Гражданское образование, как средство воспитания гражданина Россиии

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гражданское образование, как средство воспитания гражданина России.

Заместитель директора по УВР

Кошкина О.А.

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа - единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности? Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

- Патриотизм - любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

- гражданственность - закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

- социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

- человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

- наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

- семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

- труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

- традиционные российские религии - представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

- искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

- природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

На воспитание этих ценностей должен быть направлен весь образовательный процесс школы. Огромную роль здесь играет гражданское образование. Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы, а также создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы. формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников, средствами учебных дисциплин. Гражданское образование в общеобразовательной школе включает в себя три ступени.

На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя часть. Общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования - развитие творческого потенциала младшего школьника - помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе.

На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону. Праву. Правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах.

На третьей ступени углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально - политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.

Содержание гражданского образования реализуется во всех учебных курсах, но в первую очередь на уроках обществознания и истории. Курс обществознания позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, отношениях человека к природе, обществу, самому себе, об основных областях общественной жизни. Курс обществознания помогает школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника ...) , школьники смогут усвоить идеалы и ценности демократического общества, патриотизма.

В основу гражданского воспитания положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и в внеурочной деятельности. Основная цель социального проектирования - создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам, применению гражданских компетентностей.

Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах села, города, страны в целом.

Гражданское образование без воспитания чувства патриотизма не способно решить весь комплекс образовательных и воспитательных задач, которые ставит перед школой стандарты второго поколения. Все многообразие подходов к пониманию патриотизма, имеющихся в научно-исследовательской литературе, можно дифференцировать по ряду направлений.

К первому из них можно отнести точки зрения и суждения, определяющие патриотизм как возвышенное чувство любви к Родине, Отечеству, что в значительной степени предопределяется понятием самого термина «патриотизм». Именно таким является понимание патриотизма многими людьми, в том числе представляющими творческую интеллектуальную, культурную элиту. Данное направление может быть названо возвышенно-эмоциональным, и выступать как многообразное проявление возвышенного чувства любви к Родине (Отечеству), особенно в духовном и нравственном смысле.

Это направление тесно связано со вторым, которое также основывается на понимании патриотизма как одного из высших, наиболее значимых чувств. Однако наряду с эмоциональной стороной рассматриваемое направление включает также и деятельностный момент. Сила патриотического чувства не ограничивается лишь глубиной и возвышенностью любви к Отечеству, а побуждает нас к активным действиям, поступкам на благо своей Родины. Характерной особенностью данного направления является необходимость реализации патриотичности посредством конкретных действий, поступков в интересах Отечества, что позволяет назвать его активно-деятельностным. Это одно из высших, наиболее значимых чувств, воплощенное в действенную побудительную силу, реализующую это чувство в процессе целеустремленной социальной деятельности граждан в интересах общества, на благо Отечества.

В третьем направлении патриотизм рассматривается как социальное явление. Содержание и характер данного явления в значительной степени обусловливались особенностями исторического развития общества, государства, политикой его правящей элиты. В рамках этого направления патриотизм можно определить как одно из сложных, многоаспектных явлений, пронизывающим все сферы общества, особенно его сознание и духовную жизнь, обладающим огромным потенциалом возрождения России на переломных этапах ее развития.

Четвертое направление характеризуется тем, что государство рассматривается как объект патриотизма (государственным патриотизм). Главная идея этого направления - понимание патриотизма как проявления его субъектами чувства национальной гордости за Державу, их активное участие в укреплении государства и государственности как первоочередного условия эффективного функционирования социальных институтов, развития общества и личности.

Пятое направление является альтернативным по отношению к предыдущему. Его представители, раскрывая сущность патриотизма, делают это в неразрывной связи именно с личностью, которая является для них высшей ценностью. Поэтому данное направление может называться личностным патриотизмом. В отличие от предыдущего направления, рассматривающего государство как главный объект патриотизма, представители этого направления первостепенную роль отводят субъекту, то есть личности, которая занимает доминирующее положение.

Шестое направление можно охарактеризовать как духовно-религиозный патриотизм. Патриотизм, разрабатывавшийся в рамках этого направления, выступает как вершинное духовно-религиозное самопроявление личности, достигшей такого уровня развития, которое позволяет испытывать божественную по природе любовь к Отечеству, с готовностью к самопожертвованию и самоотречению для его блага.

Итак, обобщая все направления, можно охарактеризовать патриотизм следующим образом.

Во-первых, патриотизм возникает и развивается как чувство, все более социализируясь и возвышаясь посредством духовно-нравственного обогащения. Во-вторых, понимание развития чувства патриотизма неразрывно связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности субъекта на благо Отечества. В-третьих, патриотизм, как глубоко социальное по своей природе явление, представляет собой не только аспект жизни общества, но и источник его существования и развития. В-четвертых, одним из характерных проявлений патриотизма является принцип державности, отражающий специфику исторического развития нашего общества. На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма во многом ассоциируется в качестве важнейшего условия возрождения России как великой державы. В-пятых, в качестве основного субъекта патриотизма выступает личность, приоритетной задачей которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине. В-шестых, истинный патриотизм - в его духовности.

Исходя из данных направлений, строится работа школы по воспитанию патриотизма.

На основе данных постулатов, в школе разработана и реализуется модель патриотического воспитания. В своей работе мы исходим из того, что данная модель должна реализовываться в комплексе и только тогда она успешно реализует социальный заказ общества. Разработанная в нашей школе модель выполняет несколько функций:

  1. дидактическую, под которой мы понимаем формирование социальных компетенций.

  2. воспитательную - формирование ценностных ориентаций гражданина и патриота.

  3. развивающую - развитие психофизических качеств необходимых для учащихся и воспитанников корпуса.

Особое место в вопросах патриотического воспитания занимают ресурсы, которыми располагает школы. Наиболее значимыми ресурсами можно считать:

  • Педагогические кадры, поскольку позиция ребенка, во многом будет зависеть от позиции педагога. Если у самого педагога нет понятий о патриотизме, чувстве долга, он никогда не сформирует это чувство у ребенка;

  • Образовательный ресурс: программы, позволяющие реализовывать патриотическое воспитание:

    1. Патриотический компонент общеобразовательных программ на всех ступенях образования.

    2. Предпрофильные курсы (программы включены в перечень)

    3. Элективные курсы.

    4. Программы дополнительного образования

  • Не менее важным ресурсом является дополнительное образование, которое , сотрудничая с основным и дополняя его, позволяет ребенку наиболее полно реализоваться.

  • Внешние ресурсы, позволяют привлечь к образовательному процессу общественные организации, наиболее полно использовать музеи, театры и т.п.

  • Материально-технические ресурсы.

  • Во многих государственных программах, в том числе и в программе патриотического воспитания до 2016 года, особым ресурсом является здоровье (в школе разработана и реализуется программа здоровьесбережения, в которую особым блоком включены не только знания, необходимые будущему защитнику Родины, но и комплекс мер, направленных на пропаганду здорового образа жизни.)

  • Семья - это необходимый компонент социальной структуры любого общества, выполняющий многие социальные функции. Она играет важную роль в общественном развитии. В семье происходит первичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости. Очень важным является сделать родителей союзниками в воспитании. Кроме того, семья является ресурсом, в котором дети могут получить знания о своих предках.

  • Федеральные и региональные программы по патриотическому воспитанию, которые позволяют решить определенные проблемы.

Использование данных ресурсов с максимальной эффективностью позволит наиболее полно и многогранно сформировать у ребенка чувство патриотизма.

Второй немаловажный момент - критерии результатов работы по патриотическому воспитанию.

Анализ исследований позволяет сделать вывод, что выделяются:

  • во-первых, критерий, в котором центральное место занимает патриотическое сознание, включающее различные компоненты (патриотические знания, чувства, взгляды, убеждения, ценности, мотивацию, ориентации, идеалы и т.д.);

  • во-вторых, деятельностный, результативный критерий, выражающийся в непосредственном проявлении активности, важнейших качеств, свойств поведения, конкретных действий личности, группы, категории граждан, характеризующих патриотическую направленность и представляющих реальный вклад в выполнение долга перед Отечеством, достойное служение ему в той или иной сфере социально значимой деятельности, выражающееся в зримых конечных результатах.

Первый критерий, связанный с различными компонентами сознания, духовного мира личности, социальной группы, имеет преимущественно субъективную основу. Второму критерию, напротив, главным образом присуща объективная основа.

В нашем учреждении система оценки результатов основана на обоих критериях.

Подводя итоги, необходимо отметить, что только использование всех возможностей образовательного учреждения позволяет сформировать у ребенка чувства патриотизма, те вырастить гражданина-патриота, человека, владеющего интеллектуальной, нравственной, правовой и политической культурой России и мира, культурой межнациональных отношений, созидателя и творца-преобразователя, способного и готового к самоорганизации и самовоспитанию, умеющего адаптироваться в любой жизненной ситуации, обладающий осознанным желанием и сформированным умением жить для Родины, для людей, способный и готовый встать в нужный момент на защиту Отечества.





© 2010-2022