- Преподавателю
- Классному руководителю
- Применение метода проекта в экологическом образовании неслышащих школьников во время внеклассной работы
Применение метода проекта в экологическом образовании неслышащих школьников во время внеклассной работы
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чайка С.В. |
Дата | 06.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Применение метода проекта в экологическом образовании неслышащих школьников во время внеклассной работы.
«Человек, овладевший экологической культурой,
подчиняет все виды своей деятельности требова-
ниям рационального природопользования, забо-
тится об улучшении окружающей среды, не до-
пуская ее разрушения и загрязнения…».
А.А.Плешаков
-
Актуальность проекта
Острота экологических проблем ставит перед школой задачу огромной важности: воспитание молодого поколения в духе бережного ответственного отношения к природе, охране природных ресурс.
Предлагаемый проект направлен на формирование экологического мышления и компетенции неслышащих школьников, которые в большинстве случаев не знают основ экологии, склонны принижать значение взаимодействия человека и природы. Именно поэтому сегодня проявляется острая потребность во внеклассных занятиях по экологическому образованию.
В ходе проекта планируется не только давать теоретические знания по экологии и кинопроизводству, но и развивать креативность, учить принимать общенациональные и общечеловеческие ценности и следовать им в личной и общественной жизни. Поэтому ведущая идея проекта заключается в использовании технологии обучения по методу проектов, имеющих и информационную, и творческую, и исследовательскую, и практико- ориентированную направленность для изучения.
-
Цели и задачи проекта
Целью данного проекта является формирование экологической культуры , воспитание новых ценностных ориентаций у неслышащих школьников среднего звена.
Задачи проекта:
- реализация комплексных задач экологического воспитания: образовательных, развивающих, воспитательных;
- формирование экологического сознания, знаний и опыта деятельности по сохранению природы;
- заинтересованность учащихся в повышении своей экологической грамотности.
Ш. Принципы организации проекта
Проектно-теоретический принцип - работа, как в небольших группах учащихся , так и всеми школьниками в целом. Целью является закрепление на практике теоретических знаний, полученных на занятиях и повышение интереса к вопросам экологии и кинопроизводства.
Проектный принцип организации работы позволяет раскрыть творческий потенциал детей и приучать к самостоятельному поиску и обработке информации.
Принцип интеграции - в процессе выполнения проекта и участия в городском и общероссийском конкурсах выстраивается система сотрудничества с общественностью,с целью пробуждения у неслышащих школьников интереса к экологической культуре, киноматографу.
Принцип диалогического общения делает возможным его организацию на основе взаимопонимания, уважения и признания, которые обеспечивают право свободно представлять своё мнение и вступать в конструктивный диалог с каждым участником проекта.
-
Работа над содержанием проекта
-
Этапы реализации проекта.
-
Организационный:
- вовлечение заинтересованных лиц, общественности по экологическому воспитанию неслышащих школьников;
- подготовка учебно-методических рекомендаций.
2. Основной (Базовый):
- реализация плана работы проекта по экологическому воспитанию
школьников;
- вовлечение учащихся в практическую деятельность;
- внедрение новых форм работы.
3. Заключительный:
- анализ деятельности по экологическому воспитанию неслышащих
школьников 5 - 6 классов.
-
Описание проекта
Основой реализации проекта является организация комплексного подхода к формированию экологической культуры неслышащих школьников в процессе внеклассной работы. Конечным результатом должно стать не только овладение определёнными знаниями и умениями, а также развитие эмоциональной отзывчивости, желание активно защищать и улучшать природную среду.
Проект является составной частью плана учебно-воспитательной работы с учащимися и включает следующие направления:
- формирование экологической культуры;
- творческая (исследовательская) работа;
- проектная деятельность;
- приобщение к практической деятельности по охране окружающей среды.
Идея создания проекта возникла после участия школьниками XVI
Международной конференции экологических фильмов «Зелёный взгляд», который проходил в ноября 2011года.
Участие в конкурсной программе способствовало:
- повышению информированности неслышащих школьников в вопросах экологии;
- привлечению внимания к возможностям киноматографа как средства постановки и решения экологических проблем;
- приобретению коммуникативного опыта.
После участия в фестивале учащиеся вместе с учителями написали отзывы о просмотренных фильмах и проявили желание поучаствовать в фестивале на следующий год. Специально для неслышащих школьников режиссёрами детской киностудии «Жираф» была разработана программа и организованы мастер-классы по основам режиссуры и сценарному мастерству, на которых ученики знакомились с основами кинопроизводства и получали знания, связанные со специальной терминалогией. Теоретический курс был тесно связан практическими занятиями, на которых дети с удовольствием демонстрировали «передний план», «задний план» пробовали работать «в кадре». Школьники с огромным интересом смотрели фильмы с Чарли Чаплиным, знакомясь с жанром «немого» кино.
Ученики принимали участие в городском конкурсе на лучший сценарий будущего видеоролика. Они вместе с родителями выбирали темы, писали сценарии и отправляли их на конкурс. На сюжет сценария «Однажды во дворе…» режиссёрами киностудии «Жираф» был снят видеофильм.
Видеофильм «Однажды во дворе…» получил в Москве приз «Лучший детский фильм» на VI Международном кинофестивале «Кино без барьеров» для людей с инвалидностью (2012 г.) и приз в Санкт-Петербурге «За оригинальное решение и эстетику» на XVII Международном фестивале детских экологических фильмов «Зелёный взгляд» (2012 г.). Видеофильм «Погуляли…» был отмечен на XVIII Международном кинофестивале детских экологических фильмов «Зелёный взгляд» (2013 г.).
-
Вывод
Резюмируя данный опыт по воспитанию экологической культуры неслышащих школьников 5-6 классов, следует отметить, что глубокое понимание взаимосвязей между природой и обществом происходит у детей только через деятельностный подход. Использование проектной деятельности решает эту проблему и дает базу для дальнейшей экологизации растущего человека.
Проектная методика предлагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Главным результатом проекта является актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.