- Преподавателю
- Классному руководителю
- Слагаемые выбора профиля обучения
Слагаемые выбора профиля обучения
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Жарикова Г.Н. |
Дата | 14.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Петровский филиал
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Ольховская средняя общеобразовательная школа»
Хомутовского района Курской области
Рассмотрено на заседании Утверждаю
МС протокол №___ Директор школы
От « »____________2014г _______________Л.В.Дрогвинова
Приказ «_________
От « »______________2014г
Согласовано
Заместитель Директора по УВР
___________Г.В.Плиева
Рабочая программа
курса «Слагаемые выбора
профиля обучения»
9 класс (базовый уровень)
Примерная программа для основного общего образования по курсу
«Слагаемые выбора профиля обучения» и авторская программа курса «Слагаемые выбора профиля обучения» образовательных учреждений
(Л.Н.Бобровская, Е.А.Сапрыкина, Ю.О.Просихина -М.: «Планета»)
Авторы: Л.Н.Бобровская, Е.А.Сапрыкина, Ю.О.Просихина.
Количество часов:35 часов в год (1 час в неделю)
Учитель: Жарикова Г.Н.
Учебный год: 2014-2015.
Пояснительная записка
Курс «Слагаемые выбора профиля обучения» составлена на основе профориентационного курса «Человек и профессия», авторы - составители Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина.
Программа включает следующие разделы: основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки выпускников.
В соответствии с учебным планом школы на изучение курса «Слагаемые выбора профиля обучения» в 9 классе отводится 1 час в неделю (35 часов в год).
Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
-
помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
-
подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе - будущей профессии;
-
расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
-
обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
-
сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
-
обучить планированию профессиональной карьеры.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
-
психологические особенности личности;
-
самоопределение;
-
профессиональные интересы и склонности, способности;
-
классификация, типы и подтипы профессий;
-
профессиограмма;
-
профессиональная пригодность;
-
проектирование профессионального жизненного пути;
-
карьера, виды карьеры;
-
личный профессиональный план;
-
общение;
-
самооценка;
-
профпригодность;
-
компенсация способностей;
-
рынок труда.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
-
раскрывать психологические особенности своей личности;
-
выявлять свои способности и профессиональные интересы;
-
определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
-
работать с профессиограммами;
-
ориентироваться в типах и подтипах профессий;
-
составлять личный профессиональный план;
-
проектировать свою профессиональную карьеру.
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:
-
междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
-
интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);
-
обучение через опыт и сотрудничество.
Учебно-тематическое планирование курса
№п\п
Наименование темы
Кол-во часов
1
Введение . предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана
1
2
Познавательные процессы и способности личности
6
2.1
Память. Внимание.
2
2.2
Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение.
1
2.3
Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта
2
2.4
Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей
1
3
Психология личности
6
3.1
Типы нервной системы. Типы темпераметра. Характер. Самооценка
2
3.2
Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды
2
3.3
Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов
2
4
Мир профессий
10
4.1
Понятия профессии, специальности, специализация, квалификация. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда
2
4.2
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы
2
4.3
Типы профессий. Матрица выбора профессий
1
4.4
Характеристика профессий типа «человек - человек»
1
4.5
Характеристика профессий типа «человек - техника»
1
4.6
Характеристика профессий типа «человек - знаковая система»
1
4.7
Характеристика профессий типа «человек - природа»
1
4.8
Характеристика профессий типа «человек - художественный образ»
1
5
Профессиональное самоопределение
7
5.1
Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)
2
5.2
Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей
2
5.3
Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»)
1
5.4
«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо»
1
5.5
Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации при выбору профессии
1
6
Подготовка к будущей карьере
2
6.1
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования
2
7
Обобщение
2
7.1
Построение личного профессионального плана. Зачет
3
Итого:
35
Календарно - тематический план (35 часов)
№п\п
Тема урока
Кол - во часов
Тип урока,
его форма
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Задание для индивидуальной работы
Дата
Датафакт
1
2
3
4
5
6
7
1.
Предмет и задачи курса
1
Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы
Роль профессионального самоопределения в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана
Знать:
- роль профессионального самоопределения в жизни человека;
- основные разделы программы курса;
- понятие личного профессионального плана;
- основные структуры личного профессионального плана;
Уметь:
- обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
- называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
- составлять личный профессиональный план
Задание 1.1
2.
Память
1
Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы
Память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды памяти. Приемы запоминания.
Знать:
- определение понятия «память»;
- процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение);
- виды памяти;
- особенности отдельных приемов запоминания.
Уметь:
- использовать приемы запоминания в конкретных случаях.
Задание 2.1
3
Внимание
1
Урок усвоения новых знаний. Решение ситуацио-нных задач
Внимание. Качества внимания. Виды внимания. Выявление особенностей внимания личности
Знать:
- определение понятия «внимание»;
- качества внимания;
- виды внимания.
Уметь:
- использовать приемы концентрации внимания, адекватные конкретным ситуациям
Задание 2
4
Формы чувственного познания
1
Урок усвоения новых знаний. Дидактическая игра
Формы чувствен-ного познания окружающего мира: ощущение, восприятие, представление, воображение. Анализ ситуаций, связанных с чувственным познанием мира, при помощи определенных заданий
Знать:
- определение понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»
Уметь:
- объяснить, как происходит познание окружающего мира;
- анализировать ситуации. Связанные с чувственным познанием мира
Задание 2.3 - 2.6
5
Мышление
1
Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы
Понятие «мышление». Типы мышления. Формы логического мышления. Основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение. Основные качества мышления.
Знать:
- определение понятия «мышление»;
- типы мышления;
- формы логического мышления: (понятие, суждение, умозаключение)
- основные операции мышления:
- основные качества мышления.
Уметь:
- использовать основные операции мышления при решении логических задач
Задание 2.7
6
Интеллекту-
альная сфера
1
Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Проблемная лекция с элементами беседы.
Особенности интеллектуальной сферы. Интеллект. Типы интеллекта. Диагностика уровня развития интеллекта (по Г. Айзенку)
Знать:
- определение понятий «интеллектуальная сфера», «интеллект»
-типы интеллекта.
Задание 2.8
7
Способности личности
1
Урок усвоения новых знаний. Беседа с решением ситуацион-ных задач
Способности. Виды способностей: общие и специальные. Разновидности специальных способностей. Условия развития специальных способностей
Знать:
- понятие «способности»;
- виды способностей: общие и специальные;
- разновидности специальных способностей.
- условия развития специальных способностей.
Уметь:
- объяснять необходимость наличия специальных способностей для успешной профессиональной деятельности
8.
Типы нервной системы. Темперамент
1
Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Лекция с элементами беседы.
Нервная система человека. Типы нервной системы и их различия. Темперамент. Типы темперамента. Анализ различных типов нервной системы и темперамента.
Знать:
- определения понятий «тип нервной системы», «темперамент»;
- типы нервной системы и их различия;
- типы темперамента.
Уметь:
- характеризовать типы темперамента человека по его поведению;
- характеризовать чвой тип нервной системы;
- выявить свой ведущий тип темперамента с помощью специальный диагностических методик
Задания 3.1 - 3.5
9.
Характер и самооценка
1
Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий
Характер. Виды черт характера. Самооценка. Анализ различных черт характера. Выявление уровня самооценки.
Знать:
- определение понятий «характер» «самооценка»
- виды черт характера.
Уметь:
- соотносить поведение человека с его чертами характера
- выявлять уровень собственной самооценки
Задания 3.6 - 3.10,
3.12
10
Самоопределение личности
1
Урок усвоения новых знаний. Эвристичес-кая беседа
Самоопределение личности. Виды самоопределения. Профессиональное самоопределение
Знать:
- определение понятия «самоопределение личности»;
- виды самоопределения
- определение понятия «профессиональное самоопределение»
Уметь:
- называть свои ценностные ориентации
Задание 3.11
11
Мотивационная сфера
1
Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий
Смысл и цель жизни человека. Мотив и мотивация. Мотивационная сфера личности. Потребности. Виды потребностей
Знать:
- определение понятия «мотив», «мотивация»;
- определение понятия «потребность»;
- виды потребностей.
Уметь:
- выявлять свои мотивы в получении будущей профессии;
- определять свои жизненные ценности с учетом предполагаемых профессиональных предпочтений
Задание 3.13
12
Общение
1
Урок усвоения новых знаний умений и навыков. Беседа с выполнением практических заданий.
Общение. Способность различных людей к общению. Деловое общение. Основные признаки делового общения.
Знать:
- определение понятия «общение»;
- определение понятия «деловое общение»;
- признаки делового общения
Уметь:
- определять уровень собственной общительности с помощью специальных диагностических методик;
- использовать навыки делового общения в конкретных ситуациях
Задания 3.14
13
Конфликты
1
Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с элементами беседы
Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов
Знать:
- определение понятия «конфликт»;
- виды конфликтов;
- способы разрешения конфликтов.
Уметь:
- проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях
Задания 3.15
3.16
14
Профессия, специальность специализация квалификация
1
Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы
Этапы профессионального самоопределения. Профессия, Специальность. Специализация. Квалификация.
Анализ различий между понятиями
«профессия», «специальность», «специализация», «квалификация»
Знать:
Этапы профессионального самоопределения;
- определение понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация»,
Уметь:
- соотносить этапы профессионального самоопределения со своим уровнем готовности к выбору профессии;
- объяснять различия между профессией и специальностью, специализацией и квалификацией;
- устанавливать взаимосвязь между понятиями «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация»
15
Характеристика труда
1
Урок усвоения новых знаний. Лекция
Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. Анализ процесса, характера и условий труда различных профессий
Знать:
- определение понятия «характеристика труда», «характер труда», «процесс труда», «условия труда»
Уметь:
- объяснять сущность понятий «характеристика труда», «характер труда», «процесс труда», «условия труда»;
- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных профессий
Задание 4.1
16
Классифи-кация профессий
1
Урок усвоения новых знаний. Эвристичес-кая беседа
Классификация профессий. Цели труда. Орудия труда. Классификация профессий по Е.А.Климову
Знать:
-определение понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда»;
- структуру и содержание таблицы Е.А. Климова
Уметь:
- объяснять сущность понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда»
17
Формула профессии. Профессио-грамма.
1
Урок усвоения новых знаний. Умений и навыков. Практическая работа
Формула профессии. Работа с таблицей Е.А.Климова. Профессиограмма.
Знать:
- определение понятия «профессиограмма»
Уметь:
- составлять формулу профессии, используя таблицу Е.А.Климова;
- пользоваться профессиограммой для составления формулы профессии
Задание 4.2
18
Типы профессий. Матрица выбора профессии.
1
Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Эвристичес-кая беседа
Типы профессий. Ведущий предмет труда каждого типа профессии. Матрица выбора профессии. Выявление профессиональных предпочтений учащихся
Знать:
- основные типы профессий;
- ведущий предмет труда каждого типа профессии
Уметь:
- определять профессии, наиболее близкие своим интересам, с помощью матрицы выбора профессии
Задания 4.3 - 4.6
19
Характеристика профессий типа «человек - человек»
1
Урок усвоения навыков и умений. Эвристичес-кий семинар
Характеристика профессий типа «человек - человек». Подтипы профессий типа «человек - человек». Понятие «профессионально важные качества» (ПВК) ПВК профессий типа «человек - человек». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - человек»
Знать:
- характеристику профессий типа «человек - человек»;
- подтипы профессий типа «человек - человек»;
- определение понятия «профессионально важные качества» (ПВК);
- ПВК профессий типа «человек - человек».
Уметь:
- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - человек».
20
Характеристика профессий типа «человек - техника»
1
Урок усвоения навыков и умений. Эвристичес-кий семинар
Характеристика профессий типа «человек - техника». Подтипы профессий типа «человек - техника». ПВК профессий типа «человек - техника». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - техника».
Знать:
- характеристику профессий типа «человек - техника»;
- подтипы профессий типа «человек - техника»;
- ПВК профессий типа «человек - техника».
Уметь:
- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - техника».
21
Характеристика профессий типа «человек - знаковая система»
1
Урок усвоения навыков и умений. Эвристичес-кий семинар
Характеристика профессий типа «человек - знаковая система». Подтипы профессий типа «человек - знаковая система». ПВК профессий типа «человек - знаковая система». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - знаковая система».
Знать:
- характеристику профессий типа «человек - знаковая система»;
- подтипы профессий типа «человек - знаковая система»;
- ПВК профессий типа «человек - знаковая система».
Уметь:
- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - знаковая система».
22
Характеристика профессий типа «человек - природа»
1
Урок усвоения навыков и умений. Эвристичес-кий семинар
Характеристика профессий типа «человек - природа». Подтипы профессий типа «человек - природа». ПВК профессий типа «человек - природа». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - природа».
Знать:
- характеристику профессий типа «человек - природа». - подтипы профессий типа «человек - природа».
- ПВК профессий типа «человек - природа».
Уметь:
- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - природа».
23
Характеристика профессий типа «человек - художественный образ»
1
Урок усвоения навыков и умений. Эвристичес-кий семинар
Характеристика профессий типа «человек - художественный образ». Подтипы профессий типа «человек - художественный образ». ПВК профессий типа «человек - художественный образ».
Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - художественный образ».
Знать:
- характеристику профессий типа «человек - художественный образ».
- подтипы профессий типа «человек - художественный образ».
- ПВК профессий типа «человек - художественный образ».
Уметь:
- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - художественный образ».
24
Склонности, интересы и мотивы в профессио-нальном выборе (хочу)
1
Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Беседа с выполнением практических заданий
Понятия «склонности», «интересы». Выявление собственных интересов и склонностей в профессиональной сфере деятельности
Знать:
- определение понятий «склонности», «интересы»
25
Склонности, интересы и мотивы в профессио-нальном выборе (хочу)
1
Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Защита мини - проектов учащихся
Анализ учащимися собственных склонностей, интересов и мотивов, влияющих на профессиональный выбор
Уметь:
- выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере
Задания 5.1,
5.2
26
Возможности личности в профессио-нальной деятельности (могу)
1
Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Беседа с выполнением практических заданий
Понятия «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей». Виды профессиональной пригодности, их сущность
Знать:
- определение понятий «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей».
- виды профессиональной пригодности, их сущность.
Уметь:
- пояснять сущность профессиональной пригодности.
27
Возможности личности в профессио-нальной деятельности (могу)
1
Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Защита мини - проектов учащихся
Анализ учащимися собственных возможностей, влияющих на профессиональный выбор
Уметь:
- обосновывать наличие у себя специальных способностей, влияющих на профессиональный выбор
Задание 5.3
28
Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах
(надо)
1
Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Деловая игра
Понятия «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ». Потребности рынка труда в кадрах
(«надо»). Компоненты и субъекты рынка труда.
Анализ регионального рынка труда. Выявление наиболее востребованных профессий
Знать:
- определение понятий «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ».
- Компоненты и субъекты рынка труда.
Уметь:
- аргументировать причины выбора профессии с учетом текущего состояния рынка труда
29
Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» -«могу» -«надо»
1
Урок обобщения и систематиза-ции новых знаний. Эвристи-ческий семинар
Взаимосвязь содержания «хочу» -«могу» -«надо» и их роль в оптимальном выборе профессии. Необходимость соотнесения своих желаний («хочу») со своими способностями возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»)
Знать:
- взаимосвязь содержания «хочу» -«могу» -«надо» и их роль в оптимальном выборе профессии.
Уметь:
- адекватно соотносить свои желания со своими специальными способностями и требованиями рынка труда
30
Мотивацион-ные факторы выбора профессии
1
Урок обобщения и систематиза-ции новых знаний. Эвристи-ческий семинар
Мотивационные факторы выбора профессии.
Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии
Знать:
- мотивационные факторы выбора профессии.
Уметь:
- называть и анализировать ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;
- осуществлять выбор профессии, используя изученный материал
31
Карьера. Виды карьеры
1
Урок усвоения новых знаний беседа с решением ситуацион-ных задач
Понятие «карьера». Виды карьеры: «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера». Построение и обоснование учащимися вариантов будущей карьеры
Знать:
- определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера»;
- отличительные признаки различных видов карьеры.
Уметь:
- проектировать варианты своей будущей карьеры
32
Профессио-нальный рост
1
Урок усвоения новых знаний беседа с элементами самостоятельной работы
Должность. Внутренняя и внешняя оценка карьеры. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Цели своей будущей карьеры. Планирование самообразования, необходимого для успешного профессионального роста
Знать:
- определение понятий «должность», «внутренняя и внешняя оценка карьеры»
Уметь:
- давать внутреннюю и внешнюю оценку вариантам своей будущей карьеры;
- обосновывать необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования для успешного построения карьеры
33
Зачет
1
Урок обобщения и систематиза-ции знаний. Итоговое тестирование
Обобщение изученного теоретического материала
Задание 7.1
34-35
Построение личного профессио-нального плана
2
Урок обобщения и систематиза-ции знаний. Итоговая диагностика
Построение нового варианта личного профессионального плана. Сравнительный анализ варианта ЛПП, составленного в начале изучения курса и нового варианта
Уметь:
- провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия»;
- делать вывод о своей готовности к осознанному выбору будущей профессии
Задание 7.2
Содержание тем учебного курса
Разделы и темы
Количество часов
Раздел I
Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана
1
Раздел II
Познавательные процессы и способности личности
6
Память.
Внимание.
Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение.
Мышление. Особенности интеллектуальной сферы.
Типы интеллекта.
Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
Раздел III
Психология личности
6
Типы нервной системы. Типы темперамента.
Характер. Самооценка.
Самоопределение. Профессиональное самоопределение Смысл и цель жизни человека.
Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды.
Общение. Деловое общение.
Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Раздел IV
Мир профессий
10
Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации.
. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий.
Формула профессии. Понятие профессиограммы.
Типы профессий. Матрица выбора профессий.
Характеристика профессий типа «человек - человек».
Характеристика профессий типа «человек - техника.
Характеристика профессий типа «человек - знаковая система».
Характеристика профессий типа «человек - природа».
Характеристика профессий типа «человек - художественный образ».
Раздел V
Профессиональное самоопределение
7
Склонности в профессиональном выборе («хочу»).
Интересы в профессиональном выборе («хочу»).
Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности.
Профпригодность. Понятие компенсации способностей.
Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»).
«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо».
Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.
Раздел VI
Подготовка к будущей карьере
2
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности.
Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования
Обобщение
3
Построение личного профессионального плана.
Зачёт по курсу.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе «Слагаемые выбора профиля обучения»
I. Введение
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
-
определение понятия «личный профессиональный план»;
-
роль профессионального самоопределения в жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
-
обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
-
называть основные элементы структуры личного профессионального плана;
-
называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
-
перечислять основные разделы программы курса;
-
составлять личный профессиональный план.
Учащиеся должны иметь представление:
-
о смысле и значении труда в жизни человека и общества.
II. Познавательные процессы и способности личности
Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
Учащиеся должны знать:
-
определения понятий «память», «внимание»;
-
виды памяти и внимания;
-
качества внимания;
-
определения понятий «ощущение», «восприятие», «воображение»;
-
определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;
-
виды мышления;
-
формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;
-
основные операции мышления;
-
основные качества мышления;
-
определение понятия «способности»;
-
основные виды способностей;
-
особенности интеллектуальной сферы;
-
типы интеллекта.
Учащиеся должны уметь:
-
называть основные процессы памяти;
-
перечислять основные виды памяти;
-
указывать отличительные особенности различных видов памяти;
-
определять особенности своей памяти;
-
перечислять основные приемы и методы запоминания;
-
перечислять основные качества и виды внимания;
-
объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;
-
определять особенности своего внимания;
-
объяснять, как происходит познание окружающего мира;
-
перечислять формы чувственного познания;
-
перечислять типы мышления;
-
определять свой преобладающий тип мышления;
-
называть формы логического мышления и определять их сущность;
-
перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;
-
определять тип своего интеллекта;
-
объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей.
III. Психология личности
Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Учащиеся должны знать:
-
определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;
-
типы нервной системы;
-
типы темперамента;
-
определение понятия «потребности»;
-
виды потребностей;
-
особенности делового общения;
-
определение понятия «конфликт»;
-
пути предотвращения и разрешения конфликтов;
-
особенности своей личности;
-
определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность».
Учащиеся должны уметь:
-
называть типы нервной системы и их различия;
-
определять свой тип нервной системы;
-
выявлять свой ведущий тип темперамента;
-
определять наиболее типичные черты своего характера;
-
исследовать формы проявления характера;
-
выявлять уровень самооценки;
-
называть отличительные признаки видов мотивации;
-
использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;
-
проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;
-
называть различные виды потребностей;
-
указывать основные признаки делового общения;
-
перечислять способы разрешения конфликтов;
-
определять свой уровень конфликтности;
-
объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.
IV. Мир профессий
Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
Характеристика профессий типа «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).
Учащиеся должны знать:
-
определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;
-
подтипы профессий в сфере «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.
Учащиеся должны уметь:
-
называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;
-
приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»);
-
выявлять тип своей будущей профессии;
-
определять свои профессиональные предпочтения;
-
выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»);
-
называть ПВК профессий рассматриваемого типа («человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»);
-
формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.
V. Профессиональное самоопределение
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.
Учащиеся должны знать:
-
определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;
-
виды профпригодности;
-
компоненты и субъекты рынка труда.
Учащиеся должны уметь:
-
выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;
-
делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);
-
называть мотивационные факторы выбора профессии;
-
называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;
-
перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.
Учащиеся должны иметь представление:
-
о важности решения проблемы выбора профессии.
VI. Подготовка к будущей карьере
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
-
определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры».
Учащиеся должны уметь:
-
указывать отличительные признаки различных видов карьеры;
-
высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека;
-
определять цели собственной будущей карьеры.
Учащиеся должны иметь представление:
-
о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.
VII. Обобщение
Построение личного профессионального плана. Зачет.
Учащиеся должны знать:
-
определение понятия «личный профессиональный план».
Учащиеся должны уметь:
-
провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса.
Перечень учебно - методического обеспечения
1.Методическое пособие для учителя по элективному курсу профориентационной направленности « Человек и профессия» 8-9 классы /автор - составитель: Л.Н.Бобровская, О.Ю. Просихина. Е.А. Сапрыкина; под редакцией Н.Н. Рождественской - М.: Глобус, 2007
2. Дневник профессионального самоопределения старшеклассника.
/автор - составитель: Л.Н.Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина.
- М.: Глобус, 2007
3. Электронное сопровождение курса / авт.- сост. :Л.Н. Бобровская, О.Ю. Просихина, Е.А. Сапрыкина; под ред.Н.Н. Рождественской.-2-е изд.; доп. - М.:Глобус,2008,-101 с. -
Список литературы:
Для учителя:
-
Климов В.А., Развивающийся человек в мире профессии. - Обнинск, 1998.
-
Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению / Под ред. С.Н. Чистяковой, А.Я. Журкина - М., 1997.
-
Кулагин Б.В., Основы профессиональной психодиагностики. - М., 1984.
-
Орлов Ю.М., самосознание и самовоспитание характера. - М., 1991.
-
Прощицкая Е.Н., Практикум по выбору профессии. - М., 1996.
-
Чистякова С.Н., Захаров Н.Н., Профессиональная ориентация школьников. - М., 1987.
-
Ресурсы Интернета
-
Дидактический материал: презентации по темам курса, плакаты, схемы, видеоматериалы, «Дневник профессионального самоопределения».
Для учащихся:
-
Белова Т.В., Волошина И.А., Солнцева А.А., Справочник начинающего профконсультанта. - М., 1998.
-
Климов В.А., Как выбрать профессию. - М., 1990.
-
Мир профессии. - М., 1988.
-
Мир человека: Учебное пособие/ Под ред. В.А.Лекторского и А.Ф. Малышевского. - М., 1993.
-
Орлов Ю.М., Самосознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками. - М., 1985.
-
Петровский А.В., Что мы знаем и чего не знаем о себе? - М., 1988.
-
Резапкина Т.В., Секреты выбора профессии. - М.: Генезис, 2003.