Презентация по теме профилактика правонарушений

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе»

Карамов Рафаил Касимович учитель математики Верхнечелнинской средней общеобразовательной школы Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

.



Мы живем в сложный переходный период. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.

Профилактическая работа с обучающимися - процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.

Предлагаю рассмотреть проблемы, факторы и причины возникновения правонарушений среди школьников.

В системе профилактической деятельности школы выделяют два направления: меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в жизнь школы, и меры специальной профилактики, состоящие в выявлении учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении работы с ними на индивидуальном уровне.

В педагогической литературе выделяют следующие стадии отклоняющегося поведения:

- неодобряемое поведение - поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;

- порицаемое поведение - поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);

- девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.), принявшие характер систематических или привычных;

- предпреступное поведение - поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);

- противоправное или преступное поведение - поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.

Нравственная деформация формирующейся личности и отклонения в пове­дении зачастую являются следствием нарушений взаимосвязей с микросредой. Назовем наиболее существенные дефекты межличностных отношений, с ко­торыми ребенок сталкивается в семье, в школе, на улице.

Неблагоприятные условия семейного воспитания:

1. Асоциальное поведение родителей.

2. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей.

3. Гиперопека.

4. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка.

5. Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей.

Недостатки в учебно-воспитательной работе школы:

Недостатки работы школы, отрицательно сказывающиеся на поведении учеников, условно можно разделить на несколько групп.

1. Стрессогенные технологии проведения уроков и оценивания знаний учащихся.

2. Негативные установки в отношении отдельных учащихся.

3. Низкий профессиональный уровень отдельных учителей.

4. Недостатки организационного характера в работе с детьми группы риска

Отрицательное влияние стихийно-группового общения

Дружеское общение со сверстниками - одна из главных психологических потребностей в подростковом и юношеском возрасте.

Как правило, вне школы дети общаются с близкими по духу, получая то, что не могут получить в семье и в школе: внимание, признание, заботу. В неформальной группе их никто не ругает за неуспеваемость или проступки. Напротив, там их «понимают», одобряют и поддерживают. Как установили ученые, группе присуща гораздо более отрицательное отношение к моральным и правовым нормам общества, чем каждому из ее представителей в отдельности.

Все перечисленные выше факторы можно отнести к категории социальных! Кроме этого следует учесть, что причина отклоняющегося поведения может определяться и биологическими факторами. У подростка возникает желание к беспощадному отрицанию всего, до сих пор принимаемого им!

Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно.

Наиболее эффективны в работе по профилактике правонарушений школы с развитой структурой внеурочной деятельности, учитывающей интересы разных возрастов, прежде всего подростков. Создание в школах кружков дополнительного образования, культурно-образовательных мероприятий, осуществление досуговых программ, организация любительской самодеятельности (художественной, технической, спортивной), организация семейного досуга, детских объединений - мощный источник привлекательности школы и ресурс профилактики отклоняющегося поведения.

Такой же эффект имеет и развитие школьного самоуправления. В последние годы в школах появилась новая форма работы с подростками - "Школьные проекты", направленные на включение всех школьников в социально ориентированное творчество. Школьных проектов у нас несколько: "Технический дизайн", "Школьная теплица", "Швейное дело", "Музыка (баян)", "Связь поколений". Ученики принимают активное участие в этих проектах, выступают и побеждают на различных конкурсах, выставках, конференциях.

Работа по профилактике правонарушений организуется следующими способами:

1. С несовершеннолетними подростками, поставленными на учет в ПДН, согласно Федеральному Закону № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

2. Классными руководителями школы используются различные формы и методы индивидуальной профилактической работы с учащимися:

- изучение особенностей личности подростков ,

- посещение на дому с целью контроля над подростками, их занятостью в свободное от занятий, а также каникулярное время, подготовкой к урокам,

- посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям,

- психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей- предметников с целью выработки подходов к воспитанию и обучению подростков,

- индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростками,

- вовлечение учащихся в систему объединений дополнительного образования с целью организации занятости в свободное время,

3. Воспитательная работа в классах планируется и ведется с учетом общешкольных и стоящих перед классным коллективом целей и задач, возрастных и личностных особенностей учащихся, положения семей, деятельность осуществляется с учетом реализуемых целевых локальных воспитательно-образовательных программ и проектов в разных направлениях с использованием активных форм и методов работы:

- гражданско-патриотическом;

- спортивно-оздоровительном;

- художественно-эстетическом;

- правовом;

- культурно-массовом и др.

4. С целью выполнения Закона РФ «Об образовании», а также для предотвращения бродяжничества и безнадзорности ведется строгий контроль над посещаемостью занятий учащимися школы. С этой целью:

- классными руководителями регулярно ведется учёт пропусков уроков;

- учителя-предметники своевременно ставят в известность классного руководителя о пропусках уроков учениками;

- классный руководитель в тот же день сообщает родителям о пропусках уроков (запись в дневнике, звонок по телефону, посещение семей на дому);

5.Классными руководителями, инспектором ПДН посещаются на дому семьи и дети, требующие повышенного педагогического внимания и контроля.

6. С целью профилактики правонарушений, наркомании, повышения правовой культуры несовершеннолетних в школе ежемесячно проводятся единые тематические классные часы, коллективно-творческие дела.

7. В профилактической работе коллектив школы осуществляет сотрудничество с заинтересованными службами и ведомствами.

8. Все классные руководители прошли курсы повышения квалификации.

9. Все 100% учителя прошли курсы повышения квалификации по здоровьесберегающим технологиям.

Учителя школы и родители являются членами ДНД. Работу педагогического патруля можно считать удовлетворительной. Патруль постоянно выходит на дежурства, патрулирует по селу в вечернее время. Нарушений среди подростков школы не выявлено.

Вся работа педагогического коллектива нацелена на воспитание потребности в здоровом образе жизни, развитии двигательной активности учащихся. В школе на каждого ученика составлен паспорт здоровья. На каждом уроке используется комплекс физкультминуток. Каждый день по особому графику проводятся утренняя зарядка, общеразвиваюшие упражнения.

Большую помощь в воспитании учеников школы оказывает общий родительский комитет. На заседаниях обсуждаются вопросы о помощи малообеспеченным семьям, одаренным детям, профилактики правонарушений, пути их решения.

Все формы и методы работы, используемые в работе школы показывают положительную динамику по профилактике правонарушений несовершеннолетних..

Конечно же, на каком-то конкретном временном периоде работа по профилактике правонарушений не дает ясно видимых положительных результатов, но эта работа необходима, и дорогу, как говорится, осилит идущий, поэтому в заключении я напомню одну притчу:

Темной дождливой ночью молодому человеку необходимо было переплыть быструю реку. Старый рыбак дал ему свою лодку и указал на еле заметный огонек на противоположном берегу: «Греби на него, сынок, что есть силы, греби и не вздумай опускать весла». И молодой человек поплыл. Сильный ветер дул ему навстречу. Дождь застилал глаза, а он все греб и греб, удерживая ориентир перед собой. Каждый последующий гребок давался труднее предыдущего. И вдруг он увидел большой белый пароход, который плыл по течению. Он вгляделся в темноту и увидел еще одно суденышко, плывшее по течению. И еще, и еще... Казалось, весь мир отдался во власть могучего потока реки. И ему захотелось вынуть из воды весла, но огонек продолжал мерцать перед его глазами, и он снова устремился к своей цели. А уже на берегу, он услышал непонятные звуки, которые при приближении к повороту становились все сильнее и сильнее... это был водопад.

Спасибо за внимание!


© 2010-2022