«Мои права и обязанности» классный час

Юным гражданам Казахстана  предстоит «открыть» дверь в новом веке и жить в третьем тысячелетии. И от того, какими они вырастут, во что будут верить, что будут принимать за основной устав в жизни, зависит судьба нашего Государства. Начатое отцами и дедами великое дело возрождения Казахстана  завтра будет в руках юных граждан нашей страны. Хочется надеяться, что подрастающее поколение сделает мир лучше, добрее, разумнее. Правовое воспитание помогает развитию способности развития инициативности — т...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Коммунальное государственное учреждение

«Средняя школа - комплекс №19» акимата г. Усть-Каменогорска














КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:

«МОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»











ГВИАНИДЗЕ НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА











Усть-Каменогорск, 2014


"Воспитание и только воспитание - цель школы"
Песталоцци.

Пояснительная записка к классному часу «Мои права и обязанности»

Юным гражданам Казахстана предстоит «открыть» дверь в новом веке и жить в третьем тысячелетии. И от того, какими они вырастут, во что будут верить, что будут принимать за основной устав в жизни, зависит судьба нашего Государства. Начатое отцами и дедами великое дело возрождения Казахстана завтра будет в руках юных граждан нашей страны. Хочется надеяться, что подрастающее поколение сделает мир лучше, добрее, разумнее. Правовое воспитание помогает развитию способности развития инициативности - тех качеств, без которых не возможно формирование гражданина нового Казахстана - носителя великой культуры, великого народа. Данный урок помогает защитить права ребенка в семье, в школе, в социуме; воспитавать правовое сознание, законопослушание и право - защищенность. Президент нашей страны Н.А. Назарбаев в своем программном документе «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» сказал, что отсутствие предмета «Казахстанское право» ведет к правовому нигилизму и безграмотности молодежи. Сегодня растет число подростков - правонарушителей, подростков не знающих, чем заняться. Поэтому актуально и важно проводить классные часы, беседы, диспуты и т.д. по правам и обязанностям учащихся школы.

ЦЕЛЬ:

Повышение правовой грамотности младших школьников, развитие гражданско - правовой культуры; формирование правовой компетентности через регулярное проведение занятий; взаимодействие учителя с родителями, учащимися и органами правопорядка.

ЗАДАЧИ:

  1. Познакомить учащихся с Всеобщей Декларацией прав человека, Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом РК «О правах ребенка».

  2. Формировать положительное отношение к законам и их выполнению. Побудить учащихся к анализу ситуации с точки зрения права и морали.

Воспитывать в духе законности и уважения прав других людей.







ТЕМА: «Мои права и обязанности»

ЦЕЛЬ: Повышение уровня правовой грамотности учащихся, развитие гражданско - правовой культуры.

ЗАДАЧИ:

  1. Познакомить учащихся с Всеобщей Декларацией прав человека, Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом РК «О правах ребенка».

  2. Формировать положительное отношение к законам и их выполнению. Побудить учащихся к анализу ситуации с точки зрения права и морали.

  3. Воспитывать в духе законности и уважения прав других людей.

НАГЛЯДНОСТЬ:

  1. Интерактивная доска (презентация)

  2. Видеоролик о правах детей

  3. Памятки «Мои права и обязанности»

  4. Весы

ТЕХНОЛОГИИ:

  1. Игровая технология

  2. Коллективно - творческое дело

  3. ИКТ



ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

  1. ОРГ. МОМЕНТ

Дорогие ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, передайте частичку хорошего настроения соседу по парте. Вот видите, от ваших улыбок стало уютнее и светлее в классе.

  1. ВСТУПЛЕНИЕ

«Знать свои права и уметь за них бороться -

значит быть сильным. Уважать права других -

значит быть справедливым. Жить по праву -

значит жить в мире и согласии».

(народная мудрость)

Давным - давно, тысячи лет назад, на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право, а на что не имеют? И взялись они за решение этих вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. Так на свете появилась Всеобщая Декларация прав человека, согласно которой каждый гражданин имеет право чувствовать себя в обществе защищенным. А еще наши права защищает Конституция - основной закон Государства. Конституция обеспечивает защиту прав как взрослым, так и детям. Права детей защищаются и на международном уровне - Конвенцией ООН (Организацией Объединенных Наций) о правах ребенка.

И сегодня на нашем мероприятии мы подробно поговорим о правах и обязанностях детей. Итак, тема нашего классного часа «Мои права и обязанности».

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

(Чтец 1)

Права ребенка

Лишь появится ребенок

И начнет едва дышать

У него уже с пеленок

Всякие права.

Он имеет право жить

Развиваться и дружить,

Иметь просторный, дружный дом,

Видеть тихий мирный сон,

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть весёлым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым,

И любить, и быть любимым

Он на свете не один.

Каждый человек, особенно в детстве нуждается в любви и заботе, добром отношении к себе. Главное, что всегда должны помнить взрослые - это то, что перед ними человек, личность со своими нуждами и желаниями, к которым нужно относиться с уважением. Мы с вами должны повторить и узнать новые права и обязанности ребенка.

Что же такое право? (высказывания детей).

Право ребенка - это определенные возможности, которые даются детям для того, чтобы жить и взрослеть.

Давайте вспомним какие у вас есть права? (на доске)

  • Право на жизнь

  • Право на отдых

  • Право на полезную и качественную пищу и воду

  • Право на жилье

  • Право на медицинскую помощь

  • Право на образование

  • Право на имя

  • Право на игру

  • Право на защиту от физического насилия

Но не забывайте реализация ваших прав не должна нарушать права других, дети - это будущее любой страны. «Конвенция ООН о правах ребенка» - это международный документ, определяющий права детей на образование, отдых, досуг и многое другое. Конвенция была принята в 1989 году и утверждена всемирной международной Организацией Объединенных Наций.

  1. ФИЗМИНУТКА

А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Я буду перечислять права и обязанности. Если называю право, то вы поднимаете руки вверх, а если обязанности - то хлопаем в ладоши.

  1. Принимать участие в конкурсах и соревнованиях. (П)

  2. Соблюдать правила дорожного движения. (ОБ)

  3. Соблюдать правила личной гигиены. (ОБ)

  4. Бесплатно учиться. (П)

  5. Бережно относиться к имуществу школы. (ОБ)

  6. Беречь и охранять природу. (ОБ)

  7. Отдыхать. (П)

  8. Соблюдать устав школы. (ОБ)

  9. Добросовестно учиться. (ОБ)

  10. Помогать родителям. (ОБ)

  11. Уважать честь и достоинство других учеников. (ОБ)

  12. Бесплатно пользоваться библиотекой. (П)

Вывод: Все мы имеем права. Защищая свои права мы не должны забывать и о своих обязанностях, а также не должны нарушать права других людей.

Сейчас мы с вами рассмотрим правовые ситуации на примере известных сказок и попробуем разобрать, какие права были нарушены у их героев

(Сценка 1 русская народная сказка «Морозко»)

(Выходит дед, садится на скамейку, потом выходит жена и садится рядом. Все, кроме падчерицы грызут семечки).

Сказочник: Жил-был дед, да с другой женой. И у деда была дочка и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернёшься - бита и не перевернёшься - бита. А родную дочь, за всё, что ни сделает гладят по головке: «Умница!» Падчерица дрова и воду в избу носит, печь топит, избу метёт ещё до свету. Ничем старухе не угодишь всё не так, всё худо. Ветер хоть и пошумит, да затихнет, а старая баба расходится - не скоро уймётся. Вот мачеха и подумала падчерицу со свету сжить.

Мачеха: Вези, вези её, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза её не видели! Вези её в лес на трескучий мороз!

Сказочник: Старик затужил, заплакал, однако делать нечего: бабы не

переспорить.

Старик: Собирайся, милая дочь (уходят).

Ну что, ребята, вспомнили сказку? Скажите, на какое право посягала старуха по отношению к падчерице?

Правильно, ребята! Эта жестокая женщина нарушила права ребёнка. Она подвергала жизнь и здоровье девочки опасности. (Конституция РК статья 16 п.1, статья 15 п. 1, статья 27 п. 2; Всеобщая декларация прав человека статья 5).

Сейчас вы увидите отрывок из другой сказки. Попробуйте угадать эту сказку. На какое право посягали в ней?

(Сценка 2 Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева»)

Герда: Бабушка, а правда, что Снежная Королева не сможет сюда войти?

Кай: Пусть только попробует! Я посажу её на тёплую печку, вот она и растает.

Бабушка: Кай, давай не будем говорить о ней.

Кай: Ах, меня кольнуло прямо в сердце и что - то попало в глаз! Я ничего не вижу.

Герда: (обняв Кая). Бедняжка, это наверное осколок зеркала Снежной Королевы. Теперь твоё сердце превратится в кусочек льда (плачет).

Кай: Что ты плачешь? Мне совсем не больно. Какая ты некрасивая становишься! Фу! И розы какие - то гадкие! (толкает вазу).

Герда: Кай, что ты делаешь?

Кай: Посмотри, насколько эти снежинки за окном красивее, чем эти розы (смотрит в окно).

Герда: Кай, кто это?

(Входит Снежная Королева).

Снежная Королева: Кай, я вижу тебе нравятся мои снежинки! Поехали со мной, я покажу тебе ещё много снежинок и других красивых вещей. А ещё дам тебе мороженое.

Кай: Нет, я не пойду с тобой! ( Снежная Королева накрывает его плащом и они уходят)

Кай: (кричит) Герда, спаси меня. Мне холодно!

Герда: Она украла его. Кай, я обязательно тебя спасу.

Как называется эта сказка, какие права были нарушены Снежной Королевой?

Правильно, ребята, запрещены похищения детей и торговля ими. Дети - не вещи. Дети - это люди! Люди не принадлежат никому, кроме себя.

(Всемирная декларация прав человека статья 3,4)

(Сценка 3 Карл Коллоди, а перевел эту замечательную сказку Алексей Николаевич Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

(Буратино находится в зрительном зале. Выходит Пьеро).

Пьеро. Здравствуйте, меня зовут Пьеро... Сейчас мы разыграем перед вами комедию.

(Выбегает Арлекин)

Арлекин. Здравствуйте, я - Арлекин! (К Пьеро.) Что ты хнычешь, дуралей?

Пьеро. Я плачу потому, что от меня убежала моя Мальвина, девочка с голубыми волосами.

Арлекин. Ха-ха-ха! Вот дуралей! Почтеннейшая публика, разве бывают девочки с голубыми волосами?

(Ответы зрителей. Появляется Буратино).

Арлекин. Глядите - это Буратино!

(Буратино выходит на сцену).

Все куклы. Это Буратино! К нам пришел плутишка Буратино!

Карабас (грозно). Так это ты, маленький мошенник, испортил мою прекрасную комедию?! А ну, глупые куклы, быстро на сцену!

Бьет их плёткой. Хватает Буратино за рукав.

Карабас. А тебя, Буратино, надо хорошенько проучить. (Тащит Буратино за кулисы, грозит куклам плёткой.)

Все куклы. Бедный, бедный Буратино, достанется ему от злого Карабаса Барабаса! (Плачут.)

Что это за сказка, и какие права были ней нарушены? Правильно право на отдых и досуг (Всеобщая декларация прав человека статья 24)

Конвенция о правах ребенка, дает каждому ребенку право на отдых и досуг, он имеет право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, и все взрослые должны уважать и поощрять право ребенка на участие в культурной и творческой жизни.

(Сценка 4 написал эту сказку Шарль Перро, а перевел Иван Сергеевич Тургенев «Золушка»)

(На стульчике сидит Золушка и что - то шьёт).

Голос: Внимание! Внимание! Сегодня вечером принц устраивает бал. Приглашаются все знатные люди!

(Появляются сёстры).

1-я сестра: Золушка! Ты слышала? Нас приглашают на бал принца.

2-я сестра: Помоги нам поправить наряды. (Золушка помогает).

1-я сестра: А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на бал?

Золушка: Что вы, сестрицы? Вы смеётесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и башмаках?

Мачеха: (дочерям) Красавицы мои, вы собрались?

2-я сестра: Сейчас, маменька, только в зеркало посмотрим. Золушка копается, никак нас не оденет.

Золушка: Матушка, можно я тоже поеду? Я надену какое - нибудь из старых платьев сестриц.

Мачеха: И думать забудь! Не хватало ещё, чтобы ты в таком виде показалась в приличном обществе. Да у тебя и дел много: пол подмести, ужин приготовить, посуду перемыть, посадить розы у меня под окном, перебрать гречку и горох. Ну а если управишься, то можешь потом приехать на бал.

Золушка: Я за три дня не смогу всё переделать. Бедная я, несчастная! (Плачет.)

- Узнали сказку? Какие права нарушены в этой сказке? Право на труд, право на отдых и досуг.

Злая мачеха нарушила права ребенка на отдых и досуг, запретив Золушке ехать на бал, а также заставляла выполнять непосильную для девочки работу. (Всеобщая декларация прав человека статья 24)

В нескольких статьях Конвенции речь идет о праве на собственное мнение и на свободное мышление, о праве быть выслушанным. Если у вас возникает мысль о чем-то, что вы считаете нужно ввести в правило, высказывайте ее, например, в такой форме:

(Чтец 2-3)

НОВЫЙ ЗАКОН

На час начальником бы стать среди законодателей -

Велел бы я закон издать, для взрослых обязательный.

«В дни отдыха, - гласил бы он, - одних, без нас, родителей,

В театр, в цирк, на стадион не допускать как зрителей».

Пусть надпись - буквы покрупней! - там ярко освещается:

«Вход мамам, папам без детей строжайше запрещается».

Тогда бы поняли они - все взрослое сообщество,

Как детям в праздничные дни быть с ними вместе хочется!

Конвенция написана с учетом всех возрастных категорий. Человек растет, крепнет, обретает жизненный опыт. Он поднимается по возрастным ступеням, и для каждой новой ступени в Конвенции есть необходимые права и гарантии.

(Чтец 4)

Мои права (шутка)

У ребенка право есть

Кашу манную не есть,

А еще просить при этом

Шоколадную конфету.

Право прыгать и шалить,

На салфетку чай пролить,

Драться с братиком подушкой,

Разбросать свои игрушки.

Исчеркать картинки в книжке,

Дернуть за ухо братишку,

Вот как много разных прав!

Разве я друзья не прав? (обсуждение)

Дети имеют много прав, но у детей есть и обязанности. Как вы думаете какие? (высказывания детей).

Правильно нужно слушать советы родителей и выполнять их требования, помогать по дому маме и бабушке, вести здоровый образ жизни, следить за своим внешним видом. Нужно слушаться учителей, выполнять их требования, вести себя вежливо, здороваться при встрече, быть дисциплинированными, уважать взрослых, не ссориться по пустякам с друзьями. Видите, как много обязанностей у детей.

  1. ИТОГ МЕРОПРИЯТИЯ

Понравился ли вам наш классный час?

О чем мы сегодня говорили? (видеоролик)

  1. РЕФЛЕКСИЯ

Все наши права защищает суд, и в каждом суде стоит статуя «Фимины» - богини правосудия. Она имеет чаши весов - это весы правосудия, ее глаза перевязаны лентой, что означает - независимость в принятии решений, ведь решению суда - подчиняются все люди, а суд - подчиняется только закону. Меч в ее руках - означает власть закона. Сегодня и у нас с вами есть весы правосудия. На одной чаше нарушение закона и порядка в стране, а на другой правопорядок в стране, уважение и защита прав человека.

Подумайте и ответьте, в какой стране хотели бы жить вы?

У вас на столах стикеры, напишите, что я сделаю для того, чтобы в нашей школе, в нашем городе был правопорядок»?

А теперь подумайте и прикрепите ваш стикер на ту чашу весов, которую вы считаете правильной.

Наш классный час окончен. Всем спасибо за работу.





ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Нормативно - правовые документы

  1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года (дата последней редакции 02.02.2011 года)

  2. Закон Республики Казахстан «О правах ребенка» от 8 августа 2002 года (дата последней редакции 10.07.2012 года)

  3. «Конвенция ООН о правах ребенка» (от 20 ноября 1989 года, Нью - Йорк)

  4. Классные часы: 2 класс/ Авт.-сост. Т.Н. Максимова. - М.:ВАКО, 2008.

  5. Гребёнкина А.К., Жокина Н.А. и др. Сценарии классных часов. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.

  6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе. - Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель»,2000.

  7. Антонов В.В. Изучаем права человека. М.: Вита-Пресс, 1996.


© 2010-2022