Статья ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

На фоне утраты ценностных ориентиров у многих граждан России как никогда становится важным воспитание у молодых людей нравственных качеств.   Каждый поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием морали. В формировании нравственной личности, особенно молодого...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ

МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА


Произошедшие в последние годы в России радикальные изменения всех сторон жизни общества во многом явились причиной возникновения целого ряда острых проблем, среди которых имеются и проблемы молодежи в связи с падением уровня общей культуры, разрушением традиционных норм и ценностей, распространением элементов упрощенной массовой культуры.

Подобная ситуация характеризуется рядом негативных моментов, таких, как настроения бессмысленности существования, криминализация досуга, проявляющиеся в росте молодежной преступности, алкоголизме, наркомании и пр. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Специфика сегодняшнего дня заключается в том, что разрушение традиционных систем ценностей опережает процесс становления и усвоения новых [10].

На фоне утраты ценностных ориентиров у многих граждан России как никогда становится важным воспитание у молодых людей нравственных качеств.

Каждый поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием морали.

Мораль в прямом значении этого слова понимается как обычай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова используют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. Этика употребляется и в другом значении - как философская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить об уровне его нравственности. Иначе говоря, нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека [6].

В условиях разрушения прежних идеалов приоритетным направлением воспитательной деятельности на современном этапе развития общества должно стать духовно-нравственное становление подрастающего поколения.

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Ведущая роль в процессе формирования духовно-нравственных качеств принадлежит воспитанию как целенаправленному планомерному процессу, включающему разносторонние воспитательные воздействия на личность, являющуюся и объектом и субъектом воспитания (Н.В. Бордовская, Б.Г. Лихачев, А.АРеан, Н.К. Степаненков, Н.Ф. Харламов и др.). К.Д. Ушинекий писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [2].

Нравственная составляющая духовно-нравственного воспитания формируется преимущественно воздействиями на сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношения к миру природы и миру людей и является результатом воспитания направленности, отражая при этом ценностные ориентации личности [10].

В формировании нравственной личности, особенно молодого поколения, чрезвычайно большую роль играет искусство. Оно совершает гигантскую работу по нравственному формированию личности, оно приобщает к огромному человеческому опыту поисков нравственных ценностей, к находкам, ошибкам (часто трагическим). Искусство очеловечивает, но не назиданием, «оно не дает рецепта правильного поведения, оно открывает путь к освоению огромного, многовекового людского опыта восторга и презрения, любви и ненависти для формирования собственного опыта отношений, поисков сегодняшних, «сугубо личных» критериев нравственного и безнравственного» (Б.М. Неменский) [7].

Искусство является социально-эстетическим феноменом, заключающим в себе и передающим человечеству социально-общезначимые ценности. Средства искусства позволяют выполнить ему многостороннюю систему функций в обществе (социокультурную, познавательную, воспитательную, катарсическую, компенсаторную, коммуникативную, эстетическую, гедонистическую и др.). Под средствами искусства мы понимаем способы отражения действительности в искусстве [4].

Умение понимать искусство, наслаждаться им недостаточно, основную часть эстетического воспитания должны занимать углубление, развитие человеческих качеств, личностных свойств и нравственное совершенствование.

Приобщение молодежи к миру искусства осуществляется двумя способами: через ознакомление с художественными произведениями и их осмысление и в процессе художественного творчества [5]. В первом случае необходимы умения воспринимать, чувствовать, переживать и понимать искусство. Созерцая ценности искусства, молодые люди приобщаются к результатам творчества, при этом важен активный характер сотворчества, сопровождающий восприятие искусства (внешнее постижение). Во втором случае человек проявляет себя активным творцом, что развивает в нем творческое начало, способствующее пониманию профессионального искусства, получению удовлетворения от продуктов самодеятельности (внутреннее постижение) [7].

Искусство танца - одно из самых древних. Танец исторически понятен был человечеству гораздо раньше слова-образа. Танец способен гармонизировать внутреннее состояние человека и повышать эффективность мыслительной деятельности. Танец, исполняемый в естественной среде, по внутреннему побуждению, наделяется коллективной психологической силой, побуждающей к высокому и прекрасному [8].

Традиционная народная хореография, воспринимаемая как духовный опыт народа, созданный поколениями, имеет в своей основе уникальную систему морально-нравственных норм. Их изучение позволит выделить характерные идеалы, ориентиры, установки, свойственные хореографической традиции [9].

Безусловно, танец, в нашем представлении обладает наиболее целостными практическими свойствами передачи системы морально-нравственных ориентиров, выраженных в «конкретной символике, знаковой системе (правилах культурного поведения, правилах этикета)» [1]. Эта та сфера жизни народа, в которой духовный опыт аккумулируется не только в представлениях о красоте, художественной образности посредством пластических и пространственных форм, но и в нормах взаимоотношений, которые сообразуются с местом и временем происходящего действа, выстраиваются посредством танцевального этикета, корректируются моральными нормами, поддерживаются устойчивыми принципами коммуникации. Поведенческие нормы, регулирующие внешнее выражение поведения между исполнителями (танцующими), между исполнителями и остальными присутствующими, поддерживаются традициями, обычаями, обрядами, нравами. Они формировались и функционировали под воздействием исключительно общественного мнения в границах праздничной культуры, передаваясь из поколения в поколение невербальными, а позже вербальными средствами [3].

Рассматривая народный танец в аспекте нравственности, можно выделить доминирующие, приоритетные требования нормативной регуляции действий, воспринимаемые как эталон поведения:

- неиндивидуальное, коллективное начало, сложившееся в обрядовых формах;

- выравнивающее соотношение творческих интересов исполнителя и коллективных форм танца в импровизационной русской пляске;

- соответствие внутренней и внешней красоты, которое достигалось нормативным закреплением костюма, головного убора, особенностями пластики, манерой держаться, правилами поведения.

Традиции танцевального творчества с одной стороны, отражают глубинные представление народа о правилах общежития, с другой, создают требования к поведению индивида [8].

Танцевальные традиции являются важной составляющей духовно-нравственного наследия любого народа. Ритуальный танец играл важную роль в обрядовой деятельности, обусловливал культуру движения и являлся методом психофизической подготовки [9].

Таким образом, танец способствует развитию и обогащению внутреннего мира личности. Он направляет человека в мир ритмической гармонии, где органическая связь музыки и движения воздействует не только на слух и чувства человека, но через движения активно охватывает и все его психофизическое существо. Объединяющая, созидательная сила ритма способствует развитию творческих сил человека, развивает такое специфическое качество, как "ритмическая дисциплина", открывая в нем новые возможности для самовыражения и творческого общения со всеми участниками процесса, обеспечивает духовно-нравственное самосовершенствование индивида как личности и творческой индивидуальности, неповторимой, уникальной, реализующей свое предназначение в мире. Ибо «лишь изменения в себе изменят все вокруг!».

Литература


  1. Захаров В. Радуга русского танца. - М.: Сов. Россия, 1986.

  2. Максакова В.И. Педагогическая антропология. - М.: Академия, 2004.

  3. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С.Комаровой. - М., 1997.

  4. Развитие личности средствами искусства: антропологический аспект /Ред.-сост. Л. Н. Сляднева. - Ставрополь: СГПИ, 2008.

  5. Рубинштейн М.М. Эстетическое воспитание детей. - М.: Практические знания, 1915.

  6. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002.

  7. Сляднева Л. Н. Педагогическая работа с хореографическим коллективом - Ставрополь: СГПИ, 2008.

  8. Уральская В.И. Природа танца. - М.: Искусство, 1982.

  9. Устинова Т.А. Беречь красоту русского танца. - М.: Искусство, 1959.

  10. Формирование миропонимания как аспект духовно-нравственного становления учащихся: Из опыта работы экспериментальных образовательных учреждений - федеральных экспериментальных площадок, коллективных членов лаборатории СКИПКРО «Образование XXI века» / Ред.-сост. В.И. Аксенова. - Ставрополь: СКИПКРО, 2002.


© 2010-2022