- Преподавателю
- Классному руководителю
- Разработка модели психолого-педагогичекого и медико-социального сопровождения детей - учащихся классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе
Разработка модели психолого-педагогичекого и медико-социального сопровождения детей - учащихся классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Жукова Г.Н. |
Дата | 18.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»
Методическая тема:
Разработка модели психолого-педагогичекого и медико-социального сопровождения детей - учащихся классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе.
Учитель начальных классов:
Жукова Галия Нурулловна
2007 год
Пояснительная записка.
Тема работы: «Разработка модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей - учащихся классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе».
Цели и задачи работы:
- реализация основных положений концепции коррекционно-развивающего обучения: комплексность в диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работе, обеспечивающая своевременное выявление и квалификацию трудностей в обучении, а также определение комплекса мер, способствующих преодолению, компенсации недостатков;
- оказание методической помощи учителям, работающим в классах коррекционно-развивающего обучения, по организации системного разностороннего контроля за обучением и развитием ребёнка; определению индивидуального коррекционно-образовательного маршрута учащегося; планированию индивидуальных коррекционных занятий;
- обеспечение преемственности между начальной и основной ступенью обучения.
Уровень разработки.
Опыт работы по созданию «Карты развития учащегося» обобщен на муниципальном уровне и одобрен педагогическими работниками общеобразовательных школ МО «Выборгский район» Ленинградской области.
Содержание.
1. Вступление……………………………………………………………………………………4
-
Проблемы обучения детей, испытывающих трудности в усвоении знаний, в массовой школе………………………………………………………………………….4
-
Концепция коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы…………………………………………………………..5
-
Современные педагогические технологии, использующиеся при обучении детей в классах коррекционно-развивающегося обучения……………………………………5
2. Работа над методической темой «Разработка модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей-учащихся классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе»………………………………….7
-
«Карта развития учащегося»…………………………………………………………....7
-
.Результативность обучения по основным вопросам программы……………………8
-
3. Приложение……………………………………………………………………………………9
Приложение 1………………………………………………………………………….……..9
Приложение 2………………………………………………………………………….……16
Приложение 3………………………………………………………………………….……17
Приложение 4…………………………………………………………………………….…20
4. Список литературы…………………………………………………………………………..30
-
Вступление.
1.1. Проблемы обучения детей, испытывающих трудности в усвоении знаний, в массовой школе.
Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовывать идею индивидуализации обучения, учитывая готовность детей к школе, состояния их здоровья, индивидуально-типологические особенности.
При традиционной организации обучения педагог не может принимать во внимание возможности всех одновременно и вынужден вести обучение применительно к среднему уровню - развития, подготовленности, успеваемости.
Академик А.И. Берг образно охарактеризовал это положение так: в Москве среднемесячные температуры колеблются от -5о до +19о. Среднегодовая температура в Москве составляет +5о. Но никому ведь не приходит в голову выпускать одежду в расчёте на среднегодовую температуру. Учитывают температуры реальные.
К сожалению, даже в настоящее время, когда целесообразным признан личностно-ориентированный подход в обучении, в традиционной массовой школе «усреднение» считается допустимым и даже неизбежным. В результате дети с ограниченными познавательными возможностями не могут «удержаться» в традиционной системе обучения с жёсткими требованиями к усвоению знаний, формированию умений и навыков. Это касается и сроков усвоения учебного материала, и индивидуальных темпов деятельности, и способов закрепления изученного материала.
Достаточно жёстко ведётся оценка успеваемости. Даже в тех случаях, когда текущие проверочные работы школьников оцениваются положительно, при решении вопроса о переводе ребёнка в следующий класс предпочтение отдается результатам итоговых контрольных работ. Школьников, получивших отрицательные оценки по основным предметам, выводят из состава массовых классов.
В традиционной дидактике признано, что учитель должен знать индивидуальные особенности мыслительной деятельности учеников, а также некоторые черты личности каждого ребёнка: отношение к учению вообще, к своим достижениям и неудачам, к данному учебному предмету; следить за интересами, характерными проявлениями эмоционально-личностной сферы и другие. Однако нужно признать, что понимание индивидуального подхода практически сводится к ликвидации пробелов в знаниях и умениях школьников, а работа, направленная на развитие мышления учащихся, формирование мотивационно-познавательных потребностей, познавательных интересов, носит эпизодический характер.
Известно, что успешность обучения и высокий уровень знаний, умений и навыков обеспечиваются содержанием образования, обоснованностью методики обучения, мастерством учителя. Но не следует думать, что этого достаточно. Успех зависит и от внутренних факторов - индивидуально-психологических особенностей ученика. Всякий раз, когда при прочих равных условиях дети дают существенно различные результаты, можно говорить о разных психологических особенностях учащихся.
На основе детального анализа психологических особенностей школьников с пониженной обучаемостью были психологически обоснованы и определены некоторые пути предупреждения и преодоления стойкой неуспеваемости, а также оптимальные пути их обучения (С.Ф. Жуйков, В.И. Зыкова, З.И. Калмыкова).
Оптимальным для этой категории школьников является обучение в несколько замедленном темпе (особенно на начальном этапе изучения нового материала) с более широкой наглядной и словесной конкретизацией общих положений, с большим количеством упражнений, выполнение которых опирается на прямой показ приёмов решения. Важно предусмотреть постепенное сокращение помощи со стороны и такое же постепенное повышение степени трудности задач. Серьёзное внимание следует уделять мотивационно-занимательной стороне обучения, стимулирующей развитие познавательных интересов.
В начале 30-х годов Л.С.Выготский обосновал возможность и целесообразность обучения, преследующего как основную и важнейшую цель развития ребёнка.
1.2. Концепция коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы.
В 1993 году Институтом коррекционной педагогики была разработана единая концепция, которая получила название «Концепция коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы».
В концепции реализуются следующие основные положения:
- комплексность в диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работе, обеспечивающая своевременное выявление и квалификацию трудностей в обучении, а также определение комплекса мер, лечебных, профилактических, коррекционно-развивающих, способствующих преодолению, компенсации недостатков;
- вариативность учебных планов, образовательных и коррекционных программ, в том числе разноуровневых по содержанию и срокам обучения;
- своевременное выявление и квалификация тех или иных неблагоприятных вариантов развития - «предвестников» школьных трудностей;
- активная интеграция учащихся в общеобразовательные классы массового типа из коррекционно-развивающих классов после одного - двух лет обучения, а также по окончании начальной ступени обучения;
- максимальная социально-трудовая адаптация учащихся классов коррекционно-развивающего обучения в подростковом возрасте к современным социальным условиям (в том числе к условиям рынка труда).
-
-
Современные педагогические технологии, использующиеся при обучении детей в классах коррекционно-развивающегося обучения.
-
В рамках концепции школа работает с использованием современных педагогических технологий.
1.Технология организации учебного процесса - это: технология селективной дифференциации (от профильных классов до классов коррекционно-развивающего обучения).
2.Технология организации познавательной деятельности учащихся - это: технологии активизации и интенсификации познавательной деятельности учащихся: игровые технологии, информационные технологии.
3.Технологии организации воспитательного процесса - это: технология коллективная творческая деятельность (объединение разных видов деятельности в сочетании форм, средств, способов действия педагогов и учащихся), игровые технологии.
4.Коррекционные технологии. Собственно коррекционные - применение этих технологий позволяет ребёнку догнать в развитии сверстников; компенсационные - включение ребёнка в общественную жизнь; технология адаптирующей педагогики - индивидуальные адаптационные занятия, занятия по общесоматическому и сенсомоторному развитию ребёнка, помогающие укреплять здоровье ребёнка.
5.Здоровьесберегающие технологии, объединяющие в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Система коррекционно-развивающего обучения - это форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе.
Важным фактором в системе коррекционно-развивающего обучения является динамическое наблюдение за продвижением каждого ребёнка, поэтому для своей методической темы я выбрала следующую: «Разработка модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе».
Учитывать индивидуальное развитие школьника важно на всех ступенях обучения, но особенно в начальных классах, когда закладывается фундамент успешного обучения в целом.
Упущения на начальной ступени обучения проявляются пробелами в знаниях детей, несформированностью общеучебных умений и навыков, негативным отношением к школе, что бывает трудно скоррегировать и компенсировать.
2. Работа над методической темой «Разработка модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей-учащихся классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе».
Более 10 лет я работаю с детьми, имеющими отклонения в развитии. Под руководством специалистов Центра диагностики и развития участвую в методической работе экспериментально-методической направленности по разработке модели психолого-педагогического и медико-психологического сопровождения детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе.
В нашей школе классы КРО работают по 1-му варианту учебного плана, предназначенного для классов, укомплектованных теми детьми, которые приступили к обучению с семилетнего возраста в условиях массовой школы, но не усвоили знания и умения в объёме программы 1 класса. С момента зачисления в школу первоклассники, а затем учащиеся классов КРО находятся под пристальным вниманием специалистов ПМПк школы. Была разработана «Карта развития ребёнка», а также система динамического отслеживания результативности процесса обучения, воспитания и коррекции дефектов проблемных детей. (фото карты)
-
«Карта развития учащегося».
«Карта развития ребёнка» включает следующие разделы:
-
Представление специалистов.
-
Дневник диагностического наблюдения.
-
Индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут учащегося.
Составление I раздела «Карты развития ребёнка» занимает первый учебный год. Одно из первых заседаний ПМПк посвящено вопросу «Диагностика учащихся 1-х классов. Выявление «группы риска».
Учитель, психолог, логопед и медицинский работник школы рассказывают о проведённых обследованиях и наблюдениях. В результате выявляется группа учащихся, которые испытывают трудности в обучении, имеют недостаточное развитие психических процессов или проблемы со здоровьем, требуют логопедической помощи. Эти дети получают помощь психолога и логопеда. Учитель проводит дополнительные занятия. Медицинский работник рекомендует родителям обратиться к специалистам. Из детей, которые не смогли усвоить программу 1 класса, комплектуется класс КРО. Заводится «Карта развития ребёнка» и в неё вкладываются представления учителя, психолога, логопеда, медицинского работника и социального педагога школы, а также экспертное заключение специалистов Центра диагностики и развития (приложение 1).
Во 2-4 классах наблюдения за учащимися будут вести специалисты школы. В 4 классе специалисты Центра диагностики и развития после обследования дадут рекомендации о дальнейшем образовательном маршруте каждого ребёнка.
Со 2-го класса ведётся «Дневник диагностического наблюдения» (приложение 2). Учитель наблюдает за подготовкой учащегося к уроку. Ежемесячно отмечается внешний вид, материально-техническое обеспечение, эмоциональное состояние учащегося к началу урока. Эти наблюдения позволяют организовывать учебный процесс, дисциплинируют учащихся. В листе наблюдения учитель отмечает положительные и отрицательные поступки учащегося, меры коррекционного воздействия, результативность этих воздействий, что позволяет сделать воспитательный процесс более результативным.
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут ведётся в виде таблиц, отражающих процесс формирования основных умений и навыков (приложение 3). Эти таблицы составляются на основе результатов срезовых работ, количество заданий в которых обычно кратно 10, что делает процесс заполнения таблиц быстрым, не требующим дополнительных вычислений. По таблицам отслеживается формирование вычислительных умений и навыков, умения решать задачи тех видов, которые включены в программу классов КРО. По русскому языку отслеживается процесс формирования умения писать те орфограммы, в которых учащиеся допускают наибольшее количество ошибок. Это корневые орфограммы и правописание безударных окончаний разных частей речи. По чтению в виде таблицы отслеживается лишь один критерий чтения - темп. Ведение подобных таблиц позволяет учителю не только в любой момент иметь точное представление об уровне формирования умений и навыков каждого учащегося, но и планировать и проводить коррекционные занятия с наибольшей пользой для учащихся.
2.2.Результативность обучения по основным вопросам программы.
В конце 4-го класса составляются графики результативности обучения по основным вопросам программы (приложение 4). На заседании ПМПк «Адаптация учащихся 5-х классов при переходе со ступени начального общего образования на основную» учитель начальных классов даёт характеристику классу и передаёт материалы учителям математики и русского языка. Эти данные позволяют спланировать повторение в начале учебного года и осуществить преемственность между двумя ступенями обучения.
Опыт работы коллектива школы был обобщен на муниципальном уровне и заслужил высокую оценку среди педагогических работников общеобразовательных школ г. Выборга.
3. Приложение.
Приложение 1.
Педагогическое представление для ПМПк.
Фамилия, имя ребенка ________________________________ Возраст ___________
Школа № ________________________________ Класс (группа) ________________
Общие впечатления о ребенке _________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка
Сведения о себе и своей семье __________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Знания и представления об окружающем _________________________________________
_____________________________________________________________________________
Сформированность учебных навыков
Общая оценка учебных навыков (соответствие знаний, умений и навыков требованиям программы)
Математика ____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Характер ошибок _______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Чтение ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Характерные ошибки чтения ______________________________________________
_____________________________________________________________________________
Письмо ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ошибки письменной речи ________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Особенности устной речи ________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Эмоционально-поведенческие особенности
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение и рекомендации по обучению: _________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата обследования ____________________
Подпись педагога ПМПк __________ _____________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Логопедическое представление для ПМПк.
Фамилия, имя ребенка ______________________ Дата рождения _____________________
Школа (д/сад) ____________________________________ Класс (группа) ______________
Краткий анамнез раннего речевого развития ____________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Речевая среда и социальные условия ___________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общая и мелкая моторика ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Артикуляционный аппарат ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Устная речь:
Общее звучание речи ___________________________________________________________
Понимание речи _______________________________________________________________
Активный словарь______________________________________________________________
Грамматический строй речи ____________________________________________________
Слоговая структура речи _______________________________________________________
Звукопроизношение ____________________________________________________________
Фонематическое восприятие звуковой анализ, синтез ______________________________
_____________________________________________________________________________
Связная речь __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Темп и плавность речи (особенности речи, связанные с заиканием) ___________________
_____________________________________________________________________________
Письменная речь:
Чтение____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Письмо ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Заключение: _____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата обследования __________________ Подпись специалиста ___________________
Представление психолога для ПМПк.
Ф.И.О. ученика______________________________________ Возраст___________________
Школа № ________________________________________ класс _______________
Жалобы родителей ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Жалобы педагогов ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности поведения, общения, привычки и интересы ____________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сформированность социально-бытовой ориентировки _______________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Моторная ловкость (особенности общей моторики, мелкой моторики)_________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ведущая: рука_____________ нога _____________ ухо_______________ глаз_______________
Характеристика деятельности:
мотивация____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
критичность___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
работоспособность_____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
темп деятельности _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Особенности внимания _________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Особенности памяти ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Качественная характеристика речи _______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Характеристики интеллектуального развития ______________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сформированность представления о пространственных и временных отношениях
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности конструктивной деятельности, графической деятельности, рисунка _______
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эмоционально-личностные и мотивационно-волевые особенности ____________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение школьного психолога (уровень актуального развития, соответствие познавательной сферы возрастным требованиям)___________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации по дальнейшей работе___________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата: «____»_____________200___г.
Подпись школьного психолога: ____________ ___________________________________
расшифровка подпись
Медицинское представление для ПМПк.
Ф.И.О. ребенка ______________________________________________________________
Дата рождения ______________________________________________________________
Краткий анамнез _____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перенесенные заболевания: ___________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Состоит на учете у специалистов:
невропатолога ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
отоларинголога _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
офтальмолога ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ревматолога __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ортопеда _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ортодонта ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
аллерголога ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
эндокринолога ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Основное заболевание: _______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Группа здоровья: ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
М.П. Подпись врача _______________________________________________
Социальная часть карты развития ребёнка.
-
Фамилия, имя ребенка ________________________________ пол ________________
Дата рождения ___________________, школа № _________________, класс_____________
-
Состав семьи ___________________________________________________________
(перечислите всех членов семьи)
-
Какой данный ребенок по счету в семье ____________________________________
-
Фамилии, имя, отчество матери ____________________________________________
Возраст ______________ Образование ____________________________________________
(полных лет) (неп. среднее, среднее, среднее специальное, неп. высшее, высшее)
Профессия____________________________________________________________________
Род занятий в настоящее время __________________________________________________
Привычки, увлечения, хобби ____________________________________________________
(отдельно укажите вредные, такие как алкоголизм, употребление наркотиков и т.п.)
_____________________________________________________________________________
-
Фамилия, имя, отчество отца ______________________________________________
Возраст ______________ Образование ____________________________________________
(полных лет) (неп. среднее, среднее, среднее специальное, неп. высшее, высшее)
Профессия ____________________________________________________________________
Род занятий в настоящее время __________________________________________________
Привычки, увлечения, хобби ____________________________________________________
(отдельно укажите вредные, такие как алкоголизм, употребление наркотиков и т.п.)
_____________________________________________________________________________
-
С кем проживает ребенок _________________________________________________
(родители, приемные родители, мачеха, отчим, бабушки, дедушки и т.д.)
_____________________________________________________________________________
-
Если ребенок живет с приемными родителями или опекунами, укажите следующие данные:
Фамилия, имя, отчество _______________________________________________________
Кем приходится ребенку ________________________________________________________
Возраст ______________ Образование ____________________________________________
(полных лет) (неп. среднее, среднее, среднее специальное, неп. высшее, высшее)
Профессия ___________________________________________________________________
Род занятий в настоящее время _________________________________________________
Фамилия, имя, отчество ________________________________________________________
Кем приходится ребенку ________________________________________________________
Возраст ______________ Образование ____________________________________________
(полных лет) (неп. среднее, среднее, среднее специальное, неп. высшее, высшее)
Профессия ____________________________________________________________________
Род занятий в настоящее время __________________________________________________
-
Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни:
_____________________________________________________________________________
-
Другие дети в семье: Имя ___________________________ Возраст ______________
(укажите фамилию, если она другая) (полных лет)
Имя _____________________ Возраст ____________________
(укажите фамилию, если она другая) (полных лет)
Имя _________________________ Возраст ________________
(укажите фамилию, если она другая) (полных лет)
Приемные дети в семье, которые об этом знают:
Имя __________________________ Возраст _______________
(укажите фамилию, если она другая) (полных лет)
Имя __________________________ Возраст _______________
(укажите фамилию, если она другая) (полных лет)
-
Жилищные условия семьи: _______________________________________________
(отдельная квартира, коммунальная квартира, общежитие и т.п.)
_____________________________________________________________________________
-
Условия жизни ребенка ___________________________________________________
(отдельная комната, уголок в общей комнате, свой письменный стол,
_____________________________________________________________________________
отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей и т.п.)
-
Если родители в разводе:
сколько лет было ребенку, когда родители развелись ________________________________
с кем из родителей остался ребенок ______________________________________________
как ребенок отнесся к разводу ___________________________________________________
поддерживает ли ребенок отношения с родителем, не живущим с ним после развода, каковы эти отношения __________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
-
Кто из родственников проводит больше времени с ребенком ___________________
_____________________________________________________________________________
(мать, отец, братья, сестры, бабушка, дедушка, другие родственники, соседи - укажите кто)
-
Кто из взрослых: помогает делать домашние задания __________________________
сидит с ребенком в случае болезни __________________________
провожает и встречает из школы ____________________________
гуляет с ребенком ________________________________________
разбирает конфликты _____________________________________
что-либо другое __________________________________________
Материальное положение семьи _________________________________________________
(если считаете возможным, укажите доход Вашей семьи
_____________________________________________________________________________
крайне низкий, ниже среднего, средний, достаточно высокий и т.п.)
-
Кто из членов семьи является основным источником доходов _________________
_____________________________________________________________________________
(отец, мать, бабушка, дедушка, другие члены семьи)
-
Дополнительные источники доходов ______________________________________
(если считаете возможным, укажите дополнительные
_____________________________________________________________________________
возможности семьи: приусадебное хозяйство, дополнительный заработок и т.п.)
-
Дополнительные сведения о ребенке или его семье, которые Вы можете сообщить:
_____________________________________________________________________________
Социальная часть Карты заполнялась со слов _____________________________________
_____________________________________________________________________________
(одного из родителей, одного из прародителей, педагога и т.п.)
Дата заполнения: «____»_____200___г. Подпись специалиста ___________
специальность __________________________
Приложение 2.
1. Подготовка к уроку.
Дата проведения наблюдения
1. Внешний вид учащегося:
1.1. Состояние одежды учащегося
удовлетворительно
неудовлетворительно
1.2. Сменная обувь учащегося
есть
нет
1.3. Состояние личной гигиены учащегося
удовлетворительно
неудовлетворительно
2. Материально-техническое самообеспечение учащегося
2.1. Рабочие тетради
есть
нет
2.2. Дневник
есть
нет
2.3. Учебники
есть
нет
2.3. Ручка, линейка, карандаш у учащегося
есть
нет
3. Эмоциональное состояние учащегося к началу урока
3.1. Учащийся опоздал на урок
да
нет
3.2. Во время приветствия с учителем учащийся:
спокоен
возбужден
2. Наблюдения учителя
Дата
Наблюдение
Меры коррекционного воздействия
Результативность
Приложение 3.
Техника чтения (Решение задач; Формирование вычислительных навыков; Русский язык)
Тема №
Вид работы
100%
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
Дата
Итого изучения темы:
Индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут.
Ф.И.О. ребёнка________________________________________________________________
Дата рождения________________________________________________________________
Место жительства_____________________________________________________________
Сведения о семье (полная, неполная; возраст, образование, национальность, занятия родителей (лиц их заменяющих), вредные привычки, условия проживания, взаимоотношения в семье
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Анамнез (данные пренатального периода - беременность, натального - роды, раннего развития ребёнка- с рождения до 3 лет)________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Сведения о состоянии здоровья (физического, соматического, психического)________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Дата обращения в МОУ «Центр диагностики и консультирования»________________________
Причина обращения_________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Заключение специалистов МОУ «Центр диагностики и консультирования»_________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Рекомендации________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Содержание образовательной и коррекционно-развивающей работы:
Программа обучения ( образовательная программа)_________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Состояние пробелов в знаниях (указать конкретно учебный предмет, по возможности темы)________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Русский язык_________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Математика_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Содержание коррекционных занятий:
Логопедическая помощь________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Психологическая помощь_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Медицинская помощь (консультации, наблюдение врачей, лечение)___________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Социальная поддержка__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дата_________________________________
Подписи председателя и членов
школьного ПМП консилиума
Приложение 4.
Формирование вычислительных навыков.
-
Таблица сложення однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.
К концу обучения в начальной школе 91% учащихся знает таблицу сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания. Иванова Я. выполняет сложение и вычитание однозначных чисел, используя знание состава чисел первого десятка.
-
Сложение и вычитание в пределах ста.
Тема в основном усвоена. Учащиеся допускают единичные ошибки. С Ивановой Я. необходимо продолжить индивидуальные занятия по этой теме.
3. Табличное умножение и деление.
Тема в основном усвоена. Единичные ошибки допускают Синельникова Т., Шикин Д., Иванова Я..
-
Внетабличное умножение и деление (устные приёмы)
Тема в основном усвоена. Единичные ошибки допускают Карцев А., Синельникова Т., Тагирова К., Шикин Д.. Иванова Я. выполняет вычисления с помощью учителя.
-
Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел
Тема в основном усвоена. Единичные ошибки допускают Синельникова Т. и Шикин Д.. Иванова Я. выполняет вычисления с помощью учителя.
-
Письменные приемы умножения и деления многозначных чисел.
Тема «Письменные приёмы умножения и делении многозначных чисел» изучалась последней. Без ошибок вычисления выполняют 5 человек. Остальные - допускают ошибки. Помощь учителя требуется Ивановой Я., Синельниковой Т., Шикину Д. . При организации повторения в начале года необходимо включить эту тему в учебный процесс.
Формирование умения решать задачи.
-
Простые задачи на сложение и вычитание.
Учащиеся решают задачи, перечисленные в программе, без ошибок. Остальные виды задач решают с помощью учителя следующие учащиеся: Иванова Я., Синельникова Т., Тагирова К.
2. Составные задачи на сложение и вычитание.
Учащиеся самостоятельно решают составные задачи на нахождение суммы, остатка, третьего слагаемого. Допускают ошибки при решении задач на разностное сравнение, нахождение уменьшаемого, вычитаемого. Иванова Я. решает задачи, используя дополнительные материалы.
-
Простые задачи на умножение и деление.
Тема в рамках программы усвоена полностью.
4. Составные задачи на умножение и деление.
Учащиеся самостоятельно решают составные задачи на нахождение суммы, приведение к единице, на хождение суммы двух произведений. Остальные виды задач самостоятельно решают Воронин Д., Крестьянинова Р., Савин И., Старицын Р.. Постоянная помощь учителя требуется Ивановой Я. и Ефремовой К.
-
Задачи, для решения которых необходимо использовать знание зависимости между величинами.
Тема в основном усвоена. Для успешного решения задач этих видов желательно постоянное использование наглядности.
Русский язык.
К концу начального обучения учащиеся должны уметь писать под диктовку текст в 75-80 слов, включающий изученные орфограммы и знаки препинания в простом предложении. Наибольшее количество ошибок ученики допускают при написании корневых орфограмм, в окончаниях имён существительных, имён прилагательных и глаголов. Наблюдение за тем, как идёт усвоение этих орфограмм ведётся постоянно.
-
Безударные гласные в корне слова.
Учащиеся хорошо усвоили правила правописания безударных гласных в корне, но недостаточное развитие речи не позволяет всегда правильно подобрать проверочное слово. Необходимо продолжить работу по увеличению словарного запаса.
-
Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Тема в основном усвоена.
-
Непроизносимые согласные.
Учащиеся усвоили правила правописания непроизносимых согласных, умеют подбирать проверочные слова. Но набор слов ограничен. Требуется специальные упражнения по расширению словарного запаса.
4. Безударные окончания имён существительных
Тема в основном усвоена. Учащиеся допускают единичные ошибки. Ефремова К. и Шикин Д. успешно справляются со словарными диктантами, в текстовых диктантах не всегда успевают применить алгоритм действия.
5. Безударные окончания имён прилагательных.
Тема в основном усвоена. Шикин Д. допускает ошибки в согласовании слов. Ему требуются дополнительные логопедические занятия.
-
Безударные окончания глаголов.
Тема изучалась в четвёртой четверти. Учащиеся усвоили правила правописания окончаний глагола. Ошибки допускаются из-за неправильного определения начальной формы. При организации повторения в начале года необходимо включить упражнения на эту тему.
Чтение.
К концу четвёртого года обучения учащиеся должны уметь читать вслух, сознательно, правильно, выразительно и достаточно бегло, с соблюдением норм орфоэпии текст в темпе 70-80 слов в минуту; осознанно читать про себя текст любого объёма и жанра. В графике отображен процент усвоения темпа чтения (определён процент прочитанных слов от нормы чтения на данном отрезке времени).
Проверка техники чтения.
Более 70% учащихся читают в темпе, определённом программой. Карцев А., Старицын Р., Шикин Д. читают от 60 слов в минуту. Этим учащимся дано задание на лето.
Список литературы:
Инструктивное письмо МО РФ от27.03.2003г. № 27/901-6. «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения.»
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО»,2004.-296 с.- (Педагогика. Психология. Управление.)
«Концепция коррекционно-развивающего обучения». Дефектология. - 1995. - №1.
Отстающие в учении школьники ( проблемы психического развития) / Под редакцией З.И.Калмыковой, И.Ю.Кулагиной. - М., 1986.
Программы для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы. / Сост. Л.А. Вохмянина.- М.: Дрофа, 2000.- 256 с.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003. - 272 с.
Шевченко С.Г. Коррекционно - развивающее обучение: Организационно - педагогические аспекты: Методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 136 с. - ( Коррекционная педагогика).