Методическая разработка Создание и развитие воспитательной среды

    Изменившиеся социально-экономические отношения в стране требуют от ребенка, подростка, юного человека быстрой адаптации к новым условиям существования. Встает проблема: как в условиях жёсткой рыночнойконкуренции, сохранить лучшие нравственные качества подрастающего человека.                   Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социально-природ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:














Методическая разработка на тему:

«Создание и развитие воспитательной среды»


Разработала: Ю.А.Мамедова, преподаватель русского языка и литературы.
















Москва, 2014г.





Изменившиеся социально-экономические отношения в стране требуют от ребенка, подростка, юного человека быстрой адаптации к новым условиям существования. Встает проблема: как в условиях жёсткой рыночной

конкуренции, сохранить лучшие нравственные качества подрастающего человека.

Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социально-природной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство.

В последнее время наблюдается тенденция роста внимания к развитию воспитания. Концепция воспитательной системы школы построена как открытая система для реально действующих и потенциальных участников реализации Закона РФ «Об образовании».

Создание воспитательной среды в школе - непрерывный процесс совместного творческого поиска всех педагогов, благодаря которому школа приобретает свое лицо. Деятельность классного руководителя является ключевым звеном воспитательной системы школы. Она обусловлена современной задачей, которую ставит перед собой общество: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

В школе необходимо создавать условия для развития учащихся в познавательной, коммуникативной, игровой, творческой, трудовой деятельности, для занятий физической культурой и спортом. Деятельность должна строиться в соответствии с психологическими возрастными особенностями учащихся. Такая организация обеспечивает взаимовлияние воспитательных структур школы и класса, а также расширяет круг педагогов, включенных в процесс воспитания.

К доминирующим направлениям деятельности относятся:

- гражданско-патриотическое и нравственное воспитание (через систему получения знаний на уроках гуманитарного цикла, обществознания, основ безопасности)

- тематические классные часы, способствующее осознанию школьниками их принадлежности к судьбе Отечества, ответственности за себя и за окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь, достойную человека;

- художественно-эстетическое развитие, способствующее развитию чувства прекрасного, любви и интереса к культуре Отечества и к мировой культуре, развитию умения найти свое место в творчестве, массовому участию детей в культурном досуге;

- сохранение и расширение сложившегося воспитательного пространства способствующего полному удовлетворению интересов и потребностей, учащихся в дополнительном образовании, обеспечению интересного досуга и возможности самоопределения и самореализации;

- приобщение семьи к процессу воспитания детей и подростков, способствующее укреплению связи семьи и школы в интересах развития ребенка, развитие системы получения родителями профессиональной помощи в деле воспитания детей;

- физкультурно-оздоровительное направление

- кадровое обеспечение воспитательного процесса - создание системы повышения профессионального мастерства организаторов воспитания (через работу МО классных руководителей, педагогические советы и т.д.);

- методическое обеспечение воспитательного процесса.

создание системы аналитико-диагностического программирования воспитательного процесса;

- внедрение в практическую деятельность передовой педагогической науки;

- способствование инновационной деятельности;

- сохранение и развитие традиций, способствующих воспитанию у школьников чувства гордости за свою школу, повышению ответственности за свои поступки и достижения в различных сферах деятельности, обеспечивающих высокую мотивационную готовность участия в деятельности школы учащихся, родителей, педагогов;

- психолого-педагогическая поддержка процесса развития личности ребенка,

- координация и анализ педагогической деятельности по содействию учащимся в самореализации и самовыражении, развитии и проявлении индивидуальных особенностей.

Движущие силы развития воспитательной среды.

Воспитательная среда не задается "сверху", а создается усилиями всех участников педагогического процесса: учителями, детьми, родителями и др. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их реализации, организуется деятельность. Воспитательная система школы не статичное, а динамичное явление, поэтому для того, чтобы успешно управлять ею, надо знать механизмы и специфику ее развития.

Создание системы всегда связано со стремлением ее элементов к упорядоченности, движением к целостности. Таким образом, становление

воспитательной системы всегда есть процесс интеграции. Однако интеграция

существует одновременно с противоположной тенденцией к дезинтеграции, к росту независимости различных элементов системы, нарушению взаимодействия между ними. Разрешение противоречия между интеграционными и дезинтеграционными процессами есть движущая сила развития воспитательной среды (Л. К. Гребенкина).

Интеграция, прежде всего, проявляется в сплочении коллектива, в стандартизации ситуаций, установлении устойчивых межличностных отношений, создании и преобразовании материальных элементов системы. Дезинтеграция проявляется в нарушении стабильности, нарастании индивидуальных и групповых различий, проявлении ситуаций, не соответствующих принятым нормам и ценностям, разрушении материальных элементов системы.

Самым нестабильным элементом системы является ее субъект - человек, всегда стремящийся к свободе и независимости. В то же время система объективно сдерживает его автономность, ибо надо выполнять нормы, принятые в школе, функциональные обязанности и т.д. Причины неприятия учеником или учителем "образа школы" могут быть различны: девиантные привычки, невысокий уровень культуры, индивидуализм, эгоизм. В этом случае преодоление противоречия способствует устойчивости системы, так как человек подчиняется традициям, авторитету и т.д.

В другом случае, например наличие или появление в школе творческого, нестандартно мыслящего педагога или ребенка, дезинтегрирующий элемент стимулирует обновление системы. Наиболее ярко это противоречие проявляется во время этапов интенсивного развития системы, когда диапазон выбора видов и форм деятельности наиболее велик. В этом случае человек склонен подчиниться системе, ибо чувствует себя ее творцом. Развитие системы, таким образом, есть условие развития личности.

Элементом дезинтеграции может быть и материально-пространственная среда воспитательной системы. Ее объекты вступают с нею в противоречие: ветшают здания, портится мебель. Эти объекты неспособны к развитию. Такое противоречие может сдерживать развитие системы (вторая смена, маленький актовый зал). В то же время коллективная работа по преобразованию материальной среды может иметь и конструктивное разрешение.

Этапы развития воспитательной системы сообразуются с этапами развития

коллектива, являющегося его ядром. Так, на этапе становления системы

происходит и становление коллектива. В процессе упорядочения содержания

деятельности и структуры системы коллектив становится инструментом

массового воспитания, а на этапе ее функционирования в заданном режиме -

субъектом воспитания личности. Создание в школе коллектива - это появление нового интегративного качества воспитательной системы, свидетельствующего о ее целостности.

Переход школы от казенного "учреждения" в состояние воспитательной системы, движение воспитательной системы от одного этапа развития к другому, более высокому, возможно только в результате целенаправленной работы, которую проводит под руководством педагогов весь школьный коллектив. Успешность этой работы зависит прежде всего от характера управленческой деятельности, включающей в себя изучение и оценку эффективности воспитательной системы школы.

Взяв за основу богатейшие традиции и историю классического образования, коллектив школы должен поставить перед собой цель: создание и развитие воспитательной среды, способствующей самовыражению личности и ее становлению.








© 2010-2022