Нарушение в развитии не приговор, а необходимость изменения плана развития

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нарушения в развитии не приговор, а необходимость изменения плана развития.

Ребенок с особыми потребностями в образовании - это новое для современного общества понятие.

Появление этого термина свидетельствует о взрослении нашего общества - оно поворачивается лицом ребенку, имеющему особенности развития, будь то ребенок с ограниченными возможностями или просто попавший в тяжелую жизненную ситуацию.

Особенный ребенок

Ребенок с особыми образовательными потребностями - это ребенок с нарушениями, вследствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных. Теперь общество берет на себя ответственность за обучение такого ребенка и разработку образовательных программ для него.

В настоящее время вытесняется понятие аномального ребенка, ребенка с нарушениями в развитии, ребенка с отклоняющимся развитием, а также конкретизирующие их понятия (слепой, глухой, дебил и т.д.), отражающие ненормальность, недоразвитость человека. Общество больше не делится на «нормальное» большинство и «ненормальное» меньшинство.

Границы между нормальным и аномальным ребенком призрачны, ведь без должного внимания ребенок с любыми способностями будет отставать в развитии. К тому же в особых условиях обучения нуждаются не только дети с психическими и физическими нарушениями, но и дети, попавшие под специфические социальные и культурные условия, например ребенок, не знающий русского языка.

Детям с особыми образовательными потребностями нужны обходные пути получения тех знаний, которые для нормально развивающихся детей являются обычными.

Есть общие аспекты обучения детей с особыми потребностями образования.

Время начала образования

Нередко при обнаружении психологического или физического отклонения у ребенка все усилия взрослых направляются на медицинскую реабилитацию, а обучение откладывается на потом, однако это может негативно сказаться на формировании ребенка как социально полноценной личности.

Содержание образования

Необходимо вводить специальные разделы обучения, отсутствующие в программах нормально развивающихся детей. Например, занятия по бытовому самообслуживанию для незрячих или уроки развития зрительных навыков для глухих детей.

Создание специальных методов и средств обучения

Разработка обходных путей обучения с использованием специализированных методов и технических средств, например шрифта Брайля для незрячих детей или специальных слуховых аппаратов для детей с нарушенным слухом.

Особая организация обучения

  • К таким детям необходимо подходить индивидуально, создавать им особые образовательные среды, например дети с ранним детским аутизмом нуждаются в создании особого структурированного обучения.

  • Необходимо максимально расширить образовательное пространство за пределы специального образовательного учреждения, интегрировать ребенка в общество.

  • Большая продолжительность процесса образования и выход его за пределы школьного возраста.

  • Согласованное участие разных специалистов: психологов, врачей, социальных работников, преподавателей специальных дисциплин, а также привлечение к процессу воспитания и обучения родителей ребенка.

Дети с нарушениями - это не потерянные для общества люди. При особом образовательном подходе они способны социально адаптироваться, интегрироваться в общество, приносить ему пользу и быть счастливыми. Появление термина «ребенок с особыми образовательными потребностями» подчеркивает важность такого подхода.



© 2010-2022