- Преподавателю
- Классному руководителю
- План экскурсии по экологической тропе
План экскурсии по экологической тропе
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Коптев Я.Д. |
Дата | 03.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План экскурсии по экологической тропе
Цели:
-
Уточнить знания детей о состоянии растений весной: на деревьях набухают почки, появляются проталины у основания деревьев, так как начинается сокодвижение; дать понятие об экологической системе.
-
Развивать умение логически мыслить, устанавливая взаимосвязи: состояние неживой природы - растительный мир - животный мир; развивать речь детей, умение подбирать определения к слову.
-
Воспитывать у детей потребность в общении с природой и бережном отношении к своему здоровью; прививать любовь к природе, развивать понимание красоты окружающего мира; практическими делами охранять и беречь природу.
Материалы: Фотоаппарат, масляная краска, кисть, альбом, целлофановые пакеты, рабочие перчатки, карта движения по тропе.
Предварительная работа: Беседа о правилах поведения на природе, заучивание стихов о весне.
Ход экскурсии
I. Организационный момент.
II. Вводная беседа.
Учитель. - Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день. Какой он.
Дети. - Солнечный, радостный, светлый, весенний, счастливый.
Учитель. - Для того чтобы знать, чем мы будем заниматься, надо разгадать кроссворд.
Дети. - Сегодня мы будем говорить о весне.
Учитель. - Не только говорить, но и наблюдать весеннюю природу. Сегодня мы идем в наш школьный парк
Тропинка здоровья вглубь парка идет
К весеннему царству она приведет
Будем мы в царстве растений гулять,
Воздухом свежим и чистым дышать.
Вы хотите прогуляться по этой тропинке, узнать много интересного? На каждой лесной тропинке нам будут встречаться чудеса.
Когда ты идешь по тропинке весной
Вопросы тебя обгоняют гурьбой:
Одно "почему" меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей,
Другое - пчелою забралось в цветок,
А третье - лягушкою скок в ручеек.
"Что" мышкой шныряет под листьями в норах,
"Кто" ищет в кустах притаившийся шорох.
Сидит "отчего" на зеленом листке,
"Куда" полетело верхом на жуке,
"Зачем" вслед за ящеркой влезло на пень,
Вопрос за вопросом, и так целый день!
Пойдем-ка, дружок, по тропинке с тобой
Ответы искать в нашем парке весной.
III. Проведение экскурсии.
1. Правила поведения в природе.
Учитель. - Итак, мы оказались в нашем небольшом парке. Давайте поздороваемся с обитателями его каждый по-своему.
Какое сейчас время года?
Дети. - Весна.
Учитель. - Правильно, весна. Оглянитесь вокруг, полюбуйтесь красотой весеннего парка, когда оживает и просыпается природа. Что почувствовали, услышали?
Дети. - Свежесть, пение птиц.
Учитель. - Жители парка видят нас, они притаились и ждут, как же мы будем вести себя на природе. Уважаемые обитатели парка, мы пришли к вам как друзья. А как ведут себя настоящие друзья?
Дети. - Не кричат, не пугают животных, насекомых, ходят только по тропинке, чтобы не обидеть растения…
Учитель. - Но прежде чем отправиться в путь по тропинке, я напомню вам правила поведения в парке.
Если в парк пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай
Громко здесь нельзя шуметь,
Даже очень громко петь,
Испугаются зверушки
С этой убегут опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно их ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
В парке ты всего лишь гость,
И плохое ты отбрось.
Покой парка береги,
Жители его нам не враги.
Запомнили эти правила? Старайтесь их выполнять, не то природа затаится, испугается - и вы не узнаете ни одной ее тайны, а тайн у природы много.
2. Мы отправляемся в путешествие по тропинке.
Остановка 1. Парк. Березка. (Объект зарисовать, отметить на карте.)
Учитель. - Ребята, отгадайте загадку:
По всем странам славится
Стройная красавица;
Белые одежки,
Золоты сережки,
С расплетенною косой,
Умывается росой.
Ветер пряди шевелит,
Заплетать их не велит.
Как называется это дерево?
Дети. - Береза.
Учитель. - Береза действительно дерево или, может быть, кустарник?
Дети. - Дерево.
Учитель. - почему вы так думаете? Как расположены ветки по отношению к стволу? Какого цвета кора у березы? Зачем дереву нужна кора?
(Дети рассматривают березу и отвечают на вопросы.)
Дотроньтесь до коры березы. Какой у нее ствол?
Дети. - Холодный.
Учитель. - Береза - единственное дерево с белой корой, которое не нагревается на солнце и спасает дерево от ожогов.
Ребята, посмотрите внимательно на веточки березы; что вы на них видите?
Дети. - Набухшие почки.
Учитель. - Так просыпается березка от долгого сна. В почках долгую зиму спали листочки, а с наступлением весны - они постепенно просыпаются. На березке появятся не только листочки, но и сережки.
Ребята, как вы думаете, почему у лиственных деревьев только весной набухают почки?
Дети. - Потому, что становится теплее, снег тает…
Учитель. - Начинается сокодвижение, и деревья просыпаются. Давайте попрощаемся с русской красавицей и пойдем дальше.
Остановка 2. Тополь. (Раненое дерево.)
Учитель. - Ребята, посмотрите - это тополь. А что случилось с корой этого дерева? Кора дерева повреждена. Нам нужно срочно помочь этому дереву потому, что через рану дерево потеряет много сока и может погибнуть. Ведь дерево совсем молодое. (Учитель вместе с детьми обрабатывает поврежденный участок коры масляной краской.)
Дети. - Расти деревцо, не болей…
Остановка 3. Ива.
Учитель. - А это ива. Ива очень неприхотливое дерево. Можно срубить или срезать ее тонкий ствол, воткнут в землю - сама примется, пустит корни, начнет расти и ветвиться неприхотливая ива. В ивовых кустах весною обычно живут и поют соловьи. Обратите внимание на свисающие ветви ивы и зарисуйте их.
Остановка 4. Мать и мачеха.
Учитель. - Местами еще лежит снег, а там, где пригревает солнце, на окраинах полей, на склонах оврагов появляются золотые головки мать и мачехи. Мать и мачеха - лекарственное растение, лечит от простудных заболеваний.
Дети, кто из вас знает, почему это растение получило такое название?
Дети. - Верхняя сторона листа - холодная (мачеха), а нижняя - теплая (мать).
Остановка 5. Чистый парк.
Учитель. - Посмотрите внимательно вокруг и скажите, чего не должно быть в парке?
Дети. - Пакетов, бутылок, бумаги…
Учитель. - Посмотрите, а вокруг нас много такого мусора.
Что же нам делать?
Дети. - Давайте уберем, чтобы было чисто. (Дети убирают парк от мусора, предварительно надев перчатки.)
Учитель. - Как стало красиво! Вы настоящие друзья природы!
Остановка 6. Цветочная клумба. Посмотрите на нашу прекрасную клумбу. Какие цветы начинают нас радовать?
Дети тюльпаны
Учитель: верно, давайте насладимся их красотой. А теперь двигаемся дальше.
Остановка 7Тренинг "Сила от природы".
Учитель. - Встаньте под любое дерево, обнимите его, полюбуйтесь его красотой, ощутите, как "бегут" под корой первые весенние соки, насыщая энергией дерево.
Представьте себя деревом. Что вы почувствовали?
Дети. - Я стала такой же большой, как это дерево. У меня появилось больше сил…
Учитель. - Нежно погладьте дерево по стволу, поблагодарите его за то, что оно поделилось с вами своей силой и здоровьем.
IV. Подведение итогов экскурсии.
-
Беседа о признаках весны. (Тает снег, появились ручьи, набухли почки…)
-
Рассказы детей об увиденном.
-
Стихи, загадки, пословицы о весне.
-
Рисование на тему: "Весна пришла"
План экскурсии по экологической тропе
1-ая остановка «Парк. Березка»
Начало тропы. Проведение вводной беседы о правилах поведения в природе. Рассказ об объектах природы, расположенных на экологической тропе. Рассказ учителя о березе Береза имеет декоративное, строительное, поделочное значение. Символ России. Береза - единственное дерево с белой корой, которое не нагревается на солнце и спасает дерево от ожогов.
2-я остановка «Тополь. (Раненое дерево.)»
Знакомство с деревом. Помощь раненому дереву потому, что через рану оно потеряет много сока и может погибнуть. Ведь дерево совсем молодое. (Учитель вместе с детьми обрабатывает поврежденный участок коры масляной краской.)Дети проговаривают. - Расти деревцо, не болей…
3-я остановка. «Ива».
Знакомство с ивой. Ива очень неприхотливое дерево. Можно срубить или срезать ее тонкий ствол, воткнут в землю - сама примется, пустит корни, начнет расти и ветвиться неприхотливая ива. В ивовых кустах весною обычно живут и поют соловьи. Обращается внимание на свисающие ветви ивы и зарисовываются.
4-я становка. «Мать и мачеха».
Беседа о том, что еще лежит снег, а там, где пригревает солнце, на окраинах полей, на склонах оврагов появляются золотые головки мать и мачехи. Мать и мачеха - лекарственное растение, лечит от простудных заболеваний.Дети узнают почему это растение получило такое название.
5-ястановка . «Чистый парк».
Беседа о важности чистоты в парке. Наведение в парке порядка и чистоты.
6-я остановка. «Цветочная клумба»
Обзор клумбы и ее растений.
7-я становка «Тренинг "Сила от природы"».
Дети встают под любое дерево, обнимают его, любуются его красотой, ощущают, как "бегут" под корой первые весенние соки, насыщая энергией дерево.Представляют себя деревом.