, эталонных изделий, инструментов и материалов);

2. По способам организации деятельности:

- информационные, объяснительно-иллюстративные с использованием различных источников знаний: книг, журналов, компьютера…

- исследовательские (организация поисковой, творческой деятельности, творческие проекты).

3. По управлению учебно-познавательной деятельностью:

- методы формирования познавательных интересов;

- методы формирования чувства долга.

4. Методы контроля и самоконтроля .

5. Методы формирования устойчивой мотивации:

- соревнования, создания ситуации успеха;

- познавательные игры;

- дискуссии.

Условия, способствующие формированию позитивных мотивов у обучающихся:

1. Осознание ближайших и конечных целей.

2. Осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний.

3. Наличие любознательности.

4. Положительный психологический климат в группе.

5. Профессиональная направленность в деятельности.

Организация поэтапной деятельности, способствующей формированию устойчивой, положительной мотивации.

1. Мотивационный этап.

- создание учебно-проблемной ситуации;

- формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации;

- рассмотрение вопросов самооценки и самоконтроля.

2. Операционно-познавательный этап.

- усвоение темы, овладение учебными действиями и операциями в связи с её содержанием;

- положительные эмоции, достижение конкретного результата.

3. Рефлексивно-оценочный этап.

- анализ выполненных заданий, сопоставление достигнутого результата с поставленной задачей;

- подведение итогов, подкрепление мотивации.

Очень важно, чтобы занятия в театральном объединении приносило удовлетворение от радости созидания и творчества.

- дифференцированный подход.


1

© 2010-2022