- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час Нравственные ценности
Классный час Нравственные ценности
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хромина А.Г. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Классный час
«Нравственные ценности»
6 класс
Подготовила: А.Г.Яремчук
Нравственные ценности
Цели
-
Формирование учащихся ценностного отношения к семье, школе, друзьям, окружающим людям;
-
Облагораживание души и сердца подростка; обогащение его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни через поселение в нём светлых образов и мыслей.
Содержание классного часа
-
Введение в проблему. Диагностика «Кто я? Какой я?».
-
Что такое нравственность (беседа с обсуждением).
3. Заключение. Диагностика отношения к жизненным ценностям.
Всё, что прекрасно - нравственно.
Г. Флобер
I. Введение в проблему. Диагностика.
Кто я? Какой я?
Задание 1 Ответьте письменно, продолжив следующие строки:
-
Неповторимый человек…
-
Во мне меня радует то, что…
-
Когда я думаю о себе, то всегда…
-
Я чувствую, что в жизни я смогу…
(Ответ может быть анонимным.)
Задание 2 Определите главные для вас ценности.
Инструкция. Вам предложен список ценностей, расположенных произвольно. Пожалуйста, прочитайте их внимательно и отметьте ценности, наиболее важные для вас лично, выпишите 6 ценностей на лист.
Список ценностей (целей):
-
Активная жизнь, полная деятельности, эмоций.
-
Друзья.
-
Деньги (обеспеченность, отсутствие затруднений).
-
Жизненная мудрость (зрелость, жизненный опыт).
-
Здоровье (физическое и душевное)
-
Интересная работа.
-
Красота (умение видеть прекрасное в природе и искусстве).
-
Любовь.
-
Образование (возможность учиться, быть культурным, развитым).
-
Свобода (самостоятельность, независимость).
-
Счастливая семейная жизнь.
-
Счастье других.
-
Развитие (работа над собой, самосовершенствование).
-
Развлечения.
-
Реализация (полное использование возможностей, сил и способностей).
-
Творчество (возможность творческой деятельности).
-
Уважение других людей.
-
Уверенность в себе.
А теперь представьте, что в ваш дом постучалась страшная неотвратимая сила и потребовала отдать ей 2 ценности. Страшная сила ушла, но через некоторое время вернулась и потребовала еще 2 ценности. (данный метод выявляет ценности наиболее важные для человека)
II. Что такое нравственность
Беседа:
- Скажите пожалуйста, свободен ли каждый человек поступать как ему вздумается? (нет)
- А почему? ( в общем ответы сводятся на том чем может закончится ситуация если каждый будет делать то, что ему вздумается и права и свободы одного человека заканчиваются там где начинаются права и свободы другого)
- Но как тогда уживаться вместе разным людям? (придумать нормы и правила совместного проживания)
(слайд) Знаете ли вы, что такое нравственность? Какие нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу, вы могли бы назвать? (обсуждение)
Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений.
(П.Гольдбах)
Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтоб совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки - счастье наибольшего числа людей.
(Гельвеций)
нравственность - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле - в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида
(Википедия)
А , по вашему что такое Нравственность?
Существует ли нравственный кодекс?
Кто следит за его соблюдением?
Каким образом нормы морали распространяются в обществе? (обсуждение).
В отличие от норм права, где за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения к младшему. Их можно встретить в народном творчестве: легендах, сказках, песнях, пословицах.
Контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого.
А что значит безнравственные поступки?( записать на листах, наклеить на доску, обсуждение)
Испытывать негодование к этим мерзким вещам, не поступать подобным образом - «хорошо», это нравственная доблесть. Быть в какой-то мере сопричастным к ним - «плохо», это подлость, измена, предательство, грех, по мнению верующих людей. Хорошее считать обязательным - вот одно из самых мудрых правил воспитания нравственности.
Весь (нравственный) закон в одном слове заключается: люби ближнего своего, как самого себя.
(Апостол Павел)
В 1887 году Л.Н.Толстой в письме Р.Роллану так писал о нравственных правилах:
«Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, разрешает все затруднения».
(Цицерон)
А Вы считаете себя нравственным человеком? Подумайте, способны ли вы, если никто не узнает:
-
Украсть пучок редиски у соседа на даче.
-
Съесть конфеты, которые мама отложила к празднику.
-
Сделать благотворительный взнос.
-
Написать анонимное письмо.
На основании этого сделайте выводы относительно своего морального облика.
Как отличить нравственный поступок от безнравственного?
( Если вы хотите, чтобы все люди всегда поступали так же, значит, этот поступок - нравственный. А если не хотите - значит, безнравственный.)
Притча старого индейца.
Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину.
- Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло, зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.
Маленький индеец, тронутый словами деда до глубины души задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце победит?
Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:
-Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
III. Диагностика отношения к жизненным ценностям
Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять". Список учитель заранее выписывает на доске.
Список желаний:
-
Быть человеком, которого любят
-
Иметь много денег
-
Иметь самый современный компьютер
-
Иметь верного друга
-
Мне важно здоровье родителей
-
Иметь возможность многими командовать
-
Иметь много слуг и ими распоряжаться
-
Иметь доброе сердце
-
Уметь сочувствовать и помогать другим людям
-
Иметь то, чего у других никогда не будет
Интерпретация:
-
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
-
5 - высокий уровень.
-
4, 3 - средний уровень.
-
2 - ниже среднего уровня.
-
0-1 - низкий уровень.