Роль классного руководителя в повышении качества обучения школьников

Для образовательных учреждений в последние годы все актуальнее становится  проблема качества обучения, так как школа стала иметь дело с различными группами  субъектов, от взаимодействия которых зависит эффективность её деятельности, престиж, конкурентность. С точки зрения Коджаспировой Г.М. понятие "качество обучения" определяется как "определенный уровень знаний и умений, умственного нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планир...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль классного руководителя в повышении качества обучения.

В современных работах по педагогике утверждается, что в настоящее время эффективность работы классного руководителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребёнка, формирует творческую личность и готовит её к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности.

В то же время в условиях модернизации образования на первый план всё-таки выходит показатель уровня и качества обученности выпускника, что подтверждается критериями оценки эффективности деятельности образовательного учреждения и формами итоговой аттестации.

Категория «уровень воспитанности» до сих пор во многом категория абстрактная, а категория «уровень обученности» вполне конкретна. Как мы воспитали ученика - покажет время, а как научили - контрольный срез уже через месяц.

Поэтому одним из основных направлений деятельности классного руководителя является помощь своим воспитанникам в учебной деятельности. И, как правило, эффективность работы классного руководителя определяется с точки зрения успешности обучающихся в образовательной сфере.

Вопрос успеваемости, дисциплины и ответственного отношения к учёбе особенно актуален при переходе с одной ступени обучения на другую. Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. И результаты адаптационного периода школьника во многом зависят от системы работы классного руководителя в этом направлении.

На мой взгляд, в этот период важно направить свою деятельность на решение следующих задач:

  • Сплочение классного коллектива через разнообразные формы внеурочной деятельности.

  • Привлечение родителей к совместной деятельности по обучению и воспитанию ребёнка.

  • Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.

  • Формирование у обучающихся осознанного позитивного отношения к учёбе и успеваемости.

  • Формирование положительной учебной мотивации через внеурочную деятельность и участие обучающихся в различных образовательных событиях.

Сразу хочу отметить, что для успешного решения данных задач, по моему глубокому убеждению, необходимы три составляющих:

Дети, для которых успехи в учёбе значат многое, и они готовы прикладывать достаточные усилия для достижения этих успехов.

Родители, для которых результаты обучения так же значимы, и они готовы прикладывать достаточные усилия для достижения этих результатов.

Классный руководитель, который достаточно знает способности и склонности своих детей не только по внеклассной работе, но и по учебной деятельности, т.е. который имеет достаточную учебную нагрузку в своём классе.

Может быть, поэтому результаты работы классного руководителя в начальной школе намного эффективнее, чем в среднем звене.

Итак, формы работы, направленные на решение данных педагогических задач, и соответственно, некоторые результаты:

Хочу остановиться на важном моменте развития навыков самостоятельной деятельности обучающихся.

Почему именно в пятом классе так остро встает вопрос выполнения домашнего задания?

Во-первых, потому, что дети начинают учиться у разных учителей. При изучении каждого предмета есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, то столкнется с большими трудностями, которые скажутся не только на его учебных результатах, но и на его физическом и эмоциональном состоянии.

Во-вторых, изменяется ситуация общения ученика и учителя. Если в начальной школе ребенок приспосабливается к общению с одним учителем, то на средней ступени обучения его задача становится гораздо сложнее, так как он вступает в контакт с большим количеством взрослых. Этот контакт не всегда и не сразу бывает положительным: ученик иногда боится лишний раз спросить учителя, скрывает, что у него есть непонятые вопросы, параграфы, темы. Все это приводит к тому, что успеваемость резко падает и результаты учебной деятельности ухудшаются.

В-третьих, изменяется само содержание домашнего задания. Если в начальной школе оно в большей степени было направлено на отработку репродуктивных умений учащихся (писать, читать, считать), то на среднем этапе обучения - на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.

Поэтому в 5 классе очень важно проводить целенаправленную работу по научению ребят выполнять домашние задания.

В течение I полугодия проведена серия классных часов «Учись учиться». Они были посвящены режиму дня и режиму выполнения домашних работ. В помощь пятиклассникам были составлены памятки «Как выполнять домашнее задание». С этими памятками были ознакомлены и родители на родительском собрании, специально посвящённом вопросам самостоятельной учебной работы учащихся.

Как результат, в основном сохранён контингент ударников (1 четверть - 16, 2 четверть - 14, 3 четверть - 13.)

С целью формирования у обучающихся осознанного позитивного отношения к учёбе и успеваемости в 4 четверти планируется проведение своеобразного эксперимента «Терпенье и труд всё перетрут». Уже составлены листы наблюдений за выполнением домашней работы, обращение к родителям. Надеюсь, результатом станет повышение результатов обучения.

Довольно успешно в классном коллективе решается задача формирования положительной учебной мотивации через внеурочную деятельность и участие обучающихся различных образовательных событиях.

11 обучающихся, т.е. 39% являются победителями и призёрами различных олимпиад, конкурсов всероссийского, регионального и районного уровней.

Успех во внеурочной деятельности, конечно же, существенно влияет на учебную мотивацию, поэтому работа в данном направлении также будет продолжаться.

И в заключение:

Классный руководитель не может быть репетитором по всем предметам. Но он может добиться того, чтобы ребенок сам начал стремиться повысить успеваемость, осознавая необходимость получаемых знаний. Важно повлиять на ребенка с целью повышения его самооценки, формирования его веры в свою успешность, понимания необходимости личностного роста.


© 2010-2022