» SOS! Спасите наши сказки»

Сценарий данного мероприятия ориентирован на школьников 1 - 4 классов. Цель мероприятия - популяризация чтения, развитие и закрепление знаний о произведениях устного народного творчества. Конкурсная программа предусматривает командную форму работы со школьниками, что является дополнительным воспитательным фактором. Сценарий может быть интересен как педагогам дополнительного образования и методистам УДОД, так и  учителям начальных классов в качестве  урока-закрепления по теме «Устное народное тво...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11


»SOS! Спасите наши сказки»

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» г. Поворино















Сценарий конкурсной программы для учеников 1 - 4 классов













Подготовила и провела:

методист МКОУ ДОД «ЦВР» г. Поворино

И. Н. Кудрявцева

2013 год


Цель мероприятия:

Популяризация чтения, развитие и закрепление знаний о произведениях устного народного творчества.

Ход мероприятия

1 Ведущий:

Здравствуйте, ребята! Сегодня нам пришло совсем необычное письмо. Оно от сказочного царя. Как вы думаете, от какого? (Ответы учащихся) Оно от царя Дадона. Послушайте.

Ой, вы гой-еси, люди добрые!

Обращаюсь к вам я за помощью.

Приключилась у нас беда страшная.

Змей коварный украл сказки детские,

Городские и деревенские.

Страшный змей украл, проглотил супостат,

И без вас, друзья, не спасти их никак.

Люди честные, люди добрые,

Помогите нам, не прогневайтесь.

Отправляйтесь в путь, в путь неблизенький,

Победите жуть - дракона страшного.

А не то беда будет на Руси:

Нам без сказок всех только пол мести,

Только пол мести, только спину гнуть…

Не народ без сказок мы - победите жуть!

Ну а тем богатырям, что отважатся,

Пусть дорога легкою покажется.

И конечно же, без сомнения,

Награжу героев я без сожаления.

Царь Дадон

2 Ведущий:

Вот такое письмо мы сегодня получили. Сказки, которые вы знаете с детства, похитил трехглавый дракон. Если не помочь им, то русский народ останется без сказок. И тогда маленькие дети никогда не услышат перед сном свои любимые сказки, да и мы не сможем их нигде прочитать для своего удовольствия. Сказочный царь просит отправиться нас в путь выручать сказки. А для того чтобы совершить путешествие в сказочную страну, нужно знать её законы. Помните их? (ответы учащихся)

Я вам сейчас помогу вспомнить эти законы. Итак

Закон 1: «Сказано - сделано». Если действие упомянуто, оно должно обязательно совершиться. Сказка не знает шепота, все сообщается для всех.

Закон 2: «Закон триединства». Волшебная сказка любит повторы, как правило, это троекратный повтор. Только с третьей попытки герою удается достичь результата.

Ну что ж, с законами мы разобрались. Итак - в путь!

3 Ведущий:

Ребята, скажите мне, пожалуйста, с чего всегда начинается сказочная дорога? (С камня)

Правильно. А на камне, глядите (показывает на камень), что-то написано. (Читает)

Коли путник ты не смелый,

То сворачивай - ка влево.

Там найдёшь прекрасный дом,

Встретишь тихо старость в нём.

Коли путник ты бывалый,

То сворачивай направо.

Там чудесная страна,

Счастья и богатств полна.

Коли путник ты упрямый,

То иди же только прямо.

Но запомни, путник, там

Смерть гуляет по холмам.

Так какую же дорогу нам с вами нужно выбрать? (Идти прямо)

А почему? (Первое правило сказки: если герою предоставляется выбор, нужно выбирать то, что менее ценно)

Молодцы!

1 Ведущий:

Ребята, мы с вами выбрали путь, по которому будем двигаться вперед. У нас есть команды отважные и настойчивые. А перед дальней дорогой необходимо размяться да в эрудиции посоревноваться. Сейчас я начну вас проверять, вопросы несложные вам задавать. За каждый правильный ответ команда получит по 1 баллу. Приготовились отвечать? Слушайте внимательно.

Вопросы для 1 команды:

  1. Сколько лет жил старик со своею старухой у самого синего моря? (33 года - 30 лет и 3 года)

  2. Назовите первую женщину в мире, совершившую полет (Баба Яга)

  3. Сколько героев было в сказке «Репка»? ( 7 - репка, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка))

Вопросы для 2 команды:

  1. Кусал женщин то в нос, то в глаз, да ещё и князь. Что за сказочный персонаж? (Комар, он же князь Гвидон)

  2. В какой сказке грязная посуда решила сбежать от своей хозяйки? («Федорино горе»)

  3. Сколько героев было в сказке «Колобок»? (7 - дед, бабка, колобок, заяц, волк, медведь, лиса)

Вопросы для 3 команды:

  1. Назовите самую правдивую сказочную вещь (Говорящее зеркальце. Свет мой, зеркальце скажи, да всю правду доложи)

  2. Какое самое справедливое желание загадала девочка Женя в сказке «Цветик - семицветик»? (Вылечить мальчику Вите ноги)

  3. Сколько героев в сказке «Петушок - золотой гребешок»? (4 - петушок, кот, дрозд, лиса)

Итак, разминка окончена. И мы отправляемся в путь.

2 Ведущий:

Нелегка наша дорога. По горам, по полям, по широким степям. А вон впереди лес виднеется, дремучий, непроходимый. В лесу том поджидают путников всякие опасности да звери хищные. А на опушке леса, посмотрите, стоит избушка на курьих ножках. А живет в той избушке …. (Баба яга)

А кто из вас, ребята, знает, какие волшебные слова нужно сказать, чтобы избушка повернулась? (Ответ) Давайте попробуем сказать их хором, дружно. (Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом)

Я знаю, что Баба Яга нам может помочь, у неё есть ковер-самолет, на котором написано, куда нужно следовать дальше и что делать. Только Баба Яга разрезала его на кусочки, чтобы никто не смог им воспользоваться. Поэтому нам нужно отвлечь её докучной сказкой. А пока мы эту сказку будем рассказывать трое смельчаков, ковер будут собирать. Я прошу подняться на сцену по 1 человеку от команды. Вот вам части от ковра-самолета, начинайте их собирать.

(В это время ребята рассказывают Бабе Яге докучные сказки)

Что же у вас получилось, ребята?

Зачитывают свои надписи на кусках ковра - самолета.

1 часть:

Через океан и море

За водою за живою

Мы, как птицы, полетим,

Наши сказки оживим

2 часть:

Но сначала для дракона

Смерть достанем по закону

Смерть драконова в ларце

Да во каменном венце.

3 часть:

Помни: ничего не бойся,

Если светит парус-солнце.

Но коль свет не сбережешь,

То и сам ты пропадешь.

Итак, ковер-самолет мы собрали и нас ожидают впереди 2 больших испытания: три колодца и пещера с пауком.

3 Ведущий:

Ребята, пред нами три колодца, и только один из них с живой водой. Вопрос один для всех трех команд:

В каком из трех колодцев находится живая вода?

Зачерпни воды студеной

Ты из первого колодца,

Пей до хмели до бедовой

Из второго ты колодца.

Только к третьему, смотри,

Даже близ не подойди.

Пить из третьего колодца

Никому не удается.

(В третьем колодце находится живая вода. Так как в этом случае срабатывает ещё одно сказочное правило «Если есть запрет, его нужно нарушить»

Итак, у нас есть живая вода, которой мы и оживим наши сказки.

Но, чтобы отправиться дальше в путь, нам нужно выполнить ещё одно задание:

Пусть ко мне подойдут капитаны команд. Каждый из капитанов выбрал название сказки для своей команды. Прочитайте их, пожалуйста. («Петушок - золотой гребешок», «Колобок», «Репка»)

Каждая команда отвечает на 2 вопроса по своей сказке:

  1. Какие слова чаще всего повторяются в сказке?

  2. Каков вывод из сказки?

За правильные ответы команды получат по 3 балла.

(«Колобок»: «Я колобок, колобок, по амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешен, в печку сажен, на окошке стужен»

Вывод: не надо забывать об осторожности с хитрецами)

(«Репка»: «Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут». Вывод: дружная работа - делу подмога)

(Петушок-Золотой гребешок»: «Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шолкова бородушка, выгляни в окошко, дам тебе горошка». Вывод: не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.)

С этим заданием вы справились, и наш путь лежит к каменной пещере с пауком.

1 Ведущий:

А все вы знаете, что в долгой дороге песня и путь сокращает, и идти помогает.

Поэтому я считаю уместным именно сейчас провести конкурс «Спой, светик, не стыдись!..»

Я попрошу капитанов выйти ко мне и получить названия песен, которые они сейчас всей командой попытаются исполнить. (Получают) Я не ошиблась, сказав, попытаются. Потому что каждая команда будет исполнять свою песню, заменив в ней все гласные звуки.

1 команда: «Жили у бабуси…» - все гласные звуки заменяются на «У»

2 команда: «В траве сидел кузнечик» - все гласные звуки заменяются на «О»

3 команда: «Пусть бегут неуклюже…» - все гласные звуки заменяются на «А»

Подготовка, исполнение 1 куплетов песен

По-моему получилось весело. И в таком приподнятом настроении мы с вами будем искать пещеру с пауком.

По дороге заторенной, заколоденной

Попадешь ты во пещеру заколдованну.

И сидит в той пещере о восьми ногах

Чудо страшное, и не пройти никак.

И задаст то чудо страшное

Вам загадочки ужасные.

Ты загадочки - то не бойся, отгадывай

И ларец за паутиной забирай…

В том ларце сидит беда неминучая -

Для ужасного для змея смерть ползучая.

Загадка для 1 команды:

Что такое «ложь с намеком»

И для всех людей «с уроком»? (сказка)

Загадка для 2 команды:

Что даёт нам силу жизни,

Что зимой скрывает снег,

Что милей в чужой отчизне?

Под ногами ваш ответ. (Земля)

Загадка для 3 команды:

Ловец отменный,

Ткач примерный.

Кто в его пряжу попадет,

Тот навек пропадет. (Паук)

2 Ведущий:

Итак, на все вопросы мы дали ответы. И… о чудо, ключ от ларца у нас в руках. А в ларце есть какая - то записка. Интересно, что в ней? (разворачивает)

Так вот в чем секрет смерти драконовой:

Смерть дракона жуткого не в силе богатырской,

Не в железе каленом да не в колдовстве мудреном.

Смерть ползучая, неминучая, смерть драконова -

В ваших крепких знаниях.

Коль сумеете вы на вопросы ответить правильно, то не выдержат головы змеевы, с плеч долой сами отвалятся.

Нам нужно, ребята, ответить на несколько вопросов. Всё внимание на экран:

Сейчас на экране появятся кадры из художественных фильмов, созданных великим режиссером Александром Роу. Основой для фильмов послужили русские народные сказки. Вы должны ответить на вопрос: «Какие?»

1 команде:

»SOS! Спасите наши сказки»

Из какого фильма этот кадр? («Марья-искуссница»)

2 команде:

»SOS! Спасите наши сказки»

«Морозко»

3 команде:

»SOS! Спасите наши сказки»

(«Кощей Бессмертный»)

3 ведущий:

Я уверена, что вы знаете такого замечательного русского художника Виктора Михайловича Васнецова, который написал много картин по мотивам русских народных сказок. И следующее задание для команд будет таким: вы должны назвать русскую народную сказку, по мотивам которой написана картина Васнецова.

1 команде:

»SOS! Спасите наши сказки»

«Иван царевич и Серый волк»

2 команде:

»SOS! Спасите наши сказки»

«Снегурочка»

3 команде:

»SOS! Спасите наши сказки»

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

1 Ведущий:

И еще один видеовопрос для команд. Все вы с детства знакомы с мультипликационными фильмами, созданными по мотивам русских народных сказок. Ваша задача - назвать сказку, кадр из которой вы сейчас увидите.

1 команде:

»SOS! Спасите наши сказки»

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

2 команде:

»SOS! Спасите наши сказки»

«Маша и медведь»

3 команде:

»SOS! Спасите наши сказки»

«Лиса и волк»

Нам осталось ответить на последний вопрос зловещего паука и ключ от ларца у нас в кармане.

2 Ведущий:

У сказочных героев и предметов есть двойные имена и названия. Я проговариваю первую часть названия, а вы дополняете вторую. Приготовились? Начинаем.

1 команде:

Елена - (Прекрасная)

Мальчик - (с пальчик)

Финист - (Ясный сокол)

Скатерть - (самобранка)

2 команде:

Василиса - (Премудрая)

Братец - (Иванушка)

Змей - (Горыныч)

Ковер - (самолет)

3 команде:

Крошечка - (хаврошечка)

Марья - (Искусница, Моревна, царевна)

Кощей - (бессмертный)

Сапоги - (скороходы)

3 ведущий:

Вот и справились вы, ребята, со злым драконом. Больше не будет он красть чужие сказки. Вы сегодня были на высоте, не побоялись сразиться со злыми силами, показали свои отличные знания. А вот и царь Дадон прислал вам телеграмму:

Ой вы гой-еси, люди добрые!

Поклоняюсь вам я до пояса.

И спасибо вам, что спасли народ.

Что спасли, друзья, землю русскую.

Вы не просто сказки выручили,

Душу вы спасли, душу русскую,

Сердце русское, радость русскую.

Пусть же призом вам да наградою

Будет слава вечная.

Самых умных и смелых духом

Наградить, да по - царски.

Царь Дадон.

Показ мультипликационного фильма


Ведущий:

Я думаю, что жюри уже готово назвать наиумнейших среди самых умных. Поэтому передаю слово нашему жюри.

Итоги конкурса. Награждение.

© 2010-2022