Родительское собрание в начальной школе по половому воспитанию

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание в начальной школе.

Тема. Как ваш ребенок узнает «про это».

Семья начинается с детей. Герцен А. И.

Брак без детей, как день без солнца. Античный афоризм

Задачи: дать рекомендации методов ознакомления младших ребят с вопросами пола; определить поведение родителей в непростых ситуациях; показать важность взаимосвязи различных воспитательных моментов.

Форма проведения: «Родительская студия»

Повестка собрания:

  1. Половое воспитание в семье.

  2. Делимся опытом в воспитании детей по данному вопросу

3. Половое воспитание в школе.

4. Результаты тестирования школьников.

5. Дискуссия

6. Мастер-класс

Ход собрания: (Слайд 1)

  1. Организационный момент.

Родители заходят и выбирают кружок синего, красного или жёлтого цвета. Рассаживаются за столы с кружками этого же цвета (по группам).

Протокол собрания оформляет Добрынина Н.В.


  1. Психологический настрой «Кричалка»

Крикните громко и хором, друзья

Деток своих все вы любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю… Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь, откажитесь нам? (нет)

Последнее спрошу вас я

Активными все будем? (да)

Замечательно! Молодцы!


  1. Просмотр клипа «О семье».

Учитель:

Как много разных «почему?» мы слышим от наших детей. Иногда эти «почему?» ставят нас в тупик, заставляют волноваться, иногда даже краснеть. Дети часто задают нам неудобные вопросы, на которые мы не всегда можем вразумительно ответить ребёнку. И среди этих вопросов - те, которые относятся к взаимоотношению полов.

(Слайд 2) Половое воспитание стало предметом исключительного внимания современных родителей, поскольку теперь уже никто не считает, что столь естественной и фундаментальной функцией, как половая, можно управлять, держа детей в неведении.

Сама по себе половая жизнь носит очень многогранный характер. Неверно думать о ней только как о "близости" и видеть в ней лишь способ продолжения рода.

Вот об этом мы сегодня и поговорим на нашем родительском собрании.


  1. (Слайд 3) (Стихотворение Николая Колычева «Я влюбился») Чемакин Данил.

Я влюбился. Всерьез. И не важно, что я первоклашка!
Я без женского пола вообще не могу…Может быть…
Я Маринку любил. А теперь я влюбился в Наташку.
И уже две недели ее не могу разлюбить.

Я в любви искушен. Все придет, не спеша, понемножку…
Я добьюсь - и она будет видеть меня в каждом сне!
Потому что лишь ей я на лестнице ставлю подножки,
И лишь только ее я портфелем луплю по спине.

Много в школе девчонок. Но сердце - любимую ищет.
Я и пальцем теперь ни за что не притронусь к другим.
У Маринки, конечно, длиннее и толще косища…
Но зато у Наташки их две! Дергай в обе руки!

А с последним звонком я у школы стою на морозе.
Я вспотел. Я замерз. Но зато - обогнал я весь класс!
Жжет ладошку снежок, заставляя в кого-нибудь бросить,
Но я этот снежок для нее, для Наташки припас!

Я дождусь! Я дождусь! На крыльцо она выйдет последней,
И - рванется бежать. Догоню! Размахнусь и - влеплю!..
Выходи, дорогая, прошу, ну не будь такой вредной.
Неужели не чувствуешь ты, как тебя я люблю!

Учитель: (Слайд 4)

- А что мы подразумеваем под словом «любовь»?

- Что для вас обозначает это слово? (Ответы родителей)


  1. Нина Николаевна. Фонограмма. Тихо звучит лирическая мелодия, настраивающая на задушевный разговор.

(Учитель обращает внимание детей на крупные разноцветные кубики, разложенные на коврике, на которых прикреплены таблички со словами:

УВАЖЕНИЕ, ЛЕНЬ, ТЕРПЕНИЕ, ТРУДОЛЮБИЕ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО, ВЕЖЛИВОСТЬ, ГРУБОСТЬ, ВЗАИМОПОМОЩЬ, ЗАВИСТЬ, ДОБРОТА, ЖАДНОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, ПРЕДАННОСТЬ, ВЗАИМОПОНИМАНИЕ, ЗАБОТА, ИСКРЕННОСТЬ, ЛЖИВОСТЬ, ХВАСТОВСТВО, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ЩЕДРОСТЬ, ЛЮБОВЬ, и т. д.)

Учитель:

Пред вами кубики - смотрите!
На них слова тихо прочтите,
И каждый для себя возьмите
Лишь то, чем в жизни дорожите.

Каждый ученик выбирает для себя кубик со словом.

Учитель:

Теперь всем кубик покажите,
И выбор этот объясните.

Ученики читают слово, написанное на кубике, как могут, объясняют, почему выбрали именно это слово, что оно для них значит.

Учитель:

Прочитайте теперь те слова, которые вам не понравились..

Почему?

Ответы детей.

Подводя итог, учительпоказывает всем кубик со словом«любовь» и объясняет:

А я возьму слово «любовь», потому что без любви невозможны искренность и честность, уважение и терпение, доброта и забота, взаимопомощь и взаимопонимание.

Учитель:

А что можно построить из кубиков?

Ответы могут быть разные, но обычно дети говорят «ДОМ». (Слайд 5)

Давайте построим и посмотрим, какой получится у нас дом!

Дети с удовольствием строят дом из кубиков со словами.

Вот он наш счастливый дом!
Тепло, уютно будет в нем!
Но дом тогда лишь дом, друзья,
Когда в том доме есть …семья.

Учитель Людмила Александюровна.

А в каждой семье есть девочки или мальчики. И сейчас мы отпустим наших детей в соседний кабинет, где им предстоит составить слайд-шоу « Девочки и мальчики».

(Дети уходят вместе с Лилей Георгиевной)


  1. Вашему вниманию предлагается отрывок из мультфильма «Откуда берутся дети» .


  1. Учитель Людмила Александровна.

Трудно себе представить, но до настоящего времени в мире живут племена, которые не имеют представления о тайне зарождения ребенка. Это никак не относится к нашим детям, которые уже к пяти годам могут задаться вопросом «откуда я взялся» и поставить родителей в тупик. У каждой семьи свой вариант реакции на вопросы подобного рода и свои ответы.

Такой вопрос возникает у детей довольно часто.

- А как это происходит в вашей семье?

- Как вы отвечаете своему ребёнку на такой вопрос? (Слайд 6)

(Ответы родителей)

И действительно, у одних родителей - это смущение и абсолютное ограждение детей от какой-либо информации, у других - недовольство и запрет разговоров на подобную тему. Смущенное хихиканье и непонятные шутки третьих вызывают у ребенка недоумение и замешательство. Но есть и такие родители, которые обладают необходимыми знаниями и спокойно, тактично, терпеливо обсуждают так называемые неудобные вопросы.

Чаще всего российские дети (по данным опроса 70 %) узнают об отношениях полов из средств массовой информации, а также от друзей, приятелей. А ведь именно родительская информация очень важна, потому что она может создать соответствующий доверительный настрой при разговоре, что будет способствовать неискаженному, правильному восприятию таких значимых для воспитания сведений. (Слайд 7)

Дети все равно должны узнать правду, и лучше, если ее сообщат родители в доверительной беседе, на ранней стадии воспитательного процесса, не углубляясь в физиологические и другие подробности

Например, они говорят, что нашли ребенка в капусте, добавив при этом, что он родился зимой. Тут же может последовать вопрос: «А она разве растет зимой?». Или распространенное утверждение об аисте.… И в ответ ребенок со слезами на глазах: «А если бы он меня уронил?»

Иногда, возражая, родители говорят, что в сказках мы тоже уходим от действительности. И ничего, дети потом все осознают. Но сказка - это в основном борьба добра со злом. Таким образом, мы закладываем в душе ребенка нравственные качества, среди которых сочувствие, милосердие, доброта, желание прийти на помощь и т.д.

- А ради чего искажается действительность в вопросах деторождения? (Слайд 8)

Мы предлагаем вам ответить на этот вопрос, воспользовавшись карточками с ответами, которые есть у каждой группы.

Карточки:

Для своего спокойствия

Для объяснения таких вопросов нужны знания

Для объяснения таких вопросов нужна терпимость, тактичность

Учет состояния детской психики

Учёт общего развития, уровня познаний ребёнка в данном вопросе

Не хватает смелости говорить на такие темы.

Нет времени.

Подрастёшь - узнаешь.

Когда будет надо, объяснят в школе.

(Слайд 9) Стоит еще раз подчеркнуть, что младших школьников обычно устраивает частичная информация о появлении детей на свет, например такая: «Ты появился у мамы в животике, а потом маму отвезли в больницу, и там она тебя родила». Затем постарайтесь перейти на другие, интересные для ребенка темы. На все последующие «почему?» можно сказать: «Мы с папой тебя очень ждали. Ты вырос в моем животике из маленького зернышка». Может последовать реакция наблюдательных детей: «Так, как вырос подсолнух?». Далее: «Когда ты постучал в животик, маму отвезли в больницу, и ты уже там появился. Мы с папой были очень рады. Нам ведь хорошо всем вместе, правда?». Такие ответы довольно правдивы и удовлетворят детское любопытство.

Разумеется, рекомендаций может быть множество, но надо помнить, что единого рецепта для всех не существует. Родителям следует исходить из конкретной ситуации, из того, насколько ваш ребенок уже просвещен в данных вопросах, и запомнить, что лишние детали и уточнения со стороны родителей в вопросе деторождения могут принести больше вреда, чем пользы.

Учитель Нина Николаевна.

Когда детей начинает интересовать различие в строении половых органов, можно просто сказать, что так девочек отличают от мальчиков. (Слайд 10)

(Слайд 11)- А как же надо воспитывать девочек и мальчиков в семье? Одинаково или по-разному?


  1. Послушаем наших родителей. Обмен опытом воспитания. (Поткина Н.И. и Мацегора Т.П.) (Слайд 12-13)

Учитель Нина Николаевна. (Слайд 14-16)

Отец и мать по -разному общаются с сыном и дочерью , что чрезвычайно важно для правильного формирования мужественности или женственности . Сын в поведении отца находит образец своего поведения , в образе матери - прообраз своей будущей избранницы ; стиль отношений родителей служит для него моделью взаимоотношений полов . То же можно сказать и о дочери , для которой образцом поведения служит мама , прообразом будущего избранника - папа .Родители могут сделать в половом воспитании то , чего не в состоянии сделать больше никто - они могут научить своих детей взаимному уважению и любви .

  1. Игра «Аплодисменты» Людмила Александровна.

- А сейчас немного поиграем:

- Встаньте те, кто пришел на нашу встречу с желанием и с хорошим настроением. (похлопаем).

- Встаньте те, кто любит детей.

- Встаньте те, у кого есть девочки.

- Встаньте те, у кого мальчики.

- Встаньте те, у кого двое детей.

- Встаньте те, у кого трое детей.

- Встаньте те, у кого больше трёх.

- Встаньте те, кто сам вырос в многодетной семье.

- Встаньте те, кто ждёт пополнения в семье.

- Встаньте те, у кого недавно появился малыш.

- Встаньте те, кого муж поцеловал, уходя на работу.

- Встаньте те, кто одобряет тему нашего собрания.

- Тогда мы продолжаем?

  1. Учитель. Мы - учителя начальной школы совместно с психологом - попытались выяснить на примере наших детей начальной школы, как сформировано поло-ролевое поведение, проведя с ними рисуночный тест человека и мини-сочинения на темы: «Как должны вести себя девочки», «Как должны вести себя мальчики».

Сочинение на темы: «Как должны вести себя девочки» и «Как должны вести себя мальчики» писали 24 человека. Из них 10 девочек и 13 мальчиков.

В этих сочинениях дети должны были написать те черты, которые девочка должна проявлять по отношению к мальчику, т.е. какой она должна быть, и, черты, которые мальчики должны проявлять по отношению к девочкам. С помощью этого теста мы сможем выяснить отношения родителей (матери и отца) друг к другу и какие качества берет от них ребенок. Что является главным? Ребята, в целом пишут те качества, которые видят в своих родителях. Какими ребята могут быть в будущем. Как у них сформировано поло-ролевое поведение. В этом сочинении предполагается несколько ответов. Анализ результатов этого теста можно увидеть в следующих таблицах: (Слайд 17 - 19)


Поведение девочек

Ответы девочек

Ответы мальчиков

Уважать мальчика

1

4

Хорошая

5

4

Добрая

6

3

Ласковая

4

3

Умная

5

4

Нежная

1

0

Образованная

0

1

Аккуратная

3

0

Не кричать

0

1

Красивая

2

3

Спокойная

0

1

Опрятная

1

2

Привлекательная

0

1

Обаятельная

1

0


Поведение мальчиков

Ответы девочек

Ответы мальчиков

Уважать девочку

1

3

Хороший

5

3

Сердитый

0

1

Привлекательный

0

1

Гулящим

0

1

Спокойным

0

1

Дружелюбным

0

1

Любить

0

1

Не кричать

0

1

Защищать

0

1

Не бить

0

2

Сильный

0

1

Образованный

0

1

Умный

6

1

Ласковый

2

1

Добрый

4

0

Нежный

1

0

Аккуратный

3

0

Самым большим показателем является то, что девочка должна быть доброй и хорошей, но объяснить они это не могут: что в их понимании быть хорошей и доброй.

Мальчик по отношению к девочке должен быть хороший и умный.

Исходя из этих таблиц мы видим, что есть такие ребята, которые ответили, что мальчики должны быть строгими к девочкам и мальчик должен быть гулящим. На вопрос: « Что значит гулящим?» ребенок ответил «значит быть не с одной девочкой, а с несколькими». А на вопрос, «Что значит быть строгим», ребенок ответил «ругать, кричать, бить иногда».

Таким образом, мы можем сделать вывод, что основы взаимоотношений мальчика и девочки закладываются в семье, на основе примера поведения и взаимодействия родителей.

На втором этапе мы провели рисуночный тест человека. Его результаты представлены в следующей таблице:

Количество мальчиков

13

Количество девочек

13

Нарисовали мальчика

8

Нарисовали девочку

9

Нарисовали девочку

3

Нарисовали мальчика

0

Нарисовали и девочку и мальчика

1

Нарисовали и девочку и мальчика

1

На основе этой таблицы можно сделать вывод: поло-ролевое воспитание идет традиционным способом: мальчики рисуют мальчиков - символ силы, девочки рисуют девочек - символ домашнего очага. Единственный недостаток то, что мальчики нарисовали девочек - стремление быть красивым, женственным как девочки.

В следующей таблице приведены данные по деталям, которые дети использовали в изображении человека и аннотации к ним.

Мальчики

13

Девочки

10

Рисунок с портфелем (сумкой)

3

Девочка в платье

9

Спортсмены

3

Девочка с прической

6

Два мальчика спортсмена

1

Три спортсменки

1

Девочка с собачкой

1

Девочка с мамой

1

Исходя из этого, можно сделать вывод, что:

3 мальчиков воспитываются по-женски ( в качестве помощников по дому), (мальчики нарисованные с сумками);

1 мальчик имеет уже в этом возрасте интерес к девочкам ( мальчик и девочка);

у 3 человек агрессия и возбудимость, а у одного - к мальчику из своего класса ( спортсмены и 2 мальчика спортсмены).

О девочках можно сказать следующее:

у одной девочки уже в этом возрасте интерес к мальчикам, девочки нарисованные в платьях - символ традиционного воспитания, прически - стремление быть красивыми, понимание женственности;

одна девочка испытывает возбудимость и агрессию, причем, к двум своим одноклассницам ( спортсменки);

одна девочка не имеет никакого интереса к противоположному полу (девочка с собачкой);

одна девочка считает свою мать идеалом, стремление к подражанию.

Таким образом, можно отметить, что половое воспитание девочек и мальчиков находится на удовлетворительном уровне.


  1. (Слайд 20) Учитель Нина Николаевна.

Половое воспитание младших школьников в школе осуществляется в процессе преподавания учебного предмета «Окружающий мир» (блоки «Человек и общество» и «Человек и его здоровье»), где уже сложилась определенная система в этом направлении, а также при проведении серии классных часов «Здоровый образ жизни», во внеклассной и внешкольной воспитательной работе.

Начиная с первого класса в блоке «Человек и общество» в разделах «Я и моя семья» и «Я и люди вокруг» изучаются темы, в которых рассматриваются родственные отношения в семье, роль отца и матери и т.д. В последующих классах дети знакомятся с красотой мужественности и женственности, с отличительными свойствами и возрастными изменениями 'девочек и мальчиков, со спецификой дружбы между ними, с опасными ситуациями в отношениях девочек и мальчиков.

В IV классе вопросы полового воспитания изучаются в блоке «Человек и его здоровье» в теме «Как человек появляется на свет» .

В блоке «Помоги себе сам» изучаются темы: «Между нами, девочками» и «Мужской разговор»; в блоке «Как уберечь себя от беды» - тема «Как не стать жертвами преступления».

В блоке по превентивному обучению «Помоги себе сам» предусмотрены темы: «Конфликты между мальчиками и девочками», «Конфликты с незнакомыми людьми. Что надо знать о насилии. Правила безопасного поведения в общественных местах».

Таким образом, на протяжении четырех лет обучения учащиеся начальных классов получают первоначальные представления о женском и мужском полах, о возрастных изменениях девочек и мальчиков, об их половых различиях, особенностях взаимоотношений между девочками и мальчиками. У детей формируются определенные навыки поведения.


  1. Учитель Людмила Александровна.

Дискуссия «Вам в руки попала книга, где красочно показаны все моменты, связанные с половым воспитанием ребёнка. Что из этих картинок вы сможете показать своему ребёнку, объяснить ситуацию, а от каких рисунков вы постараетесь оградить своего ребёнка. Работая в группах, вам надо отобрать картинки, которые вы смогли бы показать своему ребёнку и постараться объяснить ему содержание этой картинки. (Родители работают в группах на компьютерах)

- Почему вы выбрали эти картинки? (ответы по группам)

(Слайд 21) Для некоторых родителей проще сказать «нет», «замолчи», «перестань задавать глупые вопросы» и т.д., чем вдумчиво и терпеливо разъяснять детям науку жизни. На кого же впоследствии обижаться? На кино, телевидение, улицу? Но ведь вопросы пола, секса, деторождения существовали всегда. Правда в том, что с изменением жизни меняются и подходы к проблемам воспитания. Прежде всего, не забывайте, что перед вами те любимые и долгожданные существа, которых вы так ждали и которым вы так желаете счастья. Это ваши детки-конфетки.

Учитель Нина Николаевна.

Настало время посмотреть и работы наших детей.

(Показ слайд-шоу «Девочки и мальчики)

Вашему вниманию предлагается проект решения нашего собрания. (Слайд 22)

1.Организавать и провести проект в начальных классах «Путешествие в страну мальчиков и девочек»;

2.Подобрать информационный материал по данной теме для размещения в родительском уголке.

3.Поддерживать постоянную связь школы, родителей ,психолога и медработника по данным вопросам.

- У кого есть дополнения?

- Кто за - прошу голосовать?

- В помощь вам для реализации проекта «Путешествие в страну мальчиков и девочек» мы приготовили буклеты по основам полового воспитания детей.

16. Рефлексия «Бусы». (Слайд 23)

Я предлагаю вам одеть одну бусинку на нитку , оценив нашу встречу: красная бусина - встреча интересная, результативная, вы будете использовать данный материал в воспитании своего ребенка, желтая - у вас остались вопросы по теме, он удовлетворен встречей частично, синяя - вы не узнали ничего нового, встречей не удовлетворены.

Большое спасибо за сотрудничество. До новых встреч!





© 2010-2022