Статья на тему: Понятие «портфолио» в современном образовательном процессе

   Новые социальные требования к системе российского образования диктуют необходимость ее модернизации. В последние годы существенно меняются подходы к оценке учебных достижений, совершенствуются и внедряются в образовательную практику новые формы. Проблема оценки учебных достижений учащихся относится к ключевым проблемам образования. Необходимо сделать систему оценивания более гибкой и разноплановой, учитывать индивидуальные достижения учащихся в ходе инновационной деятельности педагогов, целых...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Понятие «портфолио» в современном образовательном процессе.

Чумакова Ю. В., магистрант 2 курса

Научный руководитель: Роженко О.Д., к.пед.н.

СКФУ г. Ставрополь

Новые социальные требования к системе российского образования диктуют необходимость ее модернизации. В последние годы существенно меняются подходы к оценке учебных достижений, совершенствуются и внедряются в образовательную практику новые формы. Проблема оценки учебных достижений учащихся относится к ключевым проблемам образования. Необходимо сделать систему оценивания более гибкой и разноплановой, учитывать индивидуальные достижения учащихся в ходе инновационной деятельности педагогов, целых творческих коллективов, создающих оптимальные формы оценки учебных достижений учащихся в образовательном процессе.

Важной составляющей образовательного процесса является формирование общеучебных умений школьников. Наряду с их влиянием на качество образования существенную роль играет умение ставить цель при преподавании учебных дисциплин. Ориентация только на фактор знаний образовательного процесса не соответствует требованиям общества к современной школе. Новый Федеральный Государственный образовательный стандарт (ФГОС) предусматривает постановку целевых установок при изучении предметов, ориентированных как на достижение знаний, так и на развитие личностного потенциала обучаемых .[1]

В новых ФГОС представлена программа развития универсальных учебных действий, которая призвана обеспечить формирование универсальной способности человека - умения учиться .[2]

Сама жизнь требует использования новых информационных и педагогических технологий, позволяющих формировать инновационное поведение человека, которое способствует его креативной деятельности, позволяет ему эффективно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям окружающей среды, экономики и т.д. Ученик должен видеть результаты своего труда, динамику своего развития, именно это видение вызывает еще большую мотивацию к достижению успеха. Поэтому введение в образовательный процесс такой формы, как портфолио, папки достижений учащегося, очень актуально и немаловажно. Учителю необходимо подготовить не только знающего специалиста, но и личность, умеющую адаптироваться в столь быстро изменяющемся мире, в бурном потоке экономического развития, умеющую обобщать, анализировать, принимать взвешенные решения в сложившихся ситуациях, креативно подходить к любым жизненным и производственным вопросам. Я считаю, что необходимо оценивать не только достижения ученика, но и то, какие изменения произошли с ним по сравнению с тем временем, когда он только приступил к учебе. В течение определенного учебного периода происходят изменения личностных качеств ребенка.[3]

Говоря о роли портфолио в образовательном процессе, многие сторонники этой формы оценки видят в портфолио гораздо больше, чем просто форму оценки или собрание работ.

За этой идеей стоит целая образовательная философия. Идея портфолио связана с новым пониманием сути учебного процесса, с целями образования по новому стандарту. Главное - не портфолио как таковое, а портфолио как совокупность процесса обучения и воспитания личности, выстраиваемых в связи с достижениями. Само портфолио получается как побочный продукт такого процесса.[4]

Работа над портфолио позволяет ученику становиться субъектом процесса учения, в который входят наряду с результатом и процессы оценивания, планирования и рефлексии своего образа жизни.

В педагогической литературе понятие «портфолио» рассматривается разными авторами и как форма оценки достижений учащихся, и как педагогическая технология, и как средство самоорганизации и саморазвития личности.

«Портфолио достижений ученика» - своего рода досье образовательных результатов школьника, которые помогут получить представление о его учебных, творческих, коммуникативных способностях. Термин «портфолио» (от франц. porter - носить + лат. in folio - размер листа), некогда употреблявшийся в бизнесе, политике, деятельности специалистов по кадрам, модельных агентствах, в среде художников, журналистов, активно используется в школьной образовательной практике. Термин еще не вошел в словари по педагогике, но совершенно очевидно, что он происходит от понятного всем слова «портфель», в котором можно переносить учебники или хранить бумаги, документы. Отметим еще одно важное свойство любого портфеля: он имеет отделения, т.е. позволяет структурировать вложенные в него материалы, объединенные общей темой.

Педагогическая философия портфолио предполагает не только акцентирование самооценки, но и переориентирование позиций с выявления того, что ученик не умеет и не знает, на то, что он умеет и знает, на динамику прогресса в процессе познания. Основной смысл: показать все, на что ты способен .[5]

На мой взгляд, портфолио есть важнейший документ личностного развития ученика, демонстрации динамики его роста и формирования индивидуального образовательного пути ученика от одной ступени к другой. В настоящее время в педагогической литературе я нахожу разнообразные типы портфолио - такие, как классический, исследовательский, рабочий, предметный, портфолио-проект, портфолио работ, портфолио отзывов, портфолио-дневник.

Я вижу, что в идее создания портфолио как формы оценки достижений учащихся заключены большие возможности для модернизации школьного обучения, то есть для совершенствования процесса обучения в свете требований по новому стандарту, представленному в настоящее время школе; такая оценка достижений учащихся может стать одним из важнейших направлений модернизации, но только при условии обеспечения его надлежащим теоретическим анализом и связанными с ним дидактико-методическими материалами.

Литература.

1. Калимуллин Р.Х. Стандартизация общего образования: проблемы, поиски, решения. Уфа, 2008.[1]

2. Кондаков A.M. Ответы на Интернет-консультации «ФГОС второго поколения» от 03.05.07.[2]

3. Пейп С.Дж., Чошанов М. Учебные портфолио - новые формы контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы. 2000.[3]

4. Римкявичене О.А. Портфолио в современном образовательном поле. Санкт-Петербург, 2005.[4]

5. Шамова Г.И., Белова СМ., Ильина И.В., Подгалимова Г.Н., Худин А.Н. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. М., 2007.[5]



© 2010-2022