Внеклассное мероприятие Лекарственные растения Чукотки

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Лекарственные растения Чукотки»

Цель: расширить представления учащихся о многообразии объектов природы и на этой основе способствовать формированию умений оценивать их значимость в природе и жизни человека; формирование у младших школьников патриотических и гражданских чувств.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, кубик с гранями двух цветов, плакаты.

Учитель: Мы живем с вами в чудесном крае. Мы много знаем про свою Чукотку, очень много знаем о людях нашего края, животном и растительном мире, так как нам повезло видеть все это своими глазами. Почему этот край чудесный, об этом мы сегодня узнаем на нашем празднике. Сегодня мы с вами отправимся в тундру. Только не за грибами, не за ягодами, не за цветами, а за … чудесами.

Ученик:

Очень добрым, очень светлым,

Золотистым, ясным днем

Мы поедем в гости в тундру,

В гости к солнышку пойдем.

Рано утром яркий лучик

Зазвенит в густой траве,

Речка плавать нас научит,

Ветер - плавать по траве.

Разнотравьем и цветами

Встретит долгожданный луг.

Наши песни вместе с нами

Будут птицы петь вокруг.

Учитель: А вот кто проводницей нашей будет, постарайтесь узнать из моих загадок:

У какой птицы птенцы насиживают яйца?

Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот.

Ученик: Совы ведут ночной образ жизни: днем спит, а ночью охотится на мышей, на леммингов, насекомых. У сов острый слух и зрение, мягкое густое оперение. Летают совершенно бесшумно. За ночь одна сова вылавливает 7-8 мышей. Ни одна кошка не может соперничать с совой.

Ученик: У северной белой совы совята вылупливаются из яиц в разное время, и это очень удобно для совиной семьи. Коротким северным летом сова не тратит время на насиживание. Пока она летает в поисках корма, уже оперившиеся птенцы согревают и своих младших братьев-пуховичков и яйца в гнезде.

Встречайте нашу гостью, которая сегодня нам поможет многое узнать, так как она очень мудрая.

Сова: Амын еттык, тумгытури. Меня в тундре знают все. Гым - ТЫКЫЛ. Живу я в тундре давно, уважаю жителей тундры, живущих и работающих здесь. Но туристов не люблю. Намусорят порой, жителей обидят и уедут. Ищи ветра в поле!

Есть такие хорошие слова: «Ты пришел в гости к природе, - не делай ничего такого, что счел бы неприличным сделать в гостях». Не забывайте: вы - в гостях! Вы - в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил. Выполняйте их!

Из-за кулис:

- Ой-ой-ой! Как больно! Ой-ой-ой! (выходит ученик)

- Что случилось?

Песец: Да вот бежал, встречал гостей, да наступил на уголек, оставшийся от непогашенного костра. Тут вчера туристы были, и костер до конца не затушили. Ой-ой-ой!

Сова: Сейчас помогу. У меня есть настой багульника. Сейчас я смажу им твой ожог.

Песец: А что такое багульник?

Учитель: А сейчас тебе и всем об этой волшебной траве расскажут наши ученые дети.

Ученик: Багульник болотный или багун - очень нужное растение-лекарство. В народной медицине его настой применяют для лечения кожных заболеваний, от укусов ядовитых насекомых, при обморожениях и ожогах. В научной медицине это противокашлевое средство, так как в нем очень много дубильных веществ, ядовитое эфирное масло, которые убивают микробы. Хорошо выпить кружку горячего чая с багульником, если продрог, промочил ноги.

Ученик:

И если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, подымется жар.

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Сова: А еще отвар из мать-и-мачехи поможет всем, кто простудился. Это - весенний первоцвет. Ее покрытые пушком стебли начинают расти под снегом. Растение дышит, и от тепла, которое вызывает его дыхание, вокруг мать-и-мачехи тает снег.

Песец: Ой, спасибо огромное! Забыл себя назвать. Гым - РЭКОКАЛГЫН, так меня в тундре называют. Спасибо, мои друзья!

Давайте я вам покажу, какой мой дом красивый. Ярче всего тундра летом. На кочках яркие цветы: синие, красные, желтые. А небо по вечерам золотое. Олени лежат лениво, рога их ветвистые на золотом закате как сказочный костяной лес. И лужи горят, словно окна в домах. Бесконечная тишина. И время остановилось. (Показ фильма «Природа» 3 мин.)

Учитель: Ребята, ну разве это не чудо?

Песец:

Я славлю тундру, славлю дом,

В котором мы живем.

И в нем есть все, что нужно нам

Под сводом голубым.

Хочу я в этом доме жить!

Со всеми в мире быть!

Из-за кулис жалобный стон.

Учитель: Ребята, прислушайтесь, кто-то стонет, да так жалобно.

Олень: Помогите мне! Ходил не спеша по тундре, ел ягель, да попался мох, на который пролили горючку, живот теперь болит, бродит, как в браге, ой-ой-ой! Помогите, ребята!!!

Сова: Я знаю, что может помочь моему другу оленю - КОРАНЫ. Есть в нашей тундре волшебная ягода, и хоть ее называют брусника обыкновенная, но она необыкновенная. Она сразу тебе поможет, КОРАНЫ.

Ученик: Брусника не просто лакомство и вкуснейшая ягода, но и очень ценное лекарственное растение. Отвар листьев брусники в научной медицине применяется при многих желудочно-кишечных и почечных заболеваниях. В ней очень много органических кислот, дубильных веществ и витаминов, которые не дают гнить пище в нашем организме, поэтому мы можем лакомиться ею всегда. В народной медицине отвар листьев применяют при простудных заболеваниях, как мочегонное и желчегонное средство при болезнях почек и желчекаменной болезни. А морс из ягод при лихорадке помогает.

Олень: Спасибо, ребята! Я как будто заново родился, могу опять бегать, прыгать, радоваться жизни. Спасибо, мои друзья! А теперь я могу вам станцевать со своими друзьями.

(Танец олененка)

Учитель: И опять чудо какое! Лакомишься ягодой, а, оказывается, лечишься.

А еще в нашей тундре есть шикша и голубика, которые тоже помогают людям при разных болезнях.

Ученик: ягоды шикши (водяники, вороники) отлично утоляют жажду, улучшают обмен веществ, снимают утомление, устраняют головную боль, помогают при болезни почек.

Ученик: Голубика или гонобобель - очень вкусная нежная ягода. В ней много веществ, которые улучшают кроветворение при анемии. Сушеные ягоды помогают при желудочно-кишечных нарушениях. Отвар из ее листьев помогает при диабете.

Сова: Каких только полезных трав нет в нашем доме! Цетрария исландская или исландский мох еще в первую мировую войну использовали как заменитель ваты. Да и раны скорее заживают.

Ученик:

Меж клюквы и морошки

Жилец наших болот.

На кочках мох без ножки,

Куда ни глянь, растет.

Он снизу седоватый,

Повыше - зеленей.

Коль нужно будет ваты,

Нарви его скорей.

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной,

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.

Сова: А олений мох (кладонин) - это пища робинзонов. Им можно питаться, чтобы выжить, можно с успехом залечить рану и травму, остановить кровотечение, прекратить расстройство желудка. Об этом должен знать любой турист, находящийся в тундре.

Ученик:

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет - нарядится

В беленькое платьице.

Пышное, воздушное,

Ветерку послушное.

Он заметный, золотой,

Постарел и стал седой,

А как только поседел,

Вместе с ветром улетел.

Сова: Корень одуванчика возбуждает аппетит, его охотно едят и животные.

А еще ценны для человека лук победный (черемша), щавель кислый, морошка, которыми так богата наша тундра. В них много витаминов, минеральных веществ, очень необходимых для здоровья человека.

Учитель: Какая ж мудрая природа! Но, что было бы, если бы люди стали только забирать все дары природы, ничего не восстанавливая? Они бы ограбили себя, а может и вовсе уничтожили! Все свои сокровища отдает человеку природа и за все это просит одного - беречь ее!

Сова: А теперь мы с вами проверим, что мы знаем о природе. Вот мой кубик, в нем только два сектора - зеленого и красного цвета. Вопросы зеленого сектора - загадки о природе, красного сектора - жалобная книга природы.

(Приложение)

Учитель: Минута расставания приближается, друзья! Я думаю, что мы любим нашу природу и будем ее охранять. А она за это будет дарить нам много приятных минут.

Хочу, чтоб в мире было много света,

Хочу, чтоб в мире было много лета,

В котором - солнце, птичьи голоса,

И на траве - зеленая роса.

Хочу, чтоб в мире было меньше плача,

А больше смеха, радости, удачи.

Улыбок детских, как цветенье зыбких

Цветов, сравнимых с детскою улыбкой.

Подставляйте солнышку ладошки,

Собирайте лучики в карман,

А затем, с любовью, понемножку,

Раздавайте близким и друзьям!





Приложение

Вопросы зеленого сектора:

Организмы, встречающиеся во всех природных зонах, и которые не могут жить без света, воды, воздуха (растения)

Его выделяют растения? (кислород)

Маленькие санитары природы, мы их не видим (микроорганизмы)

Распространенное вещество, встречающееся на земле в трех состояниях (вода)

Как надо поступить, если встретишь в тундре красиво цветущее растение? (зарисовать или сфотографировать его, полюбоваться им, но не срывать)

Зачем птицы поют? (Для птиц весенние песни - это серьезное и важное дело. Надо сказать, что поют только самцы. Своей песней как бы устанавливается невидимая граница участка)

Какой тундровый кустик не знает листопада? (брусника - вечнозеленое растение. С зелеными листьями она уходит под снег)

Растет вдоль дороги, лечит раны, ссадины. Что это за лекарственное растение? (подорожник)

Этой ягоде название дали, наверное, птицы. Клюют ее, и от слова клюв (клюква)

А у этого растения лист с одной стороны теплый, нежный, как мать, а с другой - холодный, как мачеха (мать-и-мачеха)

Задания красного сектора:

Какую «радость» принесут тундре эти «подарки» человека: клочки оберточной бумаги, пустые консервные банки, фантики от конфет, осколки стекла, пакет из целлофана, остатки еды (по каждому из объектов

Какую пользу приносит тундре трактор, вездеход? А какой вред?

Как вы думаете, что могут обозначать эти числа: 310, 258, 98, 40, 193? (эти числа обозначают количество видов и подвидов, занесенных в Красную книгу: 310 видов и подвидов млекопитающих, 258 видов и подвидов птиц, 98 видов и подвидов пресмыкающихся, 40 видов и подвидов земноводных, 193 видов и подвидов пресноводных рыб)

Почему нельзя трогать яйца в гнездах птиц? (птицы могут бросить яйца, и яйца погибнут)

На что может пожаловаться природа?

Литература:

  1. Свиридоновы Г. и М. Растения и здоровье: лечебные и пищевые свойства. - М.: Профиздат, 1992

  2. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки (Мастерская учителя) - М.: ВАКО, 2004

  3. Классные часы: внеклассная работа: сост. М.А. Козлова. - М.: Издательство «Экзамен», 2011



Пояснительная записка

«Все мы пассажиры одного корабля по имени

Земля, значит, пересесть из него просто некуда»

Антуан де Сент-Экзюпери

Культура человека - понятие многоаспектное. Одна из важнейших составляющих народной традиционной культуры - экологическая культура человека, которая изначально строилась на таких фундаментальных основах, как труд, бережное отношение к природе, нравственность и уважение ко всему живому на Земле.

Рожденный природой, человек должен составлять с ней единое целое. Если в физическом плане это единство еще сохраняется (в силу того, что человек не может жить без природы), то духовное единство (то есть понимание законов природы и сознательное следование им) нарушено очень сильно. Так, например, великий французский натуралист, провозвестник теории эволюционного развития органического мира Жан Батист Ламарк в 1803 году в трактате «Философия зоологии» писал: «Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания». И чтобы современным людям выжить, им нужно изменить свое отношение к природе, по сути, на обратное: если человек до настоящего времени считал себя царем природы, то нужно стать на деле ее верным и надежным, любящим и сострадающим сыном. Любовь и почитание природы, бережливость и осторожность в обращении с ней - вот основа выживания современного человека и человечества в целом. Данный взгляд требует новых подходов к содержанию обучения в начальной школе, так как именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика, потребности в здоровом образе жизни. Эколого-валеологическое воспитание должно нацеливать подрастающего человека на реализацию развернутой парадигмы «человек - окружающая среда - здоровье». Для этого необходимо, чтобы подрастающее поколение задумалось над вопросами:

В чем конкретно выражается забота о природе каждого из нас? Что сделал каждый для того, чтобы было меньше затоптанных былинок, заломанных веток, небрежно брошенного мусора на берегу живительного ручья? Чтобы не было мазутного пятна на красочной лужайке? Чтобы мазутное пятно не разрослось на десятки и сотни километров мирового океана и сократилась озоновая дыра над Антарктидой? Что сделал каждый для того, чтобы жила природа, чтобы не порвалась тонкая и хрупкая нить ее доверия к человеку, на которой держится наша человеческая судьба?

Экологическую культуру нельзя привезти в страну как товары народного потребления из-за рубежа. Она рождается как результат взаимодействия природы, человека и культуры. Отсюда вытекает важнейшая социокультурная функция всех образовательных систем - обеспечить творческую трансляцию ценностей культуры, адекватной природе, в личности ученика, в обществе.

Пусть каждый помнит о своей ответственности перед жизнью, природой. Помнит, будучи дома и на природе. Помнит, ступая по траве и собирая растения для салата, лекарства, чая. Помнит, собирая ветки для костра и уходя от потухшего кострища. Пусть помнит каждый, что и от него в конечном итоге зависит, будут живы или погибнут травинка, пташка, зверь.

Содержание данной разработки включает в себя, кроме научно-познавательных сведений, учитывающих особенности природы родного края, аксиологические и нормативные компоненты, обеспечивающие понимание ценности тех или иных объектов природы, соблюдение правил (предписаний и запретов) поведения человека и его деятельности в природе и социуме. Показ ребенку его личной причастности к необходимости решения экологических проблем не на отвлеченном уровне, а на конкретном, способствует формированию у учащихся собственных нравственных обязательств, нравственных чувств и этического сознания.

Цель мероприятия: Расширить представления учащихся о многообразии объектов природы и на этой основе способствовать формированию умений оценивать их значимость в природе и жизни человека, формированию у младших школьников патриотических и гражданских чувств.

Задача

Ожидаемый результат

учить находить взаимные связи между природными условиями среды и ее обитателями, деятельностью человека и состоянием природного окружения

умение объяснять влияние деятельности людей на природу, знание о принятых в обществе нормах отношения к природе и сознательное соблюдение этих норм

развивать у детей понимание ценности природы

как источника духовных и физических сил человека

сформированность уважительного отношения к родному краю, культуре, природе нашего края, осознание целостности окружающего мира, осознание взаимозависимости благополучия среды и человека

развивать чувство удивления и восхищения

понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством



© 2010-2022