Программа Повышение психолого-педагогической компетентности родителей особых детей

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКС(К)ОУ «Школа-интернат 8 вида» г. Чёрмоза Ильинского р-а Пермского края





Программа

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей особых детей





Составила учитель Абдулова Н.Ш.







2013 год

Структура программы

  1. Пояснительная записка

  2. Содержание работы

  3. Литература для педагогов

  4. Литература и сайты для родителей

  5. Методические рекомендации для специалистов по организации занятий с родителями

  6. Задания для детско-родительского взаимодействия

  7. Психолого-педагогические ситуации для родителей

  8. Практико-ориентированные или тренинговые упражнения для родителей

  9. Материал для контроля и самоконтроля

Пояснительная записка

Возрастание числа ранних браков снижает уровень ответственности родителей за своих детей.

Увеличение числа поздних браков проблематизирует реализацию репродуктивной (воспроизводящей, детородной функции родителей), смещает ценности воспитания в сферу гиперопеки, что приводит к инфантилизму в социальных проявлениях детей.

Но самым серьезным препятствием в реализации воспитания семьи представляют проблемы, связанные с низким уровнем психолого-педагогической компетентности родителей, что проявляется в недоверии по отношению к образовательным учреждениям в части решения воспитательных задач, в отсутствии интереса и потребности в реализации воспитательной функции. Проблема низкого уровня психолого-педагогической компетентности родителей усугубляется широким распространением практики «воспитания на дому», при которой вопрос о готовности родителей к реализации воспитательной функции, как правило, не затрагивается.

Компетентность родителя - это сложное индивидуально-психологическое образование, возникающее на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающее его готовность к реализации воспитательной функции (Костылева Н.Е.).

Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в собственных силах, способствует пониманию своих возможностей компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом.

Исходя из выявленных потребностей родителей детей с ОВЗ, была составлена программа «Я - компетентный родитель»

Принципы построения программы:

  • научности, предполагающий отражение в предъявляемом материале основных закономерностей личностного развития детей и организации семейного воспитания;

  • доступности, обеспечивающий адаптацию научных знаний к уровню понимания и воспроизведения их родителями;

  • последовательности и концентричности, обеспечивающих постепенное обогащение знаний родителей по разным сферам личностного развития ребенка и организации его воспитания в семье;

  • интегративности, предусматривающий возможность использования программного материала в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом, экономическом и т.д.), и его реализацию в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой, учебной);

  • диалогичности, ориентирующий на установление доверительных взаимообогащающих отношений педагогов с родителями.

Организационные основы реализации (функциональные блоки):

  • Административно-информационный. Сведения об организации обучения и воспитания, жизни и быта детей в учреждении;

информация об обязанностях родителей и опекунов;

сведения о льготах и правах детей-инвалидов и их семей, предоставляемых государством и другими организациями;

сообщения о деятельности общественных организаций в России и за рубежом.



  • Медицинский. Ответственный: медицинский работник (штатный, приглашенный);

Содержание работы: сообщения о причинах и профилактике возникновения психоневрологических заболеваний («Городская (краевая) система психоневрологической службы. Медицинские диагностико-консультативные учреждения», «Детские инфекционные болезни и их профилактика», «Особенности режима питания детей с некоторыми заболеваниями», «О недопустимости применения лекарственных препаратов без назначения врача» и др.).



  • Педагогический. Участники: специалисты (дефектолог, логопед, инструктор ЛФК), учителя, воспитатели;

Содержание: обучение отдельным методическим приемам (формирование навыков чтения, письма, счета, развитие речи и т.п.), принципы усвоения программного материала, этапы работы

Формы: групповые и индивидуальные консультации («Первый раз в первый класс», «Как научить ребенка считать и выполнять домашние задания по математике»); Учитель-логопед: правила организации речевого режима дома, установление контакта с ребенком, особенности речевых нарушений, последствия речевых нарушений, требования к речи родителей.

Инструктор ЛФК: правила организации лечебного режима, перечень гимнастических упражнений;

Учитель: правила организации домашних занятий, рекомендации по организации режима дня, приемы активизации, привлечения внимания, способы заполнения рабочих тетрадей и т.п.



  • Психологический. Общие проблемы психофизического развития детей

Особенности психической деятельности детей

Особенности поведения

Знакомство с приемами реагирования на поведенческие проблемы дома и в связи с обучением в школе

Характеристика неадекватных форм семейного воспитания

Внутрисемейные циклы и кризисы

Перспективы развития ребенка (возрастные изменения и др.)



  • Социально-правовой поддержки. Ознакомление с юридическими обязанностями родителей перед ребенком

Доведение информации о юридических правах родителей и ребенка

Правовое сопровождение ребенка при трудоустройстве, решении жилищных и наследственных дел

Ответственный: юрист, социальный педагог (частично, при отсутствии юриста). Социальный педагог:

Социально-психологическое сопровождение семьи

Осуществление контактов с органами опеки, правоохранительными, муниципальными, юридическими органами

Взаимодействие с психологом, совместное проведение психокоррекционных мероприятий. Сбор информации и составление «социального паспорта» семьи.

Формы организации работы с родителями:

Групповые: семинары, консультации, лекции, собрания, круглые столы, групповые тренинги.

Индивидуальные: беседы, консультации.



Цель: способствовать формированию компетентности родителей особых детей в вопросах воспитания, обучения, развития и коррекции отклонений в развитии.

В соответствии с целью программы, необходимо обеспечить решение следующих задач в сфере основных компетенций:

информационная компетенция:

  • сформировать у родителей знания об особенностях и закономерностях развития детей с различными отклонениями в развитии;

  • способствовать расширению родителями собственного информационного поля по вопросам воспитания, обучения и развития детей с отклонениями в развитии в домашних условиях;

  • сформировать знания о структуре и содержании детско-родительских отношений.

Мотивационная компетенция:

  • содействовать формированию потребности и интереса родителей к изучению особенностей своего ребенка, прогнозированию перспектив его развития;

  • способствовать возникновению интереса к реализации воспитательной функции родителей;

  • способствовать преодолению излишней эмоциональной дистанции родителей с ребенком;

  • способствовать преодолению гиперопеки и инвалидизации ребенка, формированию установки на поощрение активности ребенка.

Технологическая компетенция

  • формировать у родителей навыки установления глазного, тактильного и речевого контактов;

  • формировать способы поведения в различных ситуациях детско-родительского взаимодействия.

  • способствовать формированию направленности родителей на установление диалогических форм взаимодействия и общения с ребенком как с равным партнером.

Рефлексивная компетенция:

  • способствовать формированию осознанного отношения к оценке условий семейного воспитания с точки зрения их соответствия особенностям ребенка.

Содержание работы с семьей

Тема мероприятия

Форма

Задачи

1

Организация психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения.

Семинар

Повышать уровень родительской компетентности в вопросах обучения и воспитания, выработав единый взгляд педагогов и семьи на сущность процесса психолого-медико-педагогического сопровождения с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка..

2

Особый ребенок. Кто он?



Лекция

Познакомить родителей с общими и специфическими закономерностями развития детей с нарушениями в развитии, приемами выявления отклонений в развитии, доступными родителям.

3

Приемы выявления отклонений в развитии, доступные родителям

Групповой

тренинг

Формировать навыки анализа.

4

Значение различных видов чувствительности в жизни человека.



Лекция

Расширить представление о значении различных видов чувствительности в жизни человека, особенностях эмоционально-личностного развития детей с отклонениями в развитии.

5

Роль речи в жизни человека

Практические занятия

Формирование представлений о роли родителей в развитии речи детей с отклонениями в развитии, развития общения детей с отклонениями в развитии.

6

Обычные родители особых детей

Групповой

тренинг

Знакомство с понятием, структурой, общей характеристикой детско-родительских отношений; понятием «нормальных» и «нарушенных» детско-родительских отношений; влиянием нарушенных детско-родительских отношений на развитие ребенка.

7

Правила общения с ребенком

Семинар

Помочь в осознании родительской позиии: безусловное принятие, правила вмешательства и невмешательства.

8

Тактильный контакт. Визуальный контакт.

Голосовой контакт.

Индивидуальная

консультация

Познакомить с понятием, характеристикой, функцией, способами установления.

9

Давай играть и учиться вместе…

Роль и возможности родителей в коррекционно-развивающей работе.



Практические занятие

Убедить родителей в необходимости проведения коррекционно-развивающей работы с ребенком с отклонениями в развитии в домашних условиях.

Повышать практические навыки педагогической компетенции родителей.



Литература и сайты для родителей



  • Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М., 2005.

  • Самощенко, И.В. Глухой ребенок. Воспитание и обучение: опыт матери и сурдопедагога / И.В. Самощенко. - Донецк, 2003.

  • Смирнова, А.Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье: пособие для родителей / А.Н. Смирнова. - М., 1967.

  • Солнцева, Л.И. Воспитание слепых детей раннего возраста. Советы родителям / Л.И. Солнцева, С.М. Хорош. - М., 2004.

  • Шматко, Н.Д. Если малыш не слышит... / Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская. - М., 1995.

  • defectolog.ru

Методические рекомендации для специалистов

  • Программа рассчитана на работу в течение 6 месяцев. Реализация программы предполагает организацию занятий с родителями и детско-родительской группой.

  • На занятиях с родителями психологом проводится работа по формированию представлений об особенностях развития детей с отклонениями в развитии, особенностях детско-родительских отношений, формированию и отработки навыков установления различных видов контакта. Как правило, работа с родителями проводится в форме семинара с использованием лекционных, психогимнастических приемов, групповых дискуссий, библио- и сказкотератии, решения педагогических задач, разыгрывания ситуаций и т.д.

  • Отработка и применение усвоенных детьми и родителями знаний и навыков происходит на занятиях с детско-родительской группой. Занятия с детско-родительской группой проводит психолог, привлекая при необходимости воспитателя.

Задания для родительско-детского взаимодействия

  • «Пройди по следам Таты». Из мягких модулей выложена «дорожка» разной сложности: начало дорожки простое и ребенок может сам пройти по ней, в конце дорожки ребенок вынужден обратиться за помощью к взрослому.

  • Игра «Охота на динозавриков». Группа участников встает в круг - родители позади своих детей. Психолог выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до 10. В это время участники передают друг другу маленького игрушечного динозаврика. По окончании счета тот, у кого находится зверек, вытягивая руки вперед, закрывает его ладошками (мама закрывает ладошки ребенка своими). Остальные участники повторяют этот жест. Задача водящего - найти, у кого в руках динозаврик. Затем водящими становится та детско-родительская пара, у которой в руках был динозаврик.

  • Игра «Сиамские близнецы». Взрослый и ребенок становятся рядом друг с другом. Одной рукой обнимают друг друга за талию, соприкасающиеся ноги можно связать веревочкой. Теперь у них три ноги, две головы, две руки и одно туловище. Игра заключается в выполнении команд психолога: встать, сесть, попрыгать, повернуться. Затем «близнецам» предлагается разделиться на 2 команды и справиться с эстафетным заданием: принести как можно больше конфет для чаепития (каждая пара может принести за один раз только одну конфету).

Психолого-педагогические ситуации для родителей

  • Обсудите ситуацию, проанализируйте ее, определите причины поведения ребенка и предложите варианты решения ситуации:

  • Ребенок с нарушением слуха (ХНСТ IV ст.), 2.5 года. В свободной деятельности использует звукоподражания и лепетные слова, осуществляет выбор предметов на слух из 2-3. При организации деятельности в рамках занятия действует неадекватно, отказывается от выполнения задания, отказывается произносить даже частотно употребляемые в свободной деятельности звукоподражания.

  • Обсудите ситуацию, проанализируйте ее, определите причины поведения ребенка и предложите варианты решения ситуации:

  • Ребенок с нарушением слуха (ХНСТ IV ст.), 2.5 года. В свободной деятельности использует звукоподражания и лепетные слова, осуществляет выбор предметов на слух из 2-3. При организации деятельности в рамках занятия действует неадекватно, отказывается от выполнения задания, отказывается произносить даже частотно употребляемые в свободной деятельности звукоподражания.

Тренинговые упражнения для родителей

  • Упражнение «Говори, сосед слева!». Все участники сидят (или стоят) по кругу. Психолог по очереди подходит к каждому игроку и, глядя на него, задает ему один вопрос. На этот вопрос отвечает не тот, на кого смотрит ведущий, а тот, кто сидит (стоит) слева от него. Вопросы должны быть подготовлены заранее, чтобы игра проходила в быстром темпе. Список примерных вопросов:

  • Какой сегодня день недели?

  • У вас есть домашнее животное?

  • Где вы работаете?

  • На какой улице вы живете?

  • Сколько у вас детей? и т.д.

  • Обсуждение. Участники отвечают на вопрос, что они чувствовали во время игры, насколько для них важен контакт глаз с партнерами, который часто отсутствует при их общении с детьми.

  • Упражнение «Глядение в глаза». Взрослые разбиваются на пары. По команде психолога они начинают глядеть друг другу в глаза с различными эмоциональными состояниями.

  • Обсуждение. Участники обмениваются своими чувствами, возникшими в ходе выполнения упражнения. Задача психолога - подвести к осознания того, что важен не только сам факт визуального контакта, но и время этого контакта, а также то эмоциональное состояние, на фоне которого этот контакт происходит.

  • Упражнение «Эффективное взаимодействие».







  • 1 этап Вербальный вариант. Группа работает парами. Один из участников каждой пары держит в руках какой-либо значимый для него предмет (книгу, часы, тетрадь с записями и т. д.). Задача второго участника состоит в том, чтобы уговорить партнера отдать ему этот предмет. Первый участник может отдать предмет только тогда, когда захочет. Затем участники меняются ролями.

  • 2 этап Невербальный вариант. Упражнение выполняется аналогично вербальному варианту, но с использованием только невербальных средств общения.

  • Обсуждение упражнения целесообразно проводить после проведения обоих этапов. В ходе обсуждения участники по кругу делятся своими впечатлениями и отвечают на вопросы: «Когда было легче просить предмет?», «Какие слова или действия партнера побудили вас отдать его?».

Материал для контроля и самоконтроля

  • Что общего между развитием ребенка с отклонениями в развитии и без них?

  • Объясните понятие «безусловное принятие».

  • В чем заключаются основные задачи семейного воспитания детей с отклонениями в развитии?

Материалы экспресс-опроса

  • Экспресс-опрос родителей по завершению процесса освоения программы.

  • Дорогие друзья! Вы прошли обучение по программе «Компетентный родитель». Надеемся, что наше взаимодействие было интересным и познавательным. С целью дальнейшего совершенствования дальнейшей работы в этом направлении мы просим ответить на ряд опросов, раскрывающих Ваше отношение к реализации программы.

  • а) узнать как можно больше об особенностях развития и воспитания своего ребенка;

  • б) обсуждать трудности и проблемы, возникающие в общении с детьми;

  • в) познакомиться с единомышленниками, родителями сверстников моего ребенка;

  • г) познакомиться с опытом других родителей по организации семейного воспитания;

  • д) удостовериться в том, что я правильно воспитываю своих детей.

2. В результате посещения занятий я узнал(а):

  • а) о необходимости грамотной реализации воспитательной функции;

  • б) об особенностях разностороннего развития и воспитания детей в семье;

  • в) о нормативных и правовых документах, регламентирующих воспитательную функцию семьи;

  • г) как организовать детский досуг;

  • д) как организовать дома развивающую среду.

3. В результате посещения занятий я научился(лась):

  • а) партнерскому взаимодействию с ребенком;

  • б) организации разных видов детской деятельности;

  • в) созданию необходимой развивающей среды;

  • г) анализу собственных достижений в реализации воспитательной функции;

  • д) отслеживанию результатов семейного воспитания.

4. Занятия помогли мне:

  • а) не бояться высказывать свое мнение и суждения по обсуждаемым вопросам;

  • б) правильно выстраивать взаимодействие с ребенком;

  • в) делиться опытом воспитания ребенка и приобретать новый опыт;

  • г) по-новому организовывать деятельность ребенка дома;

  • д) почувствовать себя увереннее в совместной игре с ребенком.

6. Считаю, что предложенная программа является:

  • а) эффективной, к участию в ней надо привлекать как можно больше родителей;

  • б) в целом эффективной, но необходимо обратить больше внимания на практическую подготовку родителей;

  • в) в целом эффективной, но следует расширить круг обсуждаемых проблем и тем;

  • г) неэффективной, так как она не отвечает актуальным запросам родителей, осуществляющих домашнее воспитание детей;

  • д) неэффективной, так как перегружена теоретическим материалом и в недостаточной степени обеспечивает активность самих родителей.

  • 7. Рекомендую включить в программу _______________________________________________

8. Рекомендую дополнить тематику занятий следующими темами

9. Оцениваю личные достижения и результаты участия в программе и ее освоения как

  • а) отличные;

  • б) хорошие;

  • в) удовлетворительные;

  • г) неудовлетворительные;

  • д) особое мнение _______________________________________________

  • 10. Предлагаю привлечь к реализации программы специалистов (медицинских работников, юристов, дефектологов, логопедов и др.):______________________________________

  • 11. Общие пожелания:

  • Благодарим за участие. Желаем счастья, здоровья и успехов в воспитании Ваших детей.



Ожидаемые результаты

  • Осознание роли и влияния семьи на формирование личности ребенка с ОВЗ.

  • Формирование родительской позиции: безусловное принятие и изменение уровня родительских притязаний.

  • Овладение практическими навыками педагогической компетенции родителей.

Приложение

Результаты опроса родителей

Потребность

Я действительно нуждаюсь в помощи в этой области

Я хотел(а) бы помощи, по настоятельной нужды в этом нет

Я не нуждаюсь в помощи в этой области

1.

Мне важна информация о нарушениях моего ребенка

4

2.

Мне необходимо знать о диагнозе, последствиях нарушения, о необходимом моему ребенку лечении

4

3.

Мне необходима информация о перспективах развития ребенка

4

4.

Мне нужна информация о проблемах поведения моего ребенка

4

5.

Мне важно участвовать в программах (занятиях), которые помогут мне лучше понимать поведение ребенка и управлять им

3

1

В классе Особый ребенок учится 4 ребенка. В опросе принимали 4 родителя.


Потребность

Я действительно нуждаюсь в помощи в этой области

Я хотел(а) бы помощи, по настоятельной нужды в этом нет

Я не нуждаюсь в помощи в этой области

6.

Мне необходимо знать о тех программах, которые осваивает мой ребенок, и мере моей включенности в обучении ребенка

4

7.

Мне необходима информация о дополнительных услугах или специалистах, которые помогут моему ребенку

3

1

8.

Мне необходима помощь, которая позволит справляться с трудностями в семье (ревность других детей, проблемы с мужем, с родственниками)

3

1

9.

Я хочу сам(а) участвовать в разных занятиях, которые помогут мне стать учителем моего ребенка

3

1

Потребность

Я действительно нуждаюсь в помощи в этой области

Я хотел(а) бы помощи, по настоятельной нужды в этом нет

Я не нуждаюсь в помощи в этой области

10.

Я хочу посещать лекции для родителей по вопросам обучения ребенка

4

11.

Мне кажется важным принимать участие в активных формах обучения, где я сам(а) могу научиться управлять поведением своего ребенка и обучать его

2

2

12.

Я считаю важным посещать группы родителей имеющих сходные с моей проблемы

3

1

-

13.

Я испытываю большую потребность только в индивидуальном консультировании специалистами

2

2

14.

Мне важна информация о наличии в городе ассоциации родителей особых детей

1

3



© 2010-2022