• Преподавателю
  • Классному руководителю
  • Разработка модели психолого-педагогичекого и медико-социального сопровождения детей - учащихся классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе

Разработка модели психолого-педагогичекого и медико-социального сопровождения детей - учащихся классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе

Тема работы: «Разработка модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей – учащихся классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе».   Цели и задачи работы: - реализация основных положений концепции коррекционно-развивающего обучения: комплексность в диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работе, обеспечивающая своевременное выявление и квалификацию трудностей в обучении, а также определение комплекса мер, способствующих преодолен...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13»













Методическая тема:


Разработка модели психолого-педагогичекого и медико-социального сопровождения детей - учащихся классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе.








Учитель начальных классов:

Жукова Галия Нурулловна










2007 год

Пояснительная записка.

Тема работы: «Разработка модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей - учащихся классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе».

Цели и задачи работы:

- реализация основных положений концепции коррекционно-развивающего обучения: комплексность в диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работе, обеспечивающая своевременное выявление и квалификацию трудностей в обучении, а также определение комплекса мер, способствующих преодолению, компенсации недостатков;

- оказание методической помощи учителям, работающим в классах коррекционно-развивающего обучения, по организации системного разностороннего контроля за обучением и развитием ребёнка; определению индивидуального коррекционно-образовательного маршрута учащегося; планированию индивидуальных коррекционных занятий;

- обеспечение преемственности между начальной и основной ступенью обучения.

Уровень разработки.

Опыт работы по созданию «Карты развития учащегося» обобщен на муниципальном уровне и одобрен педагогическими работниками общеобразовательных школ МО «Выборгский район» Ленинградской области.








Содержание.

1. Вступление……………………………………………………………………………………4


  1. Проблемы обучения детей, испытывающих трудности в усвоении знаний, в массовой школе………………………………………………………………………….4

  2. Концепция коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы…………………………………………………………..5

  3. Современные педагогические технологии, использующиеся при обучении детей в классах коррекционно-развивающегося обучения……………………………………5

2. Работа над методической темой «Разработка модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей-учащихся классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе»………………………………….7


  1. «Карта развития учащегося»…………………………………………………………....7

    1. .Результативность обучения по основным вопросам программы……………………8

3. Приложение……………………………………………………………………………………9

Приложение 1………………………………………………………………………….……..9

Приложение 2………………………………………………………………………….……16

Приложение 3………………………………………………………………………….……17

Приложение 4…………………………………………………………………………….…20

4. Список литературы…………………………………………………………………………..30








  1. Вступление.

1.1. Проблемы обучения детей, испытывающих трудности в усвоении знаний, в массовой школе.

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовывать идею индивидуализации обучения, учитывая готовность детей к школе, состояния их здоровья, индивидуально-типологические особенности.

При традиционной организации обучения педагог не может принимать во внимание возможности всех одновременно и вынужден вести обучение применительно к среднему уровню - развития, подготовленности, успеваемости.

Академик А.И. Берг образно охарактеризовал это положение так: в Москве среднемесячные температуры колеблются от -5о до +19о. Среднегодовая температура в Москве составляет +5о. Но никому ведь не приходит в голову выпускать одежду в расчёте на среднегодовую температуру. Учитывают температуры реальные.

К сожалению, даже в настоящее время, когда целесообразным признан личностно-ориентированный подход в обучении, в традиционной массовой школе «усреднение» считается допустимым и даже неизбежным. В результате дети с ограниченными познавательными возможностями не могут «удержаться» в традиционной системе обучения с жёсткими требованиями к усвоению знаний, формированию умений и навыков. Это касается и сроков усвоения учебного материала, и индивидуальных темпов деятельности, и способов закрепления изученного материала.

Достаточно жёстко ведётся оценка успеваемости. Даже в тех случаях, когда текущие проверочные работы школьников оцениваются положительно, при решении вопроса о переводе ребёнка в следующий класс предпочтение отдается результатам итоговых контрольных работ. Школьников, получивших отрицательные оценки по основным предметам, выводят из состава массовых классов.

В традиционной дидактике признано, что учитель должен знать индивидуальные особенности мыслительной деятельности учеников, а также некоторые черты личности каждого ребёнка: отношение к учению вообще, к своим достижениям и неудачам, к данному учебному предмету; следить за интересами, характерными проявлениями эмоционально-личностной сферы и другие. Однако нужно признать, что понимание индивидуального подхода практически сводится к ликвидации пробелов в знаниях и умениях школьников, а работа, направленная на развитие мышления учащихся, формирование мотивационно-познавательных потребностей, познавательных интересов, носит эпизодический характер.

Известно, что успешность обучения и высокий уровень знаний, умений и навыков обеспечиваются содержанием образования, обоснованностью методики обучения, мастерством учителя. Но не следует думать, что этого достаточно. Успех зависит и от внутренних факторов - индивидуально-психологических особенностей ученика. Всякий раз, когда при прочих равных условиях дети дают существенно различные результаты, можно говорить о разных психологических особенностях учащихся.

На основе детального анализа психологических особенностей школьников с пониженной обучаемостью были психологически обоснованы и определены некоторые пути предупреждения и преодоления стойкой неуспеваемости, а также оптимальные пути их обучения (С.Ф. Жуйков, В.И. Зыкова, З.И. Калмыкова).

Оптимальным для этой категории школьников является обучение в несколько замедленном темпе (особенно на начальном этапе изучения нового материала) с более широкой наглядной и словесной конкретизацией общих положений, с большим количеством упражнений, выполнение которых опирается на прямой показ приёмов решения. Важно предусмотреть постепенное сокращение помощи со стороны и такое же постепенное повышение степени трудности задач. Серьёзное внимание следует уделять мотивационно-занимательной стороне обучения, стимулирующей развитие познавательных интересов.

В начале 30-х годов Л.С.Выготский обосновал возможность и целесообразность обучения, преследующего как основную и важнейшую цель развития ребёнка.

1.2. Концепция коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы.

В 1993 году Институтом коррекционной педагогики была разработана единая концепция, которая получила название «Концепция коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы».

В концепции реализуются следующие основные положения:

- комплексность в диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работе, обеспечивающая своевременное выявление и квалификацию трудностей в обучении, а также определение комплекса мер, лечебных, профилактических, коррекционно-развивающих, способствующих преодолению, компенсации недостатков;

- вариативность учебных планов, образовательных и коррекционных программ, в том числе разноуровневых по содержанию и срокам обучения;

- своевременное выявление и квалификация тех или иных неблагоприятных вариантов развития - «предвестников» школьных трудностей;

- активная интеграция учащихся в общеобразовательные классы массового типа из коррекционно-развивающих классов после одного - двух лет обучения, а также по окончании начальной ступени обучения;

- максимальная социально-трудовая адаптация учащихся классов коррекционно-развивающего обучения в подростковом возрасте к современным социальным условиям (в том числе к условиям рынка труда).

    1. Современные педагогические технологии, использующиеся при обучении детей в классах коррекционно-развивающегося обучения.

В рамках концепции школа работает с использованием современных педагогических технологий.

1.Технология организации учебного процесса - это: технология селективной дифференциации (от профильных классов до классов коррекционно-развивающего обучения).

2.Технология организации познавательной деятельности учащихся - это: технологии активизации и интенсификации познавательной деятельности учащихся: игровые технологии, информационные технологии.

3.Технологии организации воспитательного процесса - это: технология коллективная творческая деятельность (объединение разных видов деятельности в сочетании форм, средств, способов действия педагогов и учащихся), игровые технологии.

4.Коррекционные технологии. Собственно коррекционные - применение этих технологий позволяет ребёнку догнать в развитии сверстников; компенсационные - включение ребёнка в общественную жизнь; технология адаптирующей педагогики - индивидуальные адаптационные занятия, занятия по общесоматическому и сенсомоторному развитию ребёнка, помогающие укреплять здоровье ребёнка.

5.Здоровьесберегающие технологии, объединяющие в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Система коррекционно-развивающего обучения - это форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе.

Важным фактором в системе коррекционно-развивающего обучения является динамическое наблюдение за продвижением каждого ребёнка, поэтому для своей методической темы я выбрала следующую: «Разработка модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе».

Учитывать индивидуальное развитие школьника важно на всех ступенях обучения, но особенно в начальных классах, когда закладывается фундамент успешного обучения в целом.

Упущения на начальной ступени обучения проявляются пробелами в знаниях детей, несформированностью общеучебных умений и навыков, негативным отношением к школе, что бывает трудно скоррегировать и компенсировать.











2. Работа над методической темой «Разработка модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей-учащихся классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе».

Более 10 лет я работаю с детьми, имеющими отклонения в развитии. Под руководством специалистов Центра диагностики и развития участвую в методической работе экспериментально-методической направленности по разработке модели психолого-педагогического и медико-психологического сопровождения детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе.

В нашей школе классы КРО работают по 1-му варианту учебного плана, предназначенного для классов, укомплектованных теми детьми, которые приступили к обучению с семилетнего возраста в условиях массовой школы, но не усвоили знания и умения в объёме программы 1 класса. С момента зачисления в школу первоклассники, а затем учащиеся классов КРО находятся под пристальным вниманием специалистов ПМПк школы. Была разработана «Карта развития ребёнка», а также система динамического отслеживания результативности процесса обучения, воспитания и коррекции дефектов проблемных детей. (фото карты)


  1. «Карта развития учащегося».

«Карта развития ребёнка» включает следующие разделы:

  1. Представление специалистов.

  2. Дневник диагностического наблюдения.

  3. Индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут учащегося.

Составление I раздела «Карты развития ребёнка» занимает первый учебный год. Одно из первых заседаний ПМПк посвящено вопросу «Диагностика учащихся 1-х классов. Выявление «группы риска».

Учитель, психолог, логопед и медицинский работник школы рассказывают о проведённых обследованиях и наблюдениях. В результате выявляется группа учащихся, которые испытывают трудности в обучении, имеют недостаточное развитие психических процессов или проблемы со здоровьем, требуют логопедической помощи. Эти дети получают помощь психолога и логопеда. Учитель проводит дополнительные занятия. Медицинский работник рекомендует родителям обратиться к специалистам. Из детей, которые не смогли усвоить программу 1 класса, комплектуется класс КРО. Заводится «Карта развития ребёнка» и в неё вкладываются представления учителя, психолога, логопеда, медицинского работника и социального педагога школы, а также экспертное заключение специалистов Центра диагностики и развития (приложение 1).

Во 2-4 классах наблюдения за учащимися будут вести специалисты школы. В 4 классе специалисты Центра диагностики и развития после обследования дадут рекомендации о дальнейшем образовательном маршруте каждого ребёнка.

Со 2-го класса ведётся «Дневник диагностического наблюдения» (приложение 2). Учитель наблюдает за подготовкой учащегося к уроку. Ежемесячно отмечается внешний вид, материально-техническое обеспечение, эмоциональное состояние учащегося к началу урока. Эти наблюдения позволяют организовывать учебный процесс, дисциплинируют учащихся. В листе наблюдения учитель отмечает положительные и отрицательные поступки учащегося, меры коррекционного воздействия, результативность этих воздействий, что позволяет сделать воспитательный процесс более результативным.

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут ведётся в виде таблиц, отражающих процесс формирования основных умений и навыков (приложение 3). Эти таблицы составляются на основе результатов срезовых работ, количество заданий в которых обычно кратно 10, что делает процесс заполнения таблиц быстрым, не требующим дополнительных вычислений. По таблицам отслеживается формирование вычислительных умений и навыков, умения решать задачи тех видов, которые включены в программу классов КРО. По русскому языку отслеживается процесс формирования умения писать те орфограммы, в которых учащиеся допускают наибольшее количество ошибок. Это корневые орфограммы и правописание безударных окончаний разных частей речи. По чтению в виде таблицы отслеживается лишь один критерий чтения - темп. Ведение подобных таблиц позволяет учителю не только в любой момент иметь точное представление об уровне формирования умений и навыков каждого учащегося, но и планировать и проводить коррекционные занятия с наибольшей пользой для учащихся.

2.2.Результативность обучения по основным вопросам программы.

В конце 4-го класса составляются графики результативности обучения по основным вопросам программы (приложение 4). На заседании ПМПк «Адаптация учащихся 5-х классов при переходе со ступени начального общего образования на основную» учитель начальных классов даёт характеристику классу и передаёт материалы учителям математики и русского языка. Эти данные позволяют спланировать повторение в начале учебного года и осуществить преемственность между двумя ступенями обучения.

Опыт работы коллектива школы был обобщен на муниципальном уровне и заслужил высокую оценку среди педагогических работников общеобразовательных школ г. Выборга.








3. Приложение.

Приложение 1.

Педагогическое представление для ПМПк.

Фамилия, имя ребенка ________________________________ Возраст ___________

Школа № ________________________________ Класс (группа) ________________

Общие впечатления о ребенке _________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка

Сведения о себе и своей семье __________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Знания и представления об окружающем _________________________________________

_____________________________________________________________________________

Сформированность учебных навыков

Общая оценка учебных навыков (соответствие знаний, умений и навыков требованиям программы)

Математика ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Характер ошибок _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Чтение ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Характерные ошибки чтения ______________________________________________

_____________________________________________________________________________

Письмо ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Ошибки письменной речи ________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Особенности устной речи ________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Эмоционально-поведенческие особенности

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение и рекомендации по обучению: _________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата обследования ____________________

Подпись педагога ПМПк __________ _____________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Логопедическое представление для ПМПк.

Фамилия, имя ребенка ______________________ Дата рождения _____________________

Школа (д/сад) ____________________________________ Класс (группа) ______________

Краткий анамнез раннего речевого развития ____________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Речевая среда и социальные условия ___________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общая и мелкая моторика ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Артикуляционный аппарат ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Устная речь:

Общее звучание речи ___________________________________________________________

Понимание речи _______________________________________________________________

Активный словарь______________________________________________________________

Грамматический строй речи ____________________________________________________

Слоговая структура речи _______________________________________________________

Звукопроизношение ____________________________________________________________

Фонематическое восприятие звуковой анализ, синтез ______________________________

_____________________________________________________________________________

Связная речь __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Темп и плавность речи (особенности речи, связанные с заиканием) ___________________

_____________________________________________________________________________

Письменная речь:

Чтение____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Письмо ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Заключение: _____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата обследования __________________ Подпись специалиста ___________________

Представление психолога для ПМПк.

Ф.И.О. ученика______________________________________ Возраст___________________

Школа № ________________________________________ класс _______________

Жалобы родителей ____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Жалобы педагогов ____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности поведения, общения, привычки и интересы ____________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сформированность социально-бытовой ориентировки _______________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Моторная ловкость (особенности общей моторики, мелкой моторики)_________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ведущая: рука_____________ нога _____________ ухо_______________ глаз_______________

Характеристика деятельности:

мотивация____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

критичность___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

работоспособность_____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

темп деятельности _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Особенности внимания _________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Особенности памяти ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Качественная характеристика речи _______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристики интеллектуального развития ______________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сформированность представления о пространственных и временных отношениях

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности конструктивной деятельности, графической деятельности, рисунка _______

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эмоционально-личностные и мотивационно-волевые особенности ____________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение школьного психолога (уровень актуального развития, соответствие познавательной сферы возрастным требованиям)___________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации по дальнейшей работе___________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата: «____»_____________200___г.

Подпись школьного психолога: ____________ ___________________________________

расшифровка подпись







Медицинское представление для ПМПк.

Ф.И.О. ребенка ______________________________________________________________

Дата рождения ______________________________________________________________

Краткий анамнез _____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перенесенные заболевания: ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Состоит на учете у специалистов:

невропатолога ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

отоларинголога _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

офтальмолога ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ревматолога __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ортопеда _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ортодонта ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

аллерголога ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

эндокринолога ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Основное заболевание: _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Группа здоровья: ____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

М.П. Подпись врача _______________________________________________




Социальная часть карты развития ребёнка.


  1. Фамилия, имя ребенка ________________________________ пол ________________

Дата рождения ___________________, школа № _________________, класс_____________

  1. Состав семьи ___________________________________________________________

(перечислите всех членов семьи)

  1. Какой данный ребенок по счету в семье ____________________________________

  2. Фамилии, имя, отчество матери ____________________________________________

Возраст ______________ Образование ____________________________________________

(полных лет) (неп. среднее, среднее, среднее специальное, неп. высшее, высшее)

Профессия____________________________________________________________________

Род занятий в настоящее время __________________________________________________

Привычки, увлечения, хобби ____________________________________________________

(отдельно укажите вредные, такие как алкоголизм, употребление наркотиков и т.п.)

_____________________________________________________________________________

  1. Фамилия, имя, отчество отца ______________________________________________

Возраст ______________ Образование ____________________________________________

(полных лет) (неп. среднее, среднее, среднее специальное, неп. высшее, высшее)

Профессия ____________________________________________________________________

Род занятий в настоящее время __________________________________________________

Привычки, увлечения, хобби ____________________________________________________

(отдельно укажите вредные, такие как алкоголизм, употребление наркотиков и т.п.)

_____________________________________________________________________________

  1. С кем проживает ребенок _________________________________________________

(родители, приемные родители, мачеха, отчим, бабушки, дедушки и т.д.)

_____________________________________________________________________________

  1. Если ребенок живет с приемными родителями или опекунами, укажите следующие данные:

Фамилия, имя, отчество _______________________________________________________

Кем приходится ребенку ________________________________________________________

Возраст ______________ Образование ____________________________________________

(полных лет) (неп. среднее, среднее, среднее специальное, неп. высшее, высшее)

Профессия ___________________________________________________________________

Род занятий в настоящее время _________________________________________________

Фамилия, имя, отчество ________________________________________________________

Кем приходится ребенку ________________________________________________________

Возраст ______________ Образование ____________________________________________

(полных лет) (неп. среднее, среднее, среднее специальное, неп. высшее, высшее)

Профессия ____________________________________________________________________

Род занятий в настоящее время __________________________________________________

  1. Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни:

_____________________________________________________________________________

  1. Другие дети в семье: Имя ___________________________ Возраст ______________

(укажите фамилию, если она другая) (полных лет)

Имя _____________________ Возраст ____________________

(укажите фамилию, если она другая) (полных лет)

Имя _________________________ Возраст ________________

(укажите фамилию, если она другая) (полных лет)

Приемные дети в семье, которые об этом знают:

Имя __________________________ Возраст _______________

(укажите фамилию, если она другая) (полных лет)

Имя __________________________ Возраст _______________

(укажите фамилию, если она другая) (полных лет)

  1. Жилищные условия семьи: _______________________________________________

(отдельная квартира, коммунальная квартира, общежитие и т.п.)

_____________________________________________________________________________


  1. Условия жизни ребенка ___________________________________________________

(отдельная комната, уголок в общей комнате, свой письменный стол,

_____________________________________________________________________________

отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей и т.п.)

  1. Если родители в разводе:

сколько лет было ребенку, когда родители развелись ________________________________

с кем из родителей остался ребенок ______________________________________________

как ребенок отнесся к разводу ___________________________________________________

поддерживает ли ребенок отношения с родителем, не живущим с ним после развода, каковы эти отношения __________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Кто из родственников проводит больше времени с ребенком ___________________

_____________________________________________________________________________

(мать, отец, братья, сестры, бабушка, дедушка, другие родственники, соседи - укажите кто)

  1. Кто из взрослых: помогает делать домашние задания __________________________

сидит с ребенком в случае болезни __________________________

провожает и встречает из школы ____________________________

гуляет с ребенком ________________________________________

разбирает конфликты _____________________________________

что-либо другое __________________________________________

Материальное положение семьи _________________________________________________

(если считаете возможным, укажите доход Вашей семьи

_____________________________________________________________________________

крайне низкий, ниже среднего, средний, достаточно высокий и т.п.)

  1. Кто из членов семьи является основным источником доходов _________________

_____________________________________________________________________________

(отец, мать, бабушка, дедушка, другие члены семьи)

  1. Дополнительные источники доходов ______________________________________

(если считаете возможным, укажите дополнительные

_____________________________________________________________________________

возможности семьи: приусадебное хозяйство, дополнительный заработок и т.п.)

  1. Дополнительные сведения о ребенке или его семье, которые Вы можете сообщить:

_____________________________________________________________________________

Социальная часть Карты заполнялась со слов _____________________________________

_____________________________________________________________________________

(одного из родителей, одного из прародителей, педагога и т.п.)

Дата заполнения: «____»_____200___г. Подпись специалиста ___________

специальность __________________________

Приложение 2.

1. Подготовка к уроку.


Дата проведения наблюдения

1. Внешний вид учащегося:

1.1. Состояние одежды учащегося

удовлетворительно

неудовлетворительно

1.2. Сменная обувь учащегося

есть

нет

1.3. Состояние личной гигиены учащегося

удовлетворительно

неудовлетворительно

2. Материально-техническое самообеспечение учащегося

2.1. Рабочие тетради

есть

нет

2.2. Дневник

есть

нет

2.3. Учебники

есть

нет

2.3. Ручка, линейка, карандаш у учащегося

есть

нет

3. Эмоциональное состояние учащегося к началу урока

3.1. Учащийся опоздал на урок

да

нет

3.2. Во время приветствия с учителем учащийся:

спокоен

возбужден





2. Наблюдения учителя


Дата

Наблюдение

Меры коррекционного воздействия

Результативность

































































Приложение 3.

Техника чтения (Решение задач; Формирование вычислительных навыков; Русский язык)

Тема №




Вид работы

100%

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

Дата

Итого изучения темы:








Индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут.

Ф.И.О. ребёнка________________________________________________________________

Дата рождения________________________________________________________________

Место жительства_____________________________________________________________

Сведения о семье (полная, неполная; возраст, образование, национальность, занятия родителей (лиц их заменяющих), вредные привычки, условия проживания, взаимоотношения в семье

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Анамнез (данные пренатального периода - беременность, натального - роды, раннего развития ребёнка- с рождения до 3 лет)________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Сведения о состоянии здоровья (физического, соматического, психического)________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Дата обращения в МОУ «Центр диагностики и консультирования»________________________

Причина обращения_________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Заключение специалистов МОУ «Центр диагностики и консультирования»_________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Рекомендации________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Содержание образовательной и коррекционно-развивающей работы:

Программа обучения ( образовательная программа)_________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Состояние пробелов в знаниях (указать конкретно учебный предмет, по возможности темы)________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Русский язык_________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Математика_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Содержание коррекционных занятий:

Логопедическая помощь________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Психологическая помощь_______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Медицинская помощь (консультации, наблюдение врачей, лечение)___________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Социальная поддержка__________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Дата_________________________________

Подписи председателя и членов

школьного ПМП консилиума

Приложение 4.

Формирование вычислительных навыков.


  1. Таблица сложення однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.

Разработка модели психолого-педагогичекого и медико-социального сопровождения детей - учащихся классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе.

К концу обучения в начальной школе 91% учащихся знает таблицу сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания. Иванова Я. выполняет сложение и вычитание однозначных чисел, используя знание состава чисел первого десятка.


  1. Сложение и вычитание в пределах ста.

Разработка модели психолого-педагогичекого и медико-социального сопровождения детей - учащихся классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе.

Тема в основном усвоена. Учащиеся допускают единичные ошибки. С Ивановой Я. необходимо продолжить индивидуальные занятия по этой теме.

3. Табличное умножение и деление.

Разработка модели психолого-педагогичекого и медико-социального сопровождения детей - учащихся классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе.

Тема в основном усвоена. Единичные ошибки допускают Синельникова Т., Шикин Д., Иванова Я..


  1. Внетабличное умножение и деление (устные приёмы)

Разработка модели психолого-педагогичекого и медико-социального сопровождения детей - учащихся классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе.

Тема в основном усвоена. Единичные ошибки допускают Карцев А., Синельникова Т., Тагирова К., Шикин Д.. Иванова Я. выполняет вычисления с помощью учителя.


  1. Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел

Разработка модели психолого-педагогичекого и медико-социального сопровождения детей - учащихся классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе.

Тема в основном усвоена. Единичные ошибки допускают Синельникова Т. и Шикин Д.. Иванова Я. выполняет вычисления с помощью учителя.


  1. Письменные приемы умножения и деления многозначных чисел.

Разработка модели психолого-педагогичекого и медико-социального сопровождения детей - учащихся классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе.

Тема «Письменные приёмы умножения и делении многозначных чисел» изучалась последней. Без ошибок вычисления выполняют 5 человек. Остальные - допускают ошибки. Помощь учителя требуется Ивановой Я., Синельниковой Т., Шикину Д. . При организации повторения в начале года необходимо включить эту тему в учебный процесс.

Формирование умения решать задачи.


  1. Простые задачи на сложение и вычитание.

Разработка модели психолого-педагогичекого и медико-социального сопровождения детей - учащихся классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе.

Учащиеся решают задачи, перечисленные в программе, без ошибок. Остальные виды задач решают с помощью учителя следующие учащиеся: Иванова Я., Синельникова Т., Тагирова К.

2. Составные задачи на сложение и вычитание.

Разработка модели психолого-педагогичекого и медико-социального сопровождения детей - учащихся классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе.

Учащиеся самостоятельно решают составные задачи на нахождение суммы, остатка, третьего слагаемого. Допускают ошибки при решении задач на разностное сравнение, нахождение уменьшаемого, вычитаемого. Иванова Я. решает задачи, используя дополнительные материалы.


  1. Простые задачи на умножение и деление.

Разработка модели психолого-педагогичекого и медико-социального сопровождения детей - учащихся классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе.

Тема в рамках программы усвоена полностью.

4. Составные задачи на умножение и деление.

Разработка модели психолого-педагогичекого и медико-социального сопровождения детей - учащихся классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе.

Учащиеся самостоятельно решают составные задачи на нахождение суммы, приведение к единице, на хождение суммы двух произведений. Остальные виды задач самостоятельно решают Воронин Д., Крестьянинова Р., Савин И., Старицын Р.. Постоянная помощь учителя требуется Ивановой Я. и Ефремовой К.


  1. Задачи, для решения которых необходимо использовать знание зависимости между величинами.

Разработка модели психолого-педагогичекого и медико-социального сопровождения детей - учащихся классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе.

Тема в основном усвоена. Для успешного решения задач этих видов желательно постоянное использование наглядности.
























Русский язык.


К концу начального обучения учащиеся должны уметь писать под диктовку текст в 75-80 слов, включающий изученные орфограммы и знаки препинания в простом предложении. Наибольшее количество ошибок ученики допускают при написании корневых орфограмм, в окончаниях имён существительных, имён прилагательных и глаголов. Наблюдение за тем, как идёт усвоение этих орфограмм ведётся постоянно.


  1. Безударные гласные в корне слова.

Разработка модели психолого-педагогичекого и медико-социального сопровождения детей - учащихся классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе.

Учащиеся хорошо усвоили правила правописания безударных гласных в корне, но недостаточное развитие речи не позволяет всегда правильно подобрать проверочное слово. Необходимо продолжить работу по увеличению словарного запаса.

  1. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Разработка модели психолого-педагогичекого и медико-социального сопровождения детей - учащихся классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе.

Тема в основном усвоена.


  1. Непроизносимые согласные.

Разработка модели психолого-педагогичекого и медико-социального сопровождения детей - учащихся классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе.

Учащиеся усвоили правила правописания непроизносимых согласных, умеют подбирать проверочные слова. Но набор слов ограничен. Требуется специальные упражнения по расширению словарного запаса.

4. Безударные окончания имён существительных

Разработка модели психолого-педагогичекого и медико-социального сопровождения детей - учащихся классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе.

Тема в основном усвоена. Учащиеся допускают единичные ошибки. Ефремова К. и Шикин Д. успешно справляются со словарными диктантами, в текстовых диктантах не всегда успевают применить алгоритм действия.


5. Безударные окончания имён прилагательных.

Разработка модели психолого-педагогичекого и медико-социального сопровождения детей - учащихся классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе.

Тема в основном усвоена. Шикин Д. допускает ошибки в согласовании слов. Ему требуются дополнительные логопедические занятия.


  1. Безударные окончания глаголов.

Разработка модели психолого-педагогичекого и медико-социального сопровождения детей - учащихся классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе.

Тема изучалась в четвёртой четверти. Учащиеся усвоили правила правописания окончаний глагола. Ошибки допускаются из-за неправильного определения начальной формы. При организации повторения в начале года необходимо включить упражнения на эту тему.




Чтение.

К концу четвёртого года обучения учащиеся должны уметь читать вслух, сознательно, правильно, выразительно и достаточно бегло, с соблюдением норм орфоэпии текст в темпе 70-80 слов в минуту; осознанно читать про себя текст любого объёма и жанра. В графике отображен процент усвоения темпа чтения (определён процент прочитанных слов от нормы чтения на данном отрезке времени).

Проверка техники чтения.

Разработка модели психолого-педагогичекого и медико-социального сопровождения детей - учащихся классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе.

Более 70% учащихся читают в темпе, определённом программой. Карцев А., Старицын Р., Шикин Д. читают от 60 слов в минуту. Этим учащимся дано задание на лето.





Список литературы:

Инструктивное письмо МО РФ от27.03.2003г. № 27/901-6. «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения.»

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО»,2004.-296 с.- (Педагогика. Психология. Управление.)

«Концепция коррекционно-развивающего обучения». Дефектология. - 1995. - №1.

Отстающие в учении школьники ( проблемы психического развития) / Под редакцией З.И.Калмыковой, И.Ю.Кулагиной. - М., 1986.

Программы для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы. / Сост. Л.А. Вохмянина.- М.: Дрофа, 2000.- 256 с.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003. - 272 с.

Шевченко С.Г. Коррекционно - развивающее обучение: Организационно - педагогические аспекты: Методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 136 с. - ( Коррекционная педагогика).


© 2010-2022